Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"
Задачи урока:
- развивать у учащихся приверженность к демократическим принципам, гражданственности, гуманистическим идеалам, терпимости, пониманию многообразия мира и различных культур,
- развивать умение мыслить самостоятельно, творчески, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные мнения,
- формировать критическое мышление.
Методы и приемы:
- чтение повествовательного текста по стопам,
- мозговая атака,
- снежный ком,
- синквейн,
- спич.
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем: “Счастье каждого человека зависит от счастья не только его народа, но и всех людей на земле”.
Предварительная подготовка: класс делится на четыре группы и получает опережающее задание:
- подготовить страницу телеграфа “Конфликты XX века и их разрешение”, используя иллюстрации учебников истории;
- провести социологический опрос среди учащихся школы на тему “Мое отношение к национализму и конфликтам”, представив его результаты в виде диаграммы;
- составить список пословиц и поговорок, высказываний известных людей, относящихся к проблемам конфликта, национализма.
Ход урока
“Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный”.
Н.А. Добролюбов
Проблема: зависит ли счастье каждого человека от счастья всех людей на Земле?
На предыдущем уроке мы с вами говорили о конфликтах. Используя хорошо известный нам прием “мозговая атака”, давайте попробуем обобщить наши знания по данной теме. Сначала поработайте в группах, работая над вопросом – какие формы и виды конфликта, способы протекания и способы разрешения конфликтов вы знаете; какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием “конфликт”.
После обсуждения в группах руководители групп предоставляют результаты работы, учитель фиксирует его на доске в виде схемы
Итак, тема нашего урока сегодня “Национализм и этнический конфликт”. Мы будем вместе читать рассказ Аркадия Аверченко[1]. Он разделен на несколько частей. Просьба вперед не забегать и не читать весь рассказ сразу.
Справка: Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель конца XIX – начала XX в. В своих рассказах, пьесах, фельетонах карикатурно изображал российский быт и нравы. После 1917 года в эмиграции. Рассказ, который мы с вами будем читать, был опубликован в 1910 году. А какое название он носит, вы попробуете определить сами в ходе прочтения.
Итак, читаем текст.
Купец Пуд Исподлобьев, окончив обед, отодвигал тарелку, утирал салфеткой широкую рыжую бороду, откидывался на спинку стула, ударял ладонью по столу и кричал:
– Чтоб они пропали, чертово семя! Чтоб они заживо погнили все! Напустить бы на них холеру какую-нибудь или чуму, чтоб они поколели все!!
Бледная робкая жена Пуда всплескивала худыми руками и в ужасе широко раскрывала испуганные глаза:
– Кого это ты так, Пуд Кузьмич?
Пуд ожесточенно теребил рыжую бороду.
– Всех этих чертей – французов. Американцев и китайцев. Чтоб знали!
– Да за что же это ты их так?
– Потому – иностранцы. Потому не лезь.
Он сладко улыбался.
– У нас в городу француз булочный магазин завел… Взять бы ночью пойти да сдаля побить ему стекла камением. Стекло дорогое, богемское…
– Да ему ж убыток? – задумчиво возражала жена.
– Пусть. За то и иностранец. Ха-ха-ха! Вчерась я итальянца. Который с фигурами, встретил. Ты, говорю, такой-сякой, чтоб тебя градом побило, патент на право торговли имеешь? В церковь ходишь? Да по корзине его! Народ, полиция; с околоточным потом беседовал. Как в романе.
Жена робко моргала глазами и молчала. Ей было жалко и француза булочника и итальянца, но она сидела тихо. Не шевелясь, и молчала.
Через некоторое время купец Пуд Исподлобьев опять, сидя за обедом, судорожно схватился за свою рыжую бороду и стал кричать:
– Чтоб вас небесным огнем попалило, чтоб вы с голоду все попухли, чтоб вас нутряной червь точил отныне и до века!!
– Французов? – спросила жена.
Пуд Исподлобьев ударил кулаком по ребру стола.
– Нет, брат, не французов! Полячишки эти жидята, татарва разная… Нет на вас, гадов, праведного гнева Божьего!!
– Да они же в России живут все равно! Не наши черти!
Он задумался.
– Вытравить бы их порошком, каким, что ли. Или пилюлей. Потому – иностранцы.
Первая остановка
Просьба не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:
- Что вы видели и слышали?
- Что вы почувствовали, прочитав текст до первой остановки?
- Как вы думаете, какая проблема, поднимается в данном рассказе?
- Почему Пуд Кузьмич зол на иностранцев?
- Кого он считает иностранцами?
- Почему вы так думаете?
Вопросы должны задаваться по одному. Необходимо давать время подумать над каждым вопросом.
Продолжаем чтение до второй остановки. Во время чтения попытайтесь представить картину происходящего в деталях.
Однажды учитель местной гимназии приехал к Пуду Исподлобьеву с подписным листом.
– Что? – угрюмо спросил Пуд.
– Не подпишитесь ли от щедрот своих? Страшное бедствие – голод, болезни, голодный тиф.
– Где? – спросил Пуд
– В Самарской губернии.
– Ходи мимо. Учитель. Пусть дохнут от тифа! Так и надо.
– За что? – изумился учитель.
– Потому – мы рязанские, а они что? Самарцы. Не нашей губернии. Ходи мимо.
– Да что вы такое говорите?! – ахнул учитель. – Разве они не такие же русские, как и мы?
– Нет, – упрямо сказал Пуд. – Не такие. Не пожертвую. Будь еще наши, рязанские. А то какие-то иностранные люди – самарцы.
– Да какие же самарцы иностранные?! Они русские, как и мы с вами.
– Врешь ты, придаточное предложение! Русские, брат, мы – рязанцы!
Учитель внимательно посмотрел на Пуда, покрутил головой и уехал.
Сидели за чаем.
– Человек пришел, – доложила кухарка. – В дворники наниматься.
– Зови, – сказал Пуд Исподлобьев. – Это ты, брат, дворником хочешь?
– Мы.
– А какой ты, тово… губернии?
– Здешней. Рязанской.
– Это хорошо, что Рязанской. А уезда?
– Да уж, какого ж уезда? Уезда мы Епифановского.
– Вон! – закричал купец. – Гони его, кухарка! Наклади ему, паршивцу, по первое число.
– За что ты? – спросила подавленно жена, после долгого молчания.
– Иностранец.
– Царица небесная! Да какой же иностранец?! Наш же, рязанский.
– Знаем мы. Рязанский ~ рязанский, а уезда-то не нашего. Иностранного. Этакий ведь чертяга, убей его громом…
Вторая остановка
Просьба не смотреть в текст и ответить на следующие вопросы:
- Что вы увидели?
- Кто по определению Пуда Кузьмича является истинно русским?
- Так какое название может носить этот рассказ?
- Как вы думаете, что случится далее?
- Почему вы так думаете?
Теперь вы будете читать до третьей остановки. Вы можете догадываться, что в этой истории могут произойти некоторые осложнения. Читая, постарайтесь определить место кульминации, развязки сюжета.
Если бы изобразить поведение купца Пуда Исподлобьева в виде спирали – было бы ясно, что он со страшной быстротой мчался от периферии к центру. Круги делались все уже и уже, и близко виднелась та трагическая мертвая точка, которой заканчивается внутри всякая спираль.
На другой день после изгнания дворника к Пуду приехал в гости купец Подпоясов, живший от него через две улицы.
Пуд вышел к нему и сказал:
– Ты чего шатаешься зря! Гнать я решил всех вас иностранцев. По шеям… нет у меня на вас жалости!
– Пуд Кузьмич! – отшатнулся Подпоясов. – Побойся Господа! Да какой же я иностранец?!
– Бога мы боимся, – сухо отвечал Пуд. – А только раз ты живешь в другом квартале, на другой улице, то есть ты не более как иностранец. Вот вам Бог, вот порог… Иди, пока не попало…
Спираль сузилась до невозможности. Пуду уже было тесно даже у себя дома. Он долго крепился, но, в конце концов, не выдержал…
Однажды позвал жену и детей, злобно посмотрел на них и сказал:
– Пошли вон!
Жена заплакала.
– Грех тебе. Пуд Кузьмич!.. За что гонишь?
– Иностранцы вы, – сказал Исподлобьев. – Нету у меня к вам чувтва, чтоб вы подохли!
– Да какие ж мы иностранцы, Господи ж? Такие же, как и ты. Исподлобьевы…
– Не такие! Я Исподлобьев, а вы – что такое? Иностранцы паршивые… Вон с моих глаз!..
Третья остановка
Итак,
– Произошла развязка сюжета или нет?
– Что вас удивляет в поведении Пуда Кузьмича?
– Как вы относитесь к его поступку?
В принципе рассказ закончен, но автору потребовалось еще около 70 слов.
– Подумав о том, что происходило до настоящего момента в рассказе, попробуйте предсказать как закончится рассказ.
– А как бы вы его закончили?
– Почему?
– Какова главная мысль этого рассказа?
Теперь дочитаем рассказ до конца.
В большом пустом купеческом доме бродил одинокий истощенный Пуд… Он уже не ел несколько дней. А когда жена из жалости приносила ему пищу, он бросал в нее стульями, стрелял из револьвера и яростно кричал:
– Вон, иностранка!!
Так он прожил неделю. К началу второй недели спираль дошла до своей мертвой точки. Пуд Исподлобьев увидел, что и он не более как иностранец. Висел три дня. Потом заметили, сняли с петли и похоронили.
Хоронили иностранцы.
Когда закончат читать спросить:
– Он закончился так, как вы и думали?
– Согласны вы с автором, что этим рассказ и должен был закончиться?
– Как бы вы назвали этот рассказ?
– Как вы думаете, как назвал его автор?
– Почему вы так считаете?
Ознакомьтесь с предложенными цитатами, прочитайте их внимательно. Может ли одна из них служить эпиграфом к данному рассказу? Какая? Почему вы так решили? (Ответы учащихся)
Приложение 1
Учитель: Да, пожалуй, самый трудный случай – это решение межнациональных конфликтов. Каждая сторона руководствуется своей правдой, своими историческими фактами.
Булату Окуджаве принадлежат следующие строки:
И оглохнув, и ослепнув в одночасье в день ненастный
Встали все лицом друг к другу, Бога общего моля,
И потом армянской красной и азербайджанской красной,
Только красной, только красной кровью залило поля
В этих строках отражен один из самых тяжелейших конфликтов на Северном Кавказе из-за Нагорного Каpaбаха. Мы с вами говорили об этом конфликте на уроках истории. Вспомните, в чем суть конфликта? (Учащиеся обсуждают данный конфликт).
Учитель: Там, где льется кровь, торжествует экстремизм. Это слово означает признание людьми насилия и других крайних мер единственными путями решения конфликтов.
– Какие вам известны способы решения конфликтов? (Ответы учащихся: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы.)
А теперь, следующее задание, подготовленное одной из групп. Это конфликты XX века и способы их разрешения в иллюстрациях. Назовем их условно “Телеграф”. Работаем в группах. Вы получаете по два задания:
I. Выписать конфликты: 1 группа – религиозные и этнические |
II. Выписать конфликты, которые 1 группа – удалось разрешить переговорами |
Руководители групп обобщают работу.
Учитель: Итак, большинство конфликтов XX века разрешалось с применением силы, а что думает по этому поводу ваше поколение?
Одна из групп провела социологический опрос среди учащихся 9 – 11 классов нашей школы. Предоставим им слово.
Учащиеся представляют результаты опроса.
Учитель: А знаете ли вы, что за последние пять лет в мире произошло 14 тысяч конфликтов. Погибло 5 миллионов человек, причем гражданского населения больше, чем военных. Помните, Суворов в XVIII веке первый отдавал приказ “Обывателей не трогать”, а “Войну и мир” Л.Н.Толстого? Там есть сцена ранения А.Болконского и его встреча с Наполеоном, когда он пригласил своего собственного врача для оказания помощи Болконскому?
– Что же растеряло человечество за это время, если допускаются братоубийственные войны, в заложники берут детей?
– Какими же принципами надо руководствоваться в жизни?
– Играем в “Снежный ком”. Продолжите фразу: “Если бы от меня зависело разрешение конфликта, то я бы применял принципы…”
Учащиеся выдвигают известные им принципы, повторяя все сказанное ранее.
– отстаивание интересов ненасильственным способом; – дипломатии; – гуманности; – уклонения от прямого столкновения; – терпимости; – многообразия мира и культур; – убеждения; – мирного убеждения разрешения проблем; – нетерпимости к жестокости, насилию; |
– умение идти на компромисс; – переговоров; – посредничества; – духовного обновления; – поиска согласия на основе консенсуса; – признания прав и свобод человека; – уважения мнения оппонента; – толерантности; – добра; – любви. |
А теперь попробуем выразить ваше отношение к этой проблеме через составление синквейна. Работаем опять по группам.
1 группа ключевое слово “насилие”
2 группа – “компромисс”
3 группа – “гуманизм”
4 группа – “человек”
Руководители групп или авторы синквейнов представляют результаты работы.
Приложение 2
Учитель: А теперь представим себе, что вы присутствуете при одном из конфликтов XX века. Вы наблюдатель со стороны. С какой речью вы обратились бы к участникам конфликта?
Каждая группа выбирает один из конфликтов (арабо-израильский, карибский кризис, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский и др.). На обдумывание дается две минуты, на речь – 30 секунд. Вы можете использовать текст фрагментов из устава ООН и “Декларации прав человека”. Результат представляет руководитель группы.
Приложение 3
Домашнее задание: написать эссе “Мое отношение к национализму”.
Группы оценивают работу свою и друг друга, сопоставляя свои оценки и оценки учителя.
[1] – И.Е.Лебедев “Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания” методическое пособие ИПКРО РТ, Казань, 2004 г.
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
27 03 2024 17:24:37
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
26 03 2024 6:43:41
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
25 03 2024 21:26:53
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
24 03 2024 16:44:49
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
23 03 2024 17:32:15
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
22 03 2024 0:24:25
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
21 03 2024 4:13:27
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
20 03 2024 16:43:24
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
19 03 2024 23:12:19
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
18 03 2024 22:42:41
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
17 03 2024 21:59:33
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
16 03 2024 3:43:22
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
15 03 2024 4:35:58
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
14 03 2024 17:51:34
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
13 03 2024 4:31:25
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
12 03 2024 3:42:58
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
11 03 2024 2:26:45
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
10 03 2024 11:27:26
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
09 03 2024 10:43:13
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
08 03 2024 17:49:19
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
07 03 2024 0:21:27
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
06 03 2024 18:17:41
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
05 03 2024 19:23:41
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
04 03 2024 21:54:51
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
03 03 2024 0:10:11
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
02 03 2024 1:42:35
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
01 03 2024 12:25:39
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
29 02 2024 21:41:35
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
28 02 2024 23:49:47
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
27 02 2024 6:46:54
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
26 02 2024 14:43:10
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
25 02 2024 17:35:16
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...
24 02 2024 2:14:46
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
23 02 2024 12:36:19
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
22 02 2024 16:57:30
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
21 02 2024 19:32:58
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
20 02 2024 16:26:52
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
19 02 2024 0:18:39
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
18 02 2024 9:51:55
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
17 02 2024 12:35:48
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
16 02 2024 8:47:44
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
15 02 2024 13:33:33
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
14 02 2024 2:36:30
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
13 02 2024 14:49:14
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...
12 02 2024 3:15:18
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
11 02 2024 0:31:25
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
10 02 2024 5:27:55
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
09 02 2024 16:58:18
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
08 02 2024 12:33:59
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
07 02 2024 14:48:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::