Великие географические открытия
Цели урока: приобретение новых знаний. Применение умений самостоятельно в комплексе применять полученные ранее знания, умения и навыки. Осуществлять их перенос в новые условия.
Образовательная:
Совершенствовать умения работать с учебной литературой (учебником, хрестоматией), SMART-доской, к/к, атласом, дополнительным материалом, создание условий для усвоения нового материала на уроке:
а) знания: ключевых понятий (Великие
Географические открытия, каравелла, галион,
астролябия, компас, квадрант,
карты-портоланы,новые системы парусов), дат (1492 г.
– открытие Америки Х. Колумбом, 1499 г. –
экспедиция Васко да Гамы открыла путь в Индию,
1519–1522 гг. – кругосветная экспедиция Ф. Магеллана
и т.д.);
б) понимания: причин и последствий Великих
Географических открытий;
в) применения: полученных знаний для осмысления
дальнейшего развития европейской цивилизации,
самостоятельного решения проблемных ситуаций и
вопросов.
Воспитательная:
Создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других. Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества, формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.
Развивающая:
Создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений. Формирование способности критически анализировать прошлое на основе самостоятельного изучения учебной литературы, формулировать вывод и актуализировать свою позицию, способствовать дальнейшему росту интереса к самому процессу познания.
Оборудование:
- Карта “Великие географические открытия”, атласы по истории Нового времени.
- Учебник: Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. История зарубежных стран. – М., 2003
- Черный ящик.
- Раздаточный материал.(“Историческая справка”, “ВГО”)
- Мультимедийный диск: “1с: история Нового времени (образовательная коллекция)”
Личности в истории: Христофор Колумб, Васка да Гама, Фернан Магеллан, П.Кабрал, Д Диаш, Х.Грихальв, Ф.Кортес, Ф Писарро, Альмагро, Мендоса, Лепе, Пинсон, Ле Мера-Схаутен, А.Тасман, Ваале, Янсзон, Якобсзон, Карстенс, Колстер, Питерс, Ф.Дрейк, Д.Кабота, Ж.Картье, С.Шамплен.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
- Причины Великих Географических открытий.
- Ход Великих Географических открытий.
- Последствия Великих Географических открытий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учителя.
2. Этап целеполагания и мотивации.
Учитель: Внимание! Черный ящик!
Под музыкальную заставку (из игры “Что? Где? Когда?”) ученик вносит в класс “черный ящик”.
Учитель: Уважаемые… знатоки! В черном ящике лежат три вещи, которые Христофор Колумб привез из Нового Света! Что это?
Ученики высказывают свои варианты
Учитель: Вы имеете право на три подсказки.
В ходе беседы по мере необходимости учитель озвучивает приведенные ниже подсказки
(Схема №1)
1 |
2 |
3 |
Вещь сделанная из “эль оро бланко” или белого золота привезли в подарок испанской королеве, но она не оценила этот дар. Зато современные мужчины его очень ценят. | Европейские дамы почитали его пригодным лишь на букет, Петр I увидел в нем “второй хлеб” для России. | Её Колумб назвал “индийским зерном”, кормом скоту, а мы ценим её достоинства при походе в кино. |
Мяч |
Картофель |
Кукуруза |
Учитель: О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Ученики формулируют тему урока
Учитель: Наша тема “Великие Географические открытия (конец XV – начало XVI вв.)”. Запишите ее в тетради.
Учитель: Действительно, сегодня на уроке речь пойдет о событиях, вписанных золотыми буквами в историю человечества. О Великих Географических Открытиях. Что вы хотите узнать о них?... Чему вы хотите сегодня научиться?...
Ученики хотят узнать причины Великих
Географических открытий, их ход, последствия.
Формулируют умения, которые хотели бы приобрести
на уроке.
Подводя итог сказанного учениками, учитель формулирует цель урока:
- Мы должны выяснить, почему начались Великие Географические открытия и к каким последствиям они привели.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Почему европейцев манили новые земли?
Ученики высказывают свои версии
Учитель: Для поиска ответа на наш вопрос прослушаем краткую историческую справку о состоянии дел в Европе накануне Великих Географических открытий.
Для работы используется прием “Подумать, сговориться, обсудить”: вначале ученики самостоятельно слушают лекцию и читают Приложение №1, затем обсуждают в группе и “договариваются” об ответе, выбирают того, кто будет отвечать. По итогам ответов всех групп должна быть заполнена схема “Причины географических открытий” в рабочей тетради
(Схема №2)
Примерный вариант заполнения схемы
“Причины географических открытий”
Учитель: Но почему лишь в конце XV в. стали возможны Великие Географические открытия?
Ученики, на основе Приложения №1 кратко рассказывают о технических изобретениях, способствующих развитию мореплавания: каравелла, галион, астролябия, компас, квадрант, карты-портоланы,новые системы парусов.
(Схема №3)
Учитель: А какие же страны сыграли главную роль в открытии и освоении новых земель? Каким государствам мы обязаны ВГО?
Ученики работают с раздаточным материалом (Приложение №1) и атласом. Отвечая, заполняют схему.
(Схема №4)
Учитель: Проложите по карте самый короткий путь в Индию.
Ученики отмечают, что этот путь перекрыла Османская империя, а более безопасный путь в Индию только морем.
Учитель: При помощи атласа и Приложения №2 заполните таблицу “ВГО”
Ученики называют самые важные географические открытия и заполняют таблицу
(Схема №5)
Учитель: Мы уже знаем, почему начались Великие Географические открытия, как они проходили. К каким последствиям они привели?
Для работы используется прием “Подумать, сговориться, обсудить”:
- сначала ученики работают самостоятельно (учебник не используется)
- работа в группе.
Ученики легко называют последствия ВГО как положительные: приток драгоценных металлов в Европу, рост городов, развитие мировой торговли, освоение новых полезных сельскохозяйственных культур, развитие наук естественного цикла, так и отрицательные – истрeбление коренного населения Америки. Отвечая, заполняют схему.
(Схема №6)
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Достигли ли европейцы тех целей, которые они ставили перед собой отправляясь в путешествия?
Обсуждают, какие цели были достигнуты, а какие нет. Отмечают на схеме.
Учитель: Достигли ли мы своих целей на уроке?
5. Рефлексия.
Учитель: Ребята! Если бы вы жили в XV в., то, какое открытие хотели бы сделать?
6. Информация о домашнем задании.
Наш урок подошел к концу, записываем домашнее задание:
- Прочитать параграф 2.
- Выучить записи в раб.тетради.
- Отметить на к/к ВГО.
Приложение 1
Приложение 2
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
18 03 2024 19:46:33
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
17 03 2024 11:20:44
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
16 03 2024 18:39:33
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
15 03 2024 14:59:43
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
14 03 2024 15:56:36
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
13 03 2024 9:41:41
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
12 03 2024 2:31:33
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
11 03 2024 11:30:28
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
10 03 2024 9:29:45
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
09 03 2024 7:30:24
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
08 03 2024 14:59:15
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
07 03 2024 8:56:24
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
06 03 2024 21:23:29
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
05 03 2024 10:52:46
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
04 03 2024 21:41:29
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
03 03 2024 1:47:43
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
02 03 2024 1:13:41
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...
01 03 2024 5:46:44
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
29 02 2024 13:17:31
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
28 02 2024 9:45:14
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
27 02 2024 14:42:12
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
26 02 2024 18:14:40
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
25 02 2024 19:17:25
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
24 02 2024 5:49:50
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
23 02 2024 5:47:44
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
22 02 2024 14:43:38
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
21 02 2024 19:32:59
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
20 02 2024 22:30:59
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
19 02 2024 7:17:38
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
18 02 2024 18:58:31
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
17 02 2024 18:54:38
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
16 02 2024 3:24:50
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
15 02 2024 7:39:49
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
14 02 2024 21:25:44
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
13 02 2024 7:43:23
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
12 02 2024 22:47:45
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
11 02 2024 0:34:38
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
10 02 2024 23:59:32
Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....
09 02 2024 5:41:36
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
08 02 2024 18:29:16
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
07 02 2024 10:22:24
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
06 02 2024 1:27:29
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
05 02 2024 2:19:39
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
04 02 2024 16:41:24
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
03 02 2024 5:16:33
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
02 02 2024 22:46:27
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
01 02 2024 16:41:30
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
31 01 2024 5:33:38
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
30 01 2024 16:46:59
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
29 01 2024 7:26:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::