Модульное обучение на уроках истории

В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, перед преподавателями встает вопрос, как достигнуть основных целей воспитательно-образовательного процесса: успешное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, социальное становление и самоопределение личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Достичь желаемого возможно, применяя современные технологии обучения, такие как, например, модульное обучение.
Один из элементов модульного обучения – модульный урок. Обычно состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока можно использовать следующие элементы:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;
- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составления модуля данного урока.
Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ.
- УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.
- УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.
- УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.
- УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В учебном элементе (УЭ-0) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.
Модульный урок может включать в себя подготовленные обучающимися сообщения, выполнения творческих заданий, мини-спектакли. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого обучающегося отпечатанного дидактического материала и учебных пособий.
Перед завершающим контролем учитель делает обобщение, напоминает обучающимся о поставленных в начале урока целях, кратко хаpaктеризует итоги работы подгрупп, класса в целом. Контроль на этом этапе осуществляет учитель.
В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу. Оценка осуществляется как бы в трёх измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Этот завершающий этап работы называется рефлексией.
Ученические самооценки и суждения дают возможность учителю определить выбор форм работы, о доступность предлагаемых заданий, о способы достижения поставленных целей.
Модульный урок по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.).
Учебный элемент (УЭ-0)
В результате работы ты должен узнать:
- каким человеком был император Николай I, как проходило укрепление государственного управления в правление Николая I, как и почему проходили попытки решения крестьянского вопроса, какими методами государство боролось с революционными настроениями в стране;
- каковы предпосылки промышленного переворота в Российской империи начала XIX в.;
- какие изменения произошли в развитии сельскохозяйственной сферы, финансов и торговли.
В ходе работы над заданиями ты должен уметь:
- анализировать исторические факты;
- определять исторические даты на основании известной информации;
- работать с исторической картой;
- обобщать материал и делать выводы;
- составлять тесты;
- работать по тексту учебника, составлять вопросы;
- работать в группах;
- подготавливать устное выступление в виде докладов;
- оценивать ответ товарища;
- отвечать на поставленные вопросы.
Источники изучения темы:
- Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX в. – М.: Дрофа, 2007.
- Выступление Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года.
- Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда”.
- Карта “Экономическое развитие в середине XIX в.”.
- Раздаточный материал с заданиями.
- Рабочая тетрадь.
Учебный элемент - 1 (УЭ-1)
Император Николай I. Укрепление государственного аппарата. Усиление борьбы с революционными движениями. Дворянство и крестьянский вопрос.
- Прослушайте доклад обучающегося “Николай I”, воспользуйтесь информацией, представленной в учебнике (& 8, страница 60-61). Ответьте на вопрос: какие качества личности императора вас привлекают, какие отталкивают? Почему?
- Используя материал учебника, составьте 5 вопросов к тексту (страница 61-62), которые начинались бы со слов “кто” и “как”.
- Работа в паре. Познакомьте товарища со своими вопросами. Попытайтесь ответить на вопросы товарища.
- Прочитайте пункт учебника (страница 65-66), обратитесь к раздаточному материалу с заданием.
О чем идет речь?
“Император Николай стремился к искоренению злоупотрeблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотрeблениями и людьми, к ним склонным”. Из записок А. Х. Бенкендорфа.
5. Работа в группах.
1 группа. Познакомьтесь с материалом учебника (страница 63). Сделайте вывод: как изменилось положение дворянского сословия в начале правления Николая I.
2 группа. Ознакомьтесь с документом (Выступление Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года). Ответьте на вопрос: почему император считал, что отмена крепостного права стала бы “посягательством на общественное спокойствие”?
Учебный элемент – 2 (УЭ-2)
Предпосылки и начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансы и торговля. Города.
- Прочитайте пункт учебника (страница 68-70). Выберите верные утверждения.
- Работа в парах (по диагонали). Используя материал учебника (страница 70-72) и документ (Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда), составьте два теста из 3 вопросов относительно развития помещичьего и крестьянского хозяйств.
- Используя карту “Экономическое развитие в середине XIX века”, подготовьтесь к работе с картой у доски по вопросам:
- территории, где господствовала барщинная система;
- территории, где преобладала оброчная система;
- районы, где крепостное право было отменено в первой четверти XIX века;
- районы, где помещичье хозяйство не имело большого значения.
- Используя материал учебника (страница 75) и карту, приготовьтесь показать по карте крупнейшие промышленные центры Российской империи середины XIX века.
- Сделайте вывод об экономическом развитии Российской империи в середине XIX века.
Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности:
1) более ранние сроки, чем в Западной Европе
2) начался в условиях феодально-крепостнической системы
3) начался в металлургической отрасли производства
4) основные классы уже были сформированы
5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.
Учебный элемент – 3 (УЭ-3)
Проверка выполнения всех заданий. Обобщение и контроль усвоения учебного материала.
- Решите тест (индивидуальное задание).
Выберите один правильный ответ.
1. Годы правления Николая I (1 балл):
2. Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством (1 балл):
- М. М. Сперанского;
- П. Д. Киселева;
- А. А. Аpaкчеева.
3. С 1828 г. в высшие и средние учебные заведения могли принимать (1 балл):
1) всех желающих способных детей;
2) из разных сословий за плату;
3) детей дворян и чиновников;
4) только дворянских детей.
4. В первой половине XIX в. в России господствовал экономический уклад (1 балл):
1) феодально-крепостнический;
2) мелкотоварный (ремесленный);
3) капиталистический;
4) кустарный.
2. Выберите верные утверждения.
Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности (2 балла):
1) более ранние сроки, чем в Западной Европе;
2) начался в условиях феодально-крепостнической системы;
3) начался в металлургической отрасли производства;
4) основные классы уже были сформированы;
5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.
3. О чем идет речь? (3 балла)
“Император Николай стремился к искоренению злоупотрeблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотрeблениями и людьми, к ним склонным”.
Итого в сумме получается 9 баллов. Оценка “3” выставляется за воспроизведение информации первого уровня (задания № 1-4). Оценка “4” выставляется за правильное выполнение информации первого и второго уровней (задания № 1-5). Оценка “5” выставляется за правильное выполнение всего тестового задания.
Учебный элемент – 4 (УЭ-4)
Анализ выполнения тестовой работы. Самооценка и рефлексия.
- Анализ выполнения тестовой работы. Выявление типичных ошибок.
- Продолжите заполнение таблицы.
- Рефлексия.
- Как я усвоил материал? (“дело”)
Дата урока |
Изучаемый § |
Выполнение д/з |
Творческое задание |
самооценка |
Устный ответ |
Тест |
Работа с картой |
- Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
- Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
- Мало, что понял. Необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
- Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? (“Я”)
- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
- Допустил ошибки – 7-8 баллов.
- Не справился – 4-6 баллов.
- Как работала группа, учебная пара? (“мы”)
- Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов.
- Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов.
- Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок – 4-6 баллов.
Литература
- Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XIX век. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Дрофа, 2007. – С. 60 – 76.
- Журавлева, О. Н. Тесты по истории России XIX века [Текст] / О. Н. Журавлева. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005. – 137 с.
- Модульное обучение: опыт, перспективы [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1998. – 203 с.
- Сенновский, И. Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / И. Б. Сенновский // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 37-41. 8
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
26 02 2021 2:54:18
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
25 02 2021 19:25:27
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
24 02 2021 19:48:58
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
23 02 2021 15:59:14
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
22 02 2021 5:53:29

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
21 02 2021 22:56:38
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
20 02 2021 7:30:50
Урок истории в 7-м классе....
19 02 2021 4:31:32
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
18 02 2021 12:32:43
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
17 02 2021 4:53:44
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
16 02 2021 9:12:31
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
15 02 2021 11:48:12
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
14 02 2021 22:16:46
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
13 02 2021 8:49:56
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
12 02 2021 5:28:58
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
11 02 2021 1:18:54
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
10 02 2021 4:22:37
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
09 02 2021 23:49:35
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
08 02 2021 0:18:46
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
07 02 2021 19:46:42
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
06 02 2021 4:30:33
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
05 02 2021 1:50:29
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
04 02 2021 0:46:11
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
03 02 2021 22:42:30
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
02 02 2021 7:36:55
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
01 02 2021 10:31:30
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности
учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в
которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не
только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и
знаний....
31 01 2021 19:41:53

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
30 01 2021 15:22:12
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
29 01 2021 8:39:49
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
28 01 2021 21:18:41
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
27 01 2021 23:25:56
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
26 01 2021 1:15:20
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
25 01 2021 2:36:14
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
24 01 2021 11:30:27
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
23 01 2021 15:58:14
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
22 01 2021 15:20:10
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
21 01 2021 21:20:16
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
20 01 2021 11:10:23
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
19 01 2021 0:21:54
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
18 01 2021 14:23:24

Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
17 01 2021 9:58:21
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
16 01 2021 22:22:44
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
15 01 2021 20:54:39
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
14 01 2021 6:53:21
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
13 01 2021 4:37:14
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
12 01 2021 6:40:49
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
11 01 2021 15:24:22
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
10 01 2021 14:11:23
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
09 01 2021 12:57:34
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
08 01 2021 13:51:19
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
07 01 2021 7:15:40
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
06 01 2021 11:38:20
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
05 01 2021 12:40:27
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
04 01 2021 2:39:41
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
03 01 2021 3:59:51
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
02 01 2021 3:46:25
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
01 01 2021 6:55:30
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
31 12 2020 16:23:42
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
30 12 2020 6:25:34
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
29 12 2020 17:50:50
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
28 12 2020 21:50:58
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
27 12 2020 4:36:54
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
26 12 2020 7:19:43
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
25 12 2020 8:54:19
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
24 12 2020 8:48:29
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
23 12 2020 2:39:28
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
22 12 2020 18:11:34
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
21 12 2020 2:20:43
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
20 12 2020 23:24:30
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
19 12 2020 2:32:44
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
18 12 2020 23:37:46
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
17 12 2020 0:34:18
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
16 12 2020 19:42:10
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
15 12 2020 15:35:12
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
14 12 2020 5:37:29
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
13 12 2020 16:24:38
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.
...
12 12 2020 15:41:53
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям.
...
11 12 2020 20:43:39
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
10 12 2020 18:42:39
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
09 12 2020 19:15:12
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
08 12 2020 5:11:44
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
07 12 2020 9:13:37
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
06 12 2020 3:15:44
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
05 12 2020 16:11:42
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
04 12 2020 19:20:15
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
03 12 2020 1:11:36
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
02 12 2020 5:33:21
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
01 12 2020 15:57:28
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами.
...
30 11 2020 2:28:26
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
29 11 2020 9:21:14
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
28 11 2020 7:37:24
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
27 11 2020 0:15:39
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
26 11 2020 17:19:14
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
25 11 2020 7:25:59
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
24 11 2020 15:59:26
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
23 11 2020 2:16:33
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе.
...
22 11 2020 4:53:31
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность.
...
21 11 2020 4:52:36
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
20 11 2020 14:53:20
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
19 11 2020 11:29:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::