Использование метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на уроках истории и обществознания
Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Информатизация образования способствует внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации.
Еще одним широко пропагандируемым концептом современного образования является ориентированность обучающихся на самостоятельную деятельность, в которой они несут личную ответственность за образовательный продукт, созданный собственными исследовательскими усилиями. Одним из методов, объединяющим две этих составляющих современного образования, является метод учебного проекта, применяемый на уроках истории и обществознания в старших классах. Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного Power Point или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой, в частности, использовать весь спектр информации, являющийся обязательным при изучении таких дисциплин, как история и обществознание. Это возможность включать в разработки карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видео- и аудиофрагменты. Одним из условий реализации этого метода в педагогической пpaктике является корректное "встраивание" его в сложившуюся предметную классно-урочную систему. Точками соприкосновения нового метода и классно-урочной системы являются:
- проблемный и деятельностный подходы к обучению;
- личностно-ориентированное обучение;
- педагогика сотрудничества.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта видится следующим:
- это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
- это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трaнcформировать её в необходимые знания и применять их;
- это личность, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, обществознания имеющую общую цель-проблему, согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями обучающихся на основе ранее приобретенных знаний и надучебных умений при нежестко сформулированной познавательной проблеме. Методика учебного проекта по истории и обществознанию предполагает осуществление ряда этапов учебной деятельности:
- мониторинговый этап (проведение анкетирование для выявления целей и мотивации учебной деятельности);
- вводная беседа с целью погружения в тему и в проектную деятельность;
- проблематизация (как нам изучать тему так, чтобы было интереснее);
- постановка учащимися их цели-проблемы;
- утверждение исполнителей проекта (класс разбивается на группы по 3-5 человек для поиска материалов, возможны индивидуальные работы);
- создание методического паспорта учебного проекта, который содержит обязательные компоненты: название проекта, сведения об авторе проекта, наименование учебного предмета, учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросу, цель проекта (методическая и дидактическая), тип проекта, компетенции, необходимые для работы в проекте (в том числе и специфические, проектные), проблемные вопросы проекта, срок проведения и участники проекта, необходимое оборудование и материалы, аннотацию к проекту, результаты деятельности обучающихся, этапы проведения проекта, виды контроля;
- очень важно ознакомить обучающихся до начала самостоятельной работы с критериями оценивания проекта - это дает им возможность сориентироваться в тех направлениях, которые будут оцениваться учителем и более точно распределить свои силы. В частности, избежать такой ошибки, как концентрирование внимания лишь на внешней стороне проекта. Оценка (от 1 до 10 баллов) выставляется обучающимися и учителем по следующим критериям:
- качество исследования: глубина, отражение различных научных взглядов, объективность, научность и точность фактов;
- хаpaктер исследовательской работы: самостоятельность, наличие собственной устойчивой позиции, слаженная работа коллектива, четко определенные функции для всех участников, организованность этапов исследования;
- творческий аспект проекта: оригинальные факты и цифры, подбор уникальных, редко встречающихся материалов, лаконичность в текстовом содержании, авторские разработки;
- дизайн проекта: наличие главного материала исследования, единое стилевое оформление проекта, доступно оформленный материал, соответствие графиков, звуков и объектов представляемой информации;
- пpaктическая значимость проекта: соответствие первоначальному методическому запросу учителя (ответы на проблемные вопросы, выполнение целей проекта), дидактическая значимость материала, возможность использовать его в будущем обучении;
- защита проекта: устное сопровождение проекта, выступления каждого участника либо представителя, оригинальность, яркость, выразительность, грамотность в преподнесении материала;
- поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление;
- оформление и презентации проекта. Согласно психологическим исследованиям, наилучшее число объектов для восприятия и запоминания информации колeблется от 6 до 9. Именно такое количество слайдов в презентации обычно рекомендуется обучающимся.
Старшеклассники с удовольствием представляют свои проекты на интеpaктивной доске в кабинете истории. Наиболее яркой в 2008/2009 учебном году стала проектная работа по теме "Великая Отечественная война", состоящая из 3 частей ("Портретная галерея войны", "Фронтовые будни", "Ныдинцы на полях сражений и трудовом фронте"). Работа "Ныдинцы на полях сражений и трудовом фронте" стала победителем заочного тура IV гуманитарно-просветительской конференции "История моей семьи-страница многовековой истории Отечества" (г. Казань, март 2009 г.)
В новом учебном году определены следующие темы проектных работ: "Перестройка от А до Я" (среднесрочный проект для обучающихся 11 класса), "Слагаемые успеха в бизнесе" (краткосрочный проект для обучающихся 11 класса), "Россия между реформами и контрреформами: 60-70-е годы XIX века" (краткосрочный проект для обучающихся 10 класса), "Наш край в годы репрессий" (долгосрочный проект для обучающихся 9 класса).
Проектная деятельность обогащает личностный опыт школьников, позволяет им чётче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности. В ходе проектной деятельности обучающиеся овладевают навыками самой этой деятельности, они учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты. Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Работа над проектом позволяет старшеклассникам почувствовать себя творцами, исследователями.
Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся, востребованное современной образовательной пpaктикой.
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
18 03 2024 2:23:22
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
17 03 2024 19:22:30
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
16 03 2024 19:44:10
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
15 03 2024 10:27:36
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
14 03 2024 8:36:50
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
13 03 2024 17:11:10
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
12 03 2024 19:26:55
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
11 03 2024 9:43:40
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
10 03 2024 22:59:50
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
09 03 2024 16:14:52
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
08 03 2024 15:45:45
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
07 03 2024 3:20:50
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
06 03 2024 16:16:10
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I. ...
05 03 2024 9:16:58
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...
04 03 2024 16:46:35
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
03 03 2024 16:44:52
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
02 03 2024 0:52:38
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
01 03 2024 19:16:42
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
29 02 2024 0:46:20
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
28 02 2024 8:18:59
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
27 02 2024 17:20:35
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
26 02 2024 8:50:40
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...
25 02 2024 1:39:39
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
24 02 2024 15:11:16
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
23 02 2024 4:10:46
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
22 02 2024 14:22:14
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
21 02 2024 3:47:26
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
20 02 2024 22:27:34
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
19 02 2024 23:26:53
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
18 02 2024 0:48:48
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
17 02 2024 13:26:20
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
16 02 2024 0:29:12
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
15 02 2024 17:44:31
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
14 02 2024 8:40:18
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
13 02 2024 5:41:43
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
12 02 2024 16:47:57
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
11 02 2024 5:42:16
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
10 02 2024 9:22:47
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
09 02 2024 7:44:57
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
08 02 2024 8:33:55
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
07 02 2024 9:51:13
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...
06 02 2024 5:46:33
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
05 02 2024 4:46:44
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
04 02 2024 20:56:49
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
03 02 2024 3:56:10
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
02 02 2024 13:28:49
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
01 02 2024 17:19:28
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
31 01 2024 8:24:19
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...
30 01 2024 13:18:45
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
29 01 2024 23:40:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::