Использование деятельностного подхода в обучении истории в 5-м классе. Тема урока: "Касты в Древней Индии"
Цели урока:
1.Образовательные.
- знать хаpaктеристику кастового строя в Индии.
2. Развивающие:
- Работать над развитием устной речи;
- Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Развивать умение работать в парах, излагать свою точку зрения.
3.Воспитательные:
- Формирование интереса к истории;
- Воспитывать уважение к традициям народов Индии;
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия. Касты, буддизм, отшельник.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта Индии, карточки №1,№2, №3, №4,№5 Таблица для игры “Крестики-нолики”, учебник “История Древнего мира” 5 класс.
Карточка №1 Брахманы. Появились изо рта бога Брахмы. В эту касту входили представители знатных родов. Выполняли жреческие обязанности. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношение. Брахманы были освобождены от повинностей. Цвет одежды- белый. |
Карточка №2 Воины. Вышли из могучих рук бога. В эту касту входила военная знать, цари. Эта каста располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках военную силу. Цвет одежды – красный. |
Карточка №3. Земледельцы. Созданы из бёдер Бога Брахмы. Эта каста состояла из земледельцев и скотоводов, а также из торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землёй и незначительная роль в государственном управлении. Коронация царей происходила при их участии. Цвет одежды – жёлтый. |
Карточка № 4. Слуги. Возникли из запылённых ног Бога. Они занимались физическим трудом, были слугами. На них наложено много ограничений в правах. Они не имели права участвовать в управлении государством, занимать ответственные должности, участвовать в жертвоприношении богам. Цвет одежды – чёрный. |
Карточка № 5. Неприкасаемые. Была ещё одна группа людей о которой ничего в легенде не говорилось, поскольку считалось, что они этого не достойны. К этой группе относились paбы, захваченные, захваченные в походах, выполнявшие самую грязную и тяжёлую работу. Их называли “ неприкасаемые”. Носили лохмотья. |
Структура урока
Этапы урока | Время реализации |
Организационная ситуация | 3 минуты |
Объяснение нового материала | 20 минут |
Закрепление | 10 минут |
Рефлексия | 5 минут |
Домашнее задание | 2 минуты |
Ход урока
1. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы общения.
Сегодня в нашем классе гости
И мы волнуемся слегка.
Но ждёт нас интересная работа,
Волненье прочь, вперёд, друзья!
Сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Индию. Слайд №1
Индия привлекает нас величием полноводных рек с непроходимыми джунглями по берегам, красотой храмов и разнообразным составом населения. Во время путешествия по Индии я познакомилась с семьей земледельцев. Мы разговорились, и я поинтересовалась, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи мне ответил, что они хотят стать воинами , но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.
Меня очень заинтересовало, почему дети земледельцев не могут стать воинами. А вам хотелось бы знать ответ на этот вопрос?
Запишите тему урока. Слайд №2
Я хотела, чтобы вы подумали и задали те вопросы, на которые бы хотели получить ответ.
2. Объяснение нового материала.
Итак, что же такое касты? Откройте учебники на стр. 95, найдите определение. (Запись в тетрадь)
А теперь давайте подставим это определение в нашу тему урока. Что получается? “Группы людей в Древней Индии”. Что же это за группы? Как они появились и для чего? Давайте попробуем разобраться.
Для этого прочитайте первый абзац из параграфа 21 на стр. 95-96 и выпишите названия каст, на которые было разделено индийское общество.
Слайд №3, карточка1
А теперь посмотрите на экран. Кого вы видите на рисунке? Правильно, это бог Брахма. Какое отношение он имеет к кастам? Теперь назовите касты, и из каких частей тела бога Брахмы они произошли?
…У людей разных каст всё должно быть разное: и дом, и еда, и одежда, и права , и обязанности. А чтобы это доказать вы должны выполнить следующую работу. У вас на парте лежит лист с названием касты и карточка с описанием касты. Сейчас, работая в парах, вы должны будете прочитать текст учебника и карточки и составить рассказ о касте, отвечая на вопросы, записанные слева на листе. Страницы и пункты учебника указаны у вас на листах.
Расскажите, что вы узнали о каждой касте? Слайды №4,5,6,7,8
- К какой касте относятся “неприкасаемые”?
- Ребята, как вы думаете, какая каста была самая почитаемая в Индии? Почему?
- Да, именно брахманы являлись, по мнению древних индийцев, посредниками между богом и людьми. Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй и отшельничество.
Учение 7-16 лет.
Обзаведение семьёй с16 лет.
А кто такой отшельник? (стр.98). Найдите в тексте определение и запишите в тетрадь.
Вывод:
- Назовите, на какие касты было разделено древнее общество Индии? Слайд № 9
- Чем отличались люди разных каст друг от друга?
- Каким было отношение между людьми разных каст?
В наши дни деление на касты в Индии отменено официально, но Индия- страна, где чтят традиции и обычаи до сих пор и часто бывают такие случаи, когда учитель избил мальчика за то, что тот написал стихотворение дeвoчке из высокой касты.
3. Закрепление.
Давайте поиграем в игру “Крестики-нолики”.
У вас есть карточки с табличкой, в которой записаны цифры, соответствующие номеру вопроса.Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.
1.Всё население Индии делилось на 5 каст.
2.Высшей кастой была каста воинов.
3.Только брахманы могли разговаривать с богом.
4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.
5.Земледельцы носили одежду белого цвета.
6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.
7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.
8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.
9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.
Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка). Слайд №10
1 0 | 2 0 | 3 х |
4 х | 5 0 | 6 0 |
7 0 | 8 х | 9 0 |
- Ребята, а кто такой Будда? Слайд №11
Будда - основатель религии буддизма. Он не придавал большого значения кастовым различиям, учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
Дома вы прочитаете легенду о Будде на стр. 97. Буддизм распространён по всему миру, есть его последователи и в России. Особенно среди калмыков.
4. Рефлексия.
Ребята, а теперь давайте ещё раз посмотрим на тему урока. Ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока. Слайд №12
Понравилось вам путешествие в древнюю Индию? Давайте попробуем закончить предложения. Слайд №13
- Я запомнил(а)…
- Я понял(а)…..
- Мне на уроке….
5. Домашнее задание.
Стр. 97.Творческая работа (сочинение или рисунок), на основании которой можно сделать альбом об Индии.
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
28 03 2024 6:22:22
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 03 2024 5:23:53
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
26 03 2024 5:56:52
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
25 03 2024 11:35:29
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
24 03 2024 15:45:26
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
23 03 2024 1:53:48
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
22 03 2024 2:57:35
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
21 03 2024 0:18:32
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
20 03 2024 20:58:59
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
19 03 2024 15:38:10
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
18 03 2024 22:28:35
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
17 03 2024 17:24:23
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
16 03 2024 23:45:15
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
15 03 2024 10:56:14
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
14 03 2024 19:28:26
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
13 03 2024 15:17:33
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
12 03 2024 3:58:30
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
11 03 2024 2:49:26
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
10 03 2024 10:19:53
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
09 03 2024 2:38:57
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...
08 03 2024 13:53:47
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
07 03 2024 12:18:25
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
06 03 2024 12:31:32
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
05 03 2024 3:47:37
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
04 03 2024 1:52:59
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
03 03 2024 3:22:56
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
02 03 2024 11:41:57
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
01 03 2024 19:45:44
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
29 02 2024 7:21:35
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
28 02 2024 11:18:19
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
27 02 2024 8:53:35
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
26 02 2024 4:33:18
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
25 02 2024 1:46:46
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
24 02 2024 20:58:21
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
23 02 2024 13:20:59
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
22 02 2024 14:21:28
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
21 02 2024 1:27:36
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
20 02 2024 5:18:53
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
19 02 2024 18:48:23
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
18 02 2024 5:10:40
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
17 02 2024 1:50:35
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
16 02 2024 17:41:43
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
15 02 2024 14:40:49
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
14 02 2024 11:15:50
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
13 02 2024 19:30:33
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
12 02 2024 3:58:52
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
11 02 2024 12:42:46
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
10 02 2024 2:32:12
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
09 02 2024 17:15:10
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...
08 02 2024 21:16:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::