Окружающий мир. 4-й класс. "Памятный 1812 год"
Цели и задачи:
- Дать общую картину жизни в России начала ХIХ века.
- Развитие умения ориентироваться в исторической информации.
- Заинтересовать детей, пробудить интерес и уважение к прошлому своего народа.
Материал к уроку.
- Учебник-хрестоматия "Твоя Россия" под редакцией Н. Я. Чутко
- Е.В. Саплина, А.И. Саплин. "Введение в историю 4 класс"
- Карта "Отечественная война 1812 года".
Тип урока.
Обсуждение нового материала, подготовленного учащимися самостоятельно.
Ход урока
Вступление. Слово учителя.
К началу ХIХ века Россия была одним из самых могущественных государств Европы. По размерам территорий она в несколько раз превосходила самые крупные европейские державы. Россия имела сильную армию и военный флот. Талантливые русские люди развивали культуру, науку , технику, искусство.
В 1801 году на русский престол вступил новый царь Александр I, который заявил, что будет править по законам Екатерины Великой.
В начале Х1Х века над нашей страной нависает грозная опасность: император Франции Наполеон, покоривший почти всю Европу, двинулся на Россию.
Учитель. - Какой год стал грозным для России начала века?
Сообщение темы.
ПАМЯТНЫЙ 1812 ГОД.
Вопрос для обсуждения: - Чем памятен он для русских людей? Для России?
(Высказывания учащихся)
Вопрос для обсуждения. - Почему французский император Наполеон (словарь император Наполеон) стремился завоевать Россию?
Обобщение. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить её народ не раз мечтали чужеземные захватчики.
Вопрос для обсуждения. - Об этом ли мечтал Наполеон? Докажи. (Что происходит, если кто-то стал завидовать соседу, да ещё и не по доброму?)
(Историческая справка: Наполеон Бонапарт: "...-Через 3 года я буду господином мира... Останется Россия, но я раздавлю её..").
Вопрос для обсуждения. - Что узнали о Наполеоне. О каких особенностях хаpaктера, поведения узнали?
Наполеоновские войны. Обобщение учителя.
В начале военной карьеры Наполеоновские войны имели прогрессивное значение, но по мере развития, они стали носить захватнический хаpaктер. Вот такую войну и повела Франция против России.
Эта война в исторических и художественных произведениях носит название: Отечественная. (словарь Отечественная война)
Учитель(вопрос-коллизия)- Почему война с Наполеоном называется Отечественной, народной?
(Высказывания учащихся)
В год нашествия Наполеона на Россию, на защиту Отечества поднялся народ. Ополченцы (словарь ополченцы) средних губерний были вместе с солдатами с начала боёв. Русская армия, меньше по численности, всё лето отступала.
Работа с картой.
В планах Наполеона захват России намечался по трём направлениям:
- север - голова (Санкт-Петербург)
- юг - ноги (море, плодородные земли)
- и Москва - сердце.
У М.Ю. Лермонтова есть такие строчки: "... Мы молча долго отступали..... И вот нашли большое поле" (место на карте и обратить внимание на условные обозначения).
Бородинское сражение.
Учитель. - Расскажите о Бородинском сражении. Приведи факты, свидетельствующие о мужестве и героизме русских.
(высказывания учащихся)
/Для учителя. Бородино выбрано не случайно. Поле там обширное, на нём могли разместиться большие массы войск. Кутузов расположил свои силы так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву. Русская армия заняла новую и старую Смоленские дороги. Правый фланг русских упирался в деревню Горки. Центр русских войск защищала знаменитая Курганская батарея (больше известная как батарея Раевского). Левый фланг русских проходил близ деревни Семёновское. Здесь были построены очень быстро земляные укрепления - флеши (словарь флеши).
План Наполеона был - разгромить левый фланг и войти в тыл к русским, нанести удар по центру и уничтожить русскую армию/
Вывод. Обобщение (делает учитель).
Ни Кутузову, ни Наполеону 7 сентября не удалось одержать полную победу. и спор историков - "Кто победил под Бородино"- продолжается более 150 лет.
Возможно, что в новом сражении русские не смогли бы устоять. Кутузов верил, что победа впереди.
Вопрос для обсуждения. - И всё же Кутузов сдаёт Москву французам. Почему?
(Историческая справка: Кутузов М.И. ..."С потерей Москвы - не потеряна Россия...")
Наполеон в Москве.
Вопрос для обсуждения. - На что рассчитывал Наполеон, заняв Москву?
Почему расчёты Наполеона провалились?
(О чём вспомнил Наполеон на Поклонной горе. Город Смоленск, как и Москва, был пуст. Пожар в Москве - ловушка.)
М.И. Кутузов.
- Сегодня много упоминалось имя М.И. Кутузова, в связи с событиями 1812 года.
- Что знаете об этом человеке?
(Высказывания учащихся)
Итог. Обобщение.
Отечество, народ - освободительная война. Кутузов М.И. : "... Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем..."
- Чем же памятен для России и русского народа год 1812?
Домашнее задание.
Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была крупнейшим событием всемирной истории.
Отечественная война была подвигом всего народа. Много имён выдающихся героев этой освободительной войны осталось в истории. Это люди самых разных возрастов, званий, положения: от главнокомaндующего русской армией фельдмаршала князя Кутузова, до рядового солдата, до простого крестьянского мужика.
Имена этих людей мы и узнаем на следующем уроке, тема которого - "ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года".
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
18 03 2024 1:49:16
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
17 03 2024 16:23:20
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
16 03 2024 13:21:35
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
15 03 2024 13:43:24
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
14 03 2024 23:55:14
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
13 03 2024 13:39:29
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
12 03 2024 23:17:56
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
11 03 2024 22:34:47
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
10 03 2024 16:28:27
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
09 03 2024 21:25:26
Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
08 03 2024 6:57:48
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
07 03 2024 23:15:19
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
06 03 2024 6:22:52
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
05 03 2024 21:12:25
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
04 03 2024 10:21:21
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе (автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России - ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике страны и родного края....
03 03 2024 1:28:32
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
02 03 2024 15:14:40
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
01 03 2024 17:35:39
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
29 02 2024 19:45:28
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
28 02 2024 22:48:17
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
27 02 2024 2:21:11
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
26 02 2024 9:56:21
Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
25 02 2024 22:57:14
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
24 02 2024 16:31:45
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
23 02 2024 17:33:17
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
22 02 2024 6:31:59
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
21 02 2024 9:48:25
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
20 02 2024 20:20:36
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
19 02 2024 16:19:32
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
18 02 2024 2:38:52
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
17 02 2024 16:12:57
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
16 02 2024 9:50:34
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
15 02 2024 17:30:10
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
13 02 2024 5:25:52
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
12 02 2024 2:10:10
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
11 02 2024 17:48:20
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
10 02 2024 8:33:47
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
09 02 2024 12:16:47
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
08 02 2024 19:18:43
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
07 02 2024 2:35:43
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
06 02 2024 2:56:12
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
05 02 2024 7:32:35
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
04 02 2024 18:29:23
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
03 02 2024 6:41:29
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
02 02 2024 16:56:52
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
01 02 2024 12:39:43
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
31 01 2024 9:52:52
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
30 01 2024 8:21:27
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
29 01 2024 9:49:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::