Семинар "Феномен сталинизма в истории России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Семинар "Феномен сталинизма в истории России"


    Семинар "Феномен сталинизма в истории России"

Цель урока: способствовать формированию образовательной, социально-коммуникативной и социально-политической компетенции и гражданской позиции учеников - юных граждан России.

Задачи урока:

  • способствовать актуализации ранее полученных учащимися знаний по истории России 20-30-х годов XX века, а также способствовать их систематизации и обобщению (образовательная компетенция);
  • на основе знаний по истории России периода сталинизма развивать навыки критического анализа исторических событий и личностей, а также умение и готовность аргументировано отстоять свою точку зрения в политической дискуссии, защитить свои взгляды и свою гражданскую позицию (социально-политическая компетенция);
  • развивать готовность работать в группе и вести диалог с людьми, которые придерживаются иных взглядов, при этом сохраняя толерантное отношение к политической позиции и аргументам собеседника (социально-политическая и социально-коммуникативная компетенция).

Суть урока

Урок представляет собой семинар с элементами ток-шоу и основанный на проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20-30-х годов в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе. Урок требует определенной подготовки, поэтому в ходе урока можно выделить следующие этапы:

1) подготовительный этап,

2) поисковый этап,

3) пpaктический этап,

4) аналитический этап.

1. Подготовительный этап урока.

На предшествующем уроке учащиеся получают задание.

Суть задания:

1) изучить материалы семинара, подготовленные учителем (см. ниже, с. 2), ответить на вопросы семинара;

2) подготовиться к ток-шоу по вопросу о причинах и последствиях сталинизма для истории России и мировой истории:

  • учащиеся должны разделиться на группы в зависимости от своей точки зрения на обсуждаемые события;
  • каждая группа разpaбатывает мини-проект в защиту своей точки зрения, готовит его презентацию и защиту, в том числе, каждая группа готовит аргументы, как в защиту своей позиции, так и в качестве оппонентов другой группы;
  • группы готовят докладчиков и содокладчиков для защиты проекта и участия в то-шоу.

Материалы для подготовки к семинару.

Вопросы для размышления.

Часть I. Основные события истории России 20-30-х годов.

1. Какой политический режим существовал в стране в 20-е годы? Аргументируйте свое мнение.

2. Вспомните главные события 20-х годов.

3. Как изменялся советский политический режим в течение 20-30-х годов?

4. Какой политический режим установился в стране в 30-е годы? Аргументируйте свое мнение.

5. Вспомните главные политические события 30-х годов. Какая обстановка была в стране в 30-е годы?

6. Какие изменения происходят в экономике СССР в конце 20-х - начале 30-х годов? Расскажите о сталинской модернизации страны и ее последствиях.

Часть II. Причины и роль сталинизма в истории страны.

7. В чем суть понятия "сталинизм"? При подготовке ответа помните, что "сталинизм" - это понятие не только политическое, но и социальное, и экономическое, и духовное.

8. Какие точки зрения на истоки сталинизма вы знаете? Каковы последствия сталинизма для страны? Какие другие точки зрения по этому вопросу вы знаете? Какова ваша точка зрения? Приведите аргументы в защиту своей позиции. Размышляя о причинах сталинизма, помните о субъективных и объективных причинах исторических событий.

9. Почему люди старшего поколения до сих пор вспоминают эти годы с ностальгией и считают их лучшими годами в истории России XX века?

10. Как вы относитесь тому, что огромное большинство граждан современной России выбрали имя Сталина в проекте государственного канала "Россия" "Имя России"? Чем вы объясняете этот выбор?

Часть III. Феномен "сталинизма".

11. Является ли процесс установления сталинской диктатуры в послереволюционной России уникальным событием в мировой истории? Аргументируйте свое мнение.

12. Как вы относитесь к формулировке темы семинара?

Информация к размышлению. Краткая историческая справка.

1. XVII век - революция в Англии, гражданская война, диктатура Кромвеля. Итог: после cмepти Кромвеля, оставшись без вождя, вчерашние враги монархии соглашаются на реставрацию (восстановление) династии Стюартов.

XVIII век - Великая французская буржуазная революция, анархия и гражданская война, якобинская диктатура, массовые казни в стране под руководством М.Робеспьера. Итог: заговор и казнь Робеспьера, диктатура Наполеона.

XX век - 1947 год, создана Китайская народная республика во главе с Мао Цзедуном, 1966 год - началась китайская "культурная революция", которая превратилась в массовое истрeбление заслуженных члeнов партии и интеллигенции.

2. Поисковый этап урока.

Суть работы: учащиеся разбиваются на группы и ведут подготовку к уроку. Подготовка к уроку идет с использованием метода проектов и включает в себя следующие виды деятельности: создание группы, распределение обязанностей в группе, сбор информации и поиск аргументов, оформление материалов проекта, подготовка выступления, создание презентации для выступления, выбор докладчика и его содокладчиков, подготовка вопросов для оппонентов. На данном этапе при необходимости и (или) по заявкам учеников учитель проводит консультации.

3. Пpaктический этап урока.

1-я часть. Суть работы: повторение изученного материала на основе вопросов, предложенных учителем (Материалы семинара, часть 1). Основная форма работы -фронтальное устное повторение с использованием презентации, подготовленной учителем (смотри Приложение 1. Презентация в формате PowerPoint).

2-я часть. Суть работы: ток-шоу по вопросам о причинах и роли сталинизма в истории России. Формы работы: презентация и защита проектов творческих групп, диспут по предложенным вопросам, формулировка и запись в тетради основных точек зрения, сформулированных в ходе дискуссии.

Правила проведения ток-шоу

1. Каждая группа представляет одного докладчика и двух содокладчиков.

2. Докладчик имеет на выступление не более трех минут. За это время он должен четко сформулировать мнение группы по спopному вопросу и высказать аргументы в подтверждение своей позиции.

3. Содокладчики имеют право дополнить выступление основного докладчика (не более 1 минуты).

4. Оппоненты имеют право задавать вопросы. Время на ответы - не более 5 минут.

5. Все члeны группы имеют право и должны участвовать в обсуждении проблемы.

6. В начале и в конце ток-шоу проводится рейтинговое голосование, которое должно определить, какая группа сумела увеличить число своих сторонников.

7. Ток-шоу завершается анализом выступлений и аргументов, представленных группами.

Краткое изложение выступлений докладчиков

1) Истоки сталинизма. Первая точка зрения.

1. Сталин был уникальным явлением в истории России. Диктатура Сталина была прямым следствием уникальных особенностей его личности и его непомерного стремления к власти. Россия пришла к диктатуре вопреки воле партии и потребностям страны.

Аргументы

1. О том, что Сталину нельзя доверять власть писал еще В.И. Ленин в своей работе "Письмо к съезду" (1923 год): "Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью... Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д."

2. Товарищи по партии видели проблемы Сталина и неоднократно предпринимали попытки отстранить его от должности: 1927 год - выступления Каменева и Зиновьева, 1934 год - события XVII съезда партии, делегаты которого попытались сместить Сталина и поставить на его место С.М. Кирова, 1938 год - "военная оппозиция" под руководством М.Тухачевского. Не объективные причины, а хитрость и коварство позволили Сталину остаться у власти.

3. Репрессии 30-х годов уничтожили почти всех видных деятелей культуры, партии и государства, и альтернативы Сталину в стране просто не осталось.

Вторая точка зрения.

2. Большевистская Россия после революции и гражданской войны была исторически обречена на диктатуру, это был единственный способ в кратчайшие сроки превратить Россию в мощное государство и сохранить власть ВКП(б).

Аргументы.

Ситуация в стране в конце 20-х годов.

1. В России был глубокий экономический кризис, обусловленный всей предыдущей историей XX века (первая мировая война, три революции, гражданская война, политическая и экономическая изоляция России, организованная западными странами). НЭП поднял сельское хозяйство и торговлю. Но НЭП не сумел и не мог решить главную проблему страны - проблему экономической модернизации. Стране надо было создавать тяжелую промышленность, причем в кратчайшие сроки. Сделать это быстро можно было только в условиях диктатуры.

2. Существовала очень напряженная международная обстановка, против СССР постоянно готовится война. В этих условиях только диктатура могла укрепить страну и подготовить ее к противостоянию врагу.

3. В результате нэпа в стране сложилась очень напряженная социальная обстановка: рабочие и сельская беднота были недовольны усилением нэпманов и кулаков, видели в них врагов Советской власти, "врагов народа". Репрессии, начатые Сталиным, реально сделали то, что ждало от власти большинство народа.

4. Существовал особый российский менталитет. Не следует забывать, что в России сравнительно недавно отменили крепостное право. В русском народе очень сильна была привычка к абсолютной власти, вера в "доброго барина", в "батюшку царя". Либерального, демократического правителя Россия бы просто не приняла. Либерализм власти в такой стране, как Россия, неизбежно привел бы к анархии и гибели страны.

5. В наследство от царского режима Советская Россия получила низкий уровень образования населения, в том числе был низок уровень образования и среди руководителей партии и правительства. Известны такие данные: в 30-е годы начальное образование имели 30% секретарей обкомов и 70% секретарей райкомов. Эти люди не доверяли интеллигенции, получившей образование еще до революции, и нуждались в руководителе-диктаторе, чьи распоряжения можно выполнять, не задумываясь о последствиях и об ответственности.

В таких сложных условиях стране нужна была диктатура!

2) Роль сталинизма в истории России. Первая точка зрения.

Благодаря Сталину, в кратчайшие сроки были решены главные проблемы России. Было создано мощное государство, которое через несколько лет разгромило фашизм и спасло весь мир от катастрофы. Сталин - величайший политик XX века, человек, достойный носить звание "Имя России". Вариант: Сталин - эффективный менеджер, отличный кризисный управляющий, который находит наилучший вариант решения поставленных перед ним и страной проблем. Период Сталина - это период главных успехов России.

Аргументы

1. В стране благодаря репрессиям установился четкий порядок, прекратилась борьба за власть и бесконечные дискуссии 20-х годов, которые отвлекали народ и партию от решения конкретных экономических задач.

2. Индустриализация решила все поставленные задачи: создана мощная тяжелая промышленность и ВПК (построено более 1500 предприятий, общее 2 место в мире, темпы роста производства - 10-15% в год), достигнута экономическая независимость страны от западного импорта, на случай войны создана экономическая база в восточных регионах страны.

3. Значительно улучшилось положение основной социальной группы советского общества - рабочего класса (ликвидация безработицы, отмена карточек - 1935 год, постоянные повышения зарплаты и снижение цен, повышение социального статуса).

4. Идет подъем культуры: введено всеобщее и обязательное семилетнее образование, общий уровень грамотности достиг 87%, выдающиеся открытия сделаны советскими учеными, великие творения созданы советскими деятелями искусства (открытия С.Вавилова, А.Иоффе, П.Капицы, Н.Вавилова, фильмы братьев Васильевых, С.Герасимова, С.Эйзенштейна, И.Пырьева).

5. Сталинский режим подготовил страну к войне, позволил разгромить фашизм и привел к созданию великого государства, ставшего во главе половины мира.

Вторая точка зрения.

Успехи, о которых много говорят сторонники Сталина, достигнуты не благодаря, а вопреки его режиму. Все эти успехи оплачены невероятно тяжелым трудом и даже жизнью миллионов советских людей.

Эпоха Сталина - это время уничтожения русского народа и русской цивилизации.

Аргументы

1. Точные цифры репрессированных даже невозможно подсчитать, по разным данным только расстреляно было от 700 тысяч до 2 млн. человек. Причем репрессии уничтожили цвет русского общества - интеллигенцию, духовенство, самых удачливых предпринимателей и самых трудолюбивых фермеров, опытных военачальников.

2. Индустриализация имела большие успехи, но плата за эти успехи была слишком велика. Источники успехов: тяжелейший труд рабочих, ограбление всего русского народа, особенно деревни, распродажа национальных богатств и труд заключенных ГУЛАГа (от 2-х до 4-х млн. человек).

3. Несмотря на заверения коммунистической пропаганды, положение рабочих оставалось очень тяжелым, а положение крестьян было просто катастрофическим (отсутствие твердой зарплаты, больничных, пенсий, работа за трудодни, то есть "за палочки", введение паспортной системы, которая превратила крестьян в колхозных крепостных, пpaктически военная дисциплина в колхозах).

4. В стране установилась атмосфера стpaxa и доносительства. Сталинские репрессии не просто уничтожили цвет русского общества, сталинизм испортил, извратил саму душу русского народа, приручив его к ceкcотству и преклонению перед властью.

5. Армия перед войной пpaктически была обезглавлена. Войну выиграли только благодаря мужеству народа, который из-за ошибок Сталина понес колоссальные потери.

Третья точка зрения.

Период сталинизма - это очень трудное время истории России и очень противоречивый период с точки зрения его осмысления. В этот период было много достижений и много проблем. Этот период оставил в истории страны как положительные, так и отрицательные последствия.

4. Аналитический этап урока.

Суть работы: совместное обсуждение вопросов, предложенных учителем. Формы работы: размышление (на основе предложенных учителем высказываний известных философов и политиков о революции и диктатуре), исторический сравнительный анализ (события в России и революционные события и их последствия в других странах).

Вопросы учителя.

1. Является ли процесс установления сталинской диктатуры в послереволюционной России уникальным событием в мировой истории? Аргументируйте свое мнение.

2. Как вы относитесь к формулировке темы семинара? Можно ли сказать, что сталинизм как личная диктатура была уникальным явлением мировой истории?

3. Как вы думаете, можно ли сказать, что современная Россия застрахована от диктатуры? Обоснуйте свое мнение.

4. Прочитайте высказывания политиков и философов о революции и диктатуре. Какое из этих высказываний, по вашему мнению, может наиболее точно охаpaктеризовать эпоху сталинизма. Обоснуйте свое мнение.

Политики и философы о революции и диктатуре

Бернард Шоу: "Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи".

Альбер Камю: "Всякий революционер кончает как палач или как еретик".

Пьер Верно: "Революция - это чудовище, которое пожирает своих детей".

Джон Леонард: "Революции не пожирают своих детей. Они пожирают своих отцов".

Наполеон: "Анархия всегда приводит к абсолютизму".

Бенжамен Констан: "Деспотизм - вот к чему ведет торжествующая общая воля; а чей деспотизм - одного, нескольких или всех, - это уже несущественно".

Уинстон Черчилль: "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает".

Завершение урока. Итоговое слово учителя.

Период сталинизма - очень сложный и спopный период истории России. Сложный, потому что этот период имел слишком много последствий: как положительных, так и отрицательных. Спopный, потому что еще живы люди этого периода, а миллионы граждан современной России росли и воспитывались под влиянием сталинизма. В этих условиях трудно быть беспристрастным и объективным, как этого требует наука. Каждый имеет право на свое мнение.

Завершить урок мне хочется словами Главы Правительства В.В. Путина. Во время прямой линии, проходившей в декабре 2009 года, Владимир Владимирович за 4 часа ответил на 87 из более чем 2 млн заданных ему вопросов. В их числе прозвучал и вопрос об отношении Путина к Сталину и к периоду сталинизма.

Вот что ответил премьер-министр России: "Нельзя ставить оценки в целом. Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна изменилась коренным образом, из аграрной превратилась в индустриальную. Правда, крестьянства не осталось... Мы выиграли Великую Отечественную войну. Если бы мы проиграли эту войну, последствия для нашей страны были бы гораздо более катастрофическими. Но от репрессий пострадали миллионы наших сограждан. Такой способ управления государством неприемлем. Мы столкнулись не просто с культом личности, а массовыми преступлениями против собственного народа".


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

15 04 2024 4:30:56

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

14 04 2024 12:51:50

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

13 04 2024 6:17:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

12 04 2024 2:44:36

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

11 04 2024 0:12:44

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

10 04 2024 6:35:48

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

09 04 2024 18:30:47

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

08 04 2024 5:13:41

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

07 04 2024 8:45:39

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

06 04 2024 17:20:47

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

05 04 2024 0:18:43

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

04 04 2024 14:49:36

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

03 04 2024 3:40:51

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

02 04 2024 5:56:26

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

01 04 2024 9:38:49

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

31 03 2024 2:44:45

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

30 03 2024 19:12:17

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

29 03 2024 9:27:32

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

28 03 2024 10:17:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

27 03 2024 7:20:35

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

26 03 2024 21:15:39

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

25 03 2024 11:38:16

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

24 03 2024 12:41:38

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

23 03 2024 23:35:59

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

22 03 2024 1:48:24

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

21 03 2024 12:22:57

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

20 03 2024 7:53:45

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

19 03 2024 4:56:23

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

18 03 2024 11:37:26

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

17 03 2024 20:56:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

16 03 2024 1:24:21

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

15 03 2024 17:57:42

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

14 03 2024 4:48:21

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

13 03 2024 14:24:14

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

12 03 2024 2:54:58

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

11 03 2024 5:12:36

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

10 03 2024 19:23:48

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

09 03 2024 20:30:51

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

08 03 2024 3:41:23

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

07 03 2024 10:49:46

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

06 03 2024 16:13:52

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

05 03 2024 15:44:11

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

04 03 2024 19:19:34

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

03 03 2024 1:23:53

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

02 03 2024 6:10:46

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

01 03 2024 19:21:18

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 02 2024 7:33:22

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 02 2024 17:21:13

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 02 2024 17:18:59

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 02 2024 3:55:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::