Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"
Тема: «Cумерки Cеребряного века»
Форма проведения: литературное кафе «Бродячая собака».
Цели урока:
- на основании исторического материала, литературных и художественных произведений проанализировать и обобщить связь хаpaктера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства;
- познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи данного периода;
Задачи:
- повторить материал, изученный на уроках истории;
- ввести в тезаурус учащихся новое понятие «серебряный век»;
- познакомить учащихся с произведениями поэтов-символистов, акмеистов, футуристов;
- познакомить учащихся с творчеством М.Врубеля, Н.Рериха, В. Кандинского, М. Шагала, К.Петрова-Водкина;
- продолжить развитие художественного и эстетического вкуса учащихся;
- продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры.
Эпиграф к уроку: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» (Н. Бердяев)
ХОД УРОКА
До начала урока в классе звучит музыка, например: А. Вертинский, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Ф. Шаляпин
1. Слово учителя истории.
Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события хаpaктеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…
Возможные ответы учащихся:
1890 г. – начало эпохи экономического развития,
реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и
аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение
самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель истории: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – этого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, как включиться в этот поток?
2. Слово учителя литературы.
На экране высвечивается коллаж с изображением портретов поэтов серебряного века.
Звучит стихотворение К.Бальмонта в исполнении учителя литературы. (Приложение 1)
3. Выступление учеников с презентацией о поэтах-символистах: определение символизма, фотографии К. Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина. (Приложение 2)
Символизм – литературное направление (течение) конца 19-начала 20 века. С. Сложился во Франции уже в 70-80 годы 19 века.
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
Чтение стихотворений поэтов-символистов учащимися 3-х классов.
- М. Волошин – Бальмонту (Приложение 1)
- Константин Бальмонт «Я русский» (Приложение 1)
4. Выступление учеников с презентацией о поэтах-акмеистах: определение акмеизма, фотографии А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева. (Приложение 3)
Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века. А. выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость символистического языка и образа.
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
- Николай Гумилев «Мои читатели» (Приложение 1)
5. Выступление учеников с презентацией о поэтах-футуристах: определение футуризма, фотографии И.Северянина, В Маяковского, А.Крученых. (Приложение 4)
Футуризм – возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи (которое лишь в 1913 году приняло название футуризм).
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
- Игорь Северянин «Двусмысленная слава» (Приложение 1)
- Алексей Крученых «Зима» (Приложение 1)
6. Слово учителя литературы
На примерах тех стихотворений, которые вы
услышали, мы увидели, насколько разнообразна,
необычна, интересна была литература. Такие же
процессы происходили и в живописи. Прочные
позиции удерживали представители русской
академической школы и наследники передвижников
(И. Репин, С. Коровин, В.Суриков)
Но не они определяли лицо русского искусства
начала XX века!
Законодателем моды стал стиль «Модерн».
Последователи этого направления объединились в
творческое общество «Мир искусств». Одним из
художников этого общества был Н.Рерих.
- Презентация учащегося 6-го класса о творчестве Н.Рериха (картины Н.Рериха)
В 1907 году в Москве открылась выставка под
названием «Гoлyбая роза». Представители
«Гoлyбой розы» были тесно связаны с
поэтами-символистами, но символизм в русской
живописи никогда не был единым стилевым
направлением.
Символизм в живописи был представлен такими
разными художниками, как М.Врубель и К.
Петров-Водкин.
- Презентация учащихся 6-го класса о творчестве художников М. Врубеля (Приложение 5), К.Петрова-Водкина (Приложение 6).
В то же время ряд крупнейших русских художников (В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.) вошли в историю мировой культуры как представители уникальных «авторских» стилей, синтезировавших европейские авангардные тенденции с русскими национальными традициями духовной культуры.
- Презентация учащихся 6-го класса о творчестве художников В.Кандинского (Приложение 7), М. Шагала (Приложение 8)
7. Слово учителя литературы
В целом же русская живопись начала века хаpaктеризовалась изобилием различных групп художественных объединений, каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать ее пpaктически в творчестве.
8. Слово учителя истории.
Проблемный вопрос: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Предполагаемый ответ учащихся:
В полном расцвете творческих сил встретили
пролетарскую революцию корифеи художественной
культуры «серебряного века». Одни из них очень
скоро поняли, что в новых условиях культурные
традиции будут растоптаны, либо поставлены под
контроль новой власти.
Ценя превыше всего свободу творчества, они
избрали удел эмигрантов ( К.Бальмонт, М.Шагал,
Н.Рерих, И.Северянин)
Но…
Чтение учащимся стихотворения К.Бальмонта «Дурной сон»
Однако это сделали не все. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыслия (М.Волошин)
- М.Волошин «Заклинание (от усобиц)» (Приложение 1)
Некоторым же казалось, что начавшаяся
революция, как очистительная гроза, освежит,
омолодит страну, разбудит неведомые созидающие
силы. И они шли ей навстречу (В.Маяковский, А.Блок,
С.Есенин)
Новая власть стала осуществлять
предупредительный и репрессивный контроль за
все печатные продукции, дабы на ее страницы не
просочились неугодные материалы. Цензура!
9. Слово учителя литературы.
Цензура!..
Благонадежность, шпионаж, цензура,
Проскрипции, доносы и террор-
Вот достижения
И гений революций! (М.Волошин)
На экране последовательно появляются фотографии: Н.С.Гумилев – расстрелян по обвинению в шпионаже, С.А.Есенин – предполагаемое самоубийство. А.А.Блок – умер от сердечного приступа. В.В.Маяковский – застрелился…
- Максимилиан Волошин «Потомкам» (Приложение 1)
Звучит фрагмент концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром №2.
Слово учителя литературы: Кафе «Бродячая собака» на сегодня закрыто.
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве.
...
13 08 2022 18:52:45
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
12 08 2022 6:48:11
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
11 08 2022 1:20:24
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
10 08 2022 8:59:42
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
09 08 2022 8:54:35
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
08 08 2022 7:59:43
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
07 08 2022 13:49:28
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
06 08 2022 7:35:44
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
05 08 2022 4:42:19
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
04 08 2022 2:44:43
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
03 08 2022 20:10:54
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
02 08 2022 23:36:55
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
01 08 2022 3:10:50
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
31 07 2022 15:57:56
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
30 07 2022 14:18:37
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
29 07 2022 12:52:43
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
28 07 2022 20:35:46
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
27 07 2022 18:43:19
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
26 07 2022 9:47:13
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
25 07 2022 10:34:53
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
24 07 2022 10:32:29
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
23 07 2022 12:44:36
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
22 07 2022 16:32:57
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
21 07 2022 22:28:51
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
20 07 2022 10:52:49
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
19 07 2022 4:12:20
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
18 07 2022 0:42:15
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
17 07 2022 15:55:22
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
16 07 2022 14:26:56
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
15 07 2022 17:19:32
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
14 07 2022 0:29:54
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права.
...
13 07 2022 2:38:19
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
12 07 2022 12:50:34
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
...
11 07 2022 18:22:54
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
10 07 2022 10:49:37
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
09 07 2022 3:50:13
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
08 07 2022 10:23:28
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
07 07 2022 11:20:31
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
06 07 2022 1:19:57
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
05 07 2022 20:44:27
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
04 07 2022 17:32:26
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
03 07 2022 5:21:36
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
02 07 2022 20:41:41
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
01 07 2022 12:10:37
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
30 06 2022 17:54:23
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
29 06 2022 0:17:59
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
28 06 2022 13:18:20
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
27 06 2022 5:41:32
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
26 06 2022 15:31:53
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории.
...
25 06 2022 3:35:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::