Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"
Тема: «Cумерки Cеребряного века»
Форма проведения: литературное кафе «Бродячая собака».
Цели урока:
- на основании исторического материала, литературных и художественных произведений проанализировать и обобщить связь хаpaктера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства;
- познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи данного периода;
Задачи:
- повторить материал, изученный на уроках истории;
- ввести в тезаурус учащихся новое понятие «серебряный век»;
- познакомить учащихся с произведениями поэтов-символистов, акмеистов, футуристов;
- познакомить учащихся с творчеством М.Врубеля, Н.Рериха, В. Кандинского, М. Шагала, К.Петрова-Водкина;
- продолжить развитие художественного и эстетического вкуса учащихся;
- продолжить воспитание гордости за великие традиции русской культуры.
Эпиграф к уроку: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» (Н. Бердяев)
ХОД УРОКА
До начала урока в классе звучит музыка, например: А. Вертинский, С.Рахманинов, С. Прокофьев, Ф. Шаляпин
1. Слово учителя истории.
Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события хаpaктеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…
Возможные ответы учащихся:
1890 г. – начало эпохи экономического развития,
реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и
аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение
самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель истории: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – этого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, как включиться в этот поток?
2. Слово учителя литературы.
На экране высвечивается коллаж с изображением портретов поэтов серебряного века.
Звучит стихотворение К.Бальмонта в исполнении учителя литературы. (Приложение 1)
3. Выступление учеников с презентацией о поэтах-символистах: определение символизма, фотографии К. Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина. (Приложение 2)
Символизм – литературное направление (течение) конца 19-начала 20 века. С. Сложился во Франции уже в 70-80 годы 19 века.
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
Чтение стихотворений поэтов-символистов учащимися 3-х классов.
- М. Волошин – Бальмонту (Приложение 1)
- Константин Бальмонт «Я русский» (Приложение 1)
4. Выступление учеников с презентацией о поэтах-акмеистах: определение акмеизма, фотографии А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева. (Приложение 3)
Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века. А. выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость символистического языка и образа.
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
- Николай Гумилев «Мои читатели» (Приложение 1)
5. Выступление учеников с презентацией о поэтах-футуристах: определение футуризма, фотографии И.Северянина, В Маяковского, А.Крученых. (Приложение 4)
Футуризм – возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи (которое лишь в 1913 году приняло название футуризм).
(Уч-ся записывают определение в тетрадь)
- Игорь Северянин «Двусмысленная слава» (Приложение 1)
- Алексей Крученых «Зима» (Приложение 1)
6. Слово учителя литературы
На примерах тех стихотворений, которые вы
услышали, мы увидели, насколько разнообразна,
необычна, интересна была литература. Такие же
процессы происходили и в живописи. Прочные
позиции удерживали представители русской
академической школы и наследники передвижников
(И. Репин, С. Коровин, В.Суриков)
Но не они определяли лицо русского искусства
начала XX века!
Законодателем моды стал стиль «Модерн».
Последователи этого направления объединились в
творческое общество «Мир искусств». Одним из
художников этого общества был Н.Рерих.
- Презентация учащегося 6-го класса о творчестве Н.Рериха (картины Н.Рериха)
В 1907 году в Москве открылась выставка под
названием «Гoлyбая роза». Представители
«Гoлyбой розы» были тесно связаны с
поэтами-символистами, но символизм в русской
живописи никогда не был единым стилевым
направлением.
Символизм в живописи был представлен такими
разными художниками, как М.Врубель и К.
Петров-Водкин.
- Презентация учащихся 6-го класса о творчестве художников М. Врубеля (Приложение 5), К.Петрова-Водкина (Приложение 6).
В то же время ряд крупнейших русских художников (В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.) вошли в историю мировой культуры как представители уникальных «авторских» стилей, синтезировавших европейские авангардные тенденции с русскими национальными традициями духовной культуры.
- Презентация учащихся 6-го класса о творчестве художников В.Кандинского (Приложение 7), М. Шагала (Приложение 8)
7. Слово учителя литературы
В целом же русская живопись начала века хаpaктеризовалась изобилием различных групп художественных объединений, каждое из которых провозглашало свою концепцию и стремилось реализовать ее пpaктически в творчестве.
8. Слово учителя истории.
Проблемный вопрос: Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Предполагаемый ответ учащихся:
В полном расцвете творческих сил встретили
пролетарскую революцию корифеи художественной
культуры «серебряного века». Одни из них очень
скоро поняли, что в новых условиях культурные
традиции будут растоптаны, либо поставлены под
контроль новой власти.
Ценя превыше всего свободу творчества, они
избрали удел эмигрантов ( К.Бальмонт, М.Шагал,
Н.Рерих, И.Северянин)
Но…
Чтение учащимся стихотворения К.Бальмонта «Дурной сон»
Однако это сделали не все. Часть выдающихся деятелей культуры, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжили традиции русского инакомыслия (М.Волошин)
- М.Волошин «Заклинание (от усобиц)» (Приложение 1)
Некоторым же казалось, что начавшаяся
революция, как очистительная гроза, освежит,
омолодит страну, разбудит неведомые созидающие
силы. И они шли ей навстречу (В.Маяковский, А.Блок,
С.Есенин)
Новая власть стала осуществлять
предупредительный и репрессивный контроль за
все печатные продукции, дабы на ее страницы не
просочились неугодные материалы. Цензура!
9. Слово учителя литературы.
Цензура!..
Благонадежность, шпионаж, цензура,
Проскрипции, доносы и террор-
Вот достижения
И гений революций! (М.Волошин)
На экране последовательно появляются фотографии: Н.С.Гумилев – расстрелян по обвинению в шпионаже, С.А.Есенин – предполагаемое самоубийство. А.А.Блок – умер от сердечного приступа. В.В.Маяковский – застрелился…
- Максимилиан Волошин «Потомкам» (Приложение 1)
Звучит фрагмент концерта Рахманинова для фортепиано с оркестром №2.
Слово учителя литературы: Кафе «Бродячая собака» на сегодня закрыто.
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...
28 03 2024 2:15:23
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
27 03 2024 6:58:40
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
26 03 2024 10:37:50
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
25 03 2024 7:12:18
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
24 03 2024 7:33:43
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала. ...
23 03 2024 9:14:33
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
22 03 2024 15:40:57
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
21 03 2024 11:40:24
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
20 03 2024 7:54:17
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
19 03 2024 11:45:39
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
18 03 2024 7:21:47
Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
17 03 2024 22:19:27
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
16 03 2024 15:24:16
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
15 03 2024 4:30:51
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
14 03 2024 22:17:42
Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
13 03 2024 10:10:18
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
12 03 2024 23:59:58
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
11 03 2024 18:21:21
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...
10 03 2024 14:59:40
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
09 03 2024 17:28:51
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
08 03 2024 3:58:14
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
07 03 2024 13:34:18
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
06 03 2024 3:40:30
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
05 03 2024 5:15:56
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
04 03 2024 17:18:22
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
03 03 2024 6:16:53
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
02 03 2024 15:10:31
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
01 03 2024 23:44:32
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
29 02 2024 22:21:14
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
28 02 2024 9:35:22
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия. ...
27 02 2024 1:15:40
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
26 02 2024 16:47:43
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...
25 02 2024 19:27:57
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
24 02 2024 18:18:31
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
23 02 2024 16:24:11
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
22 02 2024 15:48:56
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
21 02 2024 3:10:32
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...
20 02 2024 9:18:17
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...
19 02 2024 18:10:33
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
18 02 2024 17:55:55
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
17 02 2024 22:33:32
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...
16 02 2024 3:24:29
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
15 02 2024 7:40:23
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
14 02 2024 3:26:57
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
13 02 2024 18:57:28
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
12 02 2024 3:10:33
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
11 02 2024 23:43:37
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
10 02 2024 12:58:49
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
09 02 2024 3:17:41
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
08 02 2024 11:57:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::