Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели урока:
1. Обучающий аспект:
а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:
- формирование знания по теме: “Крестьянская реформа” (проекты реформ) на этапе выполнения домашнего задания;
- формирование знаний основных положений реформы на этапе усвоения новых знаний.
б) развитие специальных знаний, умений и навыков:
- развивать умение работы с историческим письменным источником
- развивать умение анализировать и обобщать исторические факты, сравнивать.
в) развитие общеучебных умений и навыков:
- развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать в парах и в группе) на этапе изучения новых знаний;
- развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе усвоения новых знаний;
- формирование научного мировоззрения – место крестьянской реформы в ходе исторического развития России;
- развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе текста, при выборе главного и существенного;
- развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при взаимообучении.
2. Развивающий аспект:
а) развитие речи:
- работа над понятиями “реформа”, “временнообязанные крестьяне”, “оброчный капитал” на этапе освоения новых знаний;
- работа над словосочетанием и предложением при ответах;
- работа над текстом на этапе изучения новых знаний и закрепления знаний;
- работа над связанной устной речью при ответах на вопросы.
б) развитие мышления:
- развивать понятийные формы мышления при работе с историческим текстом;
- развивать логическое мышление при изучении нового материала;
- развивать историческое мышление при работе с историческими фактами;
в) развитие сенсорной сферы:
- развивать зрительный анализатор при работе с текстом учебника и исторического документа;
г) развитие двигательной сферы:
- развивать двигательную сферу при работе в группах.
3. Воспитательный аспект:
а) отношение к другим людям и коллективу:
- учить быть приветливым, отзывчивым, учить сопереживать и радоваться на успехи других при ответах товарищей;
б) отношение к себе:
- учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;
в) отношение к Родине:
- учить с уважением относиться к историческому наследию своей страны;
г) отношение к труду:
- учить быть трудолюбивым и ответственным.
Организация урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. организация урока | Цель: включить учащихся в учебную
деятельность. (презентация
слайд 1, слайд 2) Определить цели урока: -) какие проекты были представлены на обсуждение по отмене крепостного права; -)как общество относилось к реформам. Рассказ учителя о причинах и событиях предшествующих отмене крепостного права. (презентация слайды 3-7) Подготовка отмены крепостного права вызвала различную реакцию у разных слоев населения. Были проведены мероприятия по подготовки реформы, проекты готовились на разных уровнях. (презентация слайд 8) |
Учащиеся сами формулируют цели урока: 1. выяснить какие предложения были по проведению реформы. 2. каковы основные положения крестьянской реформы. 3. значение отмены крепостного права. |
2. проверка выполнения домашнего задания (КСО) | Цель: развить умение работы с
историческими источниками. Развить умение анализировать и сравнивать и обобщать исторический материал. Формировать знания по понятию “реформа”. |
Учащиеся расходятся по группам. В
группах выступают с выполненным домашним
заданием (приложения 1, 2,
3, 4, 5), заполняют итоговую таблицу (приложение 6), обобщают материал, сравнивают разные проекты реформы, делают вывод о сходстве и различиях взглядов по вопросы отмены крепостного права. |
3. подготовка к основному этапу урока (традиционная) | Цель: подвести учащихся к выводу, что
общество было за отмену крепостного права,
разногласия были по вопросам: с землей или нет; за
выкуп или нет. Рассказ: общество готово к принятию реформы. Каковы основные положения реформы? |
Выступление представителей групп по итогам работы. (презентация слайд 9) |
4. усвоение новых знаний и способов действий(модульная технология) (кластеры) | Цель: формирование знаний по
крестьянской реформе 1861 г. -развивать умение работы с учебником, умение выделять главное, существенное. |
Цель: 1.вычлeни основные положения
крестьянской реформы. 2. подчеркни существенные
признаки новых понятий по теме: “Отмена
крепостного права”. Задание: 1. прочитай учебник стр. 141-143; отметьте в учебнике основные положения реформы. 2. выпиши в тетрадь основные положения. 3. запиши определения новых понятий. 4. придумай три тонких вопроса на знание новых понятий, умение вычлeнять существенные признаки.
|
5. первичная проверка знаний | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Контроль: 1. проверь свои записи по
образцу. (презентация слайд 10) 2. обменяйтесь вопросами с соседом по парте. 3. проверь правильность выполнения задания. 4. выставьте отметку за работу. “5” - без ошибок “4” - одна ошибка “3” - две ошибки “2” - более 2-х ошибок |
6. закрепление знаний и способов действий (Модульная технология) | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Цель: узнать, какое значение имело
отмена крепостного права для развития страны. Задание: 1. прочитай текст. 2. выполни задание. Итоги крестьянской реформы 1861 года вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов-революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право: Распалась цепь великая, Задание:
Контроль: 1. проверь себя по образцу. (презентация слайды 11,12) |
9. подведение итогов (традиционная) | Что узнали? Чему научились? |
Реформа была подготовлена всем
обществом. Основные положения реформы. Сохранились феодальные пережитки. Учились сравнивать, обобщать, анализировать. |
10. рефлексия (традиционная) | Вопросы: чем занимались на уроке. Что мешало к восприятию материала, что помогало. Что понравилось, что нет. Понравилось ли работать по парам (группам). Как оцениваете свою деятельность на уроке (по 5-бальной системе) |
Оцените работу каждого, выставите
отметку по 5-бальной системе. Критерий отметки (что оцениваем):
|
11. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 17, вопросы и задания стр.143 - 144 |
Список литературы
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX в.: 8 кл. М., 2000
- Захарова Л. Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг. М., 1992.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2007, стр. 292 - 305
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XIX века. Русское слово 2007.
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
27 03 2024 6:29:59
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
26 03 2024 20:11:29
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям. ...
25 03 2024 9:46:45
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
24 03 2024 5:56:57
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
23 03 2024 3:50:53
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
22 03 2024 0:49:54
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
21 03 2024 14:43:13
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
20 03 2024 13:56:35
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
19 03 2024 14:44:19
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
18 03 2024 11:16:43
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
17 03 2024 19:49:55
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
16 03 2024 20:36:17
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
15 03 2024 23:17:50
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
14 03 2024 7:12:36
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
13 03 2024 3:24:48
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
12 03 2024 1:16:18
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
11 03 2024 17:14:34
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
10 03 2024 21:44:39
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
09 03 2024 8:45:28
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
08 03 2024 9:11:10
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
07 03 2024 15:13:57
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога. ...
06 03 2024 13:33:34
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
05 03 2024 8:30:27
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
04 03 2024 19:12:34
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
03 03 2024 14:47:53
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
02 03 2024 20:59:44
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
01 03 2024 12:15:46
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
29 02 2024 14:20:55
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...
28 02 2024 1:28:51
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...
27 02 2024 12:48:54
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...
26 02 2024 2:27:26
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
25 02 2024 1:56:52
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
24 02 2024 14:52:11
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...
23 02 2024 1:12:44
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
22 02 2024 8:20:10
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
21 02 2024 2:30:49
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
20 02 2024 8:49:10
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
19 02 2024 0:11:14
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
18 02 2024 19:34:36
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...
17 02 2024 13:50:58
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
16 02 2024 11:28:35
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
15 02 2024 3:50:28
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
14 02 2024 18:49:42
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
13 02 2024 5:37:51
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
12 02 2024 1:51:25
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
11 02 2024 4:55:56
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
10 02 2024 20:35:24
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
09 02 2024 4:55:15
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
08 02 2024 22:10:25
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
07 02 2024 15:13:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::