Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)


    Внеклассное мероприятие на тему "Битва за Москву" (к 68-летию разгрома немецко-фашистских войск в битве за Москву)

Введение

Цели и задачи внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа.

Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составными частями военно-патриотического воспитания являются воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества, воспитание в духе славных боевых традиций российского народа и российских Вооруженных сил, воспитание любви и уважения к российской Армии и Военно-Морскому флоту, к защитникам нашей Родины, развитие интереса к военному прошлому, в военной технике, к военному искусству, ознакомление с военной героикой, с жизнью и деятельностью великих полководцев, с мужественными образами наших предков, с воинской доблестью народа.

Обладая большим эмоциональным воздействием, героические образы играют (особенно в детском и юношеском возрасте) нередко решающую роль в воспитании высоких патриотических чувств будущих защитников Отечества. Очень близки и дороги учащимся образы героев Великой Отечественной войны.

Одним из путей внешкольного патриотического воспитания являются экскурсии по местам Боевой Славы, в исторические музеи и открытые занятия к знаменательным датам.

Ниже приводится расширенный сценарий открытого внеклассного занятия по истории.

На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы советского народа в Московской битве и Великой Отечественной войне – создать условия для:

  • воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений учащихся;
  • расширения их социального опыта;
  • развития способностей учащихся сопоставлять различные версии оценок исторических событий и личностей;
  • определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны (Московской битве).

В этом2009 году мы отмечаем 68-ую годовщину битвы за Москву, в ходе которой страна отстояла свою столицу, воины и труженики тыла сломали планы врага и положили начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны. Москва внесла неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских агрессоров. Исход битвы под Москвой положил начало коренному повороту в ходе всей Великой Отечественной войны. За выдающиеся заслуги городу решением Президиума Верховного Совета в 1965 г. к 20-летию Победы присвоено звание “город-герой”

Указ
Президиума Верховного Совета СССР
О присвоении городу Москве почетного звания “город-герой”

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание “город-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая звезда”.

8 мая 1965 г.

Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях, 40 частям и соединениям было присвоено гвардейское звание, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 181 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Прошло 64 года со Дня Победы над фашизмом, Победы, в которую наш народ внес решающий вклад.

К лету 1941 г. пpaктически вся Европа лежала у ног нацисткой Германии. Для разгрома любого противника армия вермахта хватало несколько недель. И вот 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска вторглись в пределы нашего Отечества.

Вначале все шло по европейскому сценарию. Но чем глубже вторгался враг в российские пределы, тем ожесточеннее становилось сопротивление агрессору.

Весь мир затаил дыхание : устоит ли Москва?... Москва выстояла.

В ходе исторической Московской битвы немцы потерпели первое стратегическое поражение, наша армия одержала первую стратегическую победу, советские солдаты и полководцы обрели уверенность в себе, был развеян миф о непобедимости немецкой армии.

На ранней пограничной пяди
Бой начинался в ранний час.
Шел первый день войны, а дальше
Четыре года ждали нас.

И все четыре года были
Свинцом прострелены насквозь,
Но мы о песнях не забыли,
Уж так в России повелось.

 Шумела в поле злая осень
На землю падала листва
Их было только двадцать восемь
А за спиной была Москва

На них чудовища стальные
Ползли стреляя на ходу
Так защитим страну родную
Сказал гвардейцам политрук

И все решили за Клочковым
“Умрем, но танкам не пройти”
И вот уже в огне багровом
Пылают танки на пути

Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей
В сырой земле лежат останки
Родных сынов-богатырей

Мы славу русскую разносим
И помним Родины слова
Их было только двадцать восемь
А за спиной была Москва.

* * *
Далекий сорок первый год.
Жара печет до исступленья.
Мы от границы на восход
Топтали версты отступленья.
Из деревень, в дыму, в пыли,
Шли матери, раскинув платы.
Чем мы утешить их могли,
Мы, отступавшие солдаты?
Поля, пожары, пыль дорог,
Короткий сон под гулким небом,
И в горле комом, как упрек,
Кусок черствеющего хлеба.

Виктор Лузгин

Военная ночь

 Ещё раз враги попытались пробиться
Сквозь тучи на нашу родную Москву.
Прожжённая сволочь, берлинский убийца
Готовился к факельному торжеству.

Cтepвятники, жёсткие перья топорща,
Кружились вьюном всю короткую ночь,
Несли нам огонь, и погибель, и порчу,
Но наши зенитки швырнули их прочь.

Немало, немало их, клювы разинув,
Зарылось в росу подмосковной травы, -
На миг полыхнули горящим бензином,
И вот они – сломаны, сбиты, мертвы.

Вот он – неопасный уже, тупорылый,
Распавшийся в небе на сотни кусков,
Вчера лишь он в небо ломился гориллой,
Смотрите, товарищи, вот он каков!

И наши товарищи слушают молча,
Как эту махину прижали к земле,
И вот они видят оскал её волчий
И сломанный крест на костлявом крыле.

Павел Антокольский.

Москва 1941 год

Стрижиный взлёт paкет сигнальных
И вой сирен – недобрый знак.
За сутки десять генеральных
И пять психических атак.

Но, остановленные нами
На поле боя и судьбы,
Перед окопами и рвами
Встают их танки на дыбы.

Фон Бок сбивается со счета,
В какой уже не помнит раз,
Полмира взявшая пехота
Не может выполнить приказ.

Её позёмкою заносит
В глазах оледенел закат.
Но живы всюду двадцать восемь
Бесcмepтью вверенных солдат.

И генерал – майор Панфилов
Ложится сам за пулемет
И в штабе писарю чернила
Уже легенда подает.

                                    Яков Козловский

* * *
Подмять, вспахать Европу танками,
Преодолеть огонь и рвы –
И вдруг застрять у полустанка
В 100 километрах от Москвы.
И вроде нет преграды видимой,
А сколько башней не крути -темнеет избами
Нелидово Да нить окопов впереди.
Промчать бы лихо первой заметью –
Взять русских с ходу на испуг
Но 28 встали намертво,
Как и поклялся политрук.
Казалось, силы за пределами
У тех, кто в схватке не убит,
Казалось, что полями белыми
Путь к белокаменной открыт.
Но зря махина грозно лязгала
И ликовала вражья рать
Клочков уже гранаты связывал,
Чтоб вместе с сердцем их взорвать.

                                                            Игорь Иванов 

* * *
Дорогое Подмосковье!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый,
Cмepтный бой не ради славы,
Ради жизни на земле!

Песня защитников Москвы

Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.
В атаку, стальными рядами,
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами -
Наш кровный родительский дом.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.
На марше равняются взводы.
Гудит под ногами земля.
За нами дворцы и заводы,
Высокие звезды Кремля.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Остановим,
Отбросим врага.

                                 Алексей Сурков

* * *
Здесь у разъезда под Москвой,
Сумели наши двадцать восемь
Встать против силы броневой
Что мяла сосны как колосья
Но двадцать восемь ни на пядь
Не отступили, встав с гранатой,
Клочков о танках мог сказать:
“Их меньше, чем по два на брата!”
Вошел в легенду мой ровесник,
И Дубосеково давно
Вошло в учебники и песни
По праву, как Бородино!

                                Николай Тихонов

* * *
Москва под ударом, и малым и старым
Тревога и гнев всколыхнули сердца.
Лишь весть пролетела – Москва под ударом,
Двойнею броней одевая сердца.
По русским, грузинам, узбекам, татарам
Взметнулось как гневное пламя в костре:
Москва под ударом, Москва под ударом,
На помощь, на выручку старшей сестре!
Победная участь дается недаром,
Единая мысль возникает в мозгу:
Ответить cмepтельным разящим ударом
Врагу, подступившему под Москву.

Николай Асеев

Прокофьев:

Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца, -
Ведь пояс твоей обороны,
Идет через наши сердца!
Идет через грозные годы
И долю народа всего.
Идет через сердце народа
И вечную славу его!
Идет через море людское,
Идет через все города.
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!

 Виктор Авдеев:

Мне восемнадцать было под Москвой...
Сухих ветвей обугленные плети болтались на ветру.
И все на свете, казалось, брошено вниз головой.
Был черен снег. Враг прямо в сердце метил,
Но я и оглушенный был живой...
Начиналось так совершеннолетье
Мне восемнадцать было под Москвой.

Катюша

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит дeвyшку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Михаил Исаковский

Зое Космодемьянской посвящается

Ей восемнадцать: скромна, стройна
Десятый закончен класс.
Боится мышей. Ночью одна
Не выйдет из дома подчас.
Пришла в сорок первом беда-война!
Родина – мать зовет!
Тёмная ночь- через лес одна
В тыл к врагу идёт.
Конюшню спалила, вторая горит.
Чужая послышалась речь...
Поздно бежать. Враг поднят, спешит,
Третью успеть бы, поджечь
Плеск. Керосин расплылся под стрехой.
Лютый мороз. Озноб.
Вспыхнула спичка. Удар – часовой
Прикладом свалил в сугроб.
Тревога! Солдаты подняты в ружьё.
Зверски пытали. Молчит
Утром решили повесить её-
Советский разведчик! Бандит!
Ей восемнадцать: скромна, стройна.
Без стpaxa на cмepть идёт.
Cмepть от врага ей не страшна-
За Родину жизнь отдает!

Анатолий Щепкин!

* * *
Кровью закат окрашен,
Молча идём без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.

 С. Островой

Игорь Иванов

"У Дубосеково"

И вот сейчас Клочков Василий
С бойцами примет cмepтный бой
Он с ними вместе, впереди их
Перед грохочущей судьбой
“Ну что тут танков 2 десятка,
На брата меньше, чем один-”
Он говорил не для порядка,-
Он видел подвиг впереди.
Хвала и честь политрукам,
Ведущим армию к победе,
в бою, походе и в беседе
Серца бойцов открыты вам.

Николай Тихонов

* * *
Бесконечное снежное поле.
Ходит ветер, поземкой пыля.
Это русское наше раздолье
Это русская наша земля!
Тяжелой башни поворот,
И танк по снегу без дороги,
Как бык разъяренный идет:
Тупой, железный, однорогий.
Не побледнел пред ним боец,
Лишь на висках набухли жилки.
И однорогому конец!
С горючим падают бутылки!
И бронебойных пуль удар,
Удары пушек, дым и стоны,
Бутылок звон и вновь пожар,
И грохот танков ослепленных!
И танки на дыбы встают,
И с храпом кружатся на месте,
Они от cмepти не уйдут,
Они закляты клятвой мести!
Смотри, родная сторона!
Как бьются братьев 28.
Cмepть удивленно их уносит.
Таких не видела она!

Николай Тихонов

Генерал Панфилов

Нет, никогда гвардейцы не забудут
Его дела и облик волевой.
Он с нами генерал Панфилов всюду
Вот и теперь ведет нас в жаркий бой.

Его глаза горят священным гневом
Он крепкий неприступный и простой
На флангах то на правом, то на левом,
Своих полков выравнивает строй.

Полки идут и силу напрягая
Все опрокидывая на своем пути
И танки, что снаряды изрыгая
Стремились с ревом на Москву пройти
И автоматчиков и полчища пехоты
Эс-эсовцев хваленые полки.

Да мало ли у панфиловцев работы
На то гвардейцы мы, большевики
Пред родиной еще в долгу большом мы
За слезы жен, сестер и матерей идем

Винтовки сжав, стянув потуже,
Вперед гвардейцы на полки зверей!
Нет никогда гвардейцы не забудут
его дела и облик волевой.
Он с нами – генерал Панфилов, всюду
Вот и теперь ведет нас в жаркий бой.

Плывут, плывут воспоминанья
Эпизод из Великой Отечественной войны. Было это на Красной Поляне.

Чем ближе памятные даты,
Тем все тревожнее душе…
Под Лобней русские солдаты
Дрались на подступах к Москве

Плывут, плывут воспоминания,
Все словно в замкнутом кольце,
И снова видишь боль, страданья,
Мальчишку Пашку на крыльце.

Оружья нового пристрелку
Фашист на пpaктике сверял
И целясь в парня, словно в белку,
Сразил он пулей наповал.

В безумстве мать его металась
Под жестким взглядом палачей,
И снег был цветом, ей казалось,
Кроваво-красных кирпичей.

В подвале тесном, будто в клети,
Без света, в полной темноте
Томились женщины и дети,
Изнемогая в духоте.

Но вдруг услышал кто-то пушку,
И вздрогнул дом, прервался плач,
От переезда за опушку
Отброшен был фашист – палач.

Последний залп из всех орудий
Сержант Шодунц послал в рассвет,
Вперед рванулись танки, люди
И в доме будто вспыхнул свет.

Галина Журкина

Дороги

Чуть горит зари полоска узкая,
Золотая тихая струя...
Ой ты, мать – земля родная русская,
Дорогая Родина моя!

В серебре деревья, как хрустальные,
Не тревожен зимний их убор...
И бегут, бегут дороги дальние
Средь полей в немереный простор.

Чья душа с тоскою не оглянется
Сквозь туман, взрывая ночь и тьму,
Вражья рать по тем дорогам тянется
К городу родному твоему.

Ой дороги, дымные, военные,
За Москву тяжелые бои...
В тех боях солдаты иноземные
Растеряли головы свои...

Не для них сады у нас посажены,
Молодые, светлые сады,
Не для них построены мосты!

Ты гори, зари полоска узкая,
По земле плывет пожара дым...
Мы тебя земля родная, русская,
Никогда врагам не отдадим

Песня защитников Москвы

В атаку, стальными рядами.
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами –
Наш кровный родительский дом.

Припев:

Мы не дрогнем в бою за столицу свою.
Нам родная Москва дорога
Нерушимой стеной, обороной стальной
Остановим, отбросим врага.

На марше равняются взводы
Гудит под ногами земля.
За нами дворцы и заводы,
Высокие стены Кремля.

Припев.

Для счастья своими руками
Мы строили город родной
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.

Припев.

Не смять богатырскую силу.
Горяч наш порыв боевой.
Мы роем фашистам могилу
В холодных полях под Москвой.

Припев.

Алексей Сурков

* * *
И просились простые
К ней из сердца слова:
“Мать родная, Россия,
Москва, Москва...”
В эти горькие ночи
Ты поистине мать,
Та, что детям не хочет
Всей беды показать;
Та, что жертвой безгласной
Не смирится с судьбой;
Та, что волею властной
Поведет за собой.
И вовек не склонится
Твоя голова,
Мать родная, столица,
Москва, Москва!...
Память трудной годины,
Память боли во мне.
Тряский кузов машины.
Ночь. Столица в огне.
И, как клятва, святые
В тесном горле слова:
“Мать родная, Россия,
Москва, Москва...”
... Память горя сурова,
Память славы жива.
Все вместит это слово:
“Москва, Москва”...”
Это имя столицы,
Как завет, повторим.
Расступились границы,
Рубежи перед ним...

* * *
В снега потрясенных равнин
Разбег наступления вклинен
С Ельцом перекликнулся Клин
И наши вступают в Калинин.
Жестокий и праздничай труд.
Атаки почти непрерывны-
Гвардейцы Верховье берут
Идут на Ефремов и Ливны.
Метельная даль декабря,
Раскат орудийного гула.
Во мгле полыхнула заря,
Москва облегченно вздохнула.

Яков Хелемский

Московские огни

Да будет свет – веселый, яркий
Для нас предвестник торжества.
Открыла площади и парки
Незатемненная Москва.

Перекликаются в беседе
Московской улицы огни.
Один другому о победе
Сигнализируют они.

Но пусть опять над Спасской башней
Огнем наполнится звезда.
Вчерашней ночи, тьмы вчерашней
Мы не забудем никогда.

Мы не забудем, как сирены
Сливали свой надрывный вой,
Когда Москва была ареной
Великой схватки боевой.

Да будет вечной та минута,
Когда во тьме сверкал нам свет
Двадцатикратного салюта,
Сиянья залпов и paкет.

Александр Твардовский

Список литературы

  1. Андроников И. Г. и др. Битва под Москвой. – М.: Воениздат, 1989.
  2. Анфимов В. А. Крушение похода Гитлера на Москву, 1941. – М.: Наука, 1989.
  3. Анфилов В. А. Столица выстояла под натиском гитлеровского “Тайфуна”. Военно-исторический журнал. 2001. № 12.
  4. Безыменский Л.А. Укрощение “Тайфуна”. – М., 1985.
  5. Былинин С. Битва за Москву. – М., 2004.
  6. Битва за Москву: 4-е изд. Сборник. – М., 1985.
  7. Битва под Москвой: [Воен.-ист. очерк] /Н.Г. Андроников, П. П. Ионов, Р.В. Мазуркевич, В.А. Смирнов. Ред. М.И. Хаметов/. – М., 1989.
  8. Битва за Москву: История Московской зоны обороны /Сост.: С.С. Илизаров, С.В. Костина/. – М., 2001.
  9. Битва за Москву 1941-1942 гг. – М., 2001.
  10. Васильев А, Ф. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой. Вопросы истории. 2002. № 1.
  11. Великая битва под Москвой: Летопись важнейших событий. Коммент.  /И.Я. Комаров, Г.А. Куманев/; Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории. – М„ 2002.
  12. Великая Отечественная война 1941-J 945 гг. Краткий исторический справочник. – М., 1990.
  13. Великая Отечественная: Битва под Москвой: [Сб.док.] /Сост. Елисеев В.Т. и др.// Под общ. ред. В.А. Золотарева/- М.: Терра, 1997.
  14. Война. Народ. Победа. 1941-1945 гг. Статьи. Очерки. Воспоминания /Сост. И.М. Данишевский, Ж.В. Таратура. Кн.1. 2-е изд. доп. – М., 1984 (Г.К. Жуков. Битва за Москву; А.П. Белобородое. Ворота столицы на замке; Б.Н. Черноусов. Москва сражающаяся; В.П.Пронин. Москвичи осени 1941-го; П.Ф. Торнев. Парад сорок первого).
  15. Герои огненных лет. Очерки о москвичах – Героях Советского Союза. Кн. 3-10. – М., 1978-1995.
  16. Горинов М,М, Будни осажденной столицы; жизнь и настроения москвичей. Отечественная история. 1996. № 3. 

Список кинофильмов, посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Документальные фильмы:

  1. “Битва за Москву” (1979), фильм из киноэпопеи “Великая Отечественная”. Реж. И. Гутман.
  2. “Если дорог тебе твой дом”(1967), “У твоего порога” (1964). Реж. В. Ордынский. Мосфильм.
  3. “Битва за Ленинград” (1993). Лентелефильм.
  4. “Парад Победы”(1945). ЦСДФ.
  5. “Всадник на белом коне” (1991).
  6. “Страницы Великой Отечественной”.
  7. “Будь проклята война (1995). С.-Петербургское телевидение совместно с Германией.
  8. “Стратегия Победы” (1985).

Художественные фильмы:

  1. “Иваново Детство” (1962). Реж. А. Тарковский. Мосфильм.
  2. “Сашка” (1981). Реж. А. Сурин. Мосфильм.
  3. “А зори здесь тихие” (1972). Реж. С. Ростоцкий. Мосфильм.
  4. “Живые и мертвые” (1964). Реж. А. Столпер. Мосфильм.
  5. “Был месяц май” (1965). Реж. М. Хуциев.
  6. “Белорусский вокзал” (1970). Реж. А. Смирнов. Мосфильм.
  7. “Завтра была война” (1987). Реж. Ю. Кара. Мосфильм.

Песни:

  1. В. Соловьев-Седой “Подмосковные вечера”.
  2. А. Петров “Я шагаю по Москве”.
  3. Д. Тухманов “День Победы”.
  4. М. Таривердиев “Мгновения”.
  5. В. Агапкин “Прощание славянки”.
  6. И. Шатров “Триумф победителей”.

А также произведения зарубежных классиков:

  1. Г. Гендель “Пассакалья”.
  2. Л. Бетховен (симфония № 3 “Героическая” “Траурный марш” №5, № 9 с заключительным хором на оду Ф. Шиллера “К радости”, сонаты № 8,23).
  3. В. Моцарт “Реквием” и т.д.
  4. Ф. Шопен: прелюдии, этюды.
  5. Р. Вагнер “Полет Валькирий” из оперы “Валькирия”.
  6. О. Россини “Празднества Рима”, симфоническая поэма. Часть 1-я “Цирковое зрелище”.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 14:48:22

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 9:25:59

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 22:17:20

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 7:50:23

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 22:46:15

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 13:54:24

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 2:57:38

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 22:19:14

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 8:21:25

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 6:26:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 17:45:19

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 12:58:28

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 5:24:22

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 4:48:39

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 11:43:12

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 18:30:40

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 22:21:47

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 9:10:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 23:31:38

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 6:30:34

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 7:35:52

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 18:18:13

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 21:22:12

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 7:11:42

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 8:39:58

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 17:48:12

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 3:41:35

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 11:37:43

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 2:47:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 9:26:56

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 7:32:54

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 14:24:16

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 3:36:50

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 14:32:33

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 11:59:31

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 18:59:55

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 2:49:38

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 20:32:12

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 9:55:24

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 23:58:55

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 21:50:29

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 14:56:45

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 5:47:19

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 16:30:25

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 22:34:51

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 9:30:20

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 17:26:59

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 19:38:25

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 2:55:14

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 0:29:55

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::