Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

Эпиграф:
«Нет народа, о котором было бы выдумано столько же лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский»
(Екатерина II Великая – урождённая немка)
Цель:
- На основе исторических фактов определить хаpaктер внешней политики Российского государства, причины, определяющие такой хаpaктер.
- Развитие умения осуществлять информационный поиск, сопоставить, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии.
- Формирование активной гражданской позиции
Тип урока: урок-рассуждение с элементами дискуссии.
Оборудование:
- политическая карта мира;
- карта Российской Федерации (и ближнего зарубежья с ярко выделенным пятном Московского государства);
- видеоролик «Мифы о России» (смонтирован учащимися);
- документальный видеофильм «08.08.08. Южная Осетия»;
- анкета;
- памятка «Как вести дискуссию»;
- расшифровка слов: агрессия, агрессор.
План урока.
- Организационный момент:
– мотивационный настрой на урок, актуализация темы, объяснения порядка работы;
– анкетирование, создание групп с однотипными ответами. - Основная часть:
– беседа-рассуждение с элементами дискуссии по проблемным вопросам:
А) Россия – страна агрессор «империя зла», от которой исходит угроза всему цивилизованному миру?
Б) Россия – страна миролюбивая, но вынужденная воевать?
– Причины появления мифа об агрессивности России;
– Обобщение по дискуссионным вопросам. - Заключение: просмотр документального видеоролика «08.08.08. Южная Осетия».
Задание: после просмотра видеоролика ответить на вопросы:
– Должна ли была Россия вмешиваться в грузино-осетинский конфликт?
– Вы гордитесь своей страной или осуждаете её, испытываете стыд?
Ответы обосновать. - Обобщение по теме занятия (рефлексия).
Ход занятия
– 9 мая 2010 года наша страна будет отмечать 65 годовщину победы над сильным врагом – фашистской Германией. Итог войны оказался неожиданным не только для Германии, Европы, но и США. СССР из войны вышел окрепшим, имел самую сильную армию в мире, авторитет и влияние на мировой арене невероятно вырос. Сталин и его соратники вновь заговорили о распространении социализма по всему миру. В средствах массовой информации Запада писали: «Советский Союз – это «империя зла», одурманенная идеями мирового господства. Советы – это угроза всей земной цивилизации»[1]. Военные генералы США спешно разpaбатывали планы атомной войны против СССР, создавались военные базы вокруг нашей страны, атомные бомбы которых были нацелены на крупные города Советского Союза. Так было.
Сегодня начало XXI века, 2009 год. СМИ Западной Европы о современной России: «Возрождённая «путинская» Россия ещё слаба, её элита расколота и слишком уж жаждет роскоши и комфорта, слишком хочет образом жизни быть с Европой. Поэтому казалось бы рано говорить о её агрессивности. Но и «Новая Россия» пробует показать свои нефтегазовые чугунные зубы, хочется ей этими зубами цапнуть и оторвать кусок пожирнее от мирового пирога[2].
И как подтверждение этих слов события недавнего прошлого:
- август 2008 – грузино-российский военный конфликт, причиной которого стал ввод российских войск на территорию Грузии в районе Южной Осетии. Президент Грузии М. Саакашвили обвинил Россию в агрессии кровопролитии, Западные Страны, США поддержали Грузию, осуждали Россию
- апрель 2009 – президент США Б. Обама, находясь с официальным визитом в Чехии, призвал к ядерному разоружению. Россию назвал важным партнёром Америки; одновременно военные генералы этой страны принимают решение – атомные бомбы, нацеленные на крупные города России, НЕ УБРАТЬ, а ПЕРЕНАЦЕЛИТЬ на высокотехнологичные промышленные предприятия, таких предприятий определено 12. Генералы объяснили: при бомбардировке предприятий жертв будет меньше – всего 1 млн. человек; это, во-первых, а во-вторых, мы можем догадаться сами, Россия после такого удара не скоро оправится, её участь – сырьевой придаток Запада. Решение принято, как сообщают СМИ, в апреле 2009 года.
Последнее – размещение американских ПРО в Восточной Европе – защита от кого? (от агрессии со стороны России);
Эстония, Латвия, Польша умоляют правительство США разместить на их территориях военные базы, которые защитят их агрессии России.
Достаточно фактов.
Россия – моя Родина. Россия – ваша Родина и поэтому, мне думается, вам, как и мне не безразлично в какой стране мы живём, в стране, которой можно и нужно гордиться или в стране, за которую испытываешь стыд.
Итак – какая она, Россия:
а) страна-агрессор, как утверждает Запад, «империя зла», несущая угрозу всему цивилизованному миру;
б) страна-миролюбивая, но вынужденная воевать.
(Тема и вопросы для обсуждения на экране)
Прежде, чем начать обмен мнениями, предлогаю ответить на вопросы анкеты; вопросов два, ответы короткие: да – нет.
- анкетирование (1 минута);
- создание групп по однотипным ответам (левая сторона – да, правая – нет);
- задание группам – обосновать свою точку зрения (2 минуты);
- ответы от групп (2+2 минуты).
Учитель: обобщение ответов, выделяются две противоположные точки зрения.
– Какая точка зрения верна?
Факты истории.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
Задание: сравнить территорию государств Западной Европы и России. Какой вывод можно сделать в разрезе обсуждаемых вопросов?
Ответы:
а) как мы знаем из истории, Россия в начале XX века занимала 1/6 часть суши. Российский флаг развивался над колоссальной территорией от Камчатки и Северного Китая до Польши и Причерноморья, от Арктики до Центральной Азии. И сегодня, после распада СССР РФ одна из крупнейших стран мира, государства Западной Европы значительно уступают по территории;
б) если посмотреть на вторую карту – территория Российской Федерации – сравнить территорию Московского государства и РФ, мы видим, что РФ – огромная по своим территориальным размерам страна. Вывод можно сделать один: Россия – агрессор, так как такую большую по территории страну мирными средствами создать нельзя.
Вывод: Россия – страна агрессор.
Учитель: Все согласны с данным выводом? Есть другое мнение?
Ответ: Конечно, факт территориального роста России хорошо виден, но чтобы понять: Россия – страна-агрессор или нет, необходимо выяснить причину территориальной экспансии. Предлагалось сравнить географическое положение России и Западной Европы.
Учитель: Все согласны? Внимание на «Политическую карту мира».
Ответ:
А) Западная Европа
- Англия – расположена на острове, море отделяет её от материковой Европы, пролив Ла-Манш;
- Франция – море, пролив Ла-Манш, Альпийские горы, Арденны;
- Испания – как и Скандинавия, с трёх стран омывается морями, с северо-востока – Пиренейские горы;
- Италия – моря, Альпы;
- Германия – Альпы, Арденны, море и там, где естественная граница слаба – спopная территория «яблоко раздора», между Германией и Францией – Эльзас и Лотарингия.
Вывод: территория европейских стран имеет чётко выраженные естественные границы, которые затрудняют доступ извне в эти страны.
Б) Россия – Древняя Русь, Киевская Русь, Московское государство располагалась на территории Восточно-Европейской равнины открытой со всех сторон, не было естественных границ, которые прикрывали бы её территорию от внешних врагов. Постоянное опасность извне сформировала государство, способное и готовое всегда защитить себя, свои интересы, свой народ. История России – это нескончаемая череда войн.
Факты истории.
(видеоролик) Киевская Русь в IX-XII вв. – набеги кочевников на южных рубежах государства, на Северо-Западе – варяги.
- XIII-XIV вв. – монголо-татарское нашествие;
- XV-XVI вв. – опустошительные набеги на русские земли пограничных ханств: Сибирского, Казанского, Ногайская Орда, Крымского Ханства;
- XVII век – «Смутное время», интервенция шведских и польских феодалов;
- XIX век – Отечественная война 1812 года с наполеоновской Францией;
- XX век – кровопролитная война с фашистской Германией.
Обобщение: закалённая в битвах с внешним врагом, Россия как говорит народная мудрость, «всегда держала порох сухим».
Великий полководец, князь Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча погибнет».
Учитель: хочется дополнить, благодаря своему особому положению Россия сложилась и развивалась как совершенно особая цивилизация. Особая, так как развитие шло пpaктически без ресурсных ограничений: сырьевых, территориальных. В сочетании с православием это сформировало особую культуру, особый народ – открытый, дружелюбный, любознательный, лишённый этнической заносчивости.
Вопрос: Согласны, готовность России воевать, связана с её географическим положением, но как связать активную территориальную экспансию России с особенностями географического положения страны?
Ответ: причина и цель территориальной экспансии России, действительно, связана с её географическим положением – достижение естественных рубежей. Для укрепления своих внешних границ Россия продвигалась по бескрайним просторам малозаселённой равнины, суровой, непривлекательной для проживания. Далеко не всегда русская армия могла сказать: «идёт она по чужой земле или своей». Достигнув естественных рубежей, расширение территории России прекратилось. Следовательно, Россия не является страной-агрессором, страна воевала, расширяла территорию, защищая свои национальные интересы.
Учитель (дополнение): Российская империя расширялась по бескрайним просторам малозаселённой равнины, сталкивалась с местным населением этих земель, чей уклад жизни очень отличался от уклада жизни России, вспомните традиционный быт коренных народов ХМАО – ханты, манси и другие малочисленные народы, они по сей день сохранили свой традиционный уклад жизни, свою культуру. Нигде и никогда наше государство не вело «чёрной войны», войны на уничтожение местного населения, как это делали страны Запада, создавая свои колониальные владения далеко за пределами своих государств. Наоборот, ни одного, даже самое отсталое племя, оказавшись в составе России, не прекращала своего существования! Русские не превращали в рабов вошедшее в состав России население, не прогоняли со своих земель целые племена, народы, как это делали в захваченных землях страны Запада. Российское государство никогда не рассматривало себя как государство русских, господствующими над нерусскими. Империя росла и усиливалась за счёт новых земель, новых народов, оно считало эти народы равноправными участниками громадного российского государства.
Вопрос: Почему же возник миф об агрессивности России, о той опасности, которую она несёт всему цивилизованному миру?
Учитель: Миф об агрессивности России появился сразу же, как только появилось столкновение интересов России и стран Западного мира. Обратимся к фактам истории.
Политическая карат мира в конце XIX – начале XX веков
X-XVIII века – Россия активно расширяет свою территорию, но её агрессором никто не называет. Почему? Расширение России на восток, север и юг никого в Европе не интересовало. Запад в это время активно осваивал мореплавание, создавал огромные колониальные владения далеко за пределами своих государств;
XIX век – после разгрома Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года Россия оказалась сильным государством, страны Запада в мире России получили серьёзного конкурента в борьбе за господство в мире. Именно в XIX веке в газетах западных стран появились статьи, в которых Россия обвинялась в агрессивности, в той опасности, которую она несёт цивилизованному миру;
XX век – накануне нападения на нашу страну А. Гитлер обвиняет в агрессивности Советский Союз. После окончания Второй мировой войны о «русской угрозе» больше всех говорили США, военные генералы утверждали, что если не принять неотложных мер русские покорят Америку и присоединят её к Советскому Союзу. ЦРУ США разpaбатывает планы уничтожения нашего государства. Но что интересно: во время «перестройки» и в эпоху Б.Н. Ельцина Россия вдруг стала «хорошей», о её извечной враждебности цивилизованному миру и природной агрессивности забыли. Почему?
Ответ: слабая, на грани полного распада страна, находящаяся в финансовой зависимости от Запада, фактически сырьевой придаток Запада, могильник для радиоактивных отходов Запада – такая страна не опасна, такая страна не конкурент. Вспомним о том, что Россия невероятно агрессивна и враждебна всему цивилизованному миру уже при президенте В.В. Путине, усиленно заговорила при президенте Д. Медведеве. Почему? Ценой невероятных усилий Россия встаёт с колен и превращается самостоятельно, вновь независимое государство. Сильная Россия Западу не нужна.
Миф о «русской угрозе» скорее комплимент для нашей страны, нежели чем обвинение, значит, мы себя в обиду не дадим.
Факты: (сообщение СМИ)
– Еврокомиссия в течение почти года изучала события августа 2008 года в Южной Осетии, цель: определить истинного виновника в кровопролитии. Вывод неутешителен для Западного мира – виновник не Россия, а Грузия.
Я предлагаю вам посмотреть документальный видеофильм о событиях в Южной Осетии августа 2008 года и ответить на вопрос: должна ли была Россия вмешиваться в Грузино-Осетинский конфликт? Мы должны помнить: Южная Осетия входила в состав Грузии, поэтому конфликт между Грузией и Южной Осетией внутригосударственный конфликт, президент Грузии является гарантом конституции и территориальной целостности государства.
– Вы испытываете гордость или стыд за свою страну?
- просмотр видеофрагмента
- ответы на вопросы
Вопрос: можно ли было другими средствами решать проблему?
Ответы: да, переговоры, компромиссы
Обобщение
– Подводя итог нашему разговору, прошу ответить на вопросы нашей анкеты повторно.
Россия – страна-агрессор или Россия – страна миролюбивая, но вынужденная воевать.
– Ответы.
Учитель: Территориальная экспансия занимала большое место в основании мира; защищая национальные интересы, наши предки создали великое государство и мы можем этим гордиться. Мы можем гордиться тем, как шла колонизация в сравнении с Западом. Это яркое свидетельство того, как могли наши предки выживать в самых невероятных условиях, изначальное миролюбие, дипломатическая гибкость, умение выстраивать отношение, ладить с соседями, недаром императрица Екатерина II Великая, урождённая немка, сказала слова: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько же лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский». Этими словами я хочу закончить наше занятие. Всем спасибо за внимание.
[1], [2] на основе книги Вл. Мединского «Мифы о России. О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов» ОЛМА, -М., 2001.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
22 04 2021 15:12:56
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
21 04 2021 9:18:43
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
20 04 2021 7:11:11
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
19 04 2021 8:37:33
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
18 04 2021 6:54:34
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
17 04 2021 22:48:42
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
16 04 2021 7:48:55
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз.
Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги).
...
15 04 2021 9:57:36
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
14 04 2021 17:54:41
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
13 04 2021 19:16:32

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
12 04 2021 12:28:14
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности".
На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
11 04 2021 14:17:25

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
10 04 2021 7:21:34
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
09 04 2021 18:59:59
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
08 04 2021 0:13:53
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
07 04 2021 16:53:50
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
06 04 2021 6:55:27
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
05 04 2021 6:39:52
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
04 04 2021 7:52:33
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
03 04 2021 9:43:32
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
02 04 2021 17:13:23
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
01 04 2021 13:30:50
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
31 03 2021 11:39:18
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
30 03 2021 8:41:52
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
29 03 2021 13:13:58
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
28 03 2021 12:58:40
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
27 03 2021 15:52:50
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
26 03 2021 21:36:49
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
25 03 2021 3:40:44
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
24 03 2021 5:22:11
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны.
...
23 03 2021 12:53:17
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
22 03 2021 7:45:28
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
21 03 2021 18:22:30
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
20 03 2021 3:17:47
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
19 03 2021 18:43:14
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
18 03 2021 19:11:49
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
17 03 2021 5:45:48
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
16 03 2021 20:58:14
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
15 03 2021 1:13:36
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
14 03 2021 3:12:47
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
13 03 2021 21:40:58
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
12 03 2021 6:30:38
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
11 03 2021 7:14:13
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
10 03 2021 1:56:59
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
09 03 2021 19:48:41
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
08 03 2021 8:55:46
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
07 03 2021 3:36:49
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
06 03 2021 0:24:41
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
05 03 2021 11:40:59
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
04 03 2021 17:32:13
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
03 03 2021 19:33:28
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
02 03 2021 8:46:28
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
01 03 2021 21:31:12
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере.
...
28 02 2021 22:25:35
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
27 02 2021 21:39:53
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
26 02 2021 2:19:16
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
25 02 2021 19:39:29
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
24 02 2021 17:40:20
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
23 02 2021 2:20:26
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
22 02 2021 0:13:14
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
21 02 2021 1:17:11
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
20 02 2021 13:27:17
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
19 02 2021 1:27:30
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
18 02 2021 4:42:59
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
17 02 2021 14:15:45
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
16 02 2021 7:40:56
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
15 02 2021 11:31:19
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
14 02 2021 10:22:39
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
13 02 2021 6:20:45
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
12 02 2021 21:53:51
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
11 02 2021 4:40:56
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
10 02 2021 3:50:46
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
09 02 2021 0:18:39
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
08 02 2021 13:56:24
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории.
...
07 02 2021 16:23:11
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
06 02 2021 12:40:50
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
05 02 2021 15:23:48
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
04 02 2021 17:24:12
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
03 02 2021 20:59:42
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
02 02 2021 22:45:57
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
01 02 2021 18:39:29
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
31 01 2021 11:23:57
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль.
Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.
...
30 01 2021 3:13:45
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
29 01 2021 14:19:53
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
28 01 2021 17:27:50
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
27 01 2021 5:22:13
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
26 01 2021 13:12:42
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
25 01 2021 10:20:21
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
24 01 2021 0:32:32
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
23 01 2021 21:46:50
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
22 01 2021 20:15:20
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
21 01 2021 7:40:10
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
20 01 2021 20:43:57
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
19 01 2021 5:27:16
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
18 01 2021 21:35:52
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
17 01 2021 16:12:43
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
16 01 2021 16:10:49
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
15 01 2021 2:39:49
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
14 01 2021 12:35:50
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
13 01 2021 9:38:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::