Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:
- Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.
- Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.
- Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
- Развитие умений высказывать свою точку зрения, отстаивать её, уважать мнение других.
- Научить рассматривать прошлое через призму времени.
Оборудование:
- Карта «Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг.»
- Стихи о гражданской войне
- Музыка из кинофильма «Адмирал».
- Презентация. « Адмирал Колчак»
План урока:
- Причины, особенности гражданской войны в России.
- Адмирал А.В. Колчак – страницы биографии.
- Колчак – полярный исследователь
- Колчак в годы русско-японской войны
- Военная и научная деятельность Колчака (1906 – 1914 гг.)
- Колчак в Первой мировой войне.
- Колчак и февральская революция.
- Колчак и гражданская война в России.
- Подлинные отношения Колчака с интервентами.
- Политические и экономические цели Колчака.
- Гибель адмирала.
Ход урока
Эпиграф.
Но день придет, когда свободным
Порывом движима, страна
Склонит пред прахом благородным
Колени, горечи полна.
(Стихи неизвестного автора).
Слово учителя.
Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Это были две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. Но главное место – человек. И вот сегодня, спустя годы, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?
Гражданская война это:
- период острых классовых столкновений;
- противостояние классов и общественных групп;
- способ разрешения конфликта с помощью вооруженных сил.
Особенности гражданской войны.
- Не имеет четких границ – ни временных, ни прострaнcтвенных.
- На первый план выходят классовые интересы.
- Сложное явление (борьба социалистических, анархических, буржуазно – демократических и монархических сил)
- Общечеловеческие ценности отступают на второй план, главный принцип – «Кто не с нами, тот против нас».
- Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несет взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.
Причины гражданской войны.
- Классовые причины: ненависть к помещикам, буржуазии, офицерству
- Брестский мир оскорбил патриотические чувства офицеров, интеллигенции
- Недовольство политикой « военного коммунизма».
- Роспуск Учредительного собрания уменьшил число сторонников Советской власти.
Работа с картой: «Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг.»
Показать территорию, охваченную войной.
Направления главных ударов красных и белых.
Звучит музыка из кинофильма «Адмирал»
Учитель: Почти 80 лет назад поэт Леонид Мартынов писал:
«Да он назад не возвратится –
Вчерашний день
Но и в ничто не превратится
Вчерашний день
Чтоб никогда мы не забыли
Каким огнем
Горели дни – когда мы жили
Грядущим днём».
Главное место в гражданской войне, как и в любой другой, занимал человек…
Александр Васильевич Колчак – неординарная фигура и противоречивая. И кто бы с ним ни соприкасался, всегда находил новые грани, отражающие совсем необычный свет дореволюционной эпохи.
Географ, путешественник, мореплаватель, военный А.В. Колчак волею сложившихся обстоятельств став диктатором, возложил на себя тяжелую ответственность за дальнейшую судьбу многострадальной России. О Колчаке слагали легенды. Его призывали остановить всколыхнувшиеся массы, пропитанные безумием свободы и обманчивой возможностью сразу поднять из нижних эшелонов социальных ниш общества к самым его вершинам.
Поэты посвящали ему свои стихи, поэмы, песни, находились под живым впечатлением его славы и бесславия, трудовой жизни и героической cмepти. В их воображении вставал образ человека, до конца сохранившего честь и достоинство русского офицера, дело жизни которого было проиграно и который, не склонил головы, смело шагнул к «Могильному откосу». С ним уходила в прошлое эпоха великой Российской Империи.
Учащиеся получают опережающие задания: с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о неизвестных страницах биографии Адмирала.
Подготовить презентацию.
Учитель: Адмирал А.В. Колчак - неизвестные страницы биографии
Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года. Его отец – Василий Иванович Колчак стал героем обороны Севастополя в годы Крымской войны. Выйдя в отставку, в чине генерал-майора артиллерии, он написал известную книгу "На Малаховом кургане".
А.В. Колчак закончил Морской Кадетский Корпус с премией адмирала Рикорда. В 1894 г. он был произведен в мичманы. В 1895 г. – в лейтенанты.
1 ученик: Колчак – полярный исследователь
2 ученик: Колчак в годы русско-японской войны
3 ученик: Военная и научная деятельность Колчака (1906-1914 гг.)
4 ученик: Колчак в Первой мировой войне.
5 ученик: Колчак и февральская революция.
6 ученик: Колчак и гражданская война в России.
7 ученик: Подлинные отношения Колчака с интервентами.
8 ученик: Политические и экономические цели Колчака
9 ученик: Гибель Адмирала.
Учитель:
«Ты говорят, опепелив папиросу,
Красногвардейцу отдал портсигар
Дал одному солдату из семи
Сказал «Один средь провонявшей швали
На память об убитом адмирале,
Послушай ты, размызганный, возьми!»
(1925 г. Евгений Забелин)
Учитель: Контр-адмирал М. Смирнов сказал: «Для нас нет сомнения, что личность адмирала Колчака перейдет в историю светлой и незапятнанной, как горячего патриота, отдавшего свои силы и свою жизнь для блага русского народа». День свободной России пришел и великая страна склонила перед прахом благородным свои колени.
Уроки войны. Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. В такой войне нет победителей. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.
Литература.
- Сорокина Е.Н. История России 9 класс I часть, Волгоград, 2003.
- Нетрадиционные уроки. История России ХХ века. Издательство «Учитель», Волгоград, 2002.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. История России ХХ – начало ХХI века 9 класс, Москва «Просвещение», 2009.
- Евггений Забелин «Адмирал Колчак» (стихотворение)
- Бунин И.А. Окаянные дни. Москва, с. 73-74, 1990.
- Новый мир 1998. № 4 с. 267.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. Хрестоматия по истории России ХХ века. Москва, Просвещение, 1999, с. 46.
- Достоевский Ф.М. ПСС, т.9, с.20.
- Интернет материалы.
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
18 03 2024 23:23:21
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
17 03 2024 12:18:14
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
16 03 2024 16:33:37
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
15 03 2024 6:13:31
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
14 03 2024 2:42:35
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
13 03 2024 18:47:32
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
12 03 2024 12:14:57
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?» ...
11 03 2024 19:25:21
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
10 03 2024 19:57:53
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
09 03 2024 7:16:57
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
08 03 2024 13:26:45
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
07 03 2024 19:12:19
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
06 03 2024 21:41:41
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
05 03 2024 6:35:42
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
04 03 2024 3:55:37
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
03 03 2024 23:28:52
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
02 03 2024 22:26:58
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
01 03 2024 4:49:27
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
29 02 2024 11:23:42
Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
28 02 2024 15:11:27
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
27 02 2024 16:11:43
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
26 02 2024 19:20:47
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
25 02 2024 15:16:36
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
24 02 2024 0:51:37
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
23 02 2024 22:43:35
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
22 02 2024 8:53:51
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
21 02 2024 20:52:10
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...
20 02 2024 11:25:14
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...
19 02 2024 4:45:15
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
18 02 2024 20:58:56
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
17 02 2024 5:42:57
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
16 02 2024 14:15:13
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
15 02 2024 3:51:36
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
14 02 2024 2:33:21
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
13 02 2024 20:27:59
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
12 02 2024 18:39:10
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
11 02 2024 2:17:57
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
10 02 2024 12:25:20
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
09 02 2024 1:41:30
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
08 02 2024 16:25:20
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
07 02 2024 21:22:20
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
06 02 2024 1:46:34
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
05 02 2024 5:19:19
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
04 02 2024 6:57:22
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
03 02 2024 15:42:30
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
02 02 2024 12:32:37
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
01 02 2024 2:18:39
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
31 01 2024 12:56:56
Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....
30 01 2024 19:23:47
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
29 01 2024 10:36:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::