История для молодежи    

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

Цели:

  • обучающая: привести в систему знания учащихся по теме “Волжская Булгария в Х – начале ХIII вв.”;
  • развивающая: сформировать у учащихся навыки работы с историческими документами и с исторической картой, анализа и синтеза изученного материала, классификации, определения причинно-следственных связей, применения знаний в аналогичной ситуации, обобщения; использования компьютерных технологий, проведения межпредметных (межкурсовых) связей и исторических параллелей;
  • воспитательная: урок ориентирован на выявление у учащихся проявлений творческой активности, стимулирование исследовательской деятельности, культивирующей чувство патриотизма и гражданского самосознания.

Межпредметные и межкурсовые связи: всеобщая история, история России, география, обществознание.

Задачи урока: 1) актуализация знаний учащихся путём проведения мотивационной беседы; 2) обобщение пройденного через: выполнение индивидуальных проблемных заданий (на основе работы с фрагментами исторических документов и с исторической картой); толкование учащимися отдельных терминов (в контексте актуализации знаний); тестирование (с использованием слайд-программы и комплекта дидактического материала), в т.ч. компьютерное; формулирование учащимися ответа на заключительный вопрос, предполагающий проведение исторических параллелей.

Место урока в учебном плане: урок завершает изучение одноименной зачетной темы курса истории татарского народа и Татарстана в 10 классе полной средней школы.

Тип урока: урок обобщения с элементами эвристической беседы.

Вид урока: модульный урок.

Учебная литература: История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань: ТаРИХ, 2001. – С.34-55; Прокофьев А.М. Тестовые задания по истории Татарстана. – Казань: ТаРИХ, 2003. – С.13-19.

Дополнительная литература: Древняя Казань глазами историков и современников / Составители и авторы комментариев Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков. – Казань: Фест, 1996; Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама / Перераб. С. Шамси. – М.: МИФИ-Сервис, 1992.

Методическое обеспечение: рабочие листы урока, слайд-программа, комплекты дидактического материала по теме.

Техническое оснащение: мультимедиа проектор, экран, рабочий компьютер учителя.

План урока:

  1. введение (мотивационная беседа);
  2. первый модуль (эвристическая беседа, выполнение индивидуальных проблемных заданий на основе работы с фрагментами исторических документов и с исторической картой);
  3. второй модуль (эвристическая беседа, работа с заданиями слайд-программы);
  4. третий модуль (тестирование, в т.ч. компьютерное);
  5. заключение (итоговый вывод, выставление оценок).

План-конспект

Эпиграф урока:

“Я не верю любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного”.
(Н.М. Карамзин)

Спросите нас: – Откуда вы?
– Мы вольные волжане...
(С. Хаким)

Вводное слово учителя

Учитель: Здравствуйте!
Этими словами мы начинаем наш сегодняшний урок. Обратите внимание, что в его эпиграфе присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика.

“Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…”, – эта фраза, звучащая в тексте гимна Российской Федерации, становится понятной при нашем обращении к историческому прошлому любого уголка России, где бы он “… от южных морей до полярного края…” ни располагался.

Одним из таким уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан, первым опытом государственности на территории которой являлась Волжская Булгария.

Приведению в систему ваших знаний по теме “Волжская Булгария в Х – начале ХIII вв.” и посвящен наш сегодняшний урок.

И здесь изначально мне следует сделать несколько оговорок.

Во-первых, на наших предыдущих встречах мы уже рассмотрели особенности возникновения Волжской Булгарии, а также основные тенденции ее экономического, социального, политического и духовного развития.

Во-вторых, в качестве учебника мы использовали самое рациональное, на мой взгляд, из существующих сегодня учебное пособие по истории Татарстана, рассчитанное на уровень основной школы. Что же касается условий 2-го концентра, т.е. в данном случае 10-го класса, то дополнением на сей счет может служить целый круг дополнительной литературы научного, научно-популярного, краеведческого, энциклопедического и справочного характера, позволяющего провести соответствующие параллели как между новым материалом и ранее изученным, так и между историей татарского народа и Татарстана и другими общественными дисциплинами (всеобщей историей, историей России, обществознанием), выводя обобщаемый нами сегодня материал на проблемный, причинно-следственный уровень.

В-третьих, форма проведения сегодняшнего урока предполагает активное использование обратной связи между учениками и учителем и поэтому структура урока выглядит следующим образом:

<Рисунок 1>

– Итак, мы начинаем.

Первый модуль

<Рисунок 2>

Учитель: История Волжской Булгарии – это история одного из крупнейших средневековых государств Восточной Европы, это большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, прежде всего татарской нации.

Волжская Булгария – первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. По уровню экономического, социального, политического и культурного развития она ничем не уступала не только своему соседу – Киевской Руси, а также русским княжествам периода феодальной раздробленности, – но и западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы.

Я предлагаю вам ответить на мой первый вопрос: “Можно ли существование Волжской Булгарии считать примером локальной цивилизации и почему”?

Для того, чтобы на него ответить, необходимо вспомнить два основных подхода к изучению исторического прошлого, и кроме того, один из них – цивилизационный – рассмотреть в контексте стадиальной и локальной составляющих.

Кроме того, касаясь проблематики локальных цивилизаций, можно, например, вспомнить теорию культурно-исторических типов Николая Данилевского.

Ответ учащегося.

Учитель: Мы уже упомянули факт создания булгарами одной из ярких средневековых цивилизацией Европы. Вообще о переходе человечества от первобытности к цивилизованному развитию можно судить по целому ряду признаков. Так, становление государства – это особенность политического характера, появление неравенства – социального, возникновение письменности – культурного (или духовного).

Какие особенности экономического развития можно считать признаками перехода булгар от первобытности к цивилизованному развитию?

Ответ учащегося.

Учитель: А сейчас я хотел бы предложить вашему вниманию отрывки из исторических документов:

“Булгары все живут в юртах. Юрта же царя очень большая, вмещает более тысячи человек и устлана армянскими коврами” (Ибн Фадлан, начало Х в.).

“Болгары – народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие” (Ибн Русте, арабский географ начала Х в.).

“Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша” (“Повесть временных лет” о голоде 1024 г. в Суздальской земле).

Какие выводы об особенностях экономического развития Волжской Булгарии можно по ним сделать?

Ответы учащихся.

Учитель: Своеобразным катализатором изменений в экономической сфере общественной жизни явилось становление и развитие Великого Волжского торгового пути, который соединил Булгарию не только со своими ближайшими соседями, но и, выражаясь современным языком, со “странами дальнего зарубежья”.

<Рисунок 3>

Контакты булгар, в частности, со скандинавами протекали на фоне волн торгово-экономической активности по нему различных народов. Среди находок Х в. из городов Волжской Булгарии – целый комплекс вещей североевропейского происхождения. Наиболее интересными из них являются находки каролингских мечей и их фурнитуры (мечи и их детали, наконечники ножен).

<Рисунок 4>

Сопоставление с рядом других находок, в т.ч. деталей костюма, позволило сделать вывод о неслучайном их характере. Все они так или иначе связаны с военно-дружинным бытом, а мечи, как редкое и дорогое оружие, использовались, в основном, военной знатью. Именно она, военная знать, находилась на одной из верхних ступеней социально-политической пирамиды Волжской Булгарии.

Реконструируя ее в целом, следует отметить, что этажи социально-политической лестницы выглядели следующим образом:

1-й, верхний уровень – глава государства, или … (и вновь вопрос для вас: “Назовите титул главы Волжской Булгарии”);

(Ответ учащегося.)

2-я ступень сверху – вожди подвластных племен;

3-я ступень – высшие чиновники государственного аппарата, или … (Назовите специфический термин, которым они обозначались);

(Ответ учащегося.)

4-я ступень – представители родоплеменной знати, или …

(Ответ учащегося.)

5-я, нижняя ступень привилегированной части феодальной лестницы – приближенные главы государства, его друзья, или …

(Ответ учащегося.)

Основную же часть булгарского социума составляло податное население, в большей части (коль скоро Волжская Булгария – это пример аграрного общества) занимавшееся сельским хозяйством, т.е. крестьянство.

И вновь вопрос учащимся: “Сравнивая различные археологические находки, можно ли сказать, что Волжская Булгария – это общество, в недрах которого произошли первое, второе и третье общественные разделения труда”?

Ответ учащегося.

Учитель: Картографирование различных находок демонстрирует, что все они концентрируются близ городских центров Булгарии. Археологи свидетельствуют о существовании здесь значительного числа городских поселений.

Задание учителя для работы с картой “Города Волжской Булгарии”.

<Рисунок 5>

Учитель: Перед вами карта Волжской Булгарии. Какими порядковыми номерами на ней обозначены города

Биляр, бывший центром расселения пришедшего сюда вместе с булгарами племени барсилов и являвшийся столицей страны в период ее расцвета;

Булгар – одна из столиц Волжской Булгарии; город, близ которого на берегу Волги, чуть ниже впадения в нее Камы располагался знаменитый Ага-Базар;

Сувар – один из трех самых знаменитых булгарских городов, центр расселения племени савиров (или суваров);

Ошель как центр расселения племени аскелов (эсегелов); город на правобережье Волги;

Кашан, находившийся на правом берегу Камы близ ее устья;

Джукетау, чьи развалины находятся у западной окраины Чистополя;

Алабуга, отметившая в августе нынешнего года свое тысячелетие;

Казань?

Учитель: Как мы только что отметили, в числе этих городов была и Казань, новейшие свидетельства о времени возникновения которой относят ее появление к рубежу Х-ХI вв. По данным археологических исследований, первоначально Казань занимала северо-восточную оконечность кремлевского холма.

<Рисунок 6>

Крепость эта была довольно хорошо укреплена. Во время последних раскопок на кремлевском холме археологи сделали целый ряд важнейших открытий, позволивших уточнить дату образования раннего поселения и представить его характер. Среди находок обломки горшков, характерных для гончарных традиций Хазарского каганата, обломок восточного дирхема, бусы из стекла и полудрагоценных камней, медные браслеты, а также бронзовая накладка для конской сбруи.

Сенсационной находкой стала свинцовая подвеска (или печать-?) с оттиском чешской монеты первой половины Х в., которая указала на контакты булгар со странами Средней Европы и явилась серьезным поводом для корректировки возраста Казани.

<Рисунок 7>

Вообще же, говоря о возрасте Казани, следует отметить, что существует (или существовало) несколько версий.

Как вы думаете, к какой из них имеет отношение следующий отрывок из “Казанской истории” середины ХVI в.?

“Бысть же на Каме на реке старый град, именем Брягов, оттуду же прииде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обрете место на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми <…> и бысть Казань стольный град, вместо Брягова <…>”.

Ответ учащегося.

Учитель: Что же касается происхождения названия Казани, то и тут существует несколько версий. Самой распространенной из них является легенда, связанная с тем, что некий княжеский служитель (или девушка), черпая из реки близ кремлевского холма воду, уронила (или уронила) в нее котел (казан), отчего и река, и сам город стали называться Казанью. А какие версии происхождения названия города вам известны? Какой из них вы отдаете предпочтение? Почему?

Ответ учащегося.

Учитель: Если вы спросите меня, какой из них я отдаю предпочтение, то однозначного ответа на сей счет вы не получите. Дело в том, что, на мой взгляд, равные шансы на существование имеют два предположения: первое связано с реальным подтверждением рационального зерна упомянутой выше легенды, а именно: рельеф центральной части города своими холмами и котловинами напоминает котел; второе же предполагает взаимосвязь наименования города с его географическим расположением. В древнебулгарском языке слово “каз” означало “конец, окраина, граница, предел чего-либо”. Таким образом, слово “Казань” можно перевести как “город, основанный на границе (в данном случае на северо-западной) Волжской Булгарии”.

Учитель: А сейчас, дорогие друзья, заключительные вопросы первого модуля нашего сегодняшнего урока:

Вопрос 1. История Волжской Булгарии насчитывает несколько этапов. Назовите их.

Вопрос 2. Одним из важнейших событий периода становления булгарской государственности является принятие ислама. Какую роль оно сыграло в истории Волжской Булгарии?

Задание 3. Прочитайте отрывок из русской летописи:

“В лето 6493 (985) <…>. Иде Володимер на Болгары с Добрыною с войском своим <…> берегом приведе на конях и победи Болгары. Рече Добрына Володимеру: “Осмотрел я пленных, они суть все в сапогах, такие дани нам не захотят давати, пойдем искать лапотников. И сотвори мир Володимер с Болгары и дали клятву меж собою <…>. И приде Володимер к Киеву <…>”.

О каких событиях, связанных с историей Волжской Булгарии, идет в нем речь?

Ответы учащихся.

Второй модуль

В первом блоке вопросов учитель предлагает учащимся соотнести названия городов Волжской Булгарии (упоминавшиеся в первом модуле урока) с располагавшимися там городскими объектами.

Второе задание отталкивается от изображения государственного герба современной Республики Татарстан.

<Рисунок 8>

Какую связь с историей Волжской Булгарии можно обнаружить в его главном элементе?

Третья тематическая подборка связана с памятниками казанской городской скульптуры (поочередно высвечиваемыми на экране), один из которых запечатлел деятеля булгарской культуры. Необходимо найти и назвать его.

Ответы учащихся.

Третий модуль

Третий модуль – это тестирование, структура вопросов которого приближены к формулировкам групп заданий А и В Единого государственного экзамена по истории России.

Примеры вопросов:

1. Основная территория Волжской Булгарии располагалась:

а) в Западном Закамье;
б) в Восточном Закамье;
в) на правобережье Волги;
г) на правобережье Камы.

2. Одним из исследователей жизни Волжской Булгарии начала Х в. был:

а) византийский император Константин Багрянородный;
б) русский путешественник Афанасий Никитин;
в) арабский географ Ибн Русте;
г) местный богослов Ахмед ал-Булгари.

3. Установите соответствие между городами Волжской Булгарии и их характеристиками. Города:

а) Сувар;
б) Болгар;
в) Биляр;
г) Джукетау.

Характеристики:

1) “Великий город”;
2) его развалины находятся близ современной деревни Татарский Городок;
3) внешнеторговый центр Волжской Булгарии, близ которого располагался Ага-Базар;
4) центр расселения нижнекамской группы булгар; 5) центр расселения правобережной группы булгар.

4. Внешнеполитические связи Волжской Булгарии с русскими землями:

а) носили исключительно мирный, торговый характер;
б) носили исключительно военный, агрессивный характер;
в) периодически обострялись из-за вмешательства Хазарского каганата;
г) периодически обострялись из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

5. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) принятие Волжской Булгарией ислама;
б) принятие Киевской Русью христианства;
в) заключение между Волжской Булгарией и Киевской Русью “вечного мира”;
г) основание Казани.

6. Духовная культура Волжской Булгарии:

а) носила преимущественно светский характер;
б) носила преимущественно религиозный характер;
в) была обращена к ценностям европейской цивилизации;
г) сочетала в себе особенности влияния как западной, так и восточной цивилизаций.

Ключ к тестам: 1-а; 2-в; 3: А-2, Б-3, В-1, Г-4; 4-г; 5-А,В,Б,Г; 6-б.

Заключение

Учитель: Таким образом, мы обобщили сегодня тему, связанную со становлением и развитием первого государственного образования на территории современного Татарстана – Волжской Булгарии.

Понятно, что в отведенное нам время мы остановились лишь на некоторых аспектах характеристики булгарской цивилизации, но, тем не менее, думаю, что логическим завершением нашего разговора был бы наш совместный ответ на мой заключительный вопрос: “Чем современные цивилизации (в т.ч. татарский мир) обязаны цивилизации волжских булгар”?

Наверно, было бы логичным разделить его на две составляющих: вначале отметить то, чем цивилизации волжских булгар обязана современная Республика Татарстан, и, во-вторых, ответить на вопрос: “Чем цивилизации волжских булгар обязан весь современный мир”?

Ответы учащихся.

<Рисунок 9>

Подведение итогов урока

Выставление оценок. Выдача домашнего задания.

Заключительные слова учителя:

Я благодарю вас за активную работу на сегодняшнем уроке и хочу завершить его известной цитатой К.С. Станиславского: “Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим”.

Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится. Урок закончен. До свидания.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного

Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....

19 11 2019 12:48:14

Игра "Умники и умницы" (Петр I и его время)

Игра проводится по типу телеигры " Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...

18 11 2019 1:35:43

Рабочая тетрадь для индивидуальной работы учащегося по истории Древнего мира. 6-й класс

Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе М О Н Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в практическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....

17 11 2019 15:10:18

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

16 11 2019 14:41:43

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

15 11 2019 10:19:16

Правовой статус человека и гражданина

Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....

14 11 2019 2:41:38

Урок по обществоведению для 10–11-го класса "Политические режимы"

По курсу обществознание с использованием интерактивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их характеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....

13 11 2019 14:45:46

Социальные группы и их классификация. Российское общество начала XXI в. Демография. Проблемы семьи

Подтема продолжает тему « Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий характер....

12 11 2019 23:32:31

Разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины ХVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс

Предлагается разработка проекта по теме " Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке " Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование И К Т учащимися....

11 11 2019 2:10:16

Проект "Рисуем историю"

Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....

10 11 2019 19:32:56

Внеклассное мероприятие по истории. Праздник "Рождество в средневековом городе"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков " Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...

09 11 2019 9:58:44

Урок истории по теме "Политическая раздробленность на Руси". 10-й класс

Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; характеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....

08 11 2019 11:12:20

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

07 11 2019 3:44:20

Семейное право

На уроке ставится вопрос о роли нравственности в браке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....

06 11 2019 7:24:52

Урок истории на тему "Материнский подвиг". 10-й класс

Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....

05 11 2019 23:46:11

Культура Древнего Египта

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему « Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....

04 11 2019 2:52:43

Информационные технологии на уроках истории

Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале Х Х веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...

03 11 2019 16:32:28

Комбинированный урок по истории и обществознанию на тему «Теория цивилизаций»

Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации. ...

02 11 2019 10:31:50

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько " Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

01 11 2019 20:37:51

Ранние цивилизации Древней Индии. 5-й класс

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....

31 10 2019 23:28:23

Обобщающий урок "Внешняя политика России. XIX–XX вв. ("Война бывает полезна главным образом побежденным"). 10–11-е классы

Обобщающий урок по теме " Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

30 10 2019 21:47:21

Разработка урока истории в 8-м классе. Тема: "Экономическое развитие России в первой половине XIX века"

Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...

29 10 2019 14:21:24

Открытый урок "Нет фашизму!"

Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....

28 10 2019 19:28:59

Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"

Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....

27 10 2019 0:44:23

План-конспект урока по ОРКСЭ «Храм Христа Спасителя в Москве: история создания и восстановления»

План-конспект может быть использован на уроках О Р К С Э в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, М Х К. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....

26 10 2019 20:43:59

Смутное время

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы « Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: « Смута в литературе и музыке», « Смута в живописи и киноискусстве», « Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....

25 10 2019 21:49:52

Игра "Страницы истории"

Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы " Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....

24 10 2019 13:33:24

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

23 10 2019 22:54:46

Урок по теме "Я-гражданин"

Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

22 10 2019 17:47:23

Тема урока: "Мир без войн" для учащихся 10–11-х классов

Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу " Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...

21 10 2019 13:46:42

Они отстояли Родину

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....

20 10 2019 19:41:30

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д. Кейнсу, К. Мюрдалю, Д. Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей " Модели цивилизационного развития". ...

19 10 2019 1:22:41

Из опыта работы над темой "Деятельностно-практический способ обучения в процессе преподавания истории в средней школе". Урок новой истории. 8-й класс

В статье приведены примеры применения деятельностно-практического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: « Военные походы фараонов», 8-й класс: « Крымская война»....

18 10 2019 8:13:59

Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"

Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу « История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...

17 10 2019 8:14:43

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

16 10 2019 14:58:27

Разработка темы "Выбор политического режима"

Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....

15 10 2019 14:53:16

Творческая работа на тему: "Реализация проблемного метода обучения при проведении занятий по истории и обществознанию"

Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....

14 10 2019 10:32:39

Урок истории по теме "Олимпийские игры: история и современность" (5-й класс)

Урок проведен по учебнику А. А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...

13 10 2019 17:28:34

Июнь 1918 года в истории моего края

Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....

12 10 2019 10:16:22

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

11 10 2019 17:44:58

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

10 10 2019 8:35:40

Восточные славяне

Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....

09 10 2019 18:39:52

Традиции, культура, быт народов Астраханского края

Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астраханской области. ...

08 10 2019 9:56:56

Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции"

Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме " Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту " Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....

07 10 2019 9:23:10

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

06 10 2019 1:53:58

Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....

05 10 2019 9:33:52

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

04 10 2019 12:55:24

Социалистическая индустриализация

Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в С С С Р. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....

03 10 2019 3:42:43

Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"

Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...

02 10 2019 15:14:49

Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории

Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....

01 10 2019 20:50:33

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

30 09 2019 20:18:59

Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)

Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....

29 09 2019 10:57:38

Диспут "Разговор с В.Путиным"

Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут « Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....

28 09 2019 7:27:35

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

27 09 2019 5:47:49

Урок-игра "Русь Древняя"

Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...

26 09 2019 5:51:43

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

Практическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....

25 09 2019 5:22:17

Урок по краеведению: декабристы в Сибири

Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А. Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...

24 09 2019 1:49:12

Экономические предпосылки зарождения торговли на Руси

Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...

23 09 2019 8:56:44

Знаменитый полководец Александр Суворов

Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....

22 09 2019 0:37:49

Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе

В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А. Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...

21 09 2019 19:31:39

Электронное пособие. Справочник. Русь IX–XII веков

Данная работа по истории содержит электронное пособие " Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....

20 09 2019 6:23:48

Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий ( Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...

19 09 2019 6:46:45

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

18 09 2019 20:11:13

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

17 09 2019 9:23:51

Проблемное обучение на уроках истории. Урок по теме "Династический кризис. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года"

Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...

16 09 2019 4:35:42

План-конспект урока истории в 8-м классе "Социальная картина российского общества в пореформенное время"

В статье представлен опыт работы по изучению темы " Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса. В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения. ...

15 09 2019 20:46:55

"Они сражались за Родину" к 70-летию УДТК

Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования У Т Д К и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь У Т Д К; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....

14 09 2019 23:50:44

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

13 09 2019 0:17:40

Технология проблемного обучения на уроках истории

Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

12 09 2019 17:19:18

Викторина "Путешествие по Японии"

Итоговое занятие после изучения темы « Япония» можно провести в форме викторины, которая позволит расширить представление учащихся об этой стране....

11 09 2019 12:59:40

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7-м классе по теме "Россия – век XVII"

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов команд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....

10 09 2019 2:24:53

Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"

Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г. К., Конева И. С., Тимошенко С. К., генерала Панфилова И. В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...

09 09 2019 20:37:39

Классный час "Уникальные памятные места города Пензы"

Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию « Уникальные памятные места города Пензы»....

08 09 2019 13:30:41

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

07 09 2019 15:49:54

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....

06 09 2019 11:58:30

Гражданин

Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....

05 09 2019 3:50:16

Потребительский экстремизм

Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

04 09 2019 0:49:56

Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс

Урок по теме " Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого характера, с учебником....

03 09 2019 17:51:14

Общественные движения первой четверти XIX в.

Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...

02 09 2019 7:37:24

Экономика и ее роль в жизни общества

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....

01 09 2019 12:13:23

Открытый урок "Их имена живут в нашем городе". 9-й класс ГОУ ЯКШИ города Якутска по предмету история

Открытый урок с целью проверить знания по теме: " Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея « Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....

31 08 2019 2:18:37

Урок-игра по теме "Древний Восток"

Игра " Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....

30 08 2019 23:11:15

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

29 08 2019 13:40:36

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

28 08 2019 4:23:26

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

27 08 2019 2:46:24

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира

Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме " История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры " Что? Где? Когда?"....

26 08 2019 12:52:14

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

25 08 2019 15:54:54

"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....

24 08 2019 13:39:45

Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....

23 08 2019 16:56:22

Региональная история во внеклассной и внешкольной работе образовательных учреждений

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....

22 08 2019 23:31:25

Урок-викторина «Мифы Древней Греции»

Цель урока: обобщать и систематизировать знания учащихся по теме; развивать внимательность, реакцию, образное и логическое мышление....

21 08 2019 5:36:34

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и характером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

20 08 2019 18:35:35

Сталинградская битва 1942–1943 г. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне

Урок разработан в соответствие современными требованиями Ф Г О С О О О. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....

19 08 2019 21:14:16

Нестандартный урок "Никто не создан для войны"

Нестандартный урок " Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся вырабатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....

18 08 2019 10:24:29

Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

17 08 2019 18:29:16

Этапная игра "Средневековое общество"

Урок-обобщение по разделу « Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....

16 08 2019 1:54:59

Урок истории по теме "Время соборов". 6-й класс

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....

15 08 2019 3:36:53

Урок истории "Казанское ханство 1445–1552 гг."

Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....

14 08 2019 0:15:33

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

13 08 2019 17:49:29

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном характере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

12 08 2019 23:47:51

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

11 08 2019 7:59:27

Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"

Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов команды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Команды состоят из трёх человек. Одна команда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...

10 08 2019 18:48:53

Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."

Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спорным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...

09 08 2019 7:43:57

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

Праздник " Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

08 08 2019 10:15:21

Программно-методическая разработка курса "Политология" 10–11-е классы

В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. « Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса « Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов « Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....

07 08 2019 19:53:41

Поход персов в Скифию

На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....

06 08 2019 22:56:35

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

05 08 2019 22:14:12

Программа элективного интерактивного предпрофильного курса "Твой выбор: право или бесправие" для 8–9-х классов

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...

04 08 2019 19:16:17

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

03 08 2019 6:53:57

Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"

Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...

02 08 2019 16:52:44

"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс

Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....

01 08 2019 11:18:44

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде

В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....

31 07 2019 20:57:32

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 6-м классе по теме "Путешествие в Средневековье"

Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...

30 07 2019 17:22:16

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме " Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

29 07 2019 15:44:22

Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

Урок проводится как заключительный после изучения темы " Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа " Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

28 07 2019 21:35:16

Урок истории "День рождения моего села"

Изучая в 3-х и 4-х классах предмет " Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...

27 07 2019 12:33:13

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П. Столыпина, охарактеризовать политику успокоения....

26 07 2019 0:30:17

Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

Представлена программа дополнительного образования по краеведению " Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....

25 07 2019 1:20:23

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

24 07 2019 5:33:16

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

23 07 2019 4:17:59

Урок обществознания по теме "Семья и семейное хозяйство". 5-й класс

Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями Ф Г О С. Использование приобретенных знаний и умений в практической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

22 07 2019 20:42:17

Литературно-музыкальная композиция "Мы ничего не знаем о войне"

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....

21 07 2019 13:35:15

Культура России в первой половине ХIХ века

Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....

20 07 2019 0:20:28

Интегрированный урок "история + литература" по теме "Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов"

Представлен интегрированный урок история + литература по теме « Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....

19 07 2019 3:54:12

Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....

18 07 2019 9:49:38

Презентация и план проведения занятия по теме "Международное гуманитарное право" с использованием ИКТ

В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: М Г П; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...

17 07 2019 12:25:12

Урок граждановедения на тему: "Суд – правоохранительный орган". 5-й класс

Урок граждановедения для 5-го класса. Курс " Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...

16 07 2019 13:26:32

"Победа греков над персами в Марафонской битве"

Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....

15 07 2019 17:30:42

Владимир Святославич. Принятие христианства

Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

14 07 2019 0:41:16

Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"

Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....

13 07 2019 3:50:23

Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы

Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...

12 07 2019 3:44:56

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века " Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

11 07 2019 6:21:31

Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"

Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....

10 07 2019 9:22:42

Мифологические сюжеты в произведениях искусства

Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....

09 07 2019 18:29:36

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

08 07 2019 19:48:25

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

07 07 2019 9:24:41

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

06 07 2019 10:53:57

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

Тема " Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

05 07 2019 21:40:28

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

04 07 2019 12:40:10

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

Спорна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...

03 07 2019 15:47:51

Внеклассное мероприятие по истории "От обелиска к обелиску". Виртуальная экскурсия

Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....

02 07 2019 22:53:35

Технология "Развитие критического мышления" на уроке истории "Реформы Александра II". 10-й класс

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления ( Т Р К М). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....

01 07 2019 20:17:47

Интегрированный урок "Социализация личности". 10-й класс

Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения. ...

30 06 2019 7:37:59

"Урок России" (внеклассное мероприятие)

Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

29 06 2019 22:25:28

Тема урока "Они защищали Родину". Итоговый урок по Отечественной истории ХХ в.

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....

28 06 2019 11:16:17

Открытый урок по теме "Великий реформатор России: успехи и поражения"

Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П. А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны. ...

27 06 2019 19:35:31

Одаренные дети – будущее России

Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....

26 06 2019 10:57:25

Проектная работа на тему "Дети Первой мировой войны" (английский язык)

Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....

25 06 2019 9:51:55

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

24 06 2019 18:27:35

Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"

Открытый интегрированный урок по И З О, истории и М Х К, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей И З О и М Х К, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....

23 06 2019 18:10:22

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.