Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник! Есть другие – как страшный, мучительный сон В. Троицкий |
Пояснительная записка
Нетрадиционный урок – это не заранее подготовленное отрепетированное действо, а учебное занятие с предварительным и последующим домашними заданиями. Нетрадиционные уроки в игровой форме проводятся после изучения материала, нацелены не только на сильных, но и на средних учащихся.
Ученики получают предварительные домашние задания:
- внимательно и медленно перечитать художественное произведение;
- подготовить отрывок для выразительного чтения наизусть;
- из дополнительных источников (энциклопедий, справочников, словарей) узнать как можно больше об исторической эпохе, которая отражена в произведении, расширить свои знания о жизни писателя, узнать историю создания произведения;
На добровольной основе формируются комaнды (4-5 человек), члeны которых получают задания повышенной сложности. Никаких подсказок со стороны учителей, вопросы в ходе игры должны быть неожиданными для учеников.
Задача нестандартного урока – погрузиться в изучаемое произведение и понять, как те или иные исторические реалии нашли своё отражение в произведениях поэтов и писателей, хотя художественное произведение – это не иллюстрация эпохи.
Интегрированные уроки параллельно ведутся учителем литературы и истории, а также может вести только учитель литературы. Ответы учащихся комментируются и исправляются. Задания различного хаpaктера и дифференцированы по сложности. Во время подготовки комaнд к ответу в игре принимают участие болельщики, помогая заработанными баллами своей комaнде. Игру оценивает беспристрастное жюри, таким образом, исключается какая-либо субъективность со стороны учителей, ведущих игру.
Работа в комaнде сплачивает детей, рождает здоровый дух конкуренции, помогает оценить свои знания, определить уровень подготовки в других классах. Всё это имеет немаловажное воспитательное значение, способствует дружбе и хорошим отношениям учащихся внутри параллели. Не обязательно победителями оказываются ученики сильных классов, именно работа в комaнде помогает добиться успеха.
Нетрадиционный интегрированный урок литературы и истории “Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба ”.
Цели урока:
- Формирование бережного отношения к истории и традициям своего народа;
- Определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести “Тарас Бульба”;
- Дать представление об исторической истине и художественными задачами писателя;
- Осмыслить героико-патриотическую тему произведения, идею подвига во славу Отчизны;
- Развить ключевые компетенции учащихся.
Задачи урока: Актуализация и интеграция знаний, полученных на уроках литературы и истории.
Оборудование: Репродукция картины И.Е.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, карта “Русское государство в конце 15-16 веков”, карта-схема “Размещение куренных селений Черноморского казачьего войска к концу 18 века”, экспонаты из личных коллекций семей учеников (казачья шапка, пистолеты конца 18 века, рушники).
Ход урока
Учитель литературы: Для русской литературы 20–30 годов 19 века хаpaктерен интерес к истории (вспомните произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Обращения к прошлому помогало найти ответы на многие вопросы, вставшие перед людьми, понять происходящее в настоящем и предугадать будущее. Гоголь занимался историей Украины, собираясь написать научный труд. Труд не был создан, но материалы, относящиеся к жизни казачества, были использованы им в работе над “Тарасом Бульбой”.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” входит в сборник “Миргород”, появившийся в печати в 1835 году. Миргородский цикл состоит из разнообразных повестей, объединённых скорее по принципу противоположности: пошлой и серой жизни обитателей усадеб и провинциальных городов противопоставлена мечта писателя об иной жизни, в которой существуют другие люди, другие отношения, в которых есть высокие стремления, вера в победу, идея свободы, чувство любви к Отчизне.
Повесть “Тарас Бульба” выделяется из цикла. В ней писатель обращается к иной сфере жизни, к историческому прошлому.
В “Тарасе Бульбе” нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда – с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображённое в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: 15-17 века. Ни одного определённого исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать точную картину исторического прошлого, так как ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические. Именно поэтому “Тарас Бульба” является скорее не исторической повестью, а эпической.
Гоголь намеренно относит действие повести к 15 веку, хотя события, происходящие в ней, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью.
Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
В повести Гоголь изображает эпические богатырские хаpaктеры: Тараса, Остапа, других запорожских “рыцарей”. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом хаpaктере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства.
Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.
Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в те времена украинцы чаще называли себя, свой язык, веру словом “русские”. Понятие “Русь” связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России: именно украинские земли были ядром Киевской Руси. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины, что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским писателем.
Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие хаpaктеры, Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются хаpaктеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения.
Вопросы к игрокам:
- Показать на карте Запорожскую Сечь, назвать, к какому государству относилась;
- Показать и назвать географические объекты, упоминаемые в повести: Киев, Ковно, Дубно, Перекоп.
- Рассказать о жизни запорожского казачества за пределами Сечи, ответы подтверждаются текстом повести (“Бульба повёл сыновей в светлицы…”).
- Рассказать о жизни запорожского казачества в Сечи (“Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями…”).
- Описать одежду и оружие (“Бурсаки вдруг преобразились…”).
- Рассказать о порядке управления Сечью, действовавших правилах и законах( рада, приём в казачество, атаман, кошевой. куренной).
- По каким причинам казаки брались за оружие ( “...он считал себя законным защитником православия…”, “из Сечи пришла весть…”, “…нет уз святее товарищества…”.
Вопросы к болельщикам:
1. Объясните этимологию слова “СЕЧЬ”. (От слова засека (двоякое ударение), завал из деревьев, который служил в качестве укрепления)
2. Где располагалось главное укрепление казаков? (За днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье.) Запорожская Сечь не была организацией государственной, она создавалась для военных целей.
3. О каком герое эти строки: “Это был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”. (Тарас).
4. Какой художественный приём использует Н.В. Гоголь для создания образов братьев? (антитезу).
5. О ком из братьев идёт речь в следующих фрагментах текста:
- “Он…кипел жаждою подвига, но душа его была доступна и другим чувствам” (Андрий).
- “Он учился …без напряжения”. (Андрий).
- “Он был прямодушен с равными”. (Остап).
- “Потребность любви вспыхнула в нём живо, когда он перешёл за восемнадцать лет…”. (Андрий).
- “С этого времени…начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими”. (Остап).
- “Он никогда, ни при каких случаях, не выдавал своих товарищей, никакие плети и розги не могли заставить его это сделать”. (Остап).
Вопросы для комaнд:
1. Кого из римских поэтов называет Тарас, приговаривая при этом, что грамоте разумеет не сильно? (Горация).
2. О ком эти строки: “Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.” (о матери)
Внимательно послушайте и напишите пропущенное слово.
“Она с жаром, с страстью, со слезами, как степная … , вилась над детьми”. (Пропущено слово “чайка”).
3. С кем сравнивает Гоголь Андрия в бою на стороне поляков? (с псом)
“Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее…Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем… понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший всех в стае”.
4. С кем сравнивает Гоголь Остапа в бою? (С ястребом)
“Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, - так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего…”
5. Какой вопрос задаёт Тарас казакам трижды во время сражения? (“Есть ли ещё порох в пороховницах?”)
6. Назовите имя прекрасной полячки, в которую влюблён Андрий? (Её имя неизвестно, она дочь ковенского воеводы.)
Вопросы к болельщикам:
1. Как обращается Бульба к своим соратникам перед боем? (“Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество…”. Товарищи, братцы – так называет он их.)
2. С какими словами умирают сыновья Тараса? (Андрий прошептал имя прекрасной полячки, так и оставшееся неизвестным, а Остап прокричал: “Батько! Где ты? Слышишь ли ты?”)
Задания капитанам комaнд:
Отметить на карте-схеме названия переселившихся на Кубань куреней, упоминаемых в повести “Тарас Бульба”.
Конкурс чтецов (речь Тараса о товариществе)
“Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья… Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.
Подведение итогов
Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Н.В. Гоголь создаёт поэтическую картину казачьего общества, показывая его жестокость, стихийность.
Сильные и могучие хаpaктеры – это следствие уклада жизни, сформировавшей эти хаpaктеры. Тарас – сын своего времени, и его дикость и необузданность – результат дикости этой эпохи. Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы – Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Чувство коллективизма делает героев повести “Тарас Бульба” сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к родине.
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
02 07 2022 5:32:46
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
01 07 2022 10:46:25
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране.
Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
30 06 2022 19:55:48
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова.
...
29 06 2022 12:34:57
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
28 06 2022 6:30:23
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
27 06 2022 16:46:31
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
26 06 2022 4:51:33
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
25 06 2022 19:13:37
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
24 06 2022 11:38:50
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
23 06 2022 19:57:16
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
...
22 06 2022 2:32:13
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
21 06 2022 4:48:48
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
...
20 06 2022 20:26:42
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
19 06 2022 3:13:53
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
18 06 2022 14:52:48
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
17 06 2022 12:35:52
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
16 06 2022 18:18:30
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
15 06 2022 15:42:54
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
14 06 2022 9:44:37
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
13 06 2022 12:53:37
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
12 06 2022 10:50:20
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
11 06 2022 4:52:44
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
10 06 2022 7:34:22
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
09 06 2022 10:57:29
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
08 06 2022 8:11:44
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
07 06 2022 8:26:19

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
06 06 2022 23:18:15
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
05 06 2022 14:38:38
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
04 06 2022 5:24:45
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
03 06 2022 17:52:19
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
02 06 2022 15:23:49
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
01 06 2022 7:51:10
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
31 05 2022 10:14:52
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
30 05 2022 17:31:31
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок".
...
29 05 2022 2:45:44
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
28 05 2022 6:18:12
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
27 05 2022 21:21:10
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
26 05 2022 20:33:23
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
25 05 2022 1:16:49
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
24 05 2022 11:25:31
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
23 05 2022 8:49:55
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
22 05 2022 23:31:19
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
21 05 2022 13:52:10
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
20 05 2022 23:16:40
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
19 05 2022 2:43:23
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
18 05 2022 12:10:26
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
17 05 2022 17:30:27
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
16 05 2022 18:52:50
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
15 05 2022 5:48:52
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
14 05 2022 14:30:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::