Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)
Цели:
- создать условия для формирования представлений учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны (на примере семьи Степановых);
- «погрузиться» в историю своей семьи, расширить знания о ней;
- формировать патриотические чувства на основе исторических событий прошлого.
Оборудование:
- портреты семьи Степановых (Приложение),
- магнитофон,
- фонограмма песни «Зажгите свечи».
Опережающее задание для учащихся: подготовить сообщение на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».
ХОД УРОКА
I. Вводное слово учителя
Статус семьи в мире очень высок. В связи с этим
по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 20
сентября 1993 года отмечается Международный день
семьи. В России он празднуется ежегодно с 1995 года
15 мая.
А 2008 год в рамках Национального проекта был
объявлен годом семьи.
История страны складывается из маленьких
истории таких семей как океан из крохотных
капель.
Всех своих сыновей Епистиния Федоровна
запомнила уходящими.
Вначале приходили письма, а потом – «похоронки».
Слушала мать (читали соседи, сама не могла)
страшные в своем торжественном лаконизме слова,
разумом осознавая весь ужас случившегося, а
сердце твердило: нет…нет, живы дети.
Долгие годы она жила надеждой на чудо.
Мать бережно хранила их вещи.
Каждый год в День Победы, пока жива была,
приходила Епистиния Федоровна на центральную
площадь станицы Днепровской, к монолиту, на
котором высечены имена её сыновей. В 1975 году в
районном центре Тимашевске открыт музей,
единственный в своём роде – музей одной семьи,
семьи Степановых.
Ей приснилось, что она – Россия
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров не ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сома Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поименно,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Снег дымится, он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идет
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладет…
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!
Л. Татьяничева
II. Сообщения учащихся
Епистиния Федоровна Спепанова 1874-1969
Родина наградила Епистинию Федоровну боевым
орденом.
Маршал Советского Союза А.А. Гречко писал ей:
«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять
самых дорогих для Вас людей благословили на
ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими
боевыми делами они приблизили день нашей Великой
Победы над врагами, прославили свои имена.
…Вас, мать солдатскую, называют воины своей
матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих
сердец, перед Вами, простой русской женщиной,
преклоняют колени».
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей
было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице
Днепровской Тимашевского района Краснодарского
края со всеми воинскими почестями.
Михаил Николаевич Степанов (1873-1933)
С первых дней организации на хуторе
ревкома стал Михаил Николаевич самым активным
его помощником. Случалось, налетели белоказаки –
брал в руки винтовку, вместе с товарищами уходил
в плавни. В один из таких налетов был схвачен и
убит белогвардейцами семнадцатилетний сын
Александр.
Михаил Николаевич принял самое горячее участие в
организации первого на хуторе колхоза.
Но нелегкая жизнь, пережитые невзгоды подорвали
здоровье. В один из осенних дней 1933 года Михаила
Николаевича не стало он умер на посту, охраняя
колхозный хлеб на току, в возрасте 60 лет.
Александр Михайлович Степанов (1901-1918)
Это было в разгар летней страды 1918. Степановы
убирали урожай. Александр, старший сын, был в
семье первым помощником.
В тот страшный день из станицы Тимашевской по
позициям белых из пулемётов били красноармейцы.
Хутор оказался в зоне артиллерийско-пулемётного
огня. В поле Александра схватили белогвардейцы.
Александра жестоко пытали.Расстрелян
белогвардейцами в возрасте 17 лет.
Федор Михайлович Степанов (1912-1939)
Весной 1939 года успешного окончил курсы
комaндиров в Краснодаре.
В те годы на Дальнем Востоке было неспокойно.
Полк, в который прибыл Федор, находился в районе
реки Халхин-Гол. Полку было приказано овладеть
высотами. В том жестоком бою, подняв взвод в
атаку, младший лейтенант Ф.М.Степанов пал cмepтью
храбрых. Погиб в возрасте 27 лет.
Павел Михайлович Степанов (1919-1941)
Павел Степанов был направлен на учебу в
Киевское военное училище. Летом 1941 года
лейтенант Павел Степанов служил в Белоруссии.
…24 июня 1941 года. Поднятые по тревоге, воины с ходу
вступили в бой с гитлеровскими захватчиками.
Били их до последнего снаряда. И отходили на
восток.
Где погиб и захоронен Павел – пока сведений нет.
Погиб в возрасте 22 лет.
Иван Михайлович Степанов (1915-1942)
Зимой 1940 года лейтенант Иван Степанов
участвовал в боях с белофиннами.
Великая Отечественная война застала его на
западной границе, в Белоруссии. Советские воины
дрались с фашистами до последнего патрона. Ночью
пошли на прорыв, но из окружения вышли не все.
Степанов, тяжело раненный, был схвачен
гитлеровцами. Едва поправившись – бежал. Осенью
1941 года Иван Степанов, обессиленный, добрался до
деревни Великий Лес, что недалеко от Минска. Его
укрыли в семье колхозника.
Почти год сражался Иван в партизанском отряде.
Однажды фашисты выследили Ивана Степанова и
расстреляли. Ему было 27 лет.
Василий Михайлович Степанов (1908-1943)
На фронт Василий ушел в первые дни Великой
Отечественной войны. Воевал в Крыму, выполнял
важное задание в тылу врага. В 1942-м его схватили
фашисты и бросили за колючую проволоку в лагерь
военнопленных. Немного окреп – бежал, связался с
подпольщиками, а через них с партизанами.
2 ноября 1943 года во время выполнения задания в
Никополе – ему было приказано взорвать мост
через реку – Василий был вновь схвачен фашистами
и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он
держался стойко.
Через 2 недели на окраине города Никополя
гитлеровцы расстреляли 78 патриотов. Погиб в
возрасте 35 лет.
Илья Михайлович Степанов (1917-1943)
Когда в октябре 1937года Илью призвали на
действительную службу в армию, он заявил, что
желает учиться на танкиста. Через два года
выпускник 1-го Саратовского училища лейтенант
Илья Степанов был назначен комaндиром взвода в
Прибалтике. Там и принял боевое крещение в первый
день Великой Отечественной войны. В бою против
фашистских захватчиков был ранен. Долго
находился в госпитале в Ростове. Воевал под
Сталинградом. Опять госпиталь.
И снова жестокие бои. В декабре 42-го Илья Степанов
был ранен в третий раз. В мае 1943 года он писал
Епистинии Федоровне: « Много думаю о Вас, живу
мысленно с Вами, родная мама.. Ваш сын Илюша».
Это последнее письмо.
14 июля 1943 года комaндир роты И.М.Степанов пал
cмepтью храбрых на Курской дуге, в ожесточенном
танковом бою в возрасте 26 лет.
Александр Михайлович Степанов (192-1943)
Его назвали Александром, именем погибшего
старшего брата.
Воевал Александр Степанов в составе
Сталинградского корпуса. В ночь на 9 августа 1943
года комaндир взвода получил приказ –
разминировать проходы в минных полях для
наступления танков и пехоты. И под огнём врага
выполнил это задание, обеспечив успех
наступательной операции.
Сохранились фронтовые письма Александра. Вот
одно из них: «Скоро, мама, мы возвратимся с
победой. А если суждено будет нам погибнуть, то
знайте, что мы погибли за счастье советских
людей, за мир и счастье на земле. До свидания. Ваш
Саша».
И снова бои. На этот раз в составе стрелкового
подразделения. Комaндир роты Александр Степанов
одним из первых форсировал Днепр и ценой
невероятных усилий вместе со своими бойцами
удерживал плацдарм на правом берегу. 2 октября 1943
года на подступах к Киеву, было отбито шесть
яростных атак фашистов. Степанов остался один,
один отражал и седьмую атаку. Последней
противотанковой гранатой взорвал себя и
окруживших его врагов. За этот подвиг
двадцатилетний коммунист Александр Степанов был
удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в
боях на Днепре в возрасте 20 лет.
Филипп Михайлович Степанов (1910-1945)
Ему, как и брату Василию, довелось воевать в
Крыму. Однажды они встретились на фронтовой
дороге. В октябре 41-го в письме к матери и жене
Василий сообщил: «Видел Филю, случайно
встретились. Посидели, поговорили с час…». Это
была их последняя встреча.
Свой последний бой с фашистами он принял в районе
Харькова. В мае 1942 года, будучи тяжело раненным,
был пленен. Чуть оправился – бежал из концлагеря.
Гитлеровцы его схватили, зверски избили и
отправили в глубь Германии.
Уже после победы Епистиния Федоровна узнала о
последнем часе своего сына. Исполком Союза
обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
СССР прислал ей из Москвы официальный документ.
«По имеющимся у нас сведениям, – говорилось в
нем, – гр.Степанов Филипп Михайлович…умер 10
февраля 1945 года в Германии, в лагере № 326…»
Гитлеровцы замучили советского солдата. Погиб в
возрасте 35 лет.
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою.
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть.
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, – он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой.
(Г.Акопян)
Николай Михайлович Степанов (1903-1963)
Николай ушел на фронт в августе 1941 года воевал в
составе Донского кавалерийского корпуса.
Сражался на Северном Кавказе, освобождал от
фашистских захватчиков Украину, несколько раз
был ранен, очень тяжело – в октябре 1944 года.
Осколки повредили правую ногу. Восемь месяцев
боролись за его жизнь врачи в Кисловодском
госпитале.
Воспоминания о доме, о матери, братьях помогали
бороться за жизнь. Николай не знал, что матери с
фронта прислали на него «похоронку», что
горевала о сыне Епистиния Федоровна.
В августе 45-го вернулся он домой.
Весь израненный, он жил не в тиши своего садика, а
на людях. Как и до войны, пока руки держали
инструмент, трудился в колхозной строительной
бригаде плотником. Иногда брал баян, и над
притихшей от дневных забот станичной улицей
плыла мелодия фронтовой «Землянки».
В 1963 году от ран, полученных на фронте, умер
единственный вернувшийся с войны сын Епистинии
Федоровны – Николай. В возрасте 60 лет.
Вечный огонь
Под шатром нескончаемой сини
У живого огня я стою.
Потому и не пала Россия,
Что сыны её пали в бою.
Полыхает суровое пламя,
Обелиск не уходит с поста.
Может это не пламя, а знамя
Вдруг свои разомкнуло уста.
Мне понятна геройская сила,
И понятен язык для меня.
Это Родина нас научила
Правде века и правде огня,
(В.Колыхалов)
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
18 03 2024 12:17:54
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
17 03 2024 3:55:34
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
16 03 2024 5:40:39
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
15 03 2024 19:19:32
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
14 03 2024 10:41:24
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
13 03 2024 18:23:21
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
12 03 2024 7:46:56
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
11 03 2024 12:44:40
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
10 03 2024 23:14:55
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
09 03 2024 3:19:15
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
08 03 2024 2:10:49
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...
07 03 2024 2:16:53
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
06 03 2024 17:59:31
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
05 03 2024 18:58:28
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
04 03 2024 5:30:54
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...
03 03 2024 3:16:37
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
02 03 2024 11:28:13
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
01 03 2024 23:31:14
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
29 02 2024 12:30:24
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
28 02 2024 15:31:41
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
27 02 2024 9:36:52
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
26 02 2024 21:33:56
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
25 02 2024 10:29:13
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...
24 02 2024 14:40:17
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
23 02 2024 2:16:20
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
22 02 2024 2:29:45
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
21 02 2024 11:15:17
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
20 02 2024 11:48:28
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
19 02 2024 10:39:26
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
18 02 2024 8:31:33
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
17 02 2024 5:37:41
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
16 02 2024 17:47:40
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
15 02 2024 6:16:44
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
14 02 2024 10:46:42
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
13 02 2024 14:36:43
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
12 02 2024 13:55:59
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
11 02 2024 16:41:34
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
10 02 2024 1:55:37
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
09 02 2024 6:42:38
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
08 02 2024 10:55:57
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...
07 02 2024 22:22:37
Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
06 02 2024 5:36:33
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
05 02 2024 3:50:44
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
04 02 2024 20:14:19
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
03 02 2024 9:41:35
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
02 02 2024 2:58:58
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
01 02 2024 19:48:34
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
31 01 2024 9:58:29
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
30 01 2024 1:13:30
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
29 01 2024 14:16:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::