Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)
Цели:
- создать условия для формирования представлений учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны (на примере семьи Степановых);
- «погрузиться» в историю своей семьи, расширить знания о ней;
- формировать патриотические чувства на основе исторических событий прошлого.
Оборудование:
- портреты семьи Степановых (Приложение),
- магнитофон,
- фонограмма песни «Зажгите свечи».
Опережающее задание для учащихся: подготовить сообщение на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».
ХОД УРОКА
I. Вводное слово учителя
Статус семьи в мире очень высок. В связи с этим
по решению Генеральной Ассамблеи ООН с 20
сентября 1993 года отмечается Международный день
семьи. В России он празднуется ежегодно с 1995 года
15 мая.
А 2008 год в рамках Национального проекта был
объявлен годом семьи.
История страны складывается из маленьких
истории таких семей как океан из крохотных
капель.
Всех своих сыновей Епистиния Федоровна
запомнила уходящими.
Вначале приходили письма, а потом – «похоронки».
Слушала мать (читали соседи, сама не могла)
страшные в своем торжественном лаконизме слова,
разумом осознавая весь ужас случившегося, а
сердце твердило: нет…нет, живы дети.
Долгие годы она жила надеждой на чудо.
Мать бережно хранила их вещи.
Каждый год в День Победы, пока жива была,
приходила Епистиния Федоровна на центральную
площадь станицы Днепровской, к монолиту, на
котором высечены имена её сыновей. В 1975 году в
районном центре Тимашевске открыт музей,
единственный в своём роде – музей одной семьи,
семьи Степановых.
Ей приснилось, что она – Россия
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров не ожидать!
От глухих рыданий обессиля,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сома Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поименно,
Сыновей, что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна…
Снег дымится, он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идет
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладет…
А в душе не иссякает сила.
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она – Россия,
Мать ста миллионов сыновей!
Л. Татьяничева
II. Сообщения учащихся
Епистиния Федоровна Спепанова 1874-1969
Родина наградила Епистинию Федоровну боевым
орденом.
Маршал Советского Союза А.А. Гречко писал ей:
«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять
самых дорогих для Вас людей благословили на
ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими
боевыми делами они приблизили день нашей Великой
Победы над врагами, прославили свои имена.
…Вас, мать солдатскую, называют воины своей
матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих
сердец, перед Вами, простой русской женщиной,
преклоняют колени».
7 февраля 1969 года Епистинии Федоровны не стало. Ей
было 94 года. Солдатскую мать похоронили в станице
Днепровской Тимашевского района Краснодарского
края со всеми воинскими почестями.
Михаил Николаевич Степанов (1873-1933)
С первых дней организации на хуторе
ревкома стал Михаил Николаевич самым активным
его помощником. Случалось, налетели белоказаки –
брал в руки винтовку, вместе с товарищами уходил
в плавни. В один из таких налетов был схвачен и
убит белогвардейцами семнадцатилетний сын
Александр.
Михаил Николаевич принял самое горячее участие в
организации первого на хуторе колхоза.
Но нелегкая жизнь, пережитые невзгоды подорвали
здоровье. В один из осенних дней 1933 года Михаила
Николаевича не стало он умер на посту, охраняя
колхозный хлеб на току, в возрасте 60 лет.
Александр Михайлович Степанов (1901-1918)
Это было в разгар летней страды 1918. Степановы
убирали урожай. Александр, старший сын, был в
семье первым помощником.
В тот страшный день из станицы Тимашевской по
позициям белых из пулемётов били красноармейцы.
Хутор оказался в зоне артиллерийско-пулемётного
огня. В поле Александра схватили белогвардейцы.
Александра жестоко пытали.Расстрелян
белогвардейцами в возрасте 17 лет.
Федор Михайлович Степанов (1912-1939)
Весной 1939 года успешного окончил курсы
комaндиров в Краснодаре.
В те годы на Дальнем Востоке было неспокойно.
Полк, в который прибыл Федор, находился в районе
реки Халхин-Гол. Полку было приказано овладеть
высотами. В том жестоком бою, подняв взвод в
атаку, младший лейтенант Ф.М.Степанов пал cмepтью
храбрых. Погиб в возрасте 27 лет.
Павел Михайлович Степанов (1919-1941)
Павел Степанов был направлен на учебу в
Киевское военное училище. Летом 1941 года
лейтенант Павел Степанов служил в Белоруссии.
…24 июня 1941 года. Поднятые по тревоге, воины с ходу
вступили в бой с гитлеровскими захватчиками.
Били их до последнего снаряда. И отходили на
восток.
Где погиб и захоронен Павел – пока сведений нет.
Погиб в возрасте 22 лет.
Иван Михайлович Степанов (1915-1942)
Зимой 1940 года лейтенант Иван Степанов
участвовал в боях с белофиннами.
Великая Отечественная война застала его на
западной границе, в Белоруссии. Советские воины
дрались с фашистами до последнего патрона. Ночью
пошли на прорыв, но из окружения вышли не все.
Степанов, тяжело раненный, был схвачен
гитлеровцами. Едва поправившись – бежал. Осенью
1941 года Иван Степанов, обессиленный, добрался до
деревни Великий Лес, что недалеко от Минска. Его
укрыли в семье колхозника.
Почти год сражался Иван в партизанском отряде.
Однажды фашисты выследили Ивана Степанова и
расстреляли. Ему было 27 лет.
Василий Михайлович Степанов (1908-1943)
На фронт Василий ушел в первые дни Великой
Отечественной войны. Воевал в Крыму, выполнял
важное задание в тылу врага. В 1942-м его схватили
фашисты и бросили за колючую проволоку в лагерь
военнопленных. Немного окреп – бежал, связался с
подпольщиками, а через них с партизанами.
2 ноября 1943 года во время выполнения задания в
Никополе – ему было приказано взорвать мост
через реку – Василий был вновь схвачен фашистами
и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он
держался стойко.
Через 2 недели на окраине города Никополя
гитлеровцы расстреляли 78 патриотов. Погиб в
возрасте 35 лет.
Илья Михайлович Степанов (1917-1943)
Когда в октябре 1937года Илью призвали на
действительную службу в армию, он заявил, что
желает учиться на танкиста. Через два года
выпускник 1-го Саратовского училища лейтенант
Илья Степанов был назначен комaндиром взвода в
Прибалтике. Там и принял боевое крещение в первый
день Великой Отечественной войны. В бою против
фашистских захватчиков был ранен. Долго
находился в госпитале в Ростове. Воевал под
Сталинградом. Опять госпиталь.
И снова жестокие бои. В декабре 42-го Илья Степанов
был ранен в третий раз. В мае 1943 года он писал
Епистинии Федоровне: « Много думаю о Вас, живу
мысленно с Вами, родная мама.. Ваш сын Илюша».
Это последнее письмо.
14 июля 1943 года комaндир роты И.М.Степанов пал
cмepтью храбрых на Курской дуге, в ожесточенном
танковом бою в возрасте 26 лет.
Александр Михайлович Степанов (192-1943)
Его назвали Александром, именем погибшего
старшего брата.
Воевал Александр Степанов в составе
Сталинградского корпуса. В ночь на 9 августа 1943
года комaндир взвода получил приказ –
разминировать проходы в минных полях для
наступления танков и пехоты. И под огнём врага
выполнил это задание, обеспечив успех
наступательной операции.
Сохранились фронтовые письма Александра. Вот
одно из них: «Скоро, мама, мы возвратимся с
победой. А если суждено будет нам погибнуть, то
знайте, что мы погибли за счастье советских
людей, за мир и счастье на земле. До свидания. Ваш
Саша».
И снова бои. На этот раз в составе стрелкового
подразделения. Комaндир роты Александр Степанов
одним из первых форсировал Днепр и ценой
невероятных усилий вместе со своими бойцами
удерживал плацдарм на правом берегу. 2 октября 1943
года на подступах к Киеву, было отбито шесть
яростных атак фашистов. Степанов остался один,
один отражал и седьмую атаку. Последней
противотанковой гранатой взорвал себя и
окруживших его врагов. За этот подвиг
двадцатилетний коммунист Александр Степанов был
удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в
боях на Днепре в возрасте 20 лет.
Филипп Михайлович Степанов (1910-1945)
Ему, как и брату Василию, довелось воевать в
Крыму. Однажды они встретились на фронтовой
дороге. В октябре 41-го в письме к матери и жене
Василий сообщил: «Видел Филю, случайно
встретились. Посидели, поговорили с час…». Это
была их последняя встреча.
Свой последний бой с фашистами он принял в районе
Харькова. В мае 1942 года, будучи тяжело раненным,
был пленен. Чуть оправился – бежал из концлагеря.
Гитлеровцы его схватили, зверски избили и
отправили в глубь Германии.
Уже после победы Епистиния Федоровна узнала о
последнем часе своего сына. Исполком Союза
обществ Красного Креста и Красного Полумесяца
СССР прислал ей из Москвы официальный документ.
«По имеющимся у нас сведениям, – говорилось в
нем, – гр.Степанов Филипп Михайлович…умер 10
февраля 1945 года в Германии, в лагере № 326…»
Гитлеровцы замучили советского солдата. Погиб в
возрасте 35 лет.
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою.
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть.
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, – он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой.
(Г.Акопян)
Николай Михайлович Степанов (1903-1963)
Николай ушел на фронт в августе 1941 года воевал в
составе Донского кавалерийского корпуса.
Сражался на Северном Кавказе, освобождал от
фашистских захватчиков Украину, несколько раз
был ранен, очень тяжело – в октябре 1944 года.
Осколки повредили правую ногу. Восемь месяцев
боролись за его жизнь врачи в Кисловодском
госпитале.
Воспоминания о доме, о матери, братьях помогали
бороться за жизнь. Николай не знал, что матери с
фронта прислали на него «похоронку», что
горевала о сыне Епистиния Федоровна.
В августе 45-го вернулся он домой.
Весь израненный, он жил не в тиши своего садика, а
на людях. Как и до войны, пока руки держали
инструмент, трудился в колхозной строительной
бригаде плотником. Иногда брал баян, и над
притихшей от дневных забот станичной улицей
плыла мелодия фронтовой «Землянки».
В 1963 году от ран, полученных на фронте, умер
единственный вернувшийся с войны сын Епистинии
Федоровны – Николай. В возрасте 60 лет.
Вечный огонь
Под шатром нескончаемой сини
У живого огня я стою.
Потому и не пала Россия,
Что сыны её пали в бою.
Полыхает суровое пламя,
Обелиск не уходит с поста.
Может это не пламя, а знамя
Вдруг свои разомкнуло уста.
Мне понятна геройская сила,
И понятен язык для меня.
Это Родина нас научила
Правде века и правде огня,
(В.Колыхалов)
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
28 03 2024 21:35:54
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
27 03 2024 19:53:23
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
26 03 2024 14:10:15
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
25 03 2024 15:43:40
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
24 03 2024 22:13:29
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
23 03 2024 19:41:36
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
22 03 2024 11:55:44
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
21 03 2024 14:50:53
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
20 03 2024 16:52:23
Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
19 03 2024 22:19:59
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
18 03 2024 16:35:47
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
17 03 2024 16:12:45
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
16 03 2024 0:53:46
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
15 03 2024 12:58:15
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
14 03 2024 11:41:15
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
13 03 2024 23:57:43
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
12 03 2024 11:30:54
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
11 03 2024 11:17:43
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
10 03 2024 18:29:45
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
09 03 2024 2:59:16
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
08 03 2024 19:59:24
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
07 03 2024 2:27:16
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
06 03 2024 18:12:17
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
05 03 2024 23:41:42
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
04 03 2024 15:49:19
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
03 03 2024 22:19:20
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
02 03 2024 2:17:32
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
01 03 2024 19:18:36
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...
29 02 2024 2:47:31
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
28 02 2024 5:10:35
В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....
27 02 2024 19:44:54
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
26 02 2024 19:10:20
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
25 02 2024 15:10:48
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
24 02 2024 13:56:54
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
23 02 2024 23:53:59
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
22 02 2024 18:36:51
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
21 02 2024 7:44:19
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
20 02 2024 6:57:56
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
19 02 2024 3:47:10
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
18 02 2024 7:34:17
Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
17 02 2024 23:29:14
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
16 02 2024 3:48:48
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
15 02 2024 2:58:13
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
14 02 2024 14:45:18
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
13 02 2024 19:51:17
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
12 02 2024 0:31:50
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
11 02 2024 6:18:34
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
10 02 2024 9:37:59
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...
09 02 2024 23:37:17
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
08 02 2024 21:15:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::