"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"
В далеком прошлом на земле Восточного Подмосковья, где сегодня выросли современные города, были вотчины Великих князей, Царей, знаменитых полководцев, адмиралов, великих людей своей эпохи. Здесь были родовые поместья Ивана Грозного, бояр Нарышкиных, князей Волконских, графов Салтыковых, Толстых, Румянцевых, Шереметевых, Юсуповых Плещеевых, … сподвижника Петра Великого - Меншикова, великого актера Волкова, Св. Алексия - Митрополита Московского. В Троице Сергиеву Лавру вел паломников известный Троицкий тpaкт; здесь же была столица старообрядцев - Гуслица. Это край прочных гражданских традиций.
Но хотелось бы остановиться на одной проблеме, которая сегодня очень волнует краеведов – это вопрос о возрождении старинных усадеб, изучении и сохранении истории их владельцев. Эта тема стала неожиданно актуальной и для нашего современного города Электросталь: по документам и воспоминаниям старожилов, было установлено, что на месте школы № 20 в 1852 году стоял дом помещицы Трескиной Александры Федоровны, а рядом с городом находилась красивая усадьба с интересным “историческим приданным” - Елизаветино. В краеведческой литературе о них нет никаких сведений, поэтому нам с ребятами пришлось собирать материал по крупицам.
Рис.1. Старый дом.
Рис.2. Пруд в Елизаветино
Петербургский “Крез” - хозяин Елизаветина
Чтобы попасть в Елизаветино, надо доехать с Курского вокзала до станции Фрязево (по Горьковскому направлению). В прошлом это расстояние равнялось дневному прогону лошади – около 35 верст от Москвы. Елизаветино находится на старой Носовихинской дороге.
Первый вопрос, который нас заинтересовал – это вопрос о владельцах Елизаветино. С XVIII в. огромное число поместий в Восточном Подмосковье принадлежало князьям Всеволожским, славный род которых связан корнями с древним родом Великих князей Стародубских. На гербе Всеволожских есть Михаил Архангел – покровитель Великих князей и Царей.
Рядом с Елизаветино издревле находились деревни Костеево (Степаново), Антоново (Всеволодово), которые в 1770 г. принадлежали братьям Всеволожским - Всеволоду Алексеевичу, Илье Алексеевичу и Сергею Алексеевичу. Братья Всеволожские были участниками дворцового переворота 1762 года против Петра III, за что получили щедрые награды.
Всеволод Алексеевич передал все имения своему племяннику – Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, отец которого был Пензенским воеводой и погиб, сгорел в доме, защищаясь от восставших, во время бунта Пугачева. Всеволод Андреевич был очень богат, любил роскошь и веселье, за что его прозвали петербургским “Крезом”. Он был одним из самых деятельных представителей древнего рода. Женившись на Бекетовой Елизавете Никитичне, он ещё более увеличил своё состояние. Все его предприятия давали ежегодно прибыли свыше миллиона рублей. Одно время Всеволод Андреевич был астpaxaнским вице-губернатором, имел лучшие промыслы по ловле рыбы на Каспии и по заготовкам икры.
Рис.3. Всеволожский Всеволод Андреевич
Человек необычайно энергичный, образованный, он следил за новинками техники.
Гордостью Всеволожского была собственная крепостная труппа, которая выступала в его дворцах. В Петербурге Всеволожские устраивали в своем дворце праздники с крепостными актёрами. Гостям подавали в декабре свежую землянику, на стол ставили осетров, которых с трудом поднимали четверо мужчин. Между тропическими растениями в зале устраивали “ярмарки ” с лавками и буфетами, где продавали свои изделия “представители различных народностей”.
Но совсем скоро разразилась “гроза 1812 года”. “Вся Россия в поход пошла” - вспоминал слова бывалого солдата Ф.Глинка. Самое большое количество ратников выставило Московское дворянство: Юсуповы, Салтыковы, Долгоруковы, Толстые, Всеволожские, Остерманы, Демидовы. Из 100 ратников каждый 10-й был из подмосковного села. Всеволожский В. А. только из крестьян Степаново, Всеволодово собрал отряд из 50 ополченцев.
Пока лучшие архитекторы Москвы и Петербурга возрождали первопрестольную из пепелища, помещики восстанавливали разоренные подмосковные усадьбы. Во время нашествия Наполеона погибло много ценных частных коллекций, были сожжены деревни, храмы. (До сих пор в некоторых семьях электростальцев хранятся старинные монеты, медальоны, украшения, иконы).
В начале XIX в Подмосковье начинается “промышленный бум”, в водоворот которого втянуты все сословия: князья Трубецкие строят “совместное предприятие” с купцами Молошниковыми в Балашихе, князь Юсупов открывает красильный и химический заводишки, вчерашний полунищий крестьянин Малютин становится миллионером. В 1800-х гг. Всеволожский Всеволод Андреевич совместно с Иваном Петровичем Поливановым содержит фарфоровый завод в Елизаветине Богородского уезда. По данным 1813–1814 годов на заводе имелось 2 горна и выделывалось посуды более 40 тыс. штук в год при 70-ти рабочих. Изделия отличались высоким качеством и экспонировались в Музее Общества Поощрения Художников в Петербурге и в частных коллекциях.
Елизаветино находится на пути во Владимир, где в селе Жерехово покоится прах прапрадеда Всеволожского Всеволода Андреевича – Якова. Можно предположить, что помещики проживали в Елизаветино. Старожилы подтвердили, “что господа бывали здесь летом”.
Поливанов Иван Петрович был родственником Вяземских, Дениса Давыдова. Поливанову в 1812 году поручили вывезти из Москвы сокровища Оружейной палаты в Нижний Новгород. В 1813 г. он их в полной сохранности возвращает. Его сын Николай был хорошо знаком с Лермонтовым.
Тайны усадьбы. Фаворит Елизаветы Петровны и “Евгений Онегин ”
Происхождение названия “Елизаветино” сегодня объяснить сложно. В нем явно скрыта какая – то тайна? Краевед Савельева в своей книге считает, что “наше” имение уже в XVIII в. называлось Елизаветино и включало земли - Есино, Бабеево, Степаново.
Возможны и другие версии о происхождении названия имения. В конце XVIII – нач. XIX вв. этим имением владел Всеволожский Всеволод Андреевич. Его женой была Бекетова Елизавета Никитична Возможно, в ее честь и названо имение. 2 В это же время меняется название села Антоново: оно стало – Всеволодово. Может, имена владельцев увековечены в названиях сел?
Кто же такая Елизавета Никитична Бекетова? Не мог же Всеволожский жениться на безродной дeвице… Елизавета Бекетова была воспитанницей Никиты Афанасьевича Бекетова, фаворита самой императрицы Елизаветы Петровны. Потеряв расположение государыни, Бекетов зачислился в армию и участвовал в Семилетней войне. В 1763 г. Бекетова назначили губернатором в Астpaxaнь. Здесь он заботился о поднятии земледелия, виноградарства, шелководства и других промыслов.
Из истории родов Разумовских, Трубецких и др. известно, что незаконнорожденные дети знатных дворян проживали в их доме и назывались “воспитанниками”. Елизавета была внебрачной дочерью Никиты Афанасьевича Бекетова. В некоторых записях ее фамилия звучит как Кетова. Внебрачным детям давали фамилии помещиков – отцов без первого слога: Трубецкой – Бецкой, Бекетова - Кетова. Елизавета Бекетова умерла в 1810 году. Может ее именем, на котором сиял отблеск имени самой императрицы, и названа усадьба? Умный, деятельный, Никита Афанасьевич, фаворит двух императриц, не мог не сохранить в душе память о них.
Рис.4. Бекетов Никита Афанасьевич
Другие склонны считать это название более древним, и связывают с проездом по этим краям императрицы Елизаветы Петровны или какой – то весьма знатной особы. Действительно, во времена правления Анны Иоанновны и Бирона, дочь Петра Великого Елизавета Петровна, около 10 лет находилась в Александрове и, посещая монастырь в Киржаче, где покоился прах Великих княжон, проезжала по нашим дорогам.
Мы знаем аналогичный пример, связанный с Подмосковной усадьбой Покровское, которое принадлежало Стрешневым – Глебовым – Шаховским. В усадьбе были найдены портреты молодой императрицы Елизаветы Петровны. Они указывают на то, что родословное древо Стрешневых, его корни, связаны с родом русских царей. В конце дороги, выводящей через рощу из Покровского, есть павильон “Елизаветино”. Павильон был сюрпризом влюбленного мужа жене. Часть имения стало называться – Елизаветино. Эта архитектурная миниатюра имеет свою красивую историю, рассказанную в книге “Мои предки” Е.Ф. Стрешневой.
Любопытным дополнением к истории села стал рассказ старожила села Елизаветино - Анны Ивановны Клейковой, 1923 г.р., Она рассказала :
“В детстве мы часто бегали слушать рассказы деда, который служил у барина, о том, как жили господа в старину. Жил дед вместе со своей женой рядом с господским домом. Фамилию я его помню - это Гущин. Было в то время деду больше 80 лет. Умер он в 1937–1938 гг. и похоронен на кладбище села Казанское. Жена умерла раньше.
Дед сохранил в памяти два предания. Одно из них о том, как по дороге через сельцо проезжала императрица Елизавета и потеряла здесь хрустальный башмачок. Этот рассказ настолько заворожил ребят, что они еще долго искали этот башмачок на дороге, которая вела в село Казанское. Вторая легенда о любимой собаке барина, которая была очень умной и преданной. После ее cмepти она была похоронена на острове посередине пруда, а на шее у нее была золотая цепь ”. Анна Ивановна продолжала: “Мы с ребятами долго думали, как попасть на остров. Было немного страшно. Потом достали лодки и подплыли к острову. Нашли плиту, на которой было написано имя и дата. Но всем, конечно, хотелось найти золотую цепь… На плите была скульптура, похожая на какую – то фигуру лежащего зверя с головой, напоминающей голову собаки ”.
Некоторые краеведы, в частности, А.И. Смирнов, предполагает, что это атрибут тайной масонской ложи. Сейчас этого памятника нет – его затянуло на дне илом.
У Всеволода Андреевича Всеволожского были дети: Александр, Никита, Мария.
Александр был участником войны 1812 года, в 1819 году получил звание штаб – ротмистра, с 1833 года - камергер, с 1837 - церемониймейстер, действительный Статский Советник.
В его столичном доме бывали А. Пушкин, П.Вяземский, В. Жуковский, В.Ф. Одоевский. Жена Александра - Софья Ивановна Трубецкая, дочь Ивана Дмитриевича Трубецкого и Екатерины Александровны Мансуровой. Мансуровы были соседями – их поместья располагались поблизости
Вторым сыном Всеволожского Всеволода Андреевича был Никита. Он любил театр, литературу, переводил французские водевили, основал весной 1819 года общество “Зелёная лампа”. Зелёный цвет символ надежды, будущего. Заседания “Зеленой лампы” проходили в доме Н.В. Всеволожского, около Большого театра, под видом дружеских пирушек Общество получило название от висевшей в комнате зелёной лампы. Изображение лампы было и на кольце, которое носил каждый участник. Лампа была эмблемой и раскрывала девиз общества “Свет и надежда”.
Рис.5. Всеволожский Александр
Рис.6. Всеволожский Никита
Члeны общества были связаны обещанием хранить тайну собраний, где царила полная свобода мнений. Всем были розданы печати с изображением светильника. С семьей Всеволожских был знаком поэт А.С. Пушкин. Здесь он читал свои стихи. Пушкин посвятил Никите Всеволожскому, “лучшему из минутных друзей”, стихотворение “Прости, счастливый сын пиров ” (1819). Автор комментария к роману “Евгений Онегин” Лотман Ю.М. сравнивал черты Евгения Онегина героя с хаpaктеристикой Никиты Всеволодовича Всеволожского:
… гражданин кулис,
Театра злой летописатель,
Очаровательниц актрис
Непостоянный обожатель.
Не обошла стороной семью Всеволожских трагедия декабрьских дней 1825 года.
В Биографическом справочнике “Декабристы ”можно найти любопытные сведения о Никите.
В службу вступил в коллегию иностранных дел актуариусом – 20.11.1816, камер-юнкер – 2.08. 1818, основатель общества “Зелёная лампа”… Следствием установлено, что члeном тайных обществ декабристов не был, его имя упоминалось в показаниях ряда декабристов в связи с обществом “Зелёная лампа”. Следственный комитет оставил это без внимания…
Уволен в отпуск в Кавказскую область (фактически это была ссылка на Кавказ) – 15.06.1826; в ведомстве тифлисского военного губернатора – 21. 03.1828;
Действительный статский советник – 31.12.1837; Члeн Кабинета его величества – 7.02.1838 (при Царе Николае I); участвовал в комиссии по возобновлению Зимнего дворца – 22.02.1838; Заведующий придворной охотой – 15.04.1841.
Никита был дважды женат. В 1825 году на княжне Варваре Петровне Хованской, второй женой была Екатерина Арсеньевна Жеребцова - она дочь Арсения Александровича Жеребцова, ротмистра и Прасковьи Николаевны Толстой. Умер Всеволожский Никита Всеволодович в Бонне
Такова возможная судьба нашего “Евгения Онегина ”. Бывал ли наш “Евгений Онегин ” в гостях у сестры в Елизаветине?
Герой 1812 года – новый хозяин Елизаветина
Сельцо Елизаветино вместе с фабрикой перешло в 1818 году сестре Всеволожских - Марии Всеволодовне, бывшей замужем за Сипягиным Николаем Мартемьяновичем.
Он получил это поместье в приданное за невестой. В это время хозяева украшают своё имение “Елизаветино” - разбивают здесь парк с аллеями для прогулок, устраивают два пруда, в которых разводили лебедей, переселяют сюда 20 семей крепостных для присмотра за усадьбой.
Кто же таков новый хозяин усадьбы Елизаветино? Генерал – лейтенант, начальник Штаба корпуса М. А. Милорадовича, адъютант Багратиона, Кутузова, Сипягин Н.М. отличился в боях 1812 года и заграничных походах, знал многих декабристов. Был губернатором Тифлиса.
Рис.7. Сипягин Николай Мартемьянович
По отзыву современника “Сипягинъ былъ высокаго роста, стройный, крепкаго сложения, здоровый, бодрый и веселый, обладалъ замечательнымъ даромъ слова. "Съ подчиненными своими обращался чрезвычайно ласково, но въ отношении къ старшимъ велъ себя съ холодной вежливостью. Съ 7 часовъ утра до ночи былъ онъ въ трудахъ. Гибкий и образованный умъ его не зналъ покоя: везде находилъ онъ пищу деятельности своей. Где ни служилъ Сипягпнъ, онъ всюду заводилъ библиотеки, типографии, Ланкастерския школы, собиралъ юнкеровъ и подпрапорщиковъ для занятий, стараясь внушить имъ любовь къ науке. Одаренный чувствомъ изящнаго, онъ "любилъ живопись … Поэзия составляла истинное наслаждсиие Сипягина. Онъ зналъ наизусть множество стиховъ и прекрасно читалъ ихъ... Щедрость его не имела границ, Сипягинъ былъ врагъ денегъ"... его другъ, графъ Дибичъ, "почиталъ cмepть Сипягина потерею государственною ”. Умер Сипягин в Тифлисе в расцвете лет 10 октября 1828 г. - простудился во время встречи генерала Паскевича, похоронен в соборе. Его портрет есть в Зимнем дворце, в галерее Героев 1812 года.
После cмepти Сипягина Николая Мартемьяновича селения: Елизаветино, Степаново, Всеволодово, Афанасово (сейчас Афанасово - часть Электростали) перешли к его сыну - помещику Всеволоду Николаевичу Сипягину (10.07. 1818 (1819) – 22.10. 1893).
Генерал-лейтенант, гвардии ротмистр, он был предводителем дворянства Богородского уезда в 1850–1856 гг. При нем в Елизаветино начинают строить церковь. Известно из документа, что “в трех верстах от Михаиле - Архангельской, в Кунье, церкви находится сельцо Елизаветино. Здесь в 1853 году генералом Сипягиным В.Н. построена под именем кладбищенской церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Долгое время она стояла неотделанною и неосвященною, пока в 1884 году не была разобрана. Из материала этой церкви устроена каменная колокольня в соседнем с Елизаветиным селе Казанском – Мере ”. Сегодня мы не нашли даже остатков фундамента храма. Вероятно, на этом месте стоит Дом культуры.
В 1850 году Сипягиным Всеволодом Николаевичем была возобновлена работа фарфоровой фабрики в Елизаветино, после 1855 года она сдана в аренду крестьянину Туркину. На фабрике выделывались разного рода фарфоровые изделия, посуда и фигуры.
О Сипягине Всеволоде Николаевичем мы знаем мало. А вот имя Сипягина Дмитрия Сергеевича (1853 – 1902 ) вошло во все учебники истории.
Рис.8. Сипягин Дмитрий Сергеевич
Он в 1881 был предводителем дворянства Волоколамского уезда, Харьковским губернатором, при Николае II - Министром Внутренних дел.
В 1902 г. Сипягин Д.С. был cмepтельно ранен террористом-эсером С. Балмашевым. в Мариинском дворце. Сипягина считали горячим патриотом России, его избрали пожизненным почетным члeном Общества Хоругвеносцев в Подмосковном Павлово Посаде, где он не раз бывал. Женат Сипягин был на Вяземской Александре Павловне.
Елизаветино на рубеже XIX–XX вв.
В 1865 году фабрика в Елизаветино была снята в аренду у владельца, В. Н. Сипягина, Иваном Алексеевичем Иконниковым, который принадлежал к купеческому сословию. Был он старовером, родился и жил в Риге (исключая период его 15-летней деятельности в статусе фабриканта, когда он, по всей видимости, жил в Богородске (нынешний Ногинск), имел двоих сыновей, Ивана и Гавриила, и дочь Варвару. По словам внучки, имел высшее образование. Родился примерно в 1835 году, а умер после 1902 г.
Последними хозяевами усадьбы Елизаветино в 90-е гг. XIX века были купцы Малютины.
Рис.9. Малютин Степан Павлович
В их владении находились золотые прииски, химический, стекольный и сахарный заводы, в Раменском, Кудиново, Купавне, в Елизаветине. Родоначальник династии – небогатый калужский крестьянин, а наследники – богатые русские промышленники. К 1860 году их капитал насчитывал более 22 млн. На что шли малютинские капиталы? Капиталы расходовали на: ремонт домов неимущих, раздачу милостыни перед праздниками, пособия погорельцам, пособия гимназиям и училищам, исправление городских мостовых, содержание больниц, платеж податей за бедных, содержание семей раненых и убитых солдат, строительство церквей и т.д.
История рядом…
После революции хозяева оставили усадьбу. В доме разместились управление совхоза и поселковый сельский совет. В старинном липовом парке, где когда – то прогуливались помещики, мальчишки и девчонки качались на качелях. Пруд - особая гордость усадьбы. Дно и берега его выложены кирпичом, у берега была пристань. Еще в 1950 г. по чистой воде пруда скользили лодки. Сегодня пруд зарос, плотина разрушена, остался только мостик, нет и острова. Барский дом приютил малышей – здесь детский сад и начальная школа
Во время Великой Отечественной войны на восток эвакуировали заводы, оборудование, людей. Днем и ночью по Горьковской железной дороге мимо Елизаветино шли эшелоны в сторону Урала, Сибири. Фашистские самолеты несколько раз прорывались сквозь огонь наших зениток - искали стратегически важные цели – заводы Электростали. Во время очередного налета бомбы. попали в “еврейский поезд”, который вез людей на восток. Было много жертв. До сих пор вспоминают страшные подробности той трагедии жители Елизаветино.
Сейчас на месте Елизаветино расположена центральная усадьба совхоза “Фрязево”. До недавнего времени совхоз “Фрязево” находился в ведомости машиностроительного завода г. Электростали. Хозяйство процветало, Елизаветино напоминало ухоженный курортный поселок, в котором были небольшие предприятия: хлебобулочное производство, молокозавод. На территории поселка долгое время стояли старые дома - баpaки, в которых проживали дворовые – “paбы”, позже - рабочие фарфорового завода. На местоположение завода указывают осколки, посуды, изделий из фарфора.
В истории усадьбы Елизаветино и семейных хрониках Всеволожских переплелись имена многих известных людей своего времени – Бекетовых, Пушкина, Поливановых, Лермонтова, Пущиных, Иловайского, Сипягиных, Трубецких, Демидовых, Львовых, Морозовых, Малютиных, Иконниковых. Наши пращуры ставили храмы, собирали и хранили для нас духовное наследие, преумножали мощь и славу государства…
Сегодня память о старинной барской усадьбе хранят лишь остатки старого парка, заросший камышом пруд, разрушенная плотина на реке Вохонка… и старый дом в стиле “модерн”, о котором упоминается в справочнике за 1890 г.
Литература
1. Из справочной книжки Московской губеонии (описание уездов), составленной Шрамченко. М. 1890 г. Фабрики и заводы в с-це Елизаветине, господ Малютиных.
2. Каталог русского фарфора коллекции Н. А. Лакутина. М. 1901. Сведения, доставленные И.А. Иконниковым.
3. Справочник. “Декабристы” ред. М.В.Нечкина, М. “Наука”. 1988, стр. 46.
4. Статистический временник Российской Империи, серия 2, выпуск 6. СПб. 1872.
5. Указатель всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в С.-Петербурге. С.Петербург, Типография товарищества “Общественная польза”.
6. Альманах "Богородский край" №2/2002.
7. Дворянские роды Российской империи, СПб. 1993.
8. Кузьмин А.И. “У истоков русского театра”. М. “Просвещение” - 1984.
9. Маслов Е.Н. “Пушкин – наше всё”/ “Богородский печатник – 1999.
10. Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района. Пр. Олег Пэнэжко, Владимир-2004. 11. Пущин И.И. записки о Пушкине. Письма М. - 1989.
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
18 03 2024 8:31:43
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
17 03 2024 3:34:58
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
16 03 2024 0:19:32
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
15 03 2024 6:12:19
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
14 03 2024 3:50:14
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
13 03 2024 14:57:16
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
12 03 2024 6:26:29
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
11 03 2024 6:57:38
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
10 03 2024 4:13:55
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
09 03 2024 15:21:43
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
08 03 2024 18:16:24
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
07 03 2024 0:47:55
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
06 03 2024 23:43:40
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...
05 03 2024 23:30:20
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
04 03 2024 3:11:33
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
03 03 2024 11:12:52
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
02 03 2024 14:41:26
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...
01 03 2024 16:35:45
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
29 02 2024 13:52:29
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
28 02 2024 21:13:16
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
27 02 2024 19:50:43
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. ...
26 02 2024 8:49:39
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
25 02 2024 18:44:41
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
24 02 2024 18:15:19
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
23 02 2024 3:19:52
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
22 02 2024 0:38:43
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
21 02 2024 6:34:20
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
20 02 2024 5:31:35
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
19 02 2024 23:58:47
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
18 02 2024 1:30:36
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
17 02 2024 3:38:22
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
16 02 2024 15:38:48
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
15 02 2024 4:45:15
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
14 02 2024 18:56:56
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
13 02 2024 0:18:21
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
12 02 2024 4:13:17
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
11 02 2024 12:29:33
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
10 02 2024 9:25:53
Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова «Пара гнедых»)....
09 02 2024 20:22:29
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
08 02 2024 15:28:51
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
07 02 2024 21:41:23
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...
06 02 2024 22:38:46
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
05 02 2024 1:32:43
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
04 02 2024 3:34:45
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
03 02 2024 8:13:22
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
02 02 2024 10:12:26
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
01 02 2024 23:36:38
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
31 01 2024 22:41:14
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
30 01 2024 5:17:54
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
29 01 2024 2:33:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::