Проверочные работы    

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

1. Образовательные задачи:

  • поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
  • показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;
  • акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;
  • подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.

2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
  • развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
  • через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
  • заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина, интерактивная доска - карта, вкладыши в учебнике, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь. Репродукции картины В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", скульптурного портрета Петра I М. Фальконе "Медный всадник"; выставка книг; выставка макетов кораблей.

Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Петре I, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.

Ход урока

I. Организационный момент. -Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок-диалог.

II. Сообщение целей, задач, плана урока.

Тема урока: "Пётр Великий. Значение его реформ". (обращается внимание на запись).

Мы должны не только повторить уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Подготовительная беседа.

На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.

- В чём его проявление?

- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус?

Примерные ответы учащихся. Устарела система органов управления, не было флота, регулярной армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям, соответственно были плохо развиты внешние связи.

- Да, действительно, с Россией на тот период не считались, как с крупной державой, хотя улучшить ее положение пытались и Алексей Михайлович и Софья. Но время крутых перемен, реформ выпало на долю сына царя Алексея Михайловича- Петра I, который стал действовать более жестко и решительно в отличие от своих предшественников, (показ иллюстрации).

2. Создание проблемного задания.

-Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Эпиграфами к уроку станут слова Петра I:

"По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра I" и слова из статьи одного из ведущих историков

Людмилы Быченковой: "Кто гений, - тот и злодей".

IV. Основная часть урока

План:

Личность Петра I её значение в своей эпохе.

Реформы преобразователя:

а) военная реформа;

б) экономическая реформа;

в) реформа государственного управления;

г) "культурная революция".

3. Значение роли Петра I и его реформ в поднятии международного
статуса России.

Составление опорного конспекта учащимися на протяжении всего урока.

Личность Петра I её значение в своей эпохе.

А) Выступлений учащихся с опережающим заданием по плану:

1. Детство. Отрочество Петра.

2. Отношение с окружающими.

3. Взаимоотношения с сыном Алексеем.

4. Тяготы и лишения народа этого периода.

Б) Работа по выставке книг, репродукциям о Петре Великом.

Насколько интересна эта личность, которая не оставляет равнодушной, подтверждается многими фактами. Талантливые художники, скульпторы, поэты и историки посвятили не один труд Петру I

В.И. Суриков "Утро стрелецкой казни".

Во многих городах России есть скверы с памятниками Петру I (показ слайдов). Одним из самых знаменитых считается работа в. п. XVIII веке французского мастера

Мориса Фальконе. "Медный всадник"

Сам скульптор считал, что ему удалось осуществить самый смелый, самый прекрасный творческий замысел, так как, в монументе он показал триумф победы Петра над силами средневековья.

"Преодолевая своей энергией и волей все препятствия, сильный человек бесстрашно устремляется вперед, к жизни и свету".

Действительно, личность Петра I неординарная, несмотря на его недостатки, порой жестокое обращение к людям, из всех русских царей только его назвали Великим.

А величие его проявилось в его реформах.

Реформы преобразователя:

А) Причины преобразовательных реформ;

- Какие первостепенные задачи стал решать Петр I в начале правления?

- Какие меры предпринимают для решения этих задач?

- Какой вывод делает Петр I после неудачного похода на Азов в 1695 г?

Примерные ответы учащихся: Вначале своего правления Петр I стал решать внешние задачи, выход к морю. Организовывает походы на Азов. Первый из них был неудачным.

- В каком городе началось строительство кораблей?

- Почему? Примерные ответы учащихся: В г. Воронеж. Корабельный лес, река Дон, впадающая в Азовское море.

О деятельности Петра I на Воронежской земле мы поговорим на следующем уроке.

- Присоединив в 1696 г. г. Азов, решил ли Петр проблему выхода в Черное море?

Примерные ответы учащихся: Нет, т. к. Керченский пролив оставался в турецких владениях.

- Какое решение принимает Петр I?

Примерные ответы учащихся: Для продолжения войны с Турцией нужны были союзники, с этой целью он организует "Великое посольство".

- Какие качества личности Петра проявила эта поездка?

- Каков был итог поездки?

Примерные ответы учащихся: Заключил "северный союз" с Данией, Саксонией, Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход в Балтийское море.

Б) Военная реформа;

- С каких реформ начинает свою преобразовательную деятельность Петр I?

Ответы учащихся: Начинает с военной реформы: создание флота и регулярной армии (работа с опорным конспектом).

1. Работа со словарем - Что такое регулярная армия? (постоянная, хорошо обученная - профессиональная армия создавалась с помощью рекрутских наборов)

- Как отнесся народ к созданию регулярной армии?

2. Приведение цитат из дополнительного источника.

"Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век". "Военная служба в то время была пожизненной, и добровольцев было слишком мало. Поэтому наборы превращались в добровольно жестокую экзекуцию. Рекрутов заковывали в кандалы и помещали в тюрьмы, т к. они сбегали".

- Была ли основа регулярной армии?

- Какое значение имело создание регулярной армии и флота?

Примерные ответы учащихся: потешные полки - будущие "Семеновский", "Преображенский".

Возросла военная мощь России.

3. Работа по карте.

- Докажите это на примерах, используя карту.

Учащиеся рассказывают о крупных сражениях на суше и на море, свой ответ сопровождают показом.

- В чём историческое значение победы России в Северной войне?

Примерные ответы учащихся: Присоединение новых территорий, выход в Балтийское море.

О России заговорили, как о великой морской державе. ПетрI после заключения Ништадского мира был провозглашен императором.

В) Экономические реформы

Особенность преобразований Петра состоит в зависимости внутренней политики от внешней.

-Попробуем это доказать.

1. Особенность реформы

Внешняя политика связана с военной реформой, а внутренняя, в первую очередь, с экономикой (табличка) "экономические реформы"

-В чем особенность экономической реформы Петра I?

Примерные ответы учащихся: Развивались преимущественно отрасли экономики, непосредственно связанные с обеспечением армии: снаряжением, вооружением.

- Какие меры принимает Петр I для развития промышленности?

(табличка) "промышленность" + "мануфактура"

Примерные ответы учащихся: Для развития промышленности строятся крупные мануфактуры, особенно металлургические и текстильные.

А) Работа с интерактивной доской и индивидуально по карте учебника.

Учащиеся находят промышленные районы по карте в учебнике.

Ученик показывает на большой карте у доски, аргументируя ответ.

1. Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его.

Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)

Появились мануфактуры, связанные с производством полотна, канатов, сукна. Причем текстильная промышленность фактически создавалась заново. Новой отраслью промышленности было кораблестроение (г. Воронеж, г. Санкт- Петербург.)

- Каким образом феодальной России за короткий промежуток времени удалось стать на рельсы развития капиталистического государств?

Примерные ответы учащихся: Кроме государственных мануфактур стали создаваться частные. Их владельцы получали всевозможные льготы. Созданная Мануфактур-коллегия вербовала по контрактам иностранных специалистов, а так же обеспечивала предприятия рабочей силой.

Б) Работа со словарем

- Какой труд применялся на мануфактуре?

(на доске появляются таблички по мере ответов - "вольнонаемный" и "принудительный")

Примерные ответы учащихся: Вольнонаемный- из беглых людей, крестьян, ремесленников, с применением квалифицированных работников за денежную плату.

Принудительный - (т.к. источник наемной силы был ограничен) из приписных и
посессионных крестьян, которые по указу 1721 г. были навечно закреплены за конкретными мануфактурами. Условия их жизни и труда были очень тяжелыми.

В) Работа с источниками.

-Выберите из предложенных источников информацию, касающуюся этого вопроса

Примерные ответы учащихся: Кроме того, чтобы обеспечить регулярное поступление денег
в казну была проведена налоговая реформа. Подушная подать, которая взималась с крестьян и посадских, была тяжелее прежних повинностей.

-Какой вывод можно сделать, учитывая такое состояние крестьян?

Примерные ответы учащихся: Приписывание крестьян к мануфактурам и плата ими
подушной подати, привело к усилению крепостной зависимости крестьян от помещиков?

2. Развитие торговли:

Кроме промышленности, особое внимание Петр I уделял развитию торговли, (табличка "торговля", "меркантилизм")

А) Работа со словарем в рабочей тетради.

-Расскажите, в чем смысл политики меркантилизма?

Ответы учащихся:

Политика меркантилизма - покровительство правительством отечественной промышленности торговли прежде всего путем предоставления льготных условий для отечественных купцов и промышленников и, наоборот, обложения высокими пошлинами иноземных товаров.

- К каким последствиям привела политика меркантилизма? (табличка-вывод "ускорение
темпов экономического развития")

Примерные ответы учащихся: Такая политика привела к развитию русской промышленности и ослаблению зависимости от иностранных коммерсантов; возвышению Петербурга как торгового порта.

Б) Создание проблемной ситуации

-Если все хорошо так складывается в торговле, то почему я обобщила стрелочкой вывод консервации феодально-крепостнических отношений?

Примерные ответы учащихся: Для развития торговли сооружались водные каналы, и для их строительства со всей России собирались десятки тысяч работников. Все это требовало не только гигантских трудовых усилий, но и денег, которые поступали за счет налогообложений.

3. Вывод по экономической реформе.

Таким образом, экономические реформы Петра I с одной стороны показали быстрый рост промышленности, развитие торговли; с другой- ухудшение положения населения, ужесточению закрепощения крестьян.

- Что это: неразумность в политике или вынужденные меры?

Примерные ответы учащихся: На данном этапе нужно было сконцентрировать все силы для обеспечения армии и улучшения экономического развития и для поднятия ее международного положения. Поэтому, меры предпринятые Петром I оправдывают его действия.

Г) Государственные реформы.

1. Причины модернизации органов государственного управления.

Необходимость модернизации органов государственного управления проявилось ещё в XVII в.

Но реформация власти выпала на долю Петра?

- Что способствовало этому решению?

Примерные ответы учащихся:

Во-первых: обострение положения в стране в связи с ухудшением жизни трудового народа.

Во-вторых: Петр I считал, что прежняя приказная система изжила себя и лучше для России будет создание новых органов по европейскому образцу.

А) Работа со схемой государственного устройства России в начале XVIII в. ( Схема предварительно была составлена учащимися в рабочих тетрадях)

-Как проходило реформирование органов власти?

Примерные ответы учащихся: Реформы управления проходили постепенно, новая система сложилась не сразу, поначалу продолжали действовать прежние органы.

-Какой принцип построения был заложен в основе реформ?

-Объясните, как вы это понимаете?

Примерные ответы учащихся:

Реформирование проводилось по принципу коллегиональности. (Учащиеся рассказывают о создании коллегий, сената, изменении в органах местного управления.)

Б) Вывод. Все эти действия Петра I реформатора приводили к усилению власти самого монарха. В 1721 г. Сенат преподнес Петру I вместе с титулом императора именование "Великого".

2. "Табель о рангах".

- Что вы можете сказать о таком сословном документе, как "Табель о рангах". Ведь он шел вразрез с принципом государства?

Примерные ответы учащихся: Согласно этому документу любой мог выслужиться и получить дворянство. Теперь каждый свободный человек, благодаря своей личной заслуги, т. е. в зависимости от способностей, мог в принципе занять самый высокий пост.

Работа с источниками. Уч-ся составляют мини портрет ближайших соратников Петра I, используя дополнительный источник.

3. Церковная реформа.

К реформам государственного управления мы относим и изменения в положении Русской Православной церкви.

- Почему Петр I реформировал церковь, ведь он сам был верующим человеком?

Примерные ответы учащихся: Потому что деятельность царя - преобразователя, внедрявшего в России европейские порядки не вызывала одобрения у духовенства. Кроме того, церковь - это источник доходов, так нужных для реформирования всей России. Для управления религиозными делами был создан Синод во главе со светским лицом, который непосредственно подчинялся государю.

Вывод. На смену сословной монархии XVII века в России приходит новая форма правления, которая характеризуется усилением власти монарха.

- Назовите эту форму правления?

Ответы учащихся: Россия стала на путь укрепления самодержавия - значит, оформилась абсолютная монархия.

Д) "Культурная революция".

Для успешного проведения реформ стране были нужны образованные люди. И в первую очередь это понимал Петр I.

- Почему реформы, проводимые царем в области культуры и просвещения, называют "культурной революцией"? Вспомните, что такое революция?

Примерные ответы учащихся: Слово "революция" означает коренные изменения. И если
мы посмотрим на преобразования Петра в этой области, то увидим, с одной стороны - происходило подавление национальной культуры и насильственное приобщение к внешней культуре Запада, а с другой стороны - "великие творения".

-Приведите примеры, цитаты о культурной жизни страны.

- Все же, произошла "культурная революция" в петровскую эпоху или нет?

Примерные ответы учащихся: Культурная жизнь страны кардинальным образом изменилась, мы с полным утверждением можем говорить, что в России произошла настоящая "культурная революция". И в этом огромная заслуга Петра Великого.

3. Значение реформ.

- Почему Петра 1 называют Великим?

Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).

Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.

Россия стала империей.

- Какой ценой были проведены преобразования в России?

Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.

ПЗ: Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

V. Подведение итогов урока.

1. Оценка деятельности учащихся.

2. Домашнее задание:

Просмотреть еще раз опорный конспект, прочитать параграф "Реформы Петра Великого". |Ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить информацию по теме: "Петр I на Воронежской земле"

3. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Литература для предварительной подготовки:

  1. А. Н.Сахаров. История России, т.2., М.,- 1997
  2. Российского-флота начало. Книга дилогия. Литфонд Россия.- 1996
  3. A.О. Амелькин. Всемирная история в лицах Воронеж.- 1997
  4. B.И. Панова. История Воронежского края. Воронеж.- 1997
  5. C.Ш. Казиёв. История России (в таблицах) М.,- 1997
  6. Воронеж. Центр духовного возрождения. Чернозем. - 1999
  7. B.О. Ключевский. Исторические портреты М.,- 1991
  8. А. С. Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.,- 1999
  9. C.М. Соловьёв. Чтение и рассказы по истории России. М. 1989
  10. Л. Быченкова. Статья "Развод - по - петровски". Журнал "Крестьянка".-1998
  11. Карамзин. История Государства Российского.

Приложение.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Есть только миг между прошлым и будущим.."

Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...

18 09 2020 17:21:49

Активные формы обучения на уроках истории

В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к Е Г Э. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....

17 09 2020 2:23:38

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

16 09 2020 0:32:53

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

15 09 2020 3:58:40

Светлое Христово Воскресение. Пасхальный альманах

Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....

14 09 2020 5:10:18

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск « История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....

13 09 2020 7:34:47

Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс

Урок обществознания с электронным модулем из коллекции Ф И П И Ц О Р « Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....

12 09 2020 10:43:42

Программа военно-патриотического воспитания для учащихся 1-х классов

Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения ( Ф Г О С Н О О). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....

11 09 2020 3:25:20

Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...

10 09 2020 5:26:38

Конституция Российской Федерации

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....

09 09 2020 6:24:16

Тема урока: "Культурное наследие древней столицы Сибири"

Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...

08 09 2020 19:23:27

Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс

Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....

07 09 2020 23:14:24

Применение методов развивающего обучения на уроках истории

Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, Т Р И З-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....

06 09 2020 21:23:56

Преподавание вопросов внешней политики XVII века на примере Тридцатилетней войны (1618–1648)

В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на практике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени. ...

05 09 2020 8:45:45

План урока "В рыцарском замке". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....

04 09 2020 9:39:14

Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира

Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....

03 09 2020 5:17:53

Урок по обществознанию "Политическая система общества"

Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии Т Р К М: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....

02 09 2020 22:17:10

Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе

Учащиеся узнают о выдающихся людях Х Х века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы. На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

01 09 2020 0:18:18

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....

31 08 2020 22:11:48

Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"

Открытый интегрированный урок по И З О, истории и М Х К, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей И З О и М Х К, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....

30 08 2020 4:14:44

Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"

Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....

29 08 2020 12:30:15

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

В работе представлен урок по теме " Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

28 08 2020 10:14:27

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее характеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, характер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

27 08 2020 13:32:19

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема " Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М. Вебера и П. Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....

26 08 2020 13:49:31

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

25 08 2020 12:16:32

Урок-портрет "Княгиня Ольга"

Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной характеристики и оценки деятельности исторического персонажа....

24 08 2020 7:12:31

Познавательная игра "Волшебный мир сказок П.П. Бажова" для учащихся 5-х классов

В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....

23 08 2020 13:23:29

Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....

22 08 2020 23:51:37

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

21 08 2020 14:56:17

Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

Автор знакомит с опытом подготовки школьников к Е Г Э по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

20 08 2020 22:17:41

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

19 08 2020 5:39:49

Общественные движения в России начала XIX века

На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....

18 08 2020 1:10:14

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений " Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету " Они защищали Сталинград", " Участники Курской битвы", " Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы. ...

17 08 2020 5:35:48

Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс

Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя членом команды....

16 08 2020 1:18:31

Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке"

Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....

15 08 2020 0:16:30

План урока по истории России в 10-м классе по теме "Один день на Сенатской площади – и целая жизнь"

Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе практической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...

14 08 2020 23:16:41

Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс

Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между С С С Р и С Ш А; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...

13 08 2020 2:47:27

Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?"

Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е. А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....

12 08 2020 1:55:53

Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс

Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....

11 08 2020 5:41:45

Эпоха дворцовых переворотов

Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....

10 08 2020 3:37:56

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

09 08 2020 13:26:50

Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....

08 08 2020 11:40:48

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

07 08 2020 17:50:52

Личностный подход к обучению и воспитанию через лекционно-семинарско-зачетную систему преподавания истории

В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....

06 08 2020 13:59:10

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....

05 08 2020 19:59:37

Урок по теме "Страны Азии и Африки после освобождения"

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....

04 08 2020 17:43:20

Организация исследовательской работы учащихся по краеведению

Предлагаются материалы для написания работы на тему " Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....

03 08 2020 21:54:25

Отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества

В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....

02 08 2020 21:39:43

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

01 08 2020 2:18:32

Викторина "Ратные страницы нашей истории"

Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....

31 07 2020 17:26:58

Урок в 11-м классе "Нравственный подвиг русского человека"

Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....

30 07 2020 1:52:31

Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана

Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я. П. Майоров- Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...

29 07 2020 5:34:30

Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"

Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока " Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с практикой на примере Московской областной думы. ...

28 07 2020 1:58:57

Новая экономическая политика

Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики С С С Р в 20-х годах прошлого века. Н Э П затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить Н Э П с современностью....

27 07 2020 23:29:41

Урок "Первые жители нашего края"

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению ( Ермолаева Л. К. и др. " Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....

26 07 2020 20:34:14

Интегрированный урок по теме "Коренной перелом входе Великой Отечественной войны"

Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....

25 07 2020 5:15:16

Открытый урок по обществознанию "Время великих перемен"

Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...

24 07 2020 1:43:12

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

23 07 2020 1:31:12

Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

Данный урок входит в раздел « Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

22 07 2020 19:20:43

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный"

Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....

21 07 2020 6:57:29

Обобщающий урок-презентация "Права человека и гражданина". 9-й класс

Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы " Гражданство", " Права человека", " Закон об образовании", " Труд – право или обязанность?", " Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....

20 07 2020 23:19:49

Глобальные проблемы современности

В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

19 07 2020 12:36:29

"Деятельность Елецких гимназий в конце XIX – начале XX века"

Исследовательская работа по теме....

18 07 2020 8:11:28

Урок-лекция "Передвижники"

Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

17 07 2020 14:22:32

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

16 07 2020 23:14:16

Традиции, культура, быт народов Астраханского края

Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астраханской области. ...

15 07 2020 22:32:58

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе " Кот-ворюга". ...

14 07 2020 23:30:42

Урок обществознания "Гуманность на войне. Миф или реальность?". 9-й класс

Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о М Г П. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....

13 07 2020 20:30:23

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

<p> Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

12 07 2020 14:38:10

Самопознание

Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....

11 07 2020 16:33:16

Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг.

Урок соответствует Ф Г О С второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интерактивные упражнения на закрепление изученного....

10 07 2020 17:32:45

Расцвет итальянских городов

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....

09 07 2020 14:47:41

Правовое воспитание учащихся

Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....

08 07 2020 14:25:11

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

07 07 2020 14:39:56

Методическая разработка урока истории «Аграрная реформа П.А.Столыпина». 9-й класс

Аграрная реформа П. А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....

06 07 2020 15:52:35

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

05 07 2020 1:13:41

Программа элективного курса "Герои России"

Элективный курс " Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...

04 07 2020 2:48:46

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

03 07 2020 11:18:50

Типология обществ

Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме « Типология обществ» в курсе « Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А. И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме (« Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства « Просвещение», 2009)....

02 07 2020 13:41:23

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

01 07 2020 23:50:17

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

30 06 2020 15:29:15

План-конспект урока истории по изучению методики постановки проблемных вопросов к тексту

Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....

29 06 2020 20:27:27

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

28 06 2020 15:51:21

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

27 06 2020 19:14:30

Роль краеведческого материала в системе гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности

Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....

26 06 2020 10:16:58

Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"

В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разрабатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...

25 06 2020 12:18:10

Россия в первой четверти XIX в. Время правления Александра I

Урок носит интегрированный характер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....

24 06 2020 10:26:12

Разработка урока "Астраханское восстание 1705–1706 годов"

Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....

23 06 2020 21:47:31

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

22 06 2020 19:27:13

Полиперспективность в практике преподавания региональной истории

На примере изучения темы " Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....

21 06 2020 15:42:36

Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории

В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в практической деятельности. ...

20 06 2020 7:37:39

Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....

19 06 2020 2:32:12

Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"

Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....

18 06 2020 4:52:30

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

17 06 2020 12:55:36

Торговля и денежное дело в Европе

Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....

16 06 2020 14:37:10

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

15 06 2020 9:16:56

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

14 06 2020 10:54:25

Урок обществознания по теме "Мораль"

Урок на тему “ Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

13 06 2020 23:44:49

Конспект урока "Усиление королевской власти" в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" (7-й класс)

Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...

12 06 2020 4:10:39

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

11 06 2020 10:36:34

Интегрированный урок "Тряпичная кукла: от старины до современности"

Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....

10 06 2020 19:46:57

Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс

Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием И К Т. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...

09 06 2020 23:31:48

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

08 06 2020 23:43:31

Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....

07 06 2020 23:26:15

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

06 06 2020 10:44:15

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"

Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи Е Г Э по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....

05 06 2020 9:41:35

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

04 06 2020 18:56:35

Многонациональная викторина

« Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме « Нации и межнациональные отношения». Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....

03 06 2020 8:48:46

"Олимпийские игры в древности". 5-й класс

Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...

02 06 2020 6:48:39

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

01 06 2020 16:44:42

Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его смерти....

31 05 2020 12:35:51

Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом"

В плане деятельности школьного клуба « Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....

30 05 2020 22:31:22

Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

29 05 2020 20:26:39

Урок-игра. Исторический футбол "Мы — славяне". 6-й класс

Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме « Древняя Русь» в объеме школьной программы. Команды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...

28 05 2020 12:41:33

Здоровье людей. 6-й класс

Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....

27 05 2020 17:19:36

Цена и значение Великой Победы. 9-й класс

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охарактеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....

26 05 2020 14:14:53

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

25 05 2020 7:45:12

Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

24 05 2020 15:21:29

Иллюстрации и рисунки по истории России IX в. начало XVI в.

Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....

23 05 2020 9:28:17

"Советская страна в годы НЭПа"

Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....

22 05 2020 7:18:15

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

21 05 2020 22:16:38

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

20 05 2020 12:59:45

Элективный урок "Азбука потребителя"

Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потребления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потребления. Данный курс имеет прикладной характер, направлен на практико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...

19 05 2020 21:52:40

Познавательная игра "Отмена крепостного права в России"

Познавательная игра " Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....

18 05 2020 15:51:26

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска ( Йошкар- Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице- Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

17 05 2020 5:23:16

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...

16 05 2020 4:10:17

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...

15 05 2020 8:36:40

Открытый урок обществознания по теме "Прожиточный минимум и уровень жизни". 11-й класс

Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....

14 05 2020 0:24:25

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

13 05 2020 1:38:11

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

12 05 2020 11:45:49

Песня "В солдатской шинели"

Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....

11 05 2020 19:15:44

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: " Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: " Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

10 05 2020 6:57:36

Тесты по теме "История России с древнейших времен до XVII в." для подготовки к ЕГЭ по истории

Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы « А» Е Г Э по истории. Тематические тесты « История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Е Г Э. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....

09 05 2020 19:59:24

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

08 05 2020 0:13:24

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

07 05 2020 8:40:39

Учебное занятие "Реформы и реформаторы в российской истории"

Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....

06 05 2020 11:24:14

Внеклассное познавательное мероприятие по правоведению "Своя игра"

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют команды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....

05 05 2020 10:20:29

Международное гуманитарное право. 9-й класс

План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с М Г П, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как М Г П, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль М Г П в урегулировании вооружённых конфликтов....

04 05 2020 22:46:31

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

03 05 2020 23:39:10

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

02 05 2020 8:14:54

Урок истории Древнего мира по теме "Древняя мудрость и изобретения китайцев". 5-й класс

Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....

01 05 2020 14:28:36

Урок истории в 5-м классе по теме "Культура Индии"

Урок с использованием методики опорного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....

30 04 2020 1:54:18

Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)

Курс " Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса " Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к И Г А, Е Г Э. ...

29 04 2020 1:58:57

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

28 04 2020 19:54:15

Историческая игра "Битва титанов". 5-й класс

Предлагается игра по истории Древнего мира....

27 04 2020 7:24:20

Урок обобщение знаний по теме «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого»

Урок является последним при изучении темы " Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отрабатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....

26 04 2020 4:49:54

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....

25 04 2020 21:58:33

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

Урок-аукцион по теме « Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

24 04 2020 21:28:26

Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс

Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....

23 04 2020 21:30:32

Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории

В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления " Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....

22 04 2020 9:14:14

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::