Проектная работа "Улицы, на которых мы живем, — их прошлое, настоящее и будущее"
- Где вы живёте? - как часто мы задаём этот вопрос или нас спрашивают об этом. Но называя свой адрес, мы почти не задумываемся, в честь кого названа улица, или откуда произошло название района, в котором мы живём, что раньше было этой территории. Однажды, когда мои ученики были во 2 классе, в учебнике "Окружающий мир" нам встретилось задание:"напиши свой адрес (страну, город, улицу)" - и мы вместе захотели найти ответы на эти вопросы, для чего и провели небольшую исследовательскую работу, которая приоткрыла нам страницы истории нашего района.
Цели исследования: В ходе исследования мы хотели узнать, чем знамениты люди, именами которых названы улицы района Коньково. Также нам было интересно определить, знают ли жители историю района, и выяснить, что они хотели бы видеть на улицах, где живут, в будущем. В начале работы мы предположили, что биографии людей, в честь которых названы улицы Коньково, являются яркими страницами истории России, и они внесли великий вклад в развитие нашего государства, но, к сожалению, большинство жителей Коньково не имеют четкого представления об истории места, где они живут, и о том, чем прославились люди, именами которых названы улицы района.
Гипотезы (предположения):
- Биографии людей, в честь которых названы улицы Коньково, являются яркими страницами истории России, и они внесли великий вклад в развитие нашего государства;
- Большинство жителей Коньково не имеют четкого представления об истории места, где они живут, и о том, чем прославились люди, именами которых названы улицы района.
Методы проведения исследования:
- Поиск материалов в книгах, энциклопедиях, газетах, журналах, Интернете.
- Анкетирование учеников 2-х классов, 6 класса, 9 класса, родителей.
Этапы выполнения исследования:
- Поиск материала для изучения и наглядного материала.
- Анализ и обсуждение полученных сведений в классе, выделение главного содержания для составления адаптированных текстов.
- Подобрать вопросы и провести анкетирование жителей района разных возрастов.
- Выполнение рисунков и объемных моделей зданий (по результатам анкетирования).
- Оформление результатов исследования.
- Выступление на школьной конференции.
Ход работы
Свое исследование мы решили начать с изучения истории района Коньково. В ходе нашей работы мы узнали, что территория района Коньково была включена в границы Москвы в 1960 г. В далеком прошлом (XII в.) на территории района находилось славянское поселение вятичей. До XVII века местность была почти не заселена. С XVI в. известны Богородское и Узкое, с начала XVII в. - Коньково-Сергиевское и Коньково-Троицкое, несколько позднее упоминаются Деревлёво и Беляево.
В XVIII веке поместье Коньково покупает в свою собственность императрица Екатерина II. Здесь по проекту В.Баженова строят дворец, который остался недостроенным из-за разногласий императрицы с архитектором. По плану дворец был похож на дворец в Царицыно. (см. Приложение).
Центр этих поселений был на месте, где проходит сейчас ул. Профсоюзная, ориентировочно у дома 116. Чтобы добраться сюда из Москвы, нужно было проехать вёрст 15-20 по столбовой дороге. Бывало, что в непогоду иной конь не выдерживал быстрой езды по крутой горе вверх, где красовалось Коньково, т.к. Теплостановская возвышенность в районе Узкого достигает самой высокой отметки рельефа Москвы (253 метра над уровнем моря).
Этим и объясняет С.Кирсанов в поэме "Калужское шоссе" возможное происхождение названия села:
Конь царский пал. Ему воздвигнут изваянье. |
"Коньково" - дать сему Селению названье. |
Эта легенда находит свое отражение и в гербе Коньково: конь, царская корона, подкова: А зеленый треугольник в нижней части герба - воспоминание о рельефе.
На сегодня от коньковского ансамбля сохранились: церковь Троицы в Коньково, ее в 1990 году освятили как Троицкую и начали реставрацию и белокаменный обелиск второй половины XVIII века.
Сейчас территория района застроена современными панельными домами. По земле бывших имений проложены ул. Островитянова, Введенского, Миклухо-Маклая, Профсоюзная.
Улица Введенского получила свое название в 1970 году в честь выдающегося советского ученого академика Бориса Алексеевича Введенского. Введенский известен своими работами в области радиофизики и радиотехники. Под его руководством построена первая в СССР ультpaкоротковолновая радиовещательная станция.
Улица Миклухо-Маклая - одна из наиболее многолюдных улиц Коньково. Названа эта улица в 1965 году в память русского ученого-путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая, в результате работы которого места обитания папуасов, их облик, образ жизни, традиции, верования и язык стали достоянием науки.
В 1970 году между Ленинским проспектом и Битцевским парком была проложена улица Островитянова. Константин Васильевич Островитянов был выдающимся экономическим деятелем России первой половины ХХ века. Под его руководством авторский коллектив подготовил учебник "Политическая экономия", ставший экономической базой для изучения в нашей стране и за рубежом.
Следующим этапом нашей работы было анкетирование жителей района Коньково. Создавая анкету, мы поставили перед собой цель - выяснить, на каких улицах живут опрашиваемые, знают ли они, в честь кого названа эта улица, и какой вклад внёс этот человек в историю развития России. Нами были опрошены 120 жителей района разных возрастов: 47 учеников 2-х классов, 23 ученика 6 класса, 25 учеников 9 класса (в 2007-2008 уч.г.) и 25 взрослых (родителей, соседей, знакомых).
После анализа результатов анкеты, можно сделать вывод, что большая часть жителей исследуемых улиц имеет смутное представление о том, кем были люди, именами которых названы улицы. Особо хочется отметить, что из 3 заслуженных деятелей науки, более известным населению является Миклухо-Маклай.
Также в анкете мы хотели выяснить, что, по мнению жителей Коньково, они хотели бы видеть в своем районе в будущем. Мы "разбили" ответы на несколько групп - объекты природы (парки, озелененные дворы, пруды и т.д.), спортивные сооружения (стадионы, детские площадки, катки), высотные новостройки, объекты культуры и образования (театры, библиотеки, институты, музеи, школа искусств), центры развлечений (аквапарки, Диснейленд, рестораны, ночные клубы, магазины).
Мы тоже пофантазировали и попробовали выразить свои идеи в рисунках и объемных моделях зданий:
Подводя итоги нашей работы, нам хотелось бы сказать, что на этом наши исследования не закончены. К сожалению, наши гипотезы подтвердились - жители Коньково не знают историю своего района. В дальнейшем мы хотим подробнее изучить всё, что связано с историей Коньково, и считаем, что необходимо продумать, каким образом сообщить о наших "открытиях" окружающим. На данный момент, собранный нами материал был напечатан в газете нашей школы, мы выступили с докладом о результатах нашей работы на школьной конференции, принимали участие в Городском открытом детско-молодежном эколого-краеведческом фестивале "Родная земля" и стали лауреатами этого конкурса.
Тема нашего исследования нам кажется очень интересной и актуальной, потому что каждый человек должен знать историю своего края, свои "корни"; и в будущем мы постараемся заинтересовать проблемой изучения истории нашего района и других.
Приложение.
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
18 03 2024 13:30:24
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
17 03 2024 8:41:21
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
16 03 2024 15:55:29
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
15 03 2024 5:12:41
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...
14 03 2024 4:39:25
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...
13 03 2024 10:19:13
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...
12 03 2024 10:41:55
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
11 03 2024 4:16:11
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
10 03 2024 3:23:16
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
09 03 2024 10:26:19
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
08 03 2024 5:42:52
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
07 03 2024 12:55:53
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
06 03 2024 13:23:49
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
05 03 2024 15:40:10
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
04 03 2024 15:17:41
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
03 03 2024 9:55:53
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
02 03 2024 1:12:49
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
01 03 2024 7:51:19
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
29 02 2024 13:17:53
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
28 02 2024 23:27:15
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...
27 02 2024 11:25:14
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
26 02 2024 13:55:59
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
25 02 2024 11:35:20
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...
24 02 2024 22:35:46
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
23 02 2024 7:34:15
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
22 02 2024 3:12:46
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
21 02 2024 18:34:42
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
20 02 2024 3:50:13
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
19 02 2024 8:19:29
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
18 02 2024 10:20:54
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
17 02 2024 11:10:10
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
16 02 2024 18:41:21
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
15 02 2024 2:57:51
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
14 02 2024 0:28:50
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
13 02 2024 9:31:59
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
12 02 2024 18:19:40
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
11 02 2024 7:12:48
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
10 02 2024 16:46:47
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...
09 02 2024 21:37:57
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
08 02 2024 9:11:29
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
07 02 2024 19:38:33
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
06 02 2024 19:17:29
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
05 02 2024 12:22:51
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
04 02 2024 3:26:31
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...
03 02 2024 14:34:33
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
02 02 2024 11:27:18
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
01 02 2024 19:52:26
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
31 01 2024 18:27:49
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
30 01 2024 1:25:41
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
29 01 2024 18:31:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::