Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"
Цель и задачи:
- разобрать деятельность противоборствующих сторон в братоубийственной войне;
- содействовать формированию прочных знаний через самостоятельную ( групповую) деятельность;
- способствовать формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
- выявить факты красного и белого террора;
- способствовать развитию у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале; делать выводы, формировать умения сравнивать, анализировать изучаемые факты и понятия.
- формировать чувства коллективизма у учащихся;
- воспитывать чувства патриотизма, толерантности, любви к национальной культуре, неприятия какой бы то ни было войны, агрессии;
- воспитание активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству на уроке.
Термины: террор.
Оборудование:
- карта “ Гражданская война 1918-1920 гг.”.
- видеофильм “ Гражданская война” (кадры о роли и взглядах крестьян на противоборствующие стороны).
- задания для групп, включающих в себя учебники по истории России 20 века, набор документов, технологическую карту урока, карточки для голосования.
- мультимедийный проект по теме урока.
- магнитные ленты с надписями, которые будут вывешиваться на доску в ходе урока: : “ Россия”, террор, написанный красным и белым цветами, три полосы - красная, белая и зелёная.
На доске:
- тема;
- эпиграф;
- вопрос урока: “ Почему победили красные?”
Эпиграф: “ Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда, какая из банд xyлиганов будет править в этой стране”. Б.Пастернак. Доктор Живаго.
Опережающее задание: учащиеся заранее делятся на три группы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: “ Здравствуйте, меня зовут Татьяна Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок истории. Ребята, вы верите в предсказания?”
Учащиеся – да. Не всегда и т.д.
Учитель: (1 кадр презентации) “ Знаменитый французский врач и астролог 16 века Мишель Нострадамус предсказал (зачитать слова из презентации). Эти строки служат прологом к теме нашего урока – назвать тему. У вас есть технологическая карта урока, где указана тема, цель и основные моменты нашего занятия.
Сегодня мы рассмотрим деятельность противоборствующих сторон, ввергнутых в братоубийственную войну. Выявим факты красного и белого террора. В конце урока попытаемся ответить на вопрос: “ Почему победили красные?”
Речь сегодня пойдёт о небывалой в мировой истории братоубийственной войне. Война сама по себе ужасна, а тем более, если это гражданская война. (2 кадр презентации). Гражданская война – это тяжёлый период в истории нашей страны. Брат против брата. Одна страна, но каждая из сторон видела свою Россию.
Историк до сих пор спорят о времени начала гражданской войны.
3 кадр презентации – вопросы фронтального опроса, используется карта.
Учитель: (4 кадр) “ Итак, на фоне интервенции в России разворачивалась самая страшная, самая беспощадная, самая зверская война: эту войну русские вели друг с другом”. (5 кадр).
Борис Пастернак в своём произведении “ Доктор Живаго” писал…- зачитать эпиграф.
И сейчас мы с вами рассмотрим, что же это за банды и как они стремились к власти.
( на доску вывешиваются магнитные ленты) Итак, Россия, красные, белые и третья сила, оказавшаяся между молотом и наковальней – зелёные.
( 6 кадр) У нас три экспертные группы, каждая из которых за пять минут должна , по предложенным документам и раннее изученным фактам, исследовать деятельность одной из противоборствующих сторон: красных, белых и зелёных”.
Группы получают задания и выполняют их.
Учитель: “ Проверим работу групп.
- ( 7, 8, 9, 10 кадры) деятельность красных в годы гражданской войны – учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
- ( 11, 12, 13 кадры) деятельность белых – группа отвечает на вопросы.
- ( 14 кадр) просмотр учебного видеофильма. (15 кадр) – почему крестьяне не выступили отдельной силой? – ответы группы.
Учитель (16 кадр): “ Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором.(16 кадр, где даётся определение) Кто первым развязал террор установить невозможно. Но, фактов, что насилие стало нормой поведения, достаточно много. Приведём же эти факты, попутно составляя таблицу.
- 17, 18, 19, 20, 21 кадры о красном терроре. Учитель добавляет факты.
- 22, 23, 24, 25, 26 кадры о белом терроре.
Учитель: “ Борис Васильев в статье “ Покаянные дни” писал “ В стране мучили и убивали людей. Убивали обе стороны – и кровавые подвалы ЧК походили на залитые кровью подвалы белогвардейских контрразведок. И там и тут обматывали людей колючей проволокой, выкалывали глаза, делали перчатки из человеческой кожи, сажали на кол…террор – это будни гражданской войны”.
- 27 кадр. Итоги террора.
- 28 кадр. Стихотворение М.Цветаевой
Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть солдат.
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Cмepть побелила.
Учитель: (30 кадр) “ И красные и белые любили Россию, были патриотами страны, но каждый видел по-своему её будущее. Есть ли различие между красным и белым террором?”
Ответы учащихся.
- кадр 31. третья сила в войне.
Учитель: “ Какое влияние на исход гражданской войны оказало зелёное движение?”
Ответы учащихся.
- кадр 32.
Учитель: “ Изучив документы, ответьте кем же являлись, по вашему мнению красные? Белые? А как зелёные относились к тем двум силам?”
Каждая группа даёт ответ.
Учитель: “ Предсказание Нострадамуса сбылось. Была кровь, белые и красные. Мы рассмотрели с вами действия противоборствующих сил в годы гражданской войны. Выявили факты красного и белого террора. Давайте попытаемся ответить на вопрос – Почему победили красные?”
Ответы учащихся.
Учитель: “ Максимильян Волошин в 1920 году писал
И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
“ Кто не за нас – тот против нас,
Нет безразличных, правда – с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
( кадр 34) Действительно, сложно определиться. Каждый видел свою Россию. Душевные сомнения. Родственники за белых, а ты всем сердцем за красных. Что делать? Куда бежать? А ведь братоубийственной войны можно было избежать, но…Главное, чтобы братоубийство не повторилось вновь.
( кадр 35) Дома ответьте на вопрос – Существовали ли реальные альтернативы революционному террору?
( кадр 36) Подводя итог, посмотрим, какое значение имеет для вас наш урок.
Учащиеся голосуют, учитель подводит итог голосования.
( кадр 37) Наш урок мне бы хотелось закончить словами М.Волошина( зачитать стихотворение из презентации).
Спасибо за урок.
2. Заключительный момент.
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
18 03 2024 5:16:26
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
17 03 2024 21:44:55
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
16 03 2024 3:19:29
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
15 03 2024 14:42:36
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
14 03 2024 10:35:32
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
13 03 2024 23:23:12
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
12 03 2024 20:27:22
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
11 03 2024 20:25:20
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
10 03 2024 10:34:26
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
09 03 2024 8:58:29
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
08 03 2024 15:58:23
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...
07 03 2024 16:23:29
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
06 03 2024 5:49:10
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
05 03 2024 9:17:56
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
04 03 2024 2:57:56
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...
03 03 2024 14:32:33
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
02 03 2024 4:59:37
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
01 03 2024 9:53:37
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
29 02 2024 15:37:48
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
28 02 2024 4:28:29
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
27 02 2024 3:50:55
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
26 02 2024 5:58:38
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
25 02 2024 18:26:40
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
24 02 2024 11:26:44
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
23 02 2024 15:38:39
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
22 02 2024 4:48:45
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
21 02 2024 2:20:30
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
20 02 2024 3:33:41
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
19 02 2024 3:14:42
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
18 02 2024 2:44:59
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
17 02 2024 22:17:22
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
16 02 2024 12:43:21
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
15 02 2024 13:59:16
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
14 02 2024 23:57:58
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
13 02 2024 9:32:21
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
12 02 2024 13:22:51
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
11 02 2024 19:37:59
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
10 02 2024 16:37:17
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
09 02 2024 3:51:28
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
08 02 2024 10:56:12
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...
07 02 2024 16:42:23
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
06 02 2024 19:53:47
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
05 02 2024 6:28:49
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
04 02 2024 20:32:35
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
03 02 2024 3:15:40
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
02 02 2024 19:16:25
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
01 02 2024 6:22:14
В статье приводится пример урока-диспута. ...
31 01 2024 21:48:45
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП). Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал. ...
30 01 2024 7:57:17
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
29 01 2024 1:23:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::