Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в профильном классе
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Здоровье нации во многом определяет состояние здоровья подрастающего поколения, поскольку известно, что потенциальные возможности человека закладываются в детстве, формируются в юношеском возрасте. На общем фоне нeблагополучия здоровья населения России, сохранение здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса представляет особую актуальность, потому что прогрессивной может считаться лишь социально-экономическая система, которая обеспечивает развитие таких резервов совершенствования человеческого фактора, как повышение творческой активности, культуры, мышления, профессионального уровня, заинтересованности в наибольшей самореализации.
Состояние здоровья детей, подростков и молодежи в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества.
Пpaктически во всех регионах России (включая Кузбасс) в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников и 85% студентов имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении.
Число здоровых детей составляет 1-4 %, за последние десятилетия на 30-50 % увеличилось количество детей с патологией эндокринной, костно-мышечной, сердечно-сосудистых систем, аллергией и злокачественными заболеваниями. В связи с усложнением и увеличением учебной нагрузки в школах у обучающихся к концу учебного года в 2 раза возрастает частота гипертонических реакций.
Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организа-ции специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного процесса, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
ЦЕЛЬЮ итоговой работы является: изучение возможностей использования элементов здоровьесберегающих технологий в преподавании истории в профильном классе.
ЗАДАЧИ:
- Изучить теоретического обоснования здоровьесберегающих технологий для преподавания в профильном социально-гуманитарном классе.
- Рассмотреть принципы и содержание работы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в преподавании истории в профильном социально-гуманитарном классе.
- Определить эффективность здоровьесберегающих технологий в преподавании истории в профильном социально-гуманитарном классе.
- Дать рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий.
Сохранение здоровья учащихся общеобразовательных школ – одна из актуальных задач современной педагогики. Ведущие педагоги нашей страны пытаются решить эту задачу. Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка, используя доступные средства измерения, современное информационно-диагностическое и программное обеспечение.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
В настоящее время существует необходимость в модернизации содержания образования за счет рационального использования основных средств и методов профильного обучения, которое позволяет обеспечить долговременной оздоровительной и развивающий эффект по отношению к воспитанникам, учащимся и педагогам при условии координации этой работы со службой здоровья.
Ключевым системообразующим средством образовательно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный и профорриентационные подходы.
Здоровьеформирующее обучение и воспитание школьников следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса в образовательном учреждении, так как оно тесно связано с общим образованием, с выработкой мировоззрения, с профориентационном обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием.
Выбор школьниками профильного класса, типа профессиональной деятельности, а затем и конкретной профессии – процесс сложный, зависящий от различных качеств личности, индивидуальных психодинамических особенностей организма.
Результаты многолетних исследований, полученные кузбасскими учеными и пpaктиками в школах с углубленным изучением предметов, позволяют говорить о том, что здоровье и адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения обеспечиваются оптимальным функционированием развитых профильно важных качеств учащихся. Степень успешности адаптации к профильному обучению определяется реакцией целостного организма и включает личностные свойства в зависимости от профиля обучения, которые могут быть выражены в различной степени.
Доказано, что если выбранное направление в обучении соответствует личным, психодинамическим и нейродинамическим особенностям, интересам и склонностям учащихся, то несмотря на повышенные требования и увеличенную учебную нагрузку, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
В настоящее время состояние здоровья детей школьного возраста вызывает обоснованное беспокойство, особенно учащихся-подростков. Если заболеваемость взрослых с 1995 года оставалась пpaктически на одном уровне, то заболеваемость детей возросла на 16,1%, а подростков – в 1,8 раза.
Известно, что организация профильных школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов сопровождается увеличением недельной нагрузки на 2-6 часов, расширением объема, и усложнением учебного материала, большой затратой времени на выполнение домашнего задания. Большая учебная нагрузка приводит к нарушению режима дня, сокращению продолжительности сна и времени пребывания на воздухе. Это, в свою очередь, ухудшает состояние здоровья учащихся профильных классов и школ. Повышенная нагрузка требует широкого внедрения соответствующих коррекционных и оздоровительных мероприятий.
Полностью текст работы приведен в Приложении.
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
18 03 2024 22:59:55
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
17 03 2024 20:53:38
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
16 03 2024 8:18:53
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...
15 03 2024 15:32:56
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах. ...
14 03 2024 11:40:10
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
13 03 2024 23:43:20
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
12 03 2024 5:44:51
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
11 03 2024 8:25:29
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
10 03 2024 5:10:41
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
09 03 2024 21:54:56
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
08 03 2024 2:26:24
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
07 03 2024 21:43:26
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
06 03 2024 2:17:50
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
05 03 2024 2:43:13
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
04 03 2024 6:54:24
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
03 03 2024 0:27:32
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
02 03 2024 13:20:40
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
01 03 2024 1:24:33
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
29 02 2024 5:40:56
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
28 02 2024 8:22:21
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
27 02 2024 20:20:16
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
26 02 2024 9:48:28
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
25 02 2024 17:14:57
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
24 02 2024 7:21:20
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
23 02 2024 19:44:32
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
22 02 2024 10:36:51
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
21 02 2024 11:19:35
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
20 02 2024 22:13:55
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
19 02 2024 4:31:38
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
18 02 2024 22:55:41
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
17 02 2024 18:27:53
Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
16 02 2024 15:50:31
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
15 02 2024 12:49:12
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
14 02 2024 6:34:31
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
13 02 2024 1:26:41
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
12 02 2024 21:30:41
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
11 02 2024 6:19:38
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
10 02 2024 4:41:53
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
09 02 2024 1:24:46
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
08 02 2024 17:51:28
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
07 02 2024 9:13:24
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
06 02 2024 9:25:44
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
05 02 2024 15:13:50
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
04 02 2024 12:45:38
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
03 02 2024 22:45:32
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
02 02 2024 16:18:25
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
01 02 2024 6:43:31
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
31 01 2024 15:28:57
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
30 01 2024 1:56:37
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
29 01 2024 14:33:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::