"О блокадном детстве в стихах и прозе…" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"О блокадном детстве в стихах и прозе…"


    "О блокадном детстве в стихах и прозе…"

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Хямеляниной Лидии Тимофеевны.

Задачи

1. Развивающие:

  • продолжать формирование у учащихся навыков работы с источниками;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы, высказывать собственную точку зрения на проблему.

2. Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости, сопричастности к истории через изучение биографических источников, стихов , личное общение;
  • воспитание через уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Образовательные:

  • развивать интерес к истории Второй Мировой войны;
  • показать неразрывную связь истории большой страны и г.Краснодара в годы Великой Отечественной войны через яркие воспоминания и волнующие сердце стихи.

Оснащение урока

Технические средства:

  • компьютер с мультимедийной установкой;
  • экран;
  • музыкальный центр;

Наглядные пособия:

  • плакаты времен Великой Отечественной войны;
  • фотографии героини;
  • презентация с фотографиями и стихами Хямеляниной Лидии Тимофеевны;
  • исследовательская работа ученицы 9класса Королевой Я.
  • свечи;

Музыкальное оформление: Я.Френкель «Журавли»

Тип урока: урок-встреча.

Пояснения и к уроку.

Опыт проведения урока по данному сценарию показывает, что участниками и ведущими могут быть учащиеся от начальной школы до 11 класса. Дети с большим интересом и ответственностью учат прозу и стихи, они во время подготовки чувствуют ответственность за будущее мероприятие и добросовестно готовятся.

Учителю важно правильно разбить текст на части, зная возможности своих учащихся. Младшие дети лучше запоминают стихи, а старшеклассники могут декламировать прозу.

Местом проведения может быть и большой зал, и малый, оформленный по теме класс, в котором и зрители и участники как единое целое проживают события военных лет. На уроках – встречах плакали и мальчишки. И они не стеснялись слез. Под впечатлением писали стихи и поэмы о войне, и делали посвящения Лидии Тимофеевне в стихах.

План урока.

  1. Вводная часть.
    Вступительное слово учителя, представление гостьи Хямеляниной Лидии Тимофеевны жительницы блокадного Ленинграда.
  2. Начало войны.
  3. Мама и папа.
  4. Блокада.
  5. Детство после блокады.
  6. Юность и творчество.
  7. Ответное слово гостьи.
  8. Впечатления учащихся.
  9. Заключительная часть песня - «Журавли».

Ход урока

Часть 1
Организационные моменты

В центре класса (сцены) стол, покрытый скатертью, подсвечник со свечой, фотографии военных лет на столе.

На доске плакаты военных лет.

На экране портрет главной героини урока

Класс сидит вокруг стола и гостьи (возможно проведение урока без личного присутствия Хямеляниной Лидии Тимофеевны, используя презентацию).

Учитель:

Наша жизнь большая повесть
В дни побед и созиданий
Сберегли мы честь и совесть
Детям, внукам в назиданье…

Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях замечательный человек, интереснейшая женщина Лидия Тимофеевна Мишта-Хямелянина. Она блокадница Ленинграда, волею судьбы в 1943году маленькой дeвoчкой оказалась в г. Краснодаре, в первый класс она пошла в женскую гимназию № 23 в освобожденном от немецко-фашистских захватчиков г. Краснодаре. На плечи Лидии Тимофеевны выпало много испытаний но, не смотря ни на что, она не теряет оптимизма, дарит душевное тепло людям, детям через встречи, общение и стихи, которые Лидия Тимофеевна пишет и издает уже много лет в Москве, в литературном альманахе.

Наша встреча сегодня, Лидия Тимофеевна, посвящена Вам и Вашему творчеству.

Показ слайда с фотографией Мишта-Хямеляниной Л.Т.

Часть 2
Начало войны

Не все события в людской памяти сохраняются долго. Многие с течением времени забываются. И только особо значимые, яркие помнятся всю жизнь. Человечество знало тысячи войн, но самая жестокая, кровопролитная была Вторая Мировая война.

Великая Отечественная война стала историческим испытанием для советского народа, предельно раскрыла его силу, подняла всех честных людей на борьбу с ненавистным врагом.

Для детей г. Ленинграда, как и для всех советских людей, война началась 22 июня 1941года. Детство кончилось, такое светлое и безоблачное, когда мама и папа рядом. Дети готовились к школе, но пойти в этом году в нее им не удалось. Только с 4 по 30 сентября гитлеровцы обстреляли Ленинград днем и ночью 272 раза.

Часть 3
Мама и папа

Папа - Мишта Тимофей Александрович 1906 года рождения уже год служил в части на острове Ханко (он был бухгалтером в финансовой части). Началась война и он тоже взялся за оружие, погиб в 1942году.

Мама - Мишта Анастисия Григорьевна 1912 года рождения, воспитывала своего брата Охрименко Андрея Григорьевича 1923года рождения, ему было 18 лет и в августе 1941года его взяли в армию и направили на Всеволжский фронт, он погиб под Всеволжском в 1943году.

Мама пошла работать санитаркой в прифронтовой госпиталь №65, который находился на Набережной Ждановки. Маленькая Лидочка осталась дома одна. Она часто приходила в госпиталь, пела раненным солдатам песни, читала стихи, солдаты делились своим пайком с дeвoчкой, кто кусочком хлеба, кто кисельком. Но госпиталь стал прифронтовым, маму взяли на службу, она выносила с поля боя солдат, сопровождала раненных в госпиталь

Лиду отправили в детский дом № 2, что находился на улице Мойка 90. И когда она через полвека поехала в Ленинград, то не смогла сдержать слез, дом на Мойке оказывается рядом с домом Пушкина, как сказали ей подруги это явление знаковое, она выжила и любит поэзию, в свободное время пишет стихи о Ленинграде, блокаде, своей судьбе. Вся жизнь Лидии Тимофеевны отражена в стихах.

Блокадное детство началось с 8 сентября. Немцы подошли к городу на расстояние 20 километров. 8 сентября на Ленинград было сброшено 3600 зажигательных и 86 фугасных бомб. Горели Бадаевские продовольственные склады. Мирная жизнь исчезла моментально.

Часть 4
Блокада

9 сентября 1941 года началась блокада в 900 дней и ночей.Не было света, воды, не работала канализация, не было тепла и продуктов. На хлебные карточки выдавали 125 грамм хлеба. Время наступило тяжелое, голодное, холодное с постоянными бомбёжками.

Детей перевели в подвал, где жили и спали. Спали на топчанах, одетые и даже в валенках по двое. Детдомовцам выдавали по 125 грамм хлеба, иногда по 75 граммов и очень жидкий-жидкий, но все же, горячий суп.

Блокадный хлеб

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Л.Хямелянина

Дети были настолько истощены, что уже и не хотели и кушать, часто дети сидели и качали головками на тонкой шее, кто кивал, кто раскачивал из стороны в сторону, всех остригли на голо так как было много вшей. Детей не купали, и все тело было поедено вшами, руки в нарывах и при этом страшный холод.

Иногда затапливали буржуйку посреди комнаты, где давали хлеб и кипяток. Все старались потянуть свои ручонки к теплу. Эти качающиеся головки на тоненьких шейках нельзя забыть. Очень часто дети сидели за большим столом и выбирали из своей одежды вшей в стакан с водой, один стакан на двоих, сил бить вшей уже не было. Мама к Лиде смогла прийти за все время два раза. Один раз приходил дядя Андрей, он был такой красивый - в белом полушубке, от него пахло морозом и свежестью. Он держал Лиду на коленях, и от него было так тепло и радостно, что даже кружилась голова, он принес хлеб и шоколад и раздал всем понемногу. Лиде было жалко, и она говорила ему: «Мне! Мне!»

Дядя Андрей сказал, что ей много нельзя, а то умрет, он оставил продуктов и на последующие дни.

Ощущение, что все себе нельзя, а нужно делиться осталось у Лидии на всегда. Как-то пришла мама, она принесла немного хлеба и каши, хлеб на веревочке повесила Лиде на шею. Лида долга не спала, зажав этот мешочек, а когда проснулась, хлеба в мешочке уже не было , забрали нянечки.

За зиму все были истощены, многие умерли. 24 ноября открыли «Дорогу жизни» по Ладоге, но изменений в питании не было. С октября месяца начались сильные морозы, все остановилось, и только заводы военного назначения как-то работали. И в этом аду нужно было выжить. Выжить и защитить город. Всех ленинградцев обстреливали, бомбили, морили голодом, пытались сломать мopaльно, но город выстоял.

В домах ни света, ни тепла,
Еда - лишь пайка хлеба.
Умерших с голоду тела,
С мольбой смотрели в небо.

Я вспоминаю и других,
Кто устали не зная,
В цеха холодных заводских
Победу нам ковали.

Кто нас блокадников спасал
От бед «Дорогой жизни»,
Кольцо врагов кто разорвал,
Служа своей Отчизне!

В декабре и январе улицы и подъезды домов усеяли трупы, их вывозили на Пискаревское кладбище, хоронили в братские могилы, не зная ни фамилий, ни имен.

После войны было установлено, что в декабре 1941 года умерло 53 тысячи человек, а в январе 1942 года 199 187 тысяч ленинградцев.

Если к началу войны население города составляло 3.2 миллионов человек, то к январю 1944года , когда полностью была снята блокада Ленинграда осталось 560 тысяч жителей , сотни тысяч человек погибли или умерли от истощения во время блокады, тысячи были эвакуированы по дороге жизни Ладожского озера.

Именно в те дни, страшные дни ленинградцы сформировали образ несгибаемого, отважного и гордого народа, страна гордилась невероятным мужеством соотечественников. Все, кто мог держаться на ногах отчаянно сопротивлялись ненавистному врагу, в одном строю с взрослыми стояли и дети.

Ленинградские школьники в лютый холод, голодные до обморока, работали вопреки всему. И тем, кому посчастливилось выйти из блокады живым, уже не были страшны никакие испытания судьбы. К весне стало немного легче, в детском доме стали варить суп с добавлением соевого молока, а 1го Мая дали по булочке. Булочка была очень вкусной с изюминкой сверху. Стали давать изредка жидкость с яичным порошком. О детях заботились, старались, чтобы они выжили.

Детей стали выводить ближе к лету во двор дома на солнце, они не играли, а лишь сидели вдоль стены. Просто не было сил, и казалось, что в 1942 году обстрелов было меньше.

В июле-августе часть детей отправили на большую землю по Ладоге, Лида оставалась в Ленинграде, т.к. к ней изредка, но заходила мама. Любовь матери, которая стремилась сохранить своего ребенка, запомнилась ей на всю жизнь.

Слайд Лида с мамой

Мама, мама!

Сколько лет, надежду не теряя,
Горькое сиротство проклиная,
Я тебя все продолжала ждать!
Сколько слез в душе перегорело…
Повзрослев, я лишь тогда сумела
Материнский подвиг твой понять.
Мама, мама!
Сколько жить я буду, твой последний взгляд я не забуду,
Как хотела ты меня спасти!
Как, родная ты меня любила!
Жизнь ты мне 2 раза подарила,
Я живу. Но без тебя. Прости…

Детский дом полностью эвакуировали в июне 1943года. Было очень холодно, детей погрузили на баржу, которую тянул маленький буксир.

Нужно было проплыть где-то 50 километров, и когда некоторое время проплыли, налетели немецкие самолеты. Они не сбрасывали бомбы, пролетали низко, строчили из пулеметов, и их не смущал красный крест на флаге баржи, они видели, что на барже только женщины и дети. Стоял страшный гул и крик, было очень страшно, все плакали.

Как добрались до «большой земли» Лида уже точно не помнит, затем ехали в глубь России в теплушках на нарах почти 2 месяца. Доехали до Башкирии в Уфу, поселились в селе Алексеевка, в пути больше всего запомнился клюквенный кисель, чуть позже Лиду нашла её мама.

Часть 5
Детство после блокады

Прожили они в Башкирии несколько месяцев, Надежда Григорьевна познакомилась с такой же эвакуированной из Ленинграда, Антониной Васильевной Бондарь, её родители жили в г. Краснодаре, и они поехали в Краснодар. С ноября 1943 года Лида с мамой стали жить в г. Краснодаре. Тыловая жизнь была трудной, но не сравнима с ленинградской.

В Краснодаре Лида пошла в школу, которая только что была открыта в полуразрушенном кирпичном здании. Она находилась возле стекольного завода на ул. Кожевенной №23, номер школы был так же 23.

Дети носили в школу дрова по графику, дрова покупали на рынке по полену. Нужно было принести не менее трех пален, приходили со своими стульями. Лиду долго еще называли маленькой старушкой из-за морщин, которые остались после голода. Маме Лиды дали огород .Она сначала работала на хлебозаводе, затем перешла на стекольный завод.

Летом ловили рыбу, paков, рвали лебеду, паслен лакомством была макуха, вместо сахара был сахарин.

Работали в саду «Солнечный» на работу нужно было прийти к 6 часам 30минутам, одежду перешивали с плеча взрослых, обуви почти не было, часто ходили босиком, нижнее белье шили сами и часто сами латали, т.е. ставились заплатки.

Постепенно жизнь налаживалась все ждали Победу, старались учиться, ходили в госпиталь к раненным, собирали недорогие подарки для бойцов, шили кисеты, рисовали рисунки и посылали все это на фронт. Всю зиму мама и Лида прожили в не отапливаемом коридоре.

Вскоре, семье Лиды дали жилье.

Училась Лида неплохо, в 1953 году окончила школу 10 классов.

Поступила без стипендии в институт на отделение французского языка, но так как мама не могла ей помочь материально, Лида поступила в Краснодарский Станкостроительный техникум на факультет технологии холодной обработки металлов резанием.

Слайды: студенческие годы

Часть 6
Юность и творчество

В техникуме Лида училась очень хорошо. Всегда со стипендией, даже по электротехнике было отлично.

Всегда занималась общественной работой и художественной самодеятельностью, была редактором стенгазеты, писала шаржи, частушки, пожелания. В школьные годы ходила в дом Пионеров на факультеты литературный и театральный, это была ее стихия.

Хотелось стать диктором на радио, но жизнь распорядилась по своему. В 1956 году началась трудовая деятельность.

Начиная свой путь с фрезеровщика, она окончила техникум, институт. Работала инженером- конструктором, начальником отдела труда и заработной платы. Пользовалась большим уважением и авторитетом в коллективах. Не раз награждалась за трудовые успехи.

Лидия Тимофеевна воспитала прекрасного сына, который с отличием окончил академию им. Гагарина. Последнее время служил в главном штабе ВВС и много лет отдал служению в рядах Российской Армии. Трагическая гибель сына была для нее тяжелой утратой.

Он, как орел, погиб в полете,
И, как звезда, на много лет,
Своей души прекрасной, чистой
В сердцах оставил яркий свет.

Во всем стремился быть он первым,
Своею честью дорожил,
Был другом настоящим, верным,
Трудился много, скромно жил.

Был благодарен за поддержку,
О многом думал и мечтал.
Любовью нежной и безмерной
Жену и дочку обожал.

Он щедрым был и бескорыстным,
Сил не жалел для добрых дел…
Как много замыслов и планов
В жизнь воплотить он не успел.

Утраты боль сильна, глубока.
И не простить и не понять,
За что же лучших всех до срока
Судьба привыкла отнимать.

Его росток - его Кристина-
Продолжит дальше жизни нить.
А мы его, пока мы живы,
Все будем помнить и любить.

В творчестве Лидия Тимофеевна несет эстафету мужества и веры. Обладая чудесным даром жизнелюбия, искренне и щедро дарит людям доброту своего сердца. Это её образ жизни. И сейчас, являясь председателем секции защитников и блокадников Ленинграда городского совета ветеранов города. Краснодара. Она выступает вместе в другими блокадниками и защитниками в молодежных аудиториях, читает свои стихи, рассказывает о блокаде, о стойкости и мужестве советских людей, сломивших и победивших фашизм.

Заключительная часть
Слово учителя

Читайте стихи Лидии Тимофеевны, и вы убедитесь в том, что это трудолюбивая, мужественная женщина сумела в жизни состояться: в радости труда, счастья и любви. Несмотря на все жизненные трудности и потери, постоянно встречаясь с людьми, она ищет и находит все лучшее в них и всегда щедро дарит людям чуткость, внимание, радость общения и так необходимую им поддержку и мудрость.

Все прекрасные качества её души нашили отражение в её творчестве.

Домашнее задание

Вашим домашним заданием будет небольшое эссе на тему « Блокада в стихах и прозе», в котором вы должны отразить свое мнение после встречи. По желанию вы сможете их прочесть и поделиться своими впечатлениями.

Подводя итог нашей встречи, я хотела бы предоставить слово ребятам, которые написали свои стихи о войне и хотели бы их прочитать.

Звучит фонограмма мелодии «Журавли», горят свечи.
Дети читают свои стихи.

Фоторяд

Презентация (дана в формате pdf, оригинал у автора - превышает допустимый размер).


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 23:16:57

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 15:23:18

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 1:58:21

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 14:14:11

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 22:55:16

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 14:44:16

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 8:11:35

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 10:43:50

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 8:13:24

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 4:27:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 3:40:27

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 0:52:50

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 15:55:20

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 16:25:32

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 2:58:53

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 16:25:12

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 21:57:47

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 8:34:44

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 3:11:15

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 18:52:25

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 11:21:38

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 16:16:15

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 23:30:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 0:26:36

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 15:29:46

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 3:28:56

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 16:58:25

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 12:49:16

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 12:59:25

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 0:20:56

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 16:23:21

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 21:54:50

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 2:31:54

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 1:51:27

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 1:17:33

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 3:45:26

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 22:58:11

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 4:19:59

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 13:55:33

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 2:41:50

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 18:41:29

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 22:14:18

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 20:19:41

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 13:11:56

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 15:12:40

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 22:41:19

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 3:56:58

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 18:24:31

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 20:18:27

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 0:46:12

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::