"О блокадном детстве в стихах и прозе…"
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Хямеляниной Лидии Тимофеевны.
Задачи
1. Развивающие:
- продолжать формирование у учащихся навыков работы с источниками;
- развивать умение делать самостоятельные выводы, высказывать собственную точку зрения на проблему.
2. Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, сопричастности к истории через изучение биографических источников, стихов , личное общение;
- воспитание через уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
3. Образовательные:
- развивать интерес к истории Второй Мировой войны;
- показать неразрывную связь истории большой страны и г.Краснодара в годы Великой Отечественной войны через яркие воспоминания и волнующие сердце стихи.
Оснащение урока
Технические средства:
- компьютер с мультимедийной установкой;
- экран;
- музыкальный центр;
Наглядные пособия:
- плакаты времен Великой Отечественной войны;
- фотографии героини;
- презентация с фотографиями и стихами Хямеляниной Лидии Тимофеевны;
- исследовательская работа ученицы 9класса Королевой Я.
- свечи;
Музыкальное оформление: Я.Френкель «Журавли»
Тип урока: урок-встреча.
Пояснения и к уроку.
Опыт проведения урока по данному сценарию показывает, что участниками и ведущими могут быть учащиеся от начальной школы до 11 класса. Дети с большим интересом и ответственностью учат прозу и стихи, они во время подготовки чувствуют ответственность за будущее мероприятие и добросовестно готовятся.
Учителю важно правильно разбить текст на части, зная возможности своих учащихся. Младшие дети лучше запоминают стихи, а старшеклассники могут декламировать прозу.
Местом проведения может быть и большой зал, и малый, оформленный по теме класс, в котором и зрители и участники как единое целое проживают события военных лет. На уроках – встречах плакали и мальчишки. И они не стеснялись слез. Под впечатлением писали стихи и поэмы о войне, и делали посвящения Лидии Тимофеевне в стихах.
План урока.
- Вводная часть.
Вступительное слово учителя, представление гостьи Хямеляниной Лидии Тимофеевны жительницы блокадного Ленинграда. - Начало войны.
- Мама и папа.
- Блокада.
- Детство после блокады.
- Юность и творчество.
- Ответное слово гостьи.
- Впечатления учащихся.
- Заключительная часть песня - «Журавли».
Ход урока
Часть 1
Организационные моменты
В центре класса (сцены) стол, покрытый скатертью, подсвечник со свечой, фотографии военных лет на столе.
На доске плакаты военных лет.
На экране портрет главной героини урока
Класс сидит вокруг стола и гостьи (возможно проведение урока без личного присутствия Хямеляниной Лидии Тимофеевны, используя презентацию).
Учитель:
Наша жизнь большая повесть
В дни побед и созиданий
Сберегли мы честь и совесть
Детям, внукам в назиданье…
Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях замечательный человек, интереснейшая женщина Лидия Тимофеевна Мишта-Хямелянина. Она блокадница Ленинграда, волею судьбы в 1943году маленькой дeвoчкой оказалась в г. Краснодаре, в первый класс она пошла в женскую гимназию № 23 в освобожденном от немецко-фашистских захватчиков г. Краснодаре. На плечи Лидии Тимофеевны выпало много испытаний но, не смотря ни на что, она не теряет оптимизма, дарит душевное тепло людям, детям через встречи, общение и стихи, которые Лидия Тимофеевна пишет и издает уже много лет в Москве, в литературном альманахе.
Наша встреча сегодня, Лидия Тимофеевна, посвящена Вам и Вашему творчеству.
Показ слайда с фотографией Мишта-Хямеляниной Л.Т.
Часть 2
Начало войны
Не все события в людской памяти сохраняются долго. Многие с течением времени забываются. И только особо значимые, яркие помнятся всю жизнь. Человечество знало тысячи войн, но самая жестокая, кровопролитная была Вторая Мировая война.
Великая Отечественная война стала историческим испытанием для советского народа, предельно раскрыла его силу, подняла всех честных людей на борьбу с ненавистным врагом.
Для детей г. Ленинграда, как и для всех советских людей, война началась 22 июня 1941года. Детство кончилось, такое светлое и безоблачное, когда мама и папа рядом. Дети готовились к школе, но пойти в этом году в нее им не удалось. Только с 4 по 30 сентября гитлеровцы обстреляли Ленинград днем и ночью 272 раза.
Часть 3
Мама и папа
Папа - Мишта Тимофей Александрович 1906 года рождения уже год служил в части на острове Ханко (он был бухгалтером в финансовой части). Началась война и он тоже взялся за оружие, погиб в 1942году.
Мама - Мишта Анастисия Григорьевна 1912 года рождения, воспитывала своего брата Охрименко Андрея Григорьевича 1923года рождения, ему было 18 лет и в августе 1941года его взяли в армию и направили на Всеволжский фронт, он погиб под Всеволжском в 1943году.
Мама пошла работать санитаркой в прифронтовой госпиталь №65, который находился на Набережной Ждановки. Маленькая Лидочка осталась дома одна. Она часто приходила в госпиталь, пела раненным солдатам песни, читала стихи, солдаты делились своим пайком с дeвoчкой, кто кусочком хлеба, кто кисельком. Но госпиталь стал прифронтовым, маму взяли на службу, она выносила с поля боя солдат, сопровождала раненных в госпиталь
Лиду отправили в детский дом № 2, что находился на улице Мойка 90. И когда она через полвека поехала в Ленинград, то не смогла сдержать слез, дом на Мойке оказывается рядом с домом Пушкина, как сказали ей подруги это явление знаковое, она выжила и любит поэзию, в свободное время пишет стихи о Ленинграде, блокаде, своей судьбе. Вся жизнь Лидии Тимофеевны отражена в стихах.
Блокадное детство началось с 8 сентября. Немцы подошли к городу на расстояние 20 километров. 8 сентября на Ленинград было сброшено 3600 зажигательных и 86 фугасных бомб. Горели Бадаевские продовольственные склады. Мирная жизнь исчезла моментально.
Часть 4
Блокада
9 сентября 1941 года началась блокада в 900 дней и ночей.Не было света, воды, не работала канализация, не было тепла и продуктов. На хлебные карточки выдавали 125 грамм хлеба. Время наступило тяжелое, голодное, холодное с постоянными бомбёжками.
Детей перевели в подвал, где жили и спали. Спали на топчанах, одетые и даже в валенках по двое. Детдомовцам выдавали по 125 грамм хлеба, иногда по 75 граммов и очень жидкий-жидкий, но все же, горячий суп.
Блокадный хлеб
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Л.Хямелянина
Дети были настолько истощены, что уже и не хотели и кушать, часто дети сидели и качали головками на тонкой шее, кто кивал, кто раскачивал из стороны в сторону, всех остригли на голо так как было много вшей. Детей не купали, и все тело было поедено вшами, руки в нарывах и при этом страшный холод.
Иногда затапливали буржуйку посреди комнаты, где давали хлеб и кипяток. Все старались потянуть свои ручонки к теплу. Эти качающиеся головки на тоненьких шейках нельзя забыть. Очень часто дети сидели за большим столом и выбирали из своей одежды вшей в стакан с водой, один стакан на двоих, сил бить вшей уже не было. Мама к Лиде смогла прийти за все время два раза. Один раз приходил дядя Андрей, он был такой красивый - в белом полушубке, от него пахло морозом и свежестью. Он держал Лиду на коленях, и от него было так тепло и радостно, что даже кружилась голова, он принес хлеб и шоколад и раздал всем понемногу. Лиде было жалко, и она говорила ему: «Мне! Мне!»
Дядя Андрей сказал, что ей много нельзя, а то умрет, он оставил продуктов и на последующие дни.
Ощущение, что все себе нельзя, а нужно делиться осталось у Лидии на всегда. Как-то пришла мама, она принесла немного хлеба и каши, хлеб на веревочке повесила Лиде на шею. Лида долга не спала, зажав этот мешочек, а когда проснулась, хлеба в мешочке уже не было , забрали нянечки.
За зиму все были истощены, многие умерли. 24 ноября открыли «Дорогу жизни» по Ладоге, но изменений в питании не было. С октября месяца начались сильные морозы, все остановилось, и только заводы военного назначения как-то работали. И в этом аду нужно было выжить. Выжить и защитить город. Всех ленинградцев обстреливали, бомбили, морили голодом, пытались сломать мopaльно, но город выстоял.
В домах ни света, ни тепла,
Еда - лишь пайка хлеба.
Умерших с голоду тела,
С мольбой смотрели в небо.Я вспоминаю и других,
Кто устали не зная,
В цеха холодных заводских
Победу нам ковали.Кто нас блокадников спасал
От бед «Дорогой жизни»,
Кольцо врагов кто разорвал,
Служа своей Отчизне!
В декабре и январе улицы и подъезды домов усеяли трупы, их вывозили на Пискаревское кладбище, хоронили в братские могилы, не зная ни фамилий, ни имен.
После войны было установлено, что в декабре 1941 года умерло 53 тысячи человек, а в январе 1942 года 199 187 тысяч ленинградцев.
Если к началу войны население города составляло 3.2 миллионов человек, то к январю 1944года , когда полностью была снята блокада Ленинграда осталось 560 тысяч жителей , сотни тысяч человек погибли или умерли от истощения во время блокады, тысячи были эвакуированы по дороге жизни Ладожского озера.
Именно в те дни, страшные дни ленинградцы сформировали образ несгибаемого, отважного и гордого народа, страна гордилась невероятным мужеством соотечественников. Все, кто мог держаться на ногах отчаянно сопротивлялись ненавистному врагу, в одном строю с взрослыми стояли и дети.
Ленинградские школьники в лютый холод, голодные до обморока, работали вопреки всему. И тем, кому посчастливилось выйти из блокады живым, уже не были страшны никакие испытания судьбы. К весне стало немного легче, в детском доме стали варить суп с добавлением соевого молока, а 1го Мая дали по булочке. Булочка была очень вкусной с изюминкой сверху. Стали давать изредка жидкость с яичным порошком. О детях заботились, старались, чтобы они выжили.
Детей стали выводить ближе к лету во двор дома на солнце, они не играли, а лишь сидели вдоль стены. Просто не было сил, и казалось, что в 1942 году обстрелов было меньше.
В июле-августе часть детей отправили на большую землю по Ладоге, Лида оставалась в Ленинграде, т.к. к ней изредка, но заходила мама. Любовь матери, которая стремилась сохранить своего ребенка, запомнилась ей на всю жизнь.
Слайд Лида с мамой
Мама, мама!
Сколько лет, надежду не теряя,
Горькое сиротство проклиная,
Я тебя все продолжала ждать!
Сколько слез в душе перегорело…
Повзрослев, я лишь тогда сумела
Материнский подвиг твой понять.
Мама, мама!
Сколько жить я буду, твой последний взгляд я не забуду,
Как хотела ты меня спасти!
Как, родная ты меня любила!
Жизнь ты мне 2 раза подарила,
Я живу. Но без тебя. Прости…
Детский дом полностью эвакуировали в июне 1943года. Было очень холодно, детей погрузили на баржу, которую тянул маленький буксир.
Нужно было проплыть где-то 50 километров, и когда некоторое время проплыли, налетели немецкие самолеты. Они не сбрасывали бомбы, пролетали низко, строчили из пулеметов, и их не смущал красный крест на флаге баржи, они видели, что на барже только женщины и дети. Стоял страшный гул и крик, было очень страшно, все плакали.
Как добрались до «большой земли» Лида уже точно не помнит, затем ехали в глубь России в теплушках на нарах почти 2 месяца. Доехали до Башкирии в Уфу, поселились в селе Алексеевка, в пути больше всего запомнился клюквенный кисель, чуть позже Лиду нашла её мама.
Часть 5
Детство после блокады
Прожили они в Башкирии несколько месяцев, Надежда Григорьевна познакомилась с такой же эвакуированной из Ленинграда, Антониной Васильевной Бондарь, её родители жили в г. Краснодаре, и они поехали в Краснодар. С ноября 1943 года Лида с мамой стали жить в г. Краснодаре. Тыловая жизнь была трудной, но не сравнима с ленинградской.
В Краснодаре Лида пошла в школу, которая только что была открыта в полуразрушенном кирпичном здании. Она находилась возле стекольного завода на ул. Кожевенной №23, номер школы был так же 23.
Дети носили в школу дрова по графику, дрова покупали на рынке по полену. Нужно было принести не менее трех пален, приходили со своими стульями. Лиду долго еще называли маленькой старушкой из-за морщин, которые остались после голода. Маме Лиды дали огород .Она сначала работала на хлебозаводе, затем перешла на стекольный завод.
Летом ловили рыбу, paков, рвали лебеду, паслен лакомством была макуха, вместо сахара был сахарин.
Работали в саду «Солнечный» на работу нужно было прийти к 6 часам 30минутам, одежду перешивали с плеча взрослых, обуви почти не было, часто ходили босиком, нижнее белье шили сами и часто сами латали, т.е. ставились заплатки.
Постепенно жизнь налаживалась все ждали Победу, старались учиться, ходили в госпиталь к раненным, собирали недорогие подарки для бойцов, шили кисеты, рисовали рисунки и посылали все это на фронт. Всю зиму мама и Лида прожили в не отапливаемом коридоре.
Вскоре, семье Лиды дали жилье.
Училась Лида неплохо, в 1953 году окончила школу 10 классов.
Поступила без стипендии в институт на отделение французского языка, но так как мама не могла ей помочь материально, Лида поступила в Краснодарский Станкостроительный техникум на факультет технологии холодной обработки металлов резанием.
Слайды: студенческие годы
Часть 6
Юность и творчество
В техникуме Лида училась очень хорошо. Всегда со стипендией, даже по электротехнике было отлично.
Всегда занималась общественной работой и художественной самодеятельностью, была редактором стенгазеты, писала шаржи, частушки, пожелания. В школьные годы ходила в дом Пионеров на факультеты литературный и театральный, это была ее стихия.
Хотелось стать диктором на радио, но жизнь распорядилась по своему. В 1956 году началась трудовая деятельность.
Начиная свой путь с фрезеровщика, она окончила техникум, институт. Работала инженером- конструктором, начальником отдела труда и заработной платы. Пользовалась большим уважением и авторитетом в коллективах. Не раз награждалась за трудовые успехи.
Лидия Тимофеевна воспитала прекрасного сына, который с отличием окончил академию им. Гагарина. Последнее время служил в главном штабе ВВС и много лет отдал служению в рядах Российской Армии. Трагическая гибель сына была для нее тяжелой утратой.
Он, как орел, погиб в полете,
И, как звезда, на много лет,
Своей души прекрасной, чистой
В сердцах оставил яркий свет.Во всем стремился быть он первым,
Своею честью дорожил,
Был другом настоящим, верным,
Трудился много, скромно жил.Был благодарен за поддержку,
О многом думал и мечтал.
Любовью нежной и безмерной
Жену и дочку обожал.Он щедрым был и бескорыстным,
Сил не жалел для добрых дел…
Как много замыслов и планов
В жизнь воплотить он не успел.Утраты боль сильна, глубока.
И не простить и не понять,
За что же лучших всех до срока
Судьба привыкла отнимать.Его росток - его Кристина-
Продолжит дальше жизни нить.
А мы его, пока мы живы,
Все будем помнить и любить.
В творчестве Лидия Тимофеевна несет эстафету мужества и веры. Обладая чудесным даром жизнелюбия, искренне и щедро дарит людям доброту своего сердца. Это её образ жизни. И сейчас, являясь председателем секции защитников и блокадников Ленинграда городского совета ветеранов города. Краснодара. Она выступает вместе в другими блокадниками и защитниками в молодежных аудиториях, читает свои стихи, рассказывает о блокаде, о стойкости и мужестве советских людей, сломивших и победивших фашизм.
Заключительная часть
Слово учителя
Читайте стихи Лидии Тимофеевны, и вы убедитесь в том, что это трудолюбивая, мужественная женщина сумела в жизни состояться: в радости труда, счастья и любви. Несмотря на все жизненные трудности и потери, постоянно встречаясь с людьми, она ищет и находит все лучшее в них и всегда щедро дарит людям чуткость, внимание, радость общения и так необходимую им поддержку и мудрость.
Все прекрасные качества её души нашили отражение в её творчестве.
Домашнее задание
Вашим домашним заданием будет небольшое эссе на тему « Блокада в стихах и прозе», в котором вы должны отразить свое мнение после встречи. По желанию вы сможете их прочесть и поделиться своими впечатлениями.
Подводя итог нашей встречи, я хотела бы предоставить слово ребятам, которые написали свои стихи о войне и хотели бы их прочитать.
Звучит фонограмма мелодии «Журавли», горят свечи.
Дети читают свои стихи.
Фоторяд
Презентация (дана в формате pdf, оригинал у автора - превышает допустимый размер).
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
18 03 2024 23:27:44
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
17 03 2024 18:41:54
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
16 03 2024 11:12:15
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
15 03 2024 0:29:25
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
14 03 2024 11:54:37
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
13 03 2024 10:22:15
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
12 03 2024 3:45:28
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
11 03 2024 17:57:57
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
10 03 2024 7:29:15
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
09 03 2024 12:25:10
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
08 03 2024 10:26:39
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
07 03 2024 15:35:49
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
06 03 2024 11:54:31
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
05 03 2024 10:38:34
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
04 03 2024 5:11:24
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
03 03 2024 21:58:25
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
02 03 2024 17:18:55
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
01 03 2024 0:29:21
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
29 02 2024 15:25:41
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
28 02 2024 23:58:36
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
27 02 2024 13:56:10
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
26 02 2024 9:25:23
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
25 02 2024 16:36:42
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
24 02 2024 14:58:55
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
23 02 2024 10:49:11
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
22 02 2024 4:39:25
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
21 02 2024 6:46:37
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
20 02 2024 5:16:50
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
19 02 2024 11:52:43
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
18 02 2024 10:24:28
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
17 02 2024 10:49:24
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
16 02 2024 11:44:44
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
15 02 2024 4:53:31
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
14 02 2024 8:46:27
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
13 02 2024 11:43:56
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
12 02 2024 17:46:13
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
11 02 2024 1:58:58
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
10 02 2024 21:54:20
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
09 02 2024 9:57:44
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
08 02 2024 4:58:35
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
07 02 2024 15:28:22
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
06 02 2024 20:17:13
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
05 02 2024 15:49:46
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
04 02 2024 2:44:45
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
03 02 2024 14:13:35
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...
02 02 2024 11:55:49
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
01 02 2024 19:15:47
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
31 01 2024 4:11:19
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
30 01 2024 17:54:51
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
29 01 2024 18:28:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::