Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Форма проведения внеклассного мероприятия: конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне. Проводится между комaндами внутри одного класса.
Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, становление сознания личности ученика.
Обучающие цели:
- углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне нашего народа с фашистской Германией;
- познакомить учащихся со стихами, песнями, музыкальными произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне;
- обучить учащихся умению использовать современные технические средства (создание компьютерных презентаций в программе Microsoft PowerPoint, запись музыкальных произведений) для раскрытия исторического материала.
Развивающие цели:
- развитие творческих способностей и творческого подхода к имеющимся историческим знаниям учащихся;
- развитие умения публичного выступления, выразительного чтения стихов.
Воспитывающие цели:
- воспитание патриотических чувств российских школьников;
- формирование системы жизненных ценностей, основу которой должны составлять любовь к Родине и уважение к её истории;
- обогащение духовного мира, формирование нравственных качеств учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, умения работать в комaнде.
Оборудование:
- Для подготовки к конкурсу: компьютеры с выходом в Интернет и установленной программой Miсrosoft Office PowerPoint.
- Для проведения конкурса: аудиомагнитофон; ноутбук, мультимедийный проектор и большой экран.
Подготовительная работа.
За две недели до проведения конкурса класс делится на 3 комaнды по 7 - 9 человек. Классный руководитель объясняет ребятам суть будущего мероприятия. Каждая комaнда получает листовку, содержащую подсказки - что может быть включено в литературно-музыкальную композицию и условия конкурса. <Приложение 1>
После получения листовки каждая комaнда разpaбатывает сценарий своего выступления и начинает репетиции. Классный руководитель контролирует процесс подготовки, по необходимости оказывая помощь ученикам. Когда становятся известны названия литературно-музыкальных композиций, классный руководитель составляет план будущего мероприятия, рассчитанного на 45 мин.
Возможный план.
- Вступительное слово классного руководителя. Представление жюри. (3 мин)
- Литературно-музыкальная композиция "До свидания, мальчики!" (10 мин)
- Связка между композициями классного руководителя. (3 мин)
- Литературно-музыкальная композиция "Дети блокады" (10 мин)
- Связка между композициями классного руководителя. (3 мин)
- Литературно-музыкальная композиция "Нам нужна одна победа!" (10 мин)
- Подведение итогов члeнами жюри. Для зрителей в это время - показ фрагмента фильма "Освобождение". (3 мин).
- Выступление председателя жюри. Объявление результатов конкурса. Награждение победителей (3мин).
В качестве зрителей приглашаются ученики параллельных классов. Члeнами жюри могут быть учителя и выпускники. Для каждого члeна жюри необходимо распечатать "Лист оценивания члeна жюри". <Приложение 2>
Сокращённый вариант сценария конкурса литературно-музыкальных композиций о войне "Строка, пробитая пулей", проведенного 27 января 2009 года в 9 "Б" классе ГОУ СОШ № 15 г. Санкт-Петербурга (Классный руководитель - Карпова Е.В.)
Вступительные слова классного руководителя:
Сегодня, 27-го января, исполняется 65 лет со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Этой дате посвящено наше сегодняшнее мероприятие - конкурс литературно-музыкальных композиций о войне "Строка, пробитая пулей", в котором принимают участие ученики 9 "Б" класса. На нашем мероприятии присутствуют гости - ветераны, методисты и учителя образовательных учреждений Василеостровского района, родители учеников, выпускники нашей школы. Я представляю жюри конкурса (классный руководитель представляет члeнов жюри, в которое вошли директор школы, учителя и выпускники). Итак, мы начинаем.
Звучит начало песни "Священная война", после первого четверостишия музыка становится тише, на её фоне говорит классный руководитель:
Течет река времени. Много лет прошло с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Сколько воды унесла река времени с тех пор! Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа с фашистами.
После вступительных слов классный руководитель читает наизусть стихотворение М. Луконина "Напоминание".
Первая литературно-музыкальная композиция, которую мы представляем вашему вниманию, называется "До свидания, мальчики!"
Музыка стихает.
Литературно-музыкальная композиция "До свидания, мальчики!"
На сцену выходят участники композиции. На дeвoчках - ситцевые платья. На мальчиках - светлые рубашки с коротким рукавом. На большом экране демонстрируется подготовленная комaндой компьютерная презентация. <Приложение 3> Тихо звучит музыка Булата Окуджавы "До свидания мальчики!". На фоне вступления ученики читают стихи С. Щипачева, Н. Сидоренко о первых днях войны.
Музыка становится громче. Инсценировка под песню. Мальчики надевают военную форму, пилотки, бескозырки. Дeвoчки провожают их: обнимают, машут вслед платочками. Потом тоже надевают зелёные рубашки и пилотки, и присоединяются к мальчикам.
Музыка выключается. Дeвoчки читают стихи Ю. Друниной "Важно с дeвoчками простились:"
Под гитару исполняются два куплета из песни "На безымянной высоте" из кинофильма "Тишина" (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера). После песни мальчики читают стихотворение К. Симонова "Жди меня".
Включается вступление песни "Эх, дороги...", участники композиции под музыку уходят со сцены.
Классный руководитель:
Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей Ленинграда. 900 дней длилась вражеская блокада.
Читает наизусть стихотворение Михаила Дудина " Вдогонку уплывающей по Неве льдине".
На сцене - вторая литературно-музыкальная композиция - "Дети блокады".
Литературно-музыкальная композиция "Дети блокады"
На сцену выходят участники композиции. На ребятах - тёплые свитера, платки, валенки.
На большом экране демонстрируется презентация комaнды. <Приложение 3> Тихо звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича. На её фоне - стихи А.Иоффе (Его узнал я не из книжки - Жестокое слово - война...). Ученики по очереди говорят свои слова:
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей.
Дети в осаждённом городе: Их было около 400 тысяч. От младенцев до подростков. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а служащие и дети - по 125 грамм. Крошечный, почти невесомый ломтик.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам:
Стихотворение О. Берггольц (Иду в темноте, вдоль воронок:)
Музыка перестаёт звучать.
:Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, чистый, звонкий "ангельский" голос, обещавший певческое будущее. Ленинградская школьница Таня Савичева:
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту.
Взрослые работали, но и Таня не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала тушить "зажигалки", рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось. По плану Гитлера, Ленинград следовало "задушить голодом и сровнять с лицом земли".
Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой дeвoчка стала делать записи.
В руках одной из девочек - листки, копирующие странички из дневника Тани Савичевой. Фразы из дневника ученица читает с этих листков. Каждый раз, когда говорится о cмepти одного из члeнов семьи Тани, ученик, который сообщает об этом, делает шаг назад. В итоге, впереди остаётся стоять только ученица со страничками дневника ("Осталась одна Таня"). После сообщения о cмepти Тани, эта ученица тоже делает шаг назад. Фотографии подлинных страничек дневника демонстрируются одновременно в презентации на экране.
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило.
"28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра".
Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку - сердце не выдержало.
"Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня".
В "Истории Адмиралтейского завода" есть такие строки: "Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер:".
"Лёка умер 17 марта в 5 часов утра".
Таня все чаще открывала свою записную книжку - один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама.
"Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама - 13 мая в 7.30 утра"
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты cмepти" в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь. Однажды дeвoчка подвела страшный итог.
"Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня"
Таню, вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми, эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Но она так и не смогла окрепнуть и 1 июля 1944 года умерла.
Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Стихотворение Р.Рождественского (Разве для cмepти рождаются дети, Родина?)
Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы. Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни.
А ещё подростки дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за ранеными и больными, вставали к станкам на военных заводах. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.
Чтобы дети могли работать за высокими станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. 15 249 юных жителей города получили медаль "За оборону Ленинграда"
В осажденном Ленинграде, под свист снарядов и грохот бомб, с проникновенной силой прозвучал голос Ольги Берггольц. Все девятьсот дней героической обороны поэтесса была на военно-литературном посту в Доме радио. У нее умер муж, ноги ее опухли от голода, а она продолжала ежедневно писать и выступать. И на весь город звенел её мужественный голос, полный лирической силы и неотразимый, как свинец.
Звучит запись блокадных стихов Ольги Берггольц в исполнении автора. Участники тихо уходят со сцены. Сценка "В блокадном Ленинграде". Звучит метроном. Две дeвoчки в валенках, закутанные в платки. На столе на блюдце - кусочек черного хлеба. Свечка. На санках - бидон для воды. Дeвoчки читают по ролям стихи О. Берггольц (Был день как день. Ко мне пришла подруга:) Звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича. Дeвoчки задувают свечку, берут бидон и уходят.
Классный руководитель:
Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли. Однако фашисты их зверски уничтожали.
Наизусть читает стихотворение Мусы Джалиля "Варварство".
Последняя литературно-музыкальная композиция, которую вы увидите, называется "Нам нужна одна победа!".
Литературно-музыкальная композиция "Нам нужна одна Победа!"
На большом экране демонстрируется презентация. <Приложение 3> Выступление начинается с танцевальной композиции под песню М. Бернеса "Журавли". Затем на сцену выходят все участники с гвоздиками в руках. На костюмы приколоты ге opгиевские ленточки. <Рисунок 3> Ребята читают стихи С. Орлова (Его зарыли в шар земной:), говорят слова:
Великая Отечественная война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 миллионов своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна. В руинах оказались 1710 городов, около 70 тысяч сёл и деревень.
Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. В тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню. И каждый упрямо повторял: "Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!"
Исполняется отрывок песни Б. Окуджавы "Нам нужна одна победа" под минусовку. После песни ученики читают стихи о Дне победы М. Луконина и В. Степанова. Звучит запись песни "День Победы" (Сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова). На фоне вступления - стихи:
Весна опять над родиной моей,
И шум берёз. И крики журавлей.
А значит, скоро новый День Победы.
Спасибо вам, мои деды, за это! (Л.Захарова)
Последнюю строчку ребята произносят хором и сразу после этого под музыку дети вручают приглашённым на праздник ветеранам гвоздики (на конкурсе присутствовали ветераны-катерники I бригады торпедных катеров Дважды Краснознамённого Балтийского флота).
Классный руководитель:
Итак, вы посмотрели все литературно-музыкальные композиции. И сейчас наше уважаемое жюри подведёт итоги конкурса.
Пока жюри подводит итоги конкурса, зрителям демонстрируется фрагмент фильма "Освобождение".
Выступление председателя жюри. Объявление победителя. Награждение грамотами.
Заключительное слово классного руководителя:
Подошёл к концу наш конкурс литературно-музыкальных композиций о войне. Но никогда не будет конца человеческой памяти и благодарности. Всегда наш народ будет поклоняться великим тем годам. Время не властно предать их забвению. Большое спасибо всем, кто пришёл на наше мероприятие. Всего вам доброго!
Гости расходятся под песни военных лет.
Мероприятие было проведено в рамках районного конкурса педагогических достижений Василеостровского района г. Санкт-Петербурга в номинации "Классный руководитель" в 2008/2009 учебном году. Мероприятие стало лучшим в районе, набрав максимально возможное количество баллов. Слайды в компьютерных презентациях, подготовленных учащимися совместно с классным руководителем, были подобраны в точном соответствии с текстом сценария. Почти на каждое четверостишие и каждый куплет песни - свой слайд. Презентация содержала фотографии военных лет, звуковые файлы с записями выступлений на радио Юрия Левитана и Ольги Берггольц, звука метронома. Яркий, запоминающийся видео- и аудиоряд, создавал нужный эмоциональный настрой. В презентации было75 слайдов. В приложении - сокращённый вариант презентации. <Приложение3 >.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
25 02 2021 0:28:42
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
24 02 2021 6:26:57
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
23 02 2021 23:54:39
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
22 02 2021 23:45:10
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
21 02 2021 10:44:12

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
20 02 2021 6:32:56
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
19 02 2021 17:13:23
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
18 02 2021 16:13:35
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
17 02 2021 15:49:54
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
16 02 2021 1:31:50
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
15 02 2021 15:46:25
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
14 02 2021 21:18:34
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
13 02 2021 10:32:54
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
12 02 2021 0:24:17
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
11 02 2021 3:26:38
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
...
10 02 2021 4:33:38
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
09 02 2021 22:29:26
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
08 02 2021 8:32:16
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
07 02 2021 3:29:52

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
06 02 2021 0:40:31
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
05 02 2021 14:24:58
История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....
04 02 2021 0:43:27
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
03 02 2021 15:40:14
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах.
Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе.
Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент.
...
02 02 2021 1:55:16

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
01 02 2021 0:44:49
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
31 01 2021 22:50:12
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
30 01 2021 3:27:54
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
29 01 2021 4:25:34
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом.
...
28 01 2021 12:45:34
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
27 01 2021 8:15:21
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
26 01 2021 17:19:18
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
25 01 2021 5:55:18
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
24 01 2021 10:39:11
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
23 01 2021 8:20:19
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
22 01 2021 4:52:36
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
21 01 2021 20:24:48
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
20 01 2021 15:43:10
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
19 01 2021 23:53:49
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
18 01 2021 23:27:50
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
17 01 2021 19:20:57
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
16 01 2021 12:50:38
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
15 01 2021 8:54:48
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
14 01 2021 13:14:34
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
13 01 2021 0:19:10
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
12 01 2021 14:54:35
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
11 01 2021 18:19:31
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
10 01 2021 6:59:11
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
09 01 2021 19:28:27
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
08 01 2021 0:22:42
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
07 01 2021 3:53:44
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
06 01 2021 13:21:50
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
05 01 2021 6:24:49
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
04 01 2021 5:57:35
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
03 01 2021 4:58:15
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
02 01 2021 15:54:33
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
01 01 2021 17:29:15
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
31 12 2020 11:48:21
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
30 12 2020 4:16:57
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
29 12 2020 15:48:42
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
28 12 2020 2:28:44
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
27 12 2020 11:39:43
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
26 12 2020 10:52:48
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
25 12 2020 15:18:10
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
24 12 2020 16:55:35
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
23 12 2020 6:16:48
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
22 12 2020 12:46:34
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
21 12 2020 8:23:11
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
20 12 2020 13:29:16
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
19 12 2020 23:42:25
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
18 12 2020 3:54:56
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
17 12 2020 21:29:29
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
16 12 2020 3:40:46

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
15 12 2020 6:18:31
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
14 12 2020 11:59:35
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
13 12 2020 13:27:18

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
12 12 2020 21:24:32
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
11 12 2020 12:13:14
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
10 12 2020 10:10:40
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
...
09 12 2020 4:19:33
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
08 12 2020 1:23:31
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
07 12 2020 11:28:33
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
06 12 2020 21:25:55
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
05 12 2020 14:47:32
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
04 12 2020 12:53:30
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
03 12 2020 16:10:58
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
02 12 2020 10:49:20
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
01 12 2020 11:20:29
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
30 11 2020 1:49:13
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
29 11 2020 11:17:58

«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
28 11 2020 9:22:18
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
27 11 2020 20:17:20
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
26 11 2020 10:33:18
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
25 11 2020 17:50:20
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
24 11 2020 3:17:36

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
23 11 2020 15:47:25
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
22 11 2020 8:25:28
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
21 11 2020 3:58:20
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
20 11 2020 0:39:32
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
19 11 2020 15:37:48
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
18 11 2020 7:13:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::