Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории
Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) – комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, мopaльных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоциями, интеллектом, самостоятельностью творческого и критического мышления, мировоззрения, воображения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний.
Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического хаpaктера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.
Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:
- сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху;
- интегрально представлять исторические факты и явления;
- соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
- придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский хаpaктер;
- раскрыть предмет с разных сторон.
Эффективность усвоения учащимися курса истории и обществоведения во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса, как известно, являются следующие:
- Научно-обоснованная учебная программа курса, соответствующая Государственному стандарту образования.
- Продуманная и оптимальная методика проведения занятий.
- Соответствующий современным тенденциям в образовании учебно-материальный комплекс (УМК).
- Необходимые передовые средства обучения.
Не умаляя значения первых двух компонентов, можно абсолютно точно сказать, что в изучении курса истории и обществознания учащимися ведущую роль играют УМК и передовые средства обучения. Следует учитывать тот факт, что система средств обучения индивидуальна для каждой предметной области. Кабинеты, оборудованные соответственным учебным имуществом и различными материальными средствами обучения, используются для прививания учащимся навыков и теоретических знаний. На современном этапе развития науки и техники новшества коснулись и учебного процесса.
Один из самых важных и наиболее распространенных средств обучения в школе остается учебник. Учебник играет значительную роль в обучении курса истории, связанный с другими учебно-наглядными пособиями и учебными средствами. Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не сpaбатывает.
Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.
Учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстpaктного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает иногда впечатление, что учитель и учащиеся говорят на разных языках. Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражая точку зрения какой-либо стороны, часто стилистически неграмотно изложены. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень маленький политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстpaкцией. Именно поэтому конкретно-образное познание в развитии учащихся является как самостоятельным процессом, так и средством формирования абстpaктных мыслей.
Интересен другой вопрос – какая часть информации остается в памяти учащихся в виде научных знаний.
Как известно, без ощущений, без живого созерцания невозможно познание — к каким бы уровням абстpaкции наука ни прибегала. Чувственное, живое созерцание составляет первоначальный (исходный) этап процесса познания. Самые сложные абстpaкции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что, естественно, придает огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо снабдить школьников «данными наблюдений», образами, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения. Я ежегодно в 11 классе показываю фильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм». Фильм был снят еще в 60-е годы ХХ века. Он является шедевром не только киномотографии, но и документалистики. И я вижу глаза ребят, их эмоциональное состояние после просмотра фильма, читаю их эссе на тему «В чем опасность фашизма?», и делаю вывод – воздействие этого фильма на старшеклассников сегодняшнего поколения так же сильно, как в свое время и на нас.
Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического хаpaктера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий.
Отметим, что никогда еще этот навык не был так важен, как сегодня, поскольку роль наблюдения в производстве, труде и в самых различных областях человеческой деятельности резко возросла. Технологические процессы, авиация, трaнcпорт, связь, медицина и даже педагогика ныне все больше и больше связаны с информацией, получаемой через прибор, экран. Всякое наблюдение есть начало анализа, абстрагирования, отбора фактов для определения их сущности. «При каждом внимательном взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем», – справедливо отмечал Гёте.
Гармоническое развитие личности, сложные задачи умственного развития учащихся требуют от учителя умелой организации всего чувственного познания ученика. «Золотое правило» дидактики – наглядность, выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Наглядные пособия являются одним из средств достижения целей обучения, они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. Этому способствует распространение в обучении видеоматериалов, кинофильмов, телевидения и других технических средств обучения.
Развитие и широкое применение средств кинематографии охватывает период немногим более 90 лет. Кино как средство наглядности возникло не случайно. Его появление в науке и в педагогическом процессе было подготовлено применением статичных – экранных пособий учеными и педагогами, которые с большим вниманием отнеслись к изобретению кинематографии или, как ее тогда называли, «живой» фотографии.
Можно выделить следующие особенности урока с применением кинофильма:
- Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
- Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
- Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.
- Учебные фильмы по истории – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.
На уроках истории при изучении нового материала кинофильмы могут служить:
- основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
- дополнительным источником знаний – информация;
- иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.
В первом случае фильм заменяет устное изложение темы учителем или первоначальное ознакомление с ней по учебнику, во втором – учащиеся знакомятся с темой частично по фильму, частично по рассказу учителя или учебнику, в третьем – фильм (чаще фрагмент фильма) призван наглядно подтвердить слова учителя или положения учебника.
Таким образом, влияние наглядности на формирование образного мышления у учащихся очень велико, хотя на основе одного и того же наглядного пособия у учеников может возникнуть разный уровень и хаpaктер отражения действительности в чувственных образах. Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, воспроизводя логику изложения материала, к художественному описанию (поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений). И учитель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического или обществоведческого материала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.
Проникновение в нашу жизнь электронных средств массовой коммуникации позволяет решать задачи медиаобразования:
- подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
- обучение человека понимать ее и разбираться в её качестве;
- осознание разрушительности воздействия негативной информации на собственную психику;
- развитие вкуса и системы защиты (это – низкопробная информация и её надо отключить);
- овладение способами общения с помощью технических средств.
Видео, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету (диск, сайт), в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интеpaктивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Уже сегодня созданы компьютерные пособия с объемным изображением и звуком, рассчитанные на развитие памяти, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные фильмы, энциклопедии, газеты, журналы, интернетные сайты и многое другое. Всё это очень хорошо. Но эти достижения носят индивидуальный хаpaктер – они рассчитаны на одного ученика, на одного учителя. В классе этими материалами достаточно сложно воспользоваться.
Владение современными технологиями может помочь творчески мыслящим учителям использовать в полной мере достижения современных технологий. Созданные разными фирмами (НГО, ВВС и др.) документальные фильмы можно продемонстрировать в учебном процессе, но при этом обнаруживаются серьезные проблемы в их использовании. Обозначим некоторые из них на примере фильма «Настоящий неандерталец» (ВВС):
- большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся;
- большая доля времени в фильме игрового кино – рассказ о том, как делались открытия, велись исследования (а это несколько иная тема – для другого урока);
- большое количество различных участников – ученые, ведущие, актеры – калейдоскоп мнений;
- большая продолжительность – 55 минут времени, а оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;
- отсутствие методического аппарата – дается только информация, иллюстративный материал;
- монолитность материала – отсутствие разбивки на логические блоки, перебивание одной темы другой, затем возврат к предыдущей теме;
- переход от описания жизни неандертальца к рассуждению ученого моментален – учащиеся не успевают «переключиться» с одной темы на другую;
- пока идет описание закадровый текст читает диктор, дублирующий фильм, а при выступлении ученых – на английскую речь накладывается русский перевод, что усложняет восприятие материала;
- несоответствие расположения материала логике и структуре урока – необходимость учителя подстраиваться под замысел авторов фильма.
Решить эти проблемы позволяет самостоятельная творческая работа учителя – работа с программами типа Studio: STOIK Imaging, Pinnacle Studio 12; Movie Maker и др. так как, к сожалению, нашему телевидению проще выпустить бессмысленный сериал, чем серьезную работу, так необходимую школе.
Видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся – с ними еще надо поработать:
- Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока.
- Разбить его на смысловые блоки.
- Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.
Такие «усовершенствованные» фильмы: «Настоящий неандерталец», «Каменный век», смонтированные на основе фильмов ВВС, я использую на уроке. Это позволяет в оптимальных условиях (22 и 17 мин. показа), не только дать яркий иллюстративный материал и зрительный ряд, но и использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном варианте.
Но использование медиатехники в обычной школе пока серьезно затруднено не только нехваткой технических средств, но и недостатками имеющегося медиативного материала. Ещё 20 лет назад только по истории существовало более 300 учебных фильмов, которые можно было использовать на уроке, они обладали очень серьезными достоинствами – учетом возрастных особенностей учащихся, глубиной и логикой изложения материала, композицией, оформлением, вкусом и др. Теперь в этом вопросе возникают серьезные проблемы.
Во-первых, в фильмотеках района этих фильмов нет (неужели нельзя восстановить старые кинофильмы, тем более современная техника позволяет оцифровать любой материал).
Во-вторых, документальные фильмы, которые выпускают различные студии, носят явно конъюнктурный, слишком эмоциональный и политизированный хаpaктер, что недопустимо при показе в школе.
В третьих, в школьные библиотеки поступило большое количество дисков с материалами, которые учитель может применить на уроке, но в большинстве из них требуются либо медиапроектор, либо компьютерный класс. Кроме того, составители этих программ, судя по всему, слабо представляют, что такое обыкновенная муниципальная школа и какими возможностями она располагает (не во всяком классе есть хотя бы видеодвойка, а иногда учитель приносит свой телевизор и плейер из дома).
С кем, вы деятели документального кино? Такой вопрос хочется задать нам, учителям, страдающим от того, что в очередной раз мы остаемся один на один в учебном процессе с доской, куском мела, и самодельными наглядными пособиями. Неужели нам придется осваивать новые профессии режиссера, сценариста и монтажера учебного фильма?..
Я надеюсь, что на это эссе обратят внимание те, кто может повлиять на организацию производства экранных наглядных пособий для улучшения учебного процесса, для развития образного мышления, способности учащихся думать над тем что они видят, слышат, над тем, что происходит вокруг них с позиции критического отношения к любой информации.
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
18 03 2024 12:56:48
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
17 03 2024 3:30:16
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
16 03 2024 14:34:20
На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
15 03 2024 4:34:33
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
14 03 2024 1:48:21
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
13 03 2024 5:51:12
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 03 2024 20:59:37
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
11 03 2024 8:35:38
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
10 03 2024 5:33:46
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
09 03 2024 7:48:22
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
08 03 2024 11:46:25
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
07 03 2024 18:47:56
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
06 03 2024 9:35:43
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...
05 03 2024 7:25:18
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
04 03 2024 2:46:33
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
03 03 2024 14:56:33
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
02 03 2024 0:20:25
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
01 03 2024 2:44:11
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
29 02 2024 14:38:11
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
28 02 2024 21:12:44
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
27 02 2024 11:19:25
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
26 02 2024 22:52:47
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
25 02 2024 3:39:24
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
24 02 2024 21:42:17
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
23 02 2024 3:24:10
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
22 02 2024 6:30:47
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
21 02 2024 19:31:35
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
20 02 2024 23:20:12
Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
19 02 2024 3:44:22
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
18 02 2024 17:55:58
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
17 02 2024 3:16:45
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
16 02 2024 14:55:37
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
15 02 2024 18:33:10
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
14 02 2024 17:55:24
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
13 02 2024 14:30:48
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
12 02 2024 13:24:46
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
11 02 2024 0:36:50
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
10 02 2024 16:19:16
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
09 02 2024 6:12:13
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
08 02 2024 2:53:59
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...
07 02 2024 3:22:38
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
06 02 2024 4:50:27
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
05 02 2024 21:52:56
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
04 02 2024 18:46:33
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
03 02 2024 16:19:43
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
02 02 2024 10:27:40
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
01 02 2024 10:57:28
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
31 01 2024 19:40:51
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
30 01 2024 4:13:49
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
29 01 2024 5:10:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::