Путешествие "В гостях у вятичей"
Образовательная цель: обобщить и закрепить полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни племени вятичей X–XI веков; обобщить и закрепить знания об архаичных словах понятиях; закрепить сведения о смысле пословиц и поговорок; расширить представления о древнерусских ремеслах.
Воспитательная цель: через познание истории родного края, прививать любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.
Развивающая цель: развивать умение работать с информационной и научно-публицистической литературой, совершенствовать навыки групповой (коллективной) деятельности, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы, помочь раскрыть свои умения, навыки, полученные на уроках и в различных кружках.
Форма: заочное путешествие.
Оформление: стенды с работами девочек “Вышивка крестом по славянским мотивам”; рисунки по мотивам русских сказок, элементам костюма, занятий вятичей; костюмы участников.
Методическое обеспечение: историческая карта “Киевская Русь”; карта “Подольск и его окрестности”; видеофильм “Начало” (фильм первый о Москве, фрагмент); магнитофонная запись “Былинные наигрыши”.
Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Подготовка: за месяц до путешествия учащимся объявляется тема путешествия.
Актуализация знаний: путешествуя, вам предстоит пройти исторические вехи и географические пункты, связанные с историей славянского племени вятичей. Узнать о быте, народных традициях, народном творчестве вятичей. Познакомиться с ремеслами, попытаться возродить некоторые из них. Путешествовать всегда легче небольшими группами, поэтому вы разделитесь на “дружины”. Чтобы встречи на дроге были мирными и интересными, Совет Старейшин (учителя истории, литературы, технологии, члены исторического кружка 9 класса) разработал задания, которые помогут продвижению дружин. Этот же Совет подведет итоги путешествия. Каждый из вас должен рассказать о чем-то своем, что запомнилось больше всего.
Учащиеся разбиваются по желанию на 4 дружины, которые возглавят наиболее знающие историю и уважаемые в коллективе мальчики.
Задания для дружин
1 дружине – узнать, кто такие, где жили, как выглядели вятичи. На уроках технологии сделать куклы. Одеть их в традиционные одежды вятичей.
2 дружине – подготовить рассказ о занятиях вятичей, рисунки, иллюстрирующие занятия, ремесленные изделия, вышивки по славянским мотивам.
3 дружине – рассказать о религиозных верованиях, нашедших свое отражение в сказках, легендах. Изготовить куклы-обереги, нарисовать иллюстрации по мотивам русских сказок.
4 дружине – познакомиться с праздниками, обрядами, народными традициями вятичей. Найти описание старинных игр, рецептов блинов.
На празднике присутствуют гости: Совет Старейшин, ребята из фольклорной студии подросткового клуба “Орбита” (находится в нашем микрорайоне).
Примечание: в перерывах между выступлениям дружинников, звучат былинные наигрыши в исполнении ансамбля гусляров (маг. запись).
До путешествия проведена экскурсия в Подольский краеведческий музей по теме "Археология Подольска и его окрестностей", где учащиеся не только прослушали лекцию, но и увидели предметы быта вятичей, найденные во время раскопок в Подольском районе.
Ход путешествия
1. Звучит музыка “Былинные наигрыши”. На фоне музыки идет вступительное слово учителя: Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему. Эта любовь начинается с осознания таких понятий как “кто я?”, “откуда я?”, “кто мои предки?”. Мы с вами говорили об этом, когда составляли свою родословную, выясняли, почему отмечаем день рождения, рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках.
Сегодня разговор пойдет о более далеких наших предках, тех, кто жил на подольской земле тысячу лет назад, о племенах вятичей. Вы узнали много интересного, хорошо подготовились к нашему “путешествию”. Вам предстоит внимательно слушать друг друга, чтобы уверенно отвечать на вопросы Старейшин. А так же, ответить на главный вопрос: какие качества в человеке вятичи ценили более всего. Итак, мы начинаем…
Ведущие путешествия – члены исторического кружка (старшеклассники):
Давай займемся стариной.
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц - перелоги.
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге,
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая...
Текла река в лесах, лугах,
Ладьи скользили по теченью.
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал
С десятого, быть может, века.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них копили пчелы мед,
Растила птиц трава густая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу.(Н. Кончаловская. Наша древняя столица)
Ведущий: слово первой дружине.
1-й дружинник: вот что рассказывают историки:
В "Повести временных лет" сказано "вятко еде с родом своим по оце, от негоже прозвашася вятичи". Из этого можно сделать вывод, что название вятичи происходит от имени Вятко - вождя племенного объединения или рода.
Вятичи двигались по Оке, ее притокам и более мелким рекам, таким как Пахра. В поисках удобных мест для жилья и пахоты они постепенно "оседали, соседствуя с местными угро - финами. Вятичи платили дань Хазарскому каганату, а затем их подчинил Святослав. В летописи под 966 годом говорилось "вятичи победи Святослав и возложи на дань от плуга, якоже и отец его имаше". (Рассказ сопровождается работой с картой)
2 дружинник: подольский край всегда привлекал археологов. Начало изучения относится к 60-м годам XIX века. Первые раскопки, сделанные у села Потапово, дали возможность составить представление о внешнем виде людей, населявших Подольский край. “Люди высоки ростом: 2аршина 6 вершков (1 аршин - 71,12 см, вершок - 4, 4 см.). Русоволосые и темно-русые”. Мы посчитали и установили, что в нашем исчислении рост вятичей составлял приблизительно 1 м 68 см. (Показ рисунков)
3-й дружинник:
Реконструкция дала возможность восстановить наряд вятичей. Платья шили из льняных, реже из шерстяных тканей, окрашенных в красный цвет. Рукава были длинные, просторные. Чтобы рукава не сползали, их прихватывали браслетами. Вокруг ворота в сочетании белого и красного цвета выделялась вышивка. По другим источникам женщины носили белые рубахи, ворот и рукава были украшены вышивкой, а поверх надевали синюю клетчатую поневу. В союз племен вятичей входили несколько племен и у них могли быть некоторые различия. На ногах носили вязаные чулки и липовые лапти, реже - кожаную обувь - низкие полусапожки на тонкой подошве.
4-й дружинник: Самой сложной и разнообразной частью женского туалета оказался головной убор. В одном случае шерстяная тесьма с бахромой, повязанная вокруг головы, спускалась ярусами по обе стороны лица. В другом случае мы видим убор типа кокошника, обшитого по краю золотой тесьмой. Были вятички, которые делали головной убор на плотном берестяном каркасе и покрывали сверху нарядной, шитой золотом материей. Волосы носили распущенными, или собирали сзади в пучок. Обязательным дополнением головного убора были привески с семью лопастями.
6-й дружинник:
Мужскую одежду шили из льняной ткани и шерстяных материй. Мужскую рубаху подпоясывали. Пояса украшались литыми бляшками. К поясу подвешивались различные мелкие предметы: огниво, железный нож. На ногах носили липовые лапти. Неизвестно, какого покроя были шапки. Шили их, очевидно из материи, а зимние - из меха. ( во время рассказа ребята показывают свои рисунки, а девочки демонстрируют кукол в одеждах вятичей, которые сшили на уроках технологии)
Ведущий: Спасибо дружинники. Теперь для всех маленькое испытание. Мы загадаем вам загадки, а вы попытайтесь их отгадать.
Что в хлебе родится, а есть не годиться? (Василек)
Не драгоценный камень, а светит? (Лед)
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова? (Береза)
Ведущий: о своих находках расскажет вторая дружина.
1-й дружинник: Во время многочисленных раскопок в Подольском крае было найдено много горшков, в которых находилось зерно. Это свидетельствовало о том, что основным занятием наших предков в ХI-ХIII вв. стало земледелие. Обработка земли была нелегким делом. Выращивали злаки: рожь, ячмень, просо, а также горох, чечевица. Ржаной хлеб являлся основным продуктом .
2-й дружинник: Наши предки занимались бортничеством - сбором дикого меда. В районе современного парка им. Талалихина города Подольска прежде находился Добрятинский лес, один из лучших бортных лесов в междуречье Волги и Оки. 1 августа начинался сбор меда. Вятичам приходилось охранять свой урожай и от соседей, и от медведей.
3-й дружинник: Детей тоже с раннего детства приучали к работе. С 9 лет мальчиков учили ездить на лошади, загонять во двор скотину, стеречь ночью лошадей. С 13 лет они уже боронили поле, пахали, ходили на сенокос.
4-й дружинник: Девочки с 7 лет умели прясть, в 13 - вышивать, в 1 4 лет - шить рубахи. Мы попытались представить себя вятичками и сделали вот такие вышивки, (демонстрируют свои вышивки).
5-й дружинник: Люди были чуткими к чужим бедам. Они очень хорошо понимали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Случалось, что приходилось топить печи, ухаживать за скотом, где все были больны. Милосердие было главным правилом жизни. Не дать краюху хлеба, не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом.
6-й дружинник: Осуждалась лень. Про лентяев люди говорили, что они “бьют баклуши” Баклушами называли деревянные плахи, из которых делали ложки. Заготовка баклуш считалась легким, несерьезным делом.
7-й дружинник: Искусными были и ремесленники. Во время раскопок найдены различные предметы. Очень много черепков - остатков гончарной посуды. В 1975 году старшеклассники нашей школы участвовали в раскопках в д. Луковня. Вот так выглядели остатки посуды (показывают черепки), а так она выглядела после работы воссоздания ее археологами (фото).
8-й дружинник:Жили вятичи в деревянных избах, так как лес был основным строительным материалом в изобилии росшем вокруг. Мы попытались представить, как могли выглядеть эти избы. (Рисунки изб). Представим себе, как заря играет в окнах домов, на кружеве наличников.
9-й дружинник: Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях петухов, и это было понятно каждому. Петухи своим криком возвещали о начале утра, были деревенскими часами. Ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петушка, редкая сказка о животных не упоминала о петухе... Поутру открывались ставни, и люди на створках видели резных петухов - образное напоминание о том, что пора пришла потрудиться. А какие сказки о петушке вы знаете? (Рисунки)
Ведущий: Итак, свой рассказ закончила вторая дружина. А, всех ждет очередное испытание. Предлагаем принять участие в соревнованиях самых речистых дружинников. Вам необходимо проговорить как можно быстрее и четче скороговорки.
- Из-под топота копыт пыль по полю летит.
- Полпогреба репы, полколпака гороху.
- Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером, (победители награждаются).
Ведущий: Эстафету принимает третья дружина. О чем рассказали сказки, легенды.
1-й дружинник: У каждого народа есть свои, не похожие обычаи, сказки, легенды, особый склад мышления. У вятичей было свое представление о добре и зле. Им казалось, что каждый дом в деревне находился под покровительством духа, приглядывавшего за скотом, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой.
2-й дружинник: Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, в большинстве своем враждебные человеку. Волками оборачивались колдуны... (вспомните, какие вы помните сказки об этом). Крупнейший хищник наших лесов - медведь почитался особо. Свидетельством тому многочисленные сказки, которые известны с детства любому ребенку. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерельях. Такие ожерелья были найдены в захоронениях во время раскопок в Подольском районе, и в других районах Московской области.
- Какие сказки вы можете назвать? (Идет показ рисунков, сделанных по мотивам русских сказок о тотемных животных)
3-й дружинник: Помимо зверей, лесная чаща оказалась наполнена какими-то бесчисленными враждебными духами. В каждой реке жил водяной, в лесах - лешие. Вятичи пытались отгородиться от злых духов. Искусство приходило им на помощь. Это нашло отражение в одежде. Ворот рубахи, платья, подол, рукава у запястья украшались специальным орнаментом. По вышивке можно было многое рассказать, особенно о женщинах. (Вот посмотрите - идет показ вышивок и рассказ о том, что чаще всего вышивали на полотенцах, фартуках)
Ведущий: Молодцы, дружинники. Не только много интересного узнали, но и интересные коллекции подготовили. А мы сейчас проверим, как внимательно вы слушали рассказы.
Объясните происхождение крылатой фразы – “бить баклуши”.
Ведущий: слово четвертой дружине.
1-й дружинник: Вятичи долгое время не принимали христианство, оставаясь язычниками. Поэтому мы расскажем о языческих верованиях. Вятичи были солнцепоклонниками, как и все земледельческие народы того периода. Они знали положение 8 активных точек солнца. Именно на эти точки приходились основные праздники. Праздновать вятичи любили. Предаваться унынию считалось непозволительным, именно в таком состоянии в человека вселяется хворь. Они любили обрядовые игры, веселье, всевозможных ряженых, скоморохов, кулачные бои, катание в санях, хороводы.
2-й дружинник: у нас в гостях ребята фольклорной студии ММИК “Орбита”, учащиеся нашей школы. Они помогут нам песнями, хороводами, играми представить верования вятичей более ярко и образно. Вас мы просим встать в круг и поучаствовать в этих обрядах.
3-й дружинник: С 25 декабря - дня зимнего солнцестояния, когда солнце только народилось, начинался праздник “Коляда” ( коляд-круг, солнце). И длился он 12 дней, которые символизировали 12 месяцев года. Этот праздник был шумным и веселым. Молодежь обходила все дома, у каждого двора кликали “Коляду”. Песни адресовались либо всей семье, либо отдельно хозяину и хозяйке, им желали всех благ и требовали вознаграждения. (поются колядки).
4-й дружинник: Весной начинался радостный цикл праздников солнца. Особое место занимала Масленица. Масленицу праздновали шумно, весело в течение недели, шумно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами - символом солнца, катание с гор. Провожали соломенное чучело божества зимы – Мару - Маруху, злую старуху, сжигали его за селом.
5-й дружинник: Пелось много песен, Масленицу прославляли, посмеивались, провожали, разговаривали с ней, как с живым существом. (Поют несколько куплетов). В праздновании масленицы принимали участие люди всех возрастов, но особое место отводилось детям. Устраивались игры. Мы предлагаем вам поиграть в некоторые из них.
(Игру проводят ребята из фольклорного коллектива)
Ведущий: Наше заочное путешествие подходит к концу. Вы узнали очень много интересного о наших предках - вятичах. Это лишь начало, впереди нас ждут другие увлекательные путешествия. А сейчас настало время подвести итоги и наградить самые активные дружины.
Но прежде, вы должны ответить на вопрос, заданный в самом начале путешествия: какие качества в человеке вятичи ценили более всего.
Выслушиваются ответы. После этого вручаются грамоты лучшим знатокам истории племени вятичей такого содержания: Грамота сия дана гостю именитому славного славянского племени вятичей в … лето … месяца … день. Дабы, всяк усомниться не мог, что не вымысел праздный, не фантазии буйство сказ его восхищенный о преданиях, былинах, о красотах нетленных, что явью предстали пред ним в славном племени вятичей.
Ведущий: вас ждет еще один сюрприз. По вашим найденным рецептам, бабушки приготовили вкусные, ароматные блины с медом и чай на травах.
Путешествие заканчивается чаепитием. (Музыкальное сопровождение – “былинные наигрыши”)
Использованная литература
1. Нестор "Повесть временных лет". Пересказ Марины Замотиной. Можайск. РООССА. 2007 г. стр. 159.
2. В.А.Поцелуев, И.В. Петреев "Подольск и его окрестности", целая глава которой посвящена славянским племенам вятичей. С нее началось исследование. М., 2001 г.
3. Д. Д. Панков "Очерки по истории Подольска" ч. 1, М., 1997 г. позволила найти дополнительно интересные сведения о раскопках на территории города Подольска.
4. В.Калашников. Боги древних славян. Эта книга помогла представить наглядно религиозные верования и празднества славянских племен.
5. Афанасьев. Русские народные сказки. (Любое издание)
6. Н.Кончаловская. Наша древняя столица. Часть 1, М., 1978 г.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разрабатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
11 12 2019 9:43:11
Открытый интегрированный урок по И З О, истории и М Х К, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей И З О и М Х К, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
10 12 2019 17:27:29
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
09 12 2019 19:59:16
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...
08 12 2019 14:29:13
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России Х Х века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
07 12 2019 1:46:18
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интерактивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отрабатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
06 12 2019 6:32:32
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...
05 12 2019 4:16:20
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
04 12 2019 6:59:15
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
03 12 2019 16:57:30
Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
02 12 2019 13:48:53
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе " История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории. ...
01 12 2019 18:19:36
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
30 11 2019 19:56:53
Познавательная игра « Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
29 11 2019 4:47:53
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления характеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...
28 11 2019 8:28:23
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной практике....
27 11 2019 9:31:59
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
26 11 2019 13:45:32
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А. А., Косулина Л. Г. " История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
25 11 2019 0:53:39
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
24 11 2019 5:16:38
Тема " Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории Х М А О " Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
23 11 2019 8:51:36
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
22 11 2019 18:28:25
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
21 11 2019 15:17:34
Урок по теме организован как урок-практикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
20 11 2019 4:57:31
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике. ...
19 11 2019 1:17:18
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
18 11 2019 22:34:37
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
17 11 2019 4:54:58
Урок разработан в соответствие современными требованиями Ф Г О С О О О. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
16 11 2019 4:32:43
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
15 11 2019 15:34:37
Интерактивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интерактивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
14 11 2019 5:45:43
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме « Типология обществ» в курсе « Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А. И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме (« Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства « Просвещение», 2009)....
13 11 2019 19:13:35

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной характеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
12 11 2019 7:51:53
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в Р Ф и на Южном Урале....
11 11 2019 15:32:10
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
10 11 2019 3:41:58
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры " Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
09 11 2019 13:43:16
Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
08 11 2019 17:39:40
Урок формирует практические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
07 11 2019 6:48:34

Урок-путешествие по У М К А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой « История Древнего мира») применяет интерактивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
06 11 2019 6:57:57

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с I Х по ХI Х век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К. К. Рокоссовский « Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
05 11 2019 22:39:31

Игра с информационными технологиями « Кто хочет стать историком» в форме телепередачи « Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
04 11 2019 11:50:17
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта « Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
03 11 2019 3:40:20
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету " Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
02 11 2019 15:57:11
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям. ...
01 11 2019 12:39:34
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
31 10 2019 12:46:15
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста С С С Р, лауреата Государственной премии Р Б имени Салавата Юлаева, Государственной премии Р С Ф С Р имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
30 10 2019 12:24:48
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
29 10 2019 15:11:28
<p> Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...
28 10 2019 5:25:16
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
27 10 2019 17:38:14
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - " Илиадой" и " Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
26 10 2019 16:34:44
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
25 10 2019 2:58:34
Тема « Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А. Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены практические задания для обобщения и закрепления материала....
24 10 2019 6:16:15
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
23 10 2019 11:48:13
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
22 10 2019 12:24:42
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
21 10 2019 0:51:29
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
20 10 2019 3:26:43
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
19 10 2019 21:58:44
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
18 10 2019 6:20:10
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине " История" на тему " Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
17 10 2019 9:56:38
Урок проводится в 10-м классе по разделу « Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод « Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
16 10 2019 12:40:13
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
15 10 2019 4:46:11
Урок по истории России в 11-м классе по программе А. А. Левандовского, на котором дается характеристика внешней политики С С С Р в предвоенные годы. Задачи урока: охарактеризовать подготовку Германии к войне с С С С Р; проанализировать степень готовности С С С Р к отпору врага; отрабатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
14 10 2019 16:10:17
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и практические занятия....
13 10 2019 19:34:56
Урок с использованием методики опорного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
12 10 2019 20:10:21
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
11 10 2019 12:11:12
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с характером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
10 10 2019 21:18:29
Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
09 10 2019 13:13:27
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
08 10 2019 6:27:37
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
07 10 2019 6:48:34
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
06 10 2019 20:23:15
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
05 10 2019 22:32:51
Методическая разработка урока истории по теме « Крайний Север в десятилетие Н. С. Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н. С. Хрущёва....
04 10 2019 22:16:51
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
03 10 2019 2:56:26
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
02 10 2019 1:50:26
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
01 10 2019 6:26:28
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
30 09 2019 7:21:36
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии Р К М Ч П. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
29 09 2019 17:50:40
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
28 09 2019 1:13:57
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости С С С Р. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
27 09 2019 15:28:45
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
26 09 2019 2:20:58
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
25 09 2019 5:16:31
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс " Умники и умницы" проводится среди студентов I курса С С У З после изучения тем " Первая русская революция в России", " Парламентская деятельность в России" и " Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения вырабатывать совместные решения. ...
24 09 2019 1:14:38
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
23 09 2019 21:20:35
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления ( Т Р К М). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
22 09 2019 4:22:25
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
21 09 2019 12:35:41
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
20 09 2019 21:51:53
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
19 09 2019 10:37:43
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В. Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
18 09 2019 0:40:47
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме " Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на практике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях. ...
17 09 2019 23:22:15
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме « Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
16 09 2019 16:28:26

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в Р Ф. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом Р Ф, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
15 09 2019 16:39:33
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....
14 09 2019 2:41:37
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока....
13 09 2019 15:36:48
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
12 09 2019 3:46:10

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
11 09 2019 11:23:36
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
10 09 2019 2:18:28
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
09 09 2019 23:40:55
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
08 09 2019 15:42:36
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории Р Ф. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
07 09 2019 10:42:48

Урок проводится как итоговый в разделе « Архитектурные стили Санкт- Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на практике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
06 09 2019 13:27:17
Представлена деловая игра " Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера " Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век". ...
05 09 2019 21:10:46
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в практических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
04 09 2019 8:15:28
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
03 09 2019 21:49:54
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
02 09 2019 16:57:40
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме " Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
01 09 2019 16:31:54
Урок является первым в блоке " Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...
31 08 2019 4:37:13
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к Е Г Э, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
30 08 2019 13:36:44
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...
29 08 2019 11:19:26
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
28 08 2019 0:40:58
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
27 08 2019 18:18:25
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
26 08 2019 22:12:26
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
25 08 2019 15:29:32
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
24 08 2019 0:24:21

На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках С Н Г. Урок посвящен 20-летию образования С Н Г. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
23 08 2019 21:58:19
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, моральных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интерактивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
22 08 2019 12:42:40
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
21 08 2019 9:52:17
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы « Аляска– Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
20 08 2019 11:31:44
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....
19 08 2019 3:54:54
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
18 08 2019 11:55:34
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
17 08 2019 11:44:43
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками М К О У « Унъюганская С О Ш № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда « Подари жизнь»....
16 08 2019 18:41:45
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
15 08 2019 3:23:14
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса « Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и пространстве. ...
14 08 2019 13:24:29
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...
13 08 2019 19:19:27
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа " Конструктор тестов". ...
12 08 2019 0:45:10
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
11 08 2019 15:16:52
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала характеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
10 08 2019 18:40:23

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению ( Ермолаева Л. К. и др. " Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
09 08 2019 11:48:18
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию " Человек - часть природы"....
08 08 2019 8:22:14
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
07 08 2019 20:46:48
Практическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
06 08 2019 12:36:29
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
05 08 2019 5:42:43
Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....
04 08 2019 7:21:58
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как « Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – « Международно-правовые акты по правам ребёнка», « Российское законодательств о защите прав ребёнка», « Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему « Право и мы»....
03 08 2019 16:12:18
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
02 08 2019 1:13:53
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
01 08 2019 1:44:10
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
31 07 2019 21:33:40
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
30 07 2019 4:56:28
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
29 07 2019 8:24:40
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н. И. Ворожейкина, В. М. Соловьёв, М. Т. Студеникин. " Рассказы по родной истории"; Н. И. Ворожейкина, Н. Ф. Виноградова. " Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
28 07 2019 10:16:27
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
27 07 2019 5:42:53
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии (« Новый год», « Рождество», « Святки», « Крещение», « Масленица»)....
26 07 2019 14:52:35

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. Т С О повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
25 07 2019 7:18:47

Внеклассное занятие ( К В Н) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
24 07 2019 6:53:49

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
23 07 2019 10:55:52
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: " Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении Н П О. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция транспортных средств рассматривается в контексте общего хода Н Т П. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
22 07 2019 7:58:37
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
21 07 2019 7:54:10
Программа факультативного курса " Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
20 07 2019 21:13:57
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
19 07 2019 6:32:21
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
18 07 2019 21:54:28
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
17 07 2019 5:15:10
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны. Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа « Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
16 07 2019 2:46:53
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
15 07 2019 14:11:11
Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::