Проект "Московский край XVII века"
Цель:
- Расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках истории Московской области.
- Способствовать формированию творческого мышления, выработка личностного отношения к культурному наследию.
Задачи:
- Продолжить формировать у учащихся понимание взаимовлияния тенденций развития страны и истории Московского края
- Формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
- Выpaбатывать умения учиться, приобретать и углубллять или пополнять знания, работать с книгой, мультимедийными пособиями, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на пpaктике;
Основные понятия и термины: Смута, самозванство, гражданская война, патриот, интервенция.
Форма: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, организация индивидуальных выступлений, использование мультимедийного пособия, решение познавательных заданий и проблемных вопросов.
Оборудование урока: учебник «История Московской области» Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдуллаев Э.Н., Жигирева Е.Г, рабочая тетрадь, мультимедийные технические средства обучения.
Приложение 1. Слайд 1, 2 |
Вступление. Постановка темы, плана урока. Вспомните, какой период в истории нашей страны называют Смутным временем, какие события происходили в это время. |
Слайд 3-4 |
|
Слайд 5 |
Постановка вопроса.
Но южные города не признали этого «боярского царя». Недовольных возглавил Иван Болотников, называвший себя «большим воеводой царя Дмитрия», якобы опять спасшегося. Осенью 1606 г. Болотников взял Серпухов и подступил к Москве. Отряды болотниковцев атаковали Коломну, Можайск и другие города Московского края. Но основная армия мятежников потерпела поражение от правительственных войск в сражении у подмосковного села Коломенское. Отряды Болотникова отступили к Калуге и Туле, где позже были окончательно уничтожены. В это же время начинаются разбойничьи походы Лжедмитрия II, вторжения поляков, бесчинства казаков… Вот что писал монах Авраамий Палицин в своем «Сказании об осаде Троице-Сергиева монастыря» (чтение документа). |
Слайд 6 Оборона Троице-Сергиева монастыря |
Стр. 57, 2 абзац снизу. Оборона Троицы – самый яркий, но единственный пример сопротивления жителей Подмосковья интервентам их пособникам, но единственный. Вернемся к нашей карте. |
Слайд 7 |
Продолжение работы с картой. Большое значение имело поражение армии польского короля Сигизмунда III под Волоколамском в конце 1612 г.: не сумев взять город в ходе троекратного штурма, она откатилась назад. Обороной города руководили мужественные воеводы Степан Чемесов и Иван Карамышев. |
Слайд 8 |
«В первые годы Смуты население Подмосковья равнодушно встречало появление противников центральной власти (или поддерживало их)»; «К концу Смуты жители Подмосковья стали решительно выступать против «лжецарей» и их иноземных покровителей»; Главный вопрос: почему на смену равнодушию пришло сопротивление? В ответе учащиеся должны указать на веру русских в Бога и их патриотизм; появление талантливых людей, поднявшихся до решения общегосударственных задач; разорение Подмосковья самозванцами и интервентами. |
Слайд 9 |
Годы безвременья, названные Смутным временем, не обошли стороной ни землевладельцев, ни селян нашего края. Как «умертвителъ самозванца Отрепьева» вошел в русскую историю Григорий Валуев, умелый и отважный воевода, многократно отмеченный летописцами. «Убиша Гришку, — писал один из них, — в палате за дворцом два избранных воина, Иван Васильев сын Войеков да Григорий Валуев». В гуще событий оказался владелец Кузьминской пустоши — Никита Михайлович Пушкин. В 1603-1605 гг. он служил воеводой в Тобольске, а по возвращении в Москву стоял в Красном Селе «для обережения от воров и изменников». Активно участвовал в событиях Смутного времени князь Михаил Самсонович Туренин (ему принадлежала д. Летово). Он сначала, как и многие другие, обосновался в Тушинском лагере, но потом примкнул к ополчению Минина и Пожарского. В апреле 1612 г. Туренин вместе с 48 другими людьми подписал в Ярославле грамоту с призывом выступить общими силами против поляков, разосланную по всем городам. Собственник ватутинских земель князь Александр Андреевич Репнин в 1608—1611 годах воеводствовал в Нижнем Новгороде, был активным участником освобождения Москвы от поляков и другие. По избавлении Москвы от поляков во все города были отправлены грамоты с сообщением об этом и предложением послать в Москву лучших и разумных людей для избрания государя. Среди кандидатур на царский трон (И.М. Воротынский, М.Ф. Романов) значились имена и наших землевладельцев — Д.Т. Трубецкого (с. Беседы, Остров, Мамоново и др.), Д.М. Пожарского (пустошь Тиголино и др.). |
Слайд 11 |
После смуты, в эпоху первых Романовых, произошло хозяйственное возрождение Подмосковья. Основой экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, но большое значение приобрела торговля, появились мануфактурная промышленность. Развивались и крепли города. Так на территории Московского края в 17 веке существовало 11 городов, самые крупные Коломна и Серпухов. Особую роль играла Коломна:
|
Слайд 12 |
С возрождением хозяйства — возрождалась и культура. На территории нашего края находится немало замечательных памятников русской культуры ΧVΙΙ века. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в городе Истра. (Приложение 3) Иногда этот монастырь называют Подмосковной Палестиной, и основание его связано с именем патриарха Никона. Свято-Екатерининский мужской монастырь. (Приложение 2) |
Слайд 13 (заголовок) |
Просмотр презентации в автономном режиме (возможны варианты использование данных подтем в рамках других уроков). |
Подведём итог.
Д/з:
- Подготовить творческую работу «Моя малая Родина. 17 век.
- § 8-9 уч. «История Московской области»
- Уч. «История России» 7 кл. (Данилов А.А)
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
18 03 2024 20:21:49
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...
17 03 2024 4:52:16
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
16 03 2024 11:45:32
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
15 03 2024 7:57:26
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
14 03 2024 15:32:58
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
13 03 2024 9:14:45
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
12 03 2024 14:18:32
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
11 03 2024 7:31:29
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
10 03 2024 11:30:59
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...
09 03 2024 4:15:54
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
08 03 2024 1:31:15
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
07 03 2024 0:11:50
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
06 03 2024 5:12:25
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
05 03 2024 23:57:38
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
04 03 2024 16:25:28
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
03 03 2024 3:54:33
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
02 03 2024 22:54:42
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...
01 03 2024 19:52:31
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
29 02 2024 0:15:29
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
28 02 2024 13:35:24
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
27 02 2024 11:49:14
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
26 02 2024 0:27:41
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
25 02 2024 16:21:15
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
24 02 2024 21:52:31
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
23 02 2024 10:21:30
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
22 02 2024 10:26:37
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
21 02 2024 12:47:59
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
20 02 2024 20:13:24
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
19 02 2024 22:22:35
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
18 02 2024 20:49:17
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
17 02 2024 23:33:28
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
16 02 2024 21:55:37
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
15 02 2024 0:36:21
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
14 02 2024 15:23:11
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
13 02 2024 22:47:18
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
12 02 2024 11:24:40
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний. Использование нетрадиционных форм работы на уроках позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. ...
11 02 2024 17:59:24
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
10 02 2024 4:56:40
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
09 02 2024 9:50:33
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
08 02 2024 16:21:17
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
07 02 2024 1:22:26
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
06 02 2024 18:44:55
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
05 02 2024 1:12:38
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
04 02 2024 10:37:53
Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
03 02 2024 19:13:39
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
02 02 2024 5:36:24
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
01 02 2024 9:52:34
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
31 01 2024 20:31:59
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
30 01 2024 23:59:38
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
29 01 2024 21:36:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::