"Живая летопись Кавказа"
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема | “Живая летопись Кавказа” План:
Возможная личностно значимая проблема: Интерес к прошлому и настоящему: “Родной край – малая родина” |
Планируемые результаты изучения материала. |
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. | Метод:
Проблемное задание: изучить деятельность кубанского историка Е.Д. Фелицына Форма урока: комбинированный урок с элементами работы в группах. Приемы деятельности учителя:
|
Развитие умений учащихся |
|
Основные понятия и термины |
|
Источники информации. Домашнее задание. |
Учебники: М.В.Мирук, Т.А. Науменко “Введение в историю
Кубани” и Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова “История Кубани в рассказах и
иллюстрациях”. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского
языка. Статистика Кропоткинского молокозавода. Домашнее задание:
|
Приложение
Комментарии к технологической карте.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Евгением Дмитриевичем Фелицыным.
Кубань,
Моя родная сторона
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих о будь благословенна
Кубань.
Моя родная сторона, -
Пусть новые взрастают семена
И вечно
Житница твоя полна!
(Валентина Григорьевна Саакова)
Знакомство с новым материалом
Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению нашего края.
Следуя примеру Евгения Дмитриевича Фелицына:
С дружным классом
Я бывал повсюду
И во многих городах Кубани
Я дивился чуду!
Евгений Дмитриевич Фелицын родился в обер-офицерской семье 5 марта 1848 года.
После окончания гимназии он шестнадцатилетним юношей записался в пехотный полк и отбыл на Кавказ.
Служил он хорошо, продвигался по службе, занимал посты, получал ордена. Жил Евгений Дмитриевич уединенной жизнью в Екатеринодаре, снимая квартиру в станице Северской. Семьи у Фелицына не было.
Доброта, отзывчивость – самые отличительные качества Евгения Дмитриевича. Лучший ученик станицы Северской содержался на его средства.
Он играл на многих музыкальных инструментах, написал и напечатал несколько музыкальных пьес. Ему принадлежат польки “Шутка”, “Ласточка”, великолепная “Кубанская мазурка”, вальс “Вдохновение”. Эти произведения исполнял городской полковой оркестр.
Любовь к природе, восторженное отношение к ее величию и красоте увлекли Фелицына фотографией. Им были сняты места исторических событий, памятники, красивые места Кубанской области.
А весь свой досуг посвящал истории Кубани.
В 1878 году войсковое начальство поручает Евгению Дмитриевичу Фелицыну организовать для Антропологической выставки в Москве отдел Кубанской области.
Предметы, присланные Фелицыным, составили третью часть всей этнографической коллекции этой выставки.
Организационный комитет высоко оценил труды Фелицына и наградил историка золотым председательским жетоном.
Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова
Антропология – наука о биологической природе человека (с. 26)
Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов (с. 913)
Благодаря Фелицыну в 1879 году был организован отдел Кубанской области для Московской антропологической выставки. В числе многих предметов, хаpaктеризующих быт горского населения Кубани, был отправлен в Москву и кефир, где он был исследован профессором А. Богдановым и Э.Керном.
- кисломолочный напиток кефир обладает освежающим вкусом, хорошо утоляет жажду. Кефир регулирует работу кишечника.
- белки и жиры, содержащиеся в кефире, легко доступны для переваривания, хорошо усваиваются.
- спирт, находящийся в кефире в небольшом количестве, возбуждает аппетит и тонизирует нервную систему
- кропоткинский молкомбинат выпускает в месяц 470 тонн кефира и 41 тонну Био кефира.
Вкусный кефир Кропоткинского молкомбината полезен взрослым и детям!
Питая искреннюю, сыновнюю любовь к Кубанскому краю, Е. Д.Фелицын по крупицам копил сведения о его древней жизни, археологии, результатам чего была впервые обстоятельно составленная археологическая карта Кубанской области, изданная в 1882 году в Москве.
Это была первая археологическая карта в России и на Кубани, сейчас она, как реликвия хранится в музее.
Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам (с. 29)
Реликвия – вещь, свято хранимая, как память о прошлом (с. 675)
На карте были нанесены местности, где находятся курганы, древние укрепления, крепости, древние христианские церкви и часовни, каменные статуи, гробницы, дольмены.
Идет рассвет,
Ступая по курганам,
Навстречу солнцу
Стали тополя…
Как ты мила
И как ты дорога там,
Кубань, Кубань –
Родимая земля!
Виктор Подкопаев
Фелицын много путешествовал по Кубани, производил раскопки курганов.
Работа по учебнику “Введение в историю Кубани” М.В. Мирук, Т.А. Науменко. Чтение текста “Что и как изучает история”:
- Чтение цепочкой стр. 28-29
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.
Амфора – большой сосуд, с узким горлом и двумя ручками, для хранения вина, масла, зерна.
Акинак – короткий меч скифов, который вместе с определенной разновидностью трензеля (уздечки) являлся одним из элементов скифской триады. Археологические находки этих предметов позволяют проследить проникновение восточно-иранских “царских” скифов через Переднюю Азию и Кавказ до Северного Причерноморья.
Работа по учебнику “История Кубани в рассказ и иллюстрациях” Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова.
Чтение рассказа археолога о раскопках кургана в хуторе Бойко-Понура. Стр. 21–22
Работа с толковым словарем С.И. Ожегова с. 55
Эрмитаж – художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге. Эрмитаж является самым большим музеем в нашей стране.
Посетитель должен пройти 22 километра, чтобы осмотреть 350 залов. в которых экспонируется почти 3 миллиона произведений искусства и археологических объектов.
Евгений Дмитриевич Фелицын исследовал старинные гробницы – дольмены, которые казаки за их архитектурную величину называли “Богатырскими хатами”
Дольмен – каменное погрeбaльное сооружение.
Эти огромные сооружения бронзового века, имеют различные формы: квадратные, прямоугольные, вытянутые, трапециевидные с круглым или овальным отверстием в передней стенке, обычно обращенной к солнечному восходу. Многие памятники прошлого модно видеть своими глазами сейчас.
Дольмен-монолит у с. Волконка – находится на левом берегу ручья Годлик в 1 км. От моря, близ минерального источника. Он выбит в скале серого песчаника, размерами 17х7,40х6м. Камера дольмена сравнительно небольшая 1,65х1,9х0,94м. Портал массивный, углублен в скалу, по размерам гораздо больше самой камеры и составляет 1,90х2,50м. Круглое входное отверстие диаметром 0,45м. Дольмен ориентирован порталом на юго-восток.
Это единственный сохранившийся монолит – уникален на Западном Кавказе. Дотируется рубежом III-II тысячелетий до н.э. Очень эффективно смотрится на фоне кавказского ландшафта.
Поздней осенью посетили дольмен в Адыгeи.
Е.Д. Фелицын исследовал и подробно описал более 700 дольменов в работе “Западно-кавказские дольмены”.
Он первым описал дольмены, древние христианские храмы и каменные бабы.
Половецкая баба – название половецких каменный статуй.
Тихое поле, забытый курган,
В поле из камня не спит истукан
В хлебном приволье, в казачьем краю
Думаем древнюю думу свою.
И. Варавва
В историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына огромная коллекция каменных изваяний. Их в музее – 55, громадных истуканов, названных “бабами”, так как чаще всего они изображают женщин.
Что же это за статуи? Путешественник Вильгельм Рубрук, побывавший у половцев в XIII веке писал: “Они насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку”. Русский ученый Г.А. Федоров-Давыдов полагает, что статуи считались изображением Бога.
Помещик и казаки в XIX–XX вв. использовали “половецкие бабы” в качестве строительного камня или пережигали их на известь.
И только благодаря усилиям ученых, любителей-краеведов многие памятники были спасены и пополнили музейные коллекции.
В 1879 году он стал создавать в городе Екатеринодаре Кубанский войсковой музей и свозил в него со всего края исторические памятники: древнегреческие колонны, предметы быта адыгов, черкесов и казаков, археологические находки древних кубанских курганов.
Современный музей обязан ему одной из лучших в стране коллекций каменных половецких статуй, весом до 500 кг., которые были установлены кочевыми народами в степях еще в X–XII вв.
В XIX веке Фелицын провел большую исследовательскую работу по изучению пребывания Михаила Юрьевича Лермонтова на Тамани. Сделанные им описания и рисунки хаты казака Мысника, где останавливался поэт, помогли в создании дома-музея М.Ю. Лермонтова на Тамани.
Фелицын был также одним из инициаторов сбора пожертвований на памятник Лермонтову в Пятигорске.
16 августа 1889 года состоялось открытие первого в России памятника М.И. Лермонтову. Автор скульптуры академик А.М. Опекушин.
Задумчивый поэт, в расстегнутом офицерском сюртуке, со сброшенной шинелью, сидит на выступе скалы смотрит на воспетые им, Кавказские горы, на двуглавый снежный Эльбрус.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз,
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ….
Летом 1903года Фелицын заболел и поехал в Геленджик с надеждой поправить здоровье, но эта поездка не принесла ему улучшения.
Умер он от воспаления мозга и переутомления 10 декабря 1903 года.
Его честное и благородное служение обществу оставило свои поды.
В 1990 году Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику было присвоено имя его основателя Евгения Дмитриевича Фелицына.
“Фелица” – переводится с дрвнегреческого – “озарение, вдохновение”. В этом и состоял весь его жизненный путь.
На Кубани вырос я,
Мне родней, понятие
Наши южные края:
Степи необъятные,
Горы хлеба до небес,
Ветки вишен алые,
Если лес –
То южный лес
Перед перевалами
И понятен мне прибой,
Дикий лес, задумчивый….
Разговор волны с волной
Я как стих заучивал.
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые
Черномaзoго скворца
Песни немудреные,
В завитушках виноград,
Горы седовласые
И поток,
Что вечно рад
Меж теснин отплясывать
В.Б. Бакалдин
Работа с историческим материалом продолжается и в настоящее время. Уникальный проект – строящаяся станица Атамань – крупнейший в стране музей под открытым небом. в будущем может стать одной из главных достопримечательностей Кубани. Тамань с ее 26 вековой историей – это не только наслоения древнейших времен, но и кубанская колыбель казачества.
Этнографическая станица на считанные месяцы выросла на берегу Черного моря, в районе Лысой горы станицы Тамань Темрюкского района.
Проверка знаний учащихся по изученной теме.
Блиц-опрос в презентации.
Итог урока. Какой вклад в изучение истории Кубани внес Евгений Дмитриевич Фелицын?
- Во второй половине XIX века огромный вклад в развитие науки, культуры, истории внесла казачья военная интеллигенция. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и знаниями в различных областях науки и культуры.
- Евгений Дмитриевич Фелицын написал более 90 научных работ по истории, археологии, этнографии Кубанской области.
- Стоял у истоков создания многих учреждений культуры и науки. Среди них: статистический комитет и исторический музей.
Вношу предложение:
– Посетить историко-археологический музей-заповедник в городе Краснодаре и познакомиться с материалами, посвященными его создателю.
– Какие будут у Вас мнения?
(Учащиеся поддерживают предложение учителя)
– Урок окончен.
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
18 03 2024 3:24:47
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
17 03 2024 20:51:56
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
16 03 2024 7:53:56
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
15 03 2024 0:57:47
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
14 03 2024 11:58:43
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
13 03 2024 18:38:57
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
12 03 2024 20:46:55
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
11 03 2024 11:42:45
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
10 03 2024 21:11:29
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
09 03 2024 2:42:52
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
08 03 2024 3:24:46
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...
07 03 2024 0:48:26
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
06 03 2024 13:50:46
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
05 03 2024 20:14:30
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
04 03 2024 17:53:35
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
03 03 2024 9:12:17
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
02 03 2024 16:37:44
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
01 03 2024 2:36:32
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
29 02 2024 7:38:58
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
28 02 2024 5:29:32
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
27 02 2024 2:39:38
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
26 02 2024 17:15:36
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
25 02 2024 6:20:55
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
24 02 2024 13:41:44
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
23 02 2024 16:59:21
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа. ...
22 02 2024 17:32:55
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
21 02 2024 6:34:50
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
20 02 2024 12:48:27
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
19 02 2024 21:34:10
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
18 02 2024 2:54:58
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
17 02 2024 16:39:57
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
16 02 2024 14:28:48
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
15 02 2024 20:30:38
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
14 02 2024 9:26:59
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
13 02 2024 3:14:23
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
12 02 2024 19:51:31
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
11 02 2024 2:24:54
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...
10 02 2024 19:12:25
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
09 02 2024 12:57:22
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
08 02 2024 16:52:20
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
07 02 2024 8:56:49
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
06 02 2024 8:26:15
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
05 02 2024 11:20:23
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
04 02 2024 2:35:11
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
03 02 2024 4:11:20
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
02 02 2024 23:34:25
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
01 02 2024 11:19:25
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
31 01 2024 4:26:56
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
30 01 2024 19:38:18
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
29 01 2024 3:57:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::