Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся
В стране идет модернизация образования, происходит кардинальное обновление образовательных парадигм. Такова ситуация и в образовательных учреждениях. Не осталась в стороне и наша школа. Считая, что приоритетным в образовании является личностное развитие ребенка, наш педагогический коллектив в этом году работает над темой: «Введение в образовательный процесс новых информационных технологий в условиях профильного обучения». Информационные технологии, профильное обучение – это то, что делает образование мотивированным, более интересным. Тема, над которой я работаю третий год, органически сочетается с единой методической темой школы. Это – Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся.
В чем я вижу актуальность данной темы?
1 момент. В наше время происходит глобальное объединение современного общества – глобализация. СМИ объединяют нашу планету. Миллионы людей одновременно становятся свидетелями событий, происходящих в разных местах. Идет процесс унификации вкусов. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары: одежда, пищевые продукты, бытовая и другая техника и т.п. Формируется единый общепринятый разговорный язык – английский. Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по всему свету. И для нас, россиян, настали другие времена и в предпочтении стали другие нравы. Стали возможны поездки в другие страны, вплоть до эмиграции. Стало доступно обучение за границей для некоторых категорий населения. Чаще стали видеть, принимать у себя иностранцев. Если можно так выразиться, я бы назвала это явление – расширение горизонта. Горизонт расширяется, и соответственно должен расширяться и познавательный кругозор.
2 момент. Происходят изменения и в системе образования России. Оно становится личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным. В связи с этим мне очень близка позиция авторского коллектива (Е.Е. Вяземский и др.) о целях и задачах исторического образования:
«Наиболее общей целью исторического образования учащихся… является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета… воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир».
Определив для себя эти моменты, я решила, что нужно развивать познавательный интерес к истории, в особенности к культуре других стран.
1 этап работы – 1 четверть 2006–2007 уч. года. Какую литературу изучила? Я назову самые значимые:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Пpaктическое пособие для учителей. М., 2000.
- Те же авторы. Методические рекомендации учителю истории. Основы педагогического мастерства. Пpaктическое пособие. М., 2000.
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
- Статьи в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе»:
- Шаповал В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность. 2006, 3.
- Maнданова Е.С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников. 2006, 10.
- и др.
Итак,как повысить интерес к предмету история, расширить кругозор учащихся и тем помочь реализовать себя в окружающем мире?
Проблема: Реальное состояние мотивации обучения (невысокий рейтинг предмета истории) и недостаточная разработанность механизмов реализации (система методов, форм работы, повышающих интерес к предмету).
Объект: Система уроков и внеклассной работы по истории.
Предмет: Процесс развития познавательного интереса к истории и развитие ценностных понятий для самореализации в окружающем мире.
Цель: Воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентноспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде.
Задачи:
- Изучить литературу по теме;
- Определить познавательные возможности учащихся для развития положительной мотивации обучения;
- Разработать систему заданий на развитие познавательного интереса.
Гипотеза: Если разработать систему заданий для уроков и внеклассной работы по истории с целью развития познавательного интереса учащихся, то это сделает обучение истории эффективным и позволит возможным воспитание конкурентноспособной личности.
Новизна: Для развития интереса к предмету разработать новые виды заданий – создание электронных презентаций, справочников, дать детям возможность работать в Интернет-сайтах и др.
2 этап работы – 2 четверть 2006–2007 уч. года. В 2006 году с целью выявления познавательных возможностей учащихся провела следующую работу:
- Написание диагностического диктанта. По результатам были сделаны выводы об уровне информативной памяти, о степени образности восприятия и об уровне логического мышления. Диагностика показала, что у наших детей низка степень образности восприятия и воображения.
- Диагностика индивидуальных различий в мышлении (по типам историки, политики, экономисты, этики) – 7–9 классы. Оказалось, что меньше детей с типом мышления историки.
- Диагностика уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов внимания – 7–9 классы. Результаты показали, что в каждом классе по 1–2 учащихся с низким уровнем.
- Диагностика уровня развития познавательного интереса к истории.
В 5–6 классах рейтинг истории высок. Дети воспринимают как интересный предмет. Необходимости в этом предмете не ощущают. Интерес объяснили содержанием предмета, хаpaктером познавательной деятельности, некоторые отметили фактор трудности и легкости.
В 7 классе уровень интереса к истории падает. Становится средним. Но теперь относят историю к разряду необходимых предметов, отмечая социальную, познавательную, личностную и деловую значимость. Те, которые считают предмет интересным, объясняют свой выбор содержанием и познавательной деятельностью.
В 8 классе никто не считает предмет необходимым. Интерес к предмету средний. Интерес объясняют содержанием и познавательной деятельностью.
9 класс – рейтинг средний. Отметили как необходимый предмет, что объяснили личностной, деловой и воспитательной значимостью. Отметили и внешние мотивы (родители).
Проведенная диагностическая работа показала, что рейтинг предмета среди учащихся невысокий. Я считаю, что это зависит от методов работы учителя. И решила попытаться поднять интерес к своему предмету.
3 этап работы – 2007–2008 гг. Для повышения познавательного интереса мной была проделана такая работа:
- Уроки – приобщение к мировой культуре, знакомство с памятниками архитектуры древности и современного мира по темам: «Семь чудес света», «Восьмое чудо света», «Средние века в датах и архитектурных памятниках», «История Москвы в ее архитектуре», урок-видеожурнал «Санкт-Петербург – город-музей». На этих уроках дети готовят рефераты, делают сообщения, прослеживают причинно-следственные связи, оперируют хронологическими знаниями, статистическими данными. Формируется эстетический вкус, изучают архитектурные стили. Для детей и для взрослых тоже запоминать даты очень трудно. И, на мой взгляд, я облегчаю такие задания, составляя карточки со сгруппированными датами. Дети должны определить, к какой стране или к какой теме относятся эти даты, а потом уже логически определить и события. Опережающие задания с целью подготовки реферата и сообщения развивают умение работать с источниками (литература, электронная энциклопедия, Интернет). Электронную презентацию готовлю и я сама, и дети.
- Второй год я готовлю задания олимпиады по истории по принципу «выполняем дома». Во время проведения Недели истории даю 3-4 дня на выполнение олимпиадных заданий. Это такие задания, которые требуют работы с различными источниками. С целью подготовки к всероссийскому игровому конкурсу «Золотое руно» я заранее на сайте конкурса узнаю предстоящую тему и составляю вопросы и задания. Так мы заранее подготовились к двум конкурсам: о культуре и истории Франции и «Портреты времени: 1860-1914», «Культурные столицы Европы». Меня и детей обрадовало то, что в заданиях конкурса «Золотое руно» были и те вопросы, которые были и в олимпиадных заданиях. Наша олимпиада стала семейной. Отрадно то, что на таких олимпиадах участвуют учащиеся со слабыми способностями. Конечно, не забываем об обычной форме олимпиады, рассчитанной на сильных учащихся.
- Участие во всероссийском игровом конкурсе по мировой художественной культуре конкурсе «Золотое руно». Детям конкурс очень понравился. Есть такие, которые спрашивают о предстоящей теме и сами заглядывают на сайт.
- Использую на уроках фрагменты готовых виртуальных уроков. Мне очень нравятся «Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия» из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Есть еще уроки серии «Просвещение», «Профильное обучение», аудиоучебники.
- Интерес детей к предмету можно стимулировать демонстрацией исторических фильмов. С этой целью я собираю DVD-исторические фильмы. В моей коллекции около 20-ти дисков серий «National Geographic», «Исторические боевики», «Золотая коллекция», «Историческое кино», «Великие правители и диктаторы», «Историческая коллекция» и др. Во время урока весь фильм невозможно посмотреть, только фрагменты. Поэтому я даю детям дома смотреть.
- Чтобы обогатить кабинет материалами, в начале 3 четверти я даю детям задания – проекты по различным темам. Так нами сделаны папки «Правители России. Рюриковичи», «Правители России. Романовы», «Чудеса света», «Москва», «Санкт-Петербург» и по событиям истории России. Всего около 15-ти папок. Детям в наше время очень легко найти нужный материал.
- Задания для переводного экзамена в 10 классе и другие итоговые работы в разных классах я стараюсь разнообразить – это и папки – проекты по определенной теме, рефераты, подкрепленные электронной презентацией и тесты с вариантами ответов и другие творческие задания.
- Мои дети занимаются исследовательской работой по краеведению и другим темам. Под моим руководством учащимися нашей школы написано больше 10-ти докладов. Их работы отмечены на региональном уровне на Неустроевских, Охлопковских, Башаринских, Петровских чтениях (лауреат и первые места). Несколько лет участвовали на Всероссийском историческом конкурсе для старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХI». Как одна из лучших школ - участников три года из Москвы получали книжные призы, а работа Колодезниковой Маши в 2003 году была отмечена поощрительной грамотой. Два раза я получала от Оргкомитета конкурса благодарность за историко-просветительскую работу с молодежью и активную помощь в организации конкурса.
- Я сделала классификацию собранного материала и создала Электронный справочник для учителей (Методический и дидактический материал по истории и МХК «Чудеса света»), который состоит из разработок уроков, презентаций и видеофильма. Параллельно справочник для широкого круга пользователей составила моя ученица.
- По этим же материалам мы создали сайт sakhachudo.narod.ru.
- И последнее: чтобы повысить интерес к предмету, нужно строить более продуманные уроки, составлять интересные, различные по степени трудности задания.
Вывод: За 3 года, на мой взгляд, интерес к предмету заметно повысился:
- Простое наблюдение показывает позитивное отношение к урокам истории.
- Анкетирование, проведенное в ноябре 2008 года, показало, что история многими считается необходимым предметом. Они указывают на широкую социальную, познавательную, мировоззренческую, личностную и деловую значимость предмета. Те, которые считают предмет интересным, объясняют это содержанием предмета, хаpaктером отношений между учителем и учеником в процессе обучения, обозначают сложность заданий.
- Количество учащихся, выбирающих историю на экзамене, увеличилось.
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
28 03 2024 16:48:55
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
27 03 2024 8:20:13
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
26 03 2024 17:19:11
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
25 03 2024 11:57:43
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
24 03 2024 5:23:19
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...
23 03 2024 18:24:32
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
22 03 2024 9:15:28
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
21 03 2024 8:54:31
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
20 03 2024 12:22:27
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
19 03 2024 13:39:34
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
18 03 2024 17:30:40
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
17 03 2024 17:12:23
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
16 03 2024 6:15:34
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
15 03 2024 22:33:19
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
14 03 2024 20:50:53
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
13 03 2024 7:50:55
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
12 03 2024 13:59:15
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
11 03 2024 18:15:59
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
10 03 2024 19:10:36
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
09 03 2024 5:31:41
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
08 03 2024 7:37:36
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
07 03 2024 15:31:40
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
06 03 2024 18:45:53
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
05 03 2024 23:40:36
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
04 03 2024 14:57:41
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
03 03 2024 14:46:34
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
02 03 2024 9:24:16
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
01 03 2024 20:14:32
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
29 02 2024 8:52:21
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
28 02 2024 12:43:23
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
27 02 2024 18:22:16
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
26 02 2024 9:42:18
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям. ...
25 02 2024 21:24:47
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...
24 02 2024 19:59:59
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
23 02 2024 2:30:28
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
22 02 2024 5:42:36
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
21 02 2024 8:23:29
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
20 02 2024 21:32:46
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
19 02 2024 4:29:20
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
18 02 2024 8:30:31
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
17 02 2024 18:42:14
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
16 02 2024 11:26:24
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
15 02 2024 10:26:27
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
14 02 2024 2:22:22
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
13 02 2024 9:55:58
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
12 02 2024 3:13:49
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
11 02 2024 4:55:30
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
10 02 2024 10:57:10
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
09 02 2024 10:28:53
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
08 02 2024 9:43:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::