Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"
Тема: Внешняя политика Александра II.
Цели:
1) познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II;
2) прививать ученикам навыки самостоятельной работы. Воспитать в учащихся любовь к родине.
Оборудование: цветные карточки, обозначающие количество баллов: синяя – 1 балл, красная – 2, зеленая – 3; карта русско-турецкой войны 1877-1878 гг.; портреты: Александра II, М.Д. Скобелева, А.Л. Горчакова.
Тип урока: контрольный.
Вид урока: урок-игра.
Ход урока
Учитель: Сегодняшний урок будет проходить в виде игры. Я буду задавать вопросы, на которые комaнды должны отвечать. Право отвечать получает та комaнда, капитан которой первым поднимет руку. Наиболее активная комaнда будет вознаграждена положительной оценкой. Правильность ответов будет оценивать жюри.
- Итак, первый вопрос.
- Кто занял пост министра иностранных дел в 1856 году?
Ответ: Александр Михайлович Горчаков.
- Каково было положение России на международной арене после Крымской войны?
Ответ: Правительство России стремилось поднять свой статус на международной арене после невыгодного Парижского договора 1856 года. После поражения армии Наполеона III в войне с Пруссией Россия восстановила свое право размещать флот на Черном море.
- Когда был создан «Союз трех императоров», и какие страны в него входили?
Ответ: «Союз трех императоров» был создан в 1873 году правительствами стран России, Австрии, германии.
- С какой целью создавался этот союз?
Ответ: Россия заключила данный союз с целью восстановления своего влияния на мировую политику, а также желая не допустить заключения союзного договора между Германией и Австрией.
Учитель:
Проведем капитанский конкурс. Каждому капитану будет дано задание, на выполнение которого отводится 5 минут.
Задание 1
Какова была политика Российского правительства на Дальнем Востоке?
Ответ: К началу правления Александра II на Дальнем Востоке назрела проблема, касающаяся необходимости установления границ между двумя государствами: Россией и Китаем. По Айгунскому договору 1858 года левобережье реки Амур признавалось Российской территорией, а правый берег – территорией Китая. Так называемая Уссурийская территория (от реки Уссури до моря) переходила в общее пользование двух стран. Но вскоре ее статус был изменен по пекинскому договору 1860 года. Она вошла в состав России, в результате чего была установлена граница между Китаем и Россией.
Россия заключила ряд соглашений и с Японией. Так, по договору 1855 году, заключенному в городе Симода, северная часть Курилов отдавалась во владение России, остров Сахалин сохранял статус совместного владения России и Японии. В 1875 году ситуация меняется. Был заключен новый договор, по которому Россия получила Сахалин, а Япония – Курилы.
Задание 2
Какова была политика Российского правительства на среднеазиатском направлении?
Ответ: Среднеазиатская граница всегда подвергалась нападениям со стороны кочевых племен, населявших Какандское, Хивинское, Бухарское ханства. Российское правительство было заинтересовано в присоединении среднеазиатских земель. Во-первых, среднеазиатские земли позволили бы разрешить проблему малоземелья Европейской части России. Во-вторых, среднеазиатские земли могли связать Россию с другими странами – такими, как Иран, Афганистан, Китай, Индия. Все три ханства были непрочными образованиями, что давало Российскому правительству определенные преимущества. С 1865 года начинаются столкновения с Кокандским ханством. Русские войска были лучше вооружены и организованы по сравнению с кокандскими войсками. Это привело к тому, что в 1876 году Кокандское ханство перестало существовать, а на его месте была создана Ферганская область. Эта область стала составной частью Туркестанского генерал-губернаторства.
Судьбы Хивинского и Бухарского ханств немного отличались от судьбы Кокандского ханства. Они попали под власть России на правах автономии. Иначе складывались отношения России с Туркменией. Часть населения последней по собственному желанию перешла в подданство России. Окончательное же присоединение Туркмении к России ознаменовалось падением крепости Геок-Тепе в 1881 году.
Учитель: Каково содержание Сан-Стефанского договора?
Ответ: По Сан-Стефанскому договору Болгария провозглашалась автономным княжеством с формой правления в виде конституционной монархии. Сербия, Черногория, Румыния получили ряд территорий и независимость. Россия вернула себе Южную Бессарабию и Карс.
Учитель: Каковы были результаты Берлинского конгресса?
Ответ: Южная Болгария и Македония передавалась Турции, Сербия и Черногория были лишены части территорий. Австро-Венгрия получила право на оккупацию Боснии и Герцеговины, Англия – Кипра.
Учитель: А сейчас проверим знания дат:
1. Назовите годы Правления Александра II (1855-1881 гг.)
2. В каком году был основан город Владивосток? (1860 г.)
3. В каком году был основан город Алма-Ата (1854 г.)
4. В каком году Россия продала Аляску США? (1867 г.)
5. Назовите дату проведения Берлинского конгресса (Лето 1878 года)
Учитель: Теперь давайте подведем итог нашего урока – игры. Пока жюри подсчитывает очки, сделаем краткий вывод. Европейские страны старались не допустить чрезмерного усиления России. Это повлекло за собой сохранение зависимости ряда стран от Турции. Однако русско-турецкая война показала, что славянский народ способен бороться за свою свободой.
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
28 03 2024 16:22:28
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
27 03 2024 19:10:55
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
26 03 2024 8:22:30
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
25 03 2024 13:34:22
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
24 03 2024 5:41:28
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
23 03 2024 18:17:11
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
22 03 2024 6:34:14
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
21 03 2024 5:37:48
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
20 03 2024 18:23:42
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
19 03 2024 1:38:24
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
18 03 2024 20:30:48
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
17 03 2024 13:35:34
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
16 03 2024 10:17:40
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
15 03 2024 16:30:13
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
14 03 2024 7:36:10
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
13 03 2024 6:58:17
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
12 03 2024 9:55:34
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
11 03 2024 16:12:44
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...
10 03 2024 8:39:52
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
09 03 2024 20:19:32
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
08 03 2024 20:39:54
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
07 03 2024 17:51:53
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом. ...
06 03 2024 3:54:13
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
05 03 2024 13:20:22
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
04 03 2024 7:48:25
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
03 03 2024 9:30:18
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
02 03 2024 20:45:45
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
01 03 2024 6:43:45
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
29 02 2024 12:50:14
Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
28 02 2024 7:52:46
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
27 02 2024 22:30:55
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
26 02 2024 14:40:57
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
25 02 2024 16:12:24
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
24 02 2024 2:55:26
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
23 02 2024 13:56:58
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
22 02 2024 20:45:30
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
21 02 2024 18:39:48
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
20 02 2024 17:53:39
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
19 02 2024 21:33:53
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
18 02 2024 18:53:49
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
17 02 2024 4:41:20
Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
16 02 2024 5:15:16
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
15 02 2024 17:12:58
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
14 02 2024 4:24:19
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
13 02 2024 8:27:32
В статье приводится пример урока-диспута. ...
12 02 2024 10:18:30
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
11 02 2024 8:51:27
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
10 02 2024 12:20:31
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
09 02 2024 7:27:46
В ходе урока учащиеся получают представление о зарождении демократии в Афинах. Знакомятся с реформами Солона и значением его законов, развивают умение работать с исторической картой; умение различать добро и зло. Урок предусматривает различные виды деятельности учащихся: беседа, работа со схемой, с учебником, с таблицей, с иллюстрациями, решение кроссворда. На уроке используются технологии: частично-поисковая, индивидуальная, развивающего обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения....
08 02 2024 18:42:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::