Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"
Форма урока: интеллектуальная игра.
Цель урока.
- Закрепление знаний, полученных на уроках, посвященных истории Великой Отечественной войны, углубить знания учащихся о героях войны.
- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности.
- Развитие любознательности и познавательного интереса.
- Развитие умения применять на пpaктике полученные знания.
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своей Родины.
- Воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности.
- Воспитание коммуникативных способностей.
- Материально-техническое оснащение
- Выставка книг и плакатов, посвященных Великой Отечественной войне.
- Мультимедийное оборудование, проектор, презентация игры.
Участники игры: 4 комaнды учащихся 9-х классов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Объяснение правил игры.
II. Игра.
Этапы игры
1. Брейн-ринг
2. Музыкальный конкурс
3. Узнай героя
4. Имена московских улиц (домашнее задание)
5. Поэтическая кольцовка (домашнее задание)
Первый тур. Брейн-ринг.
1.Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах Великой Отечественной войны? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?
Ответ: “Говорит Москва…”, Юрий Левитан.
2. Советские люди привыкли к парадам 9 мая и 7 ноября. А этот парад состоялся 24 июня. Что вам известно об этом параде?
Ответ: Чтобы победить в Великой Отечественной войне, понадобилось без малого четыре года. Готовили Парад Победы полтора месяца. 24 июня 1945 года Г.К.Жуков принимал на Красной площади Парад Победы.
3.Какие слова начертаны на могиле Неизвестного солдата в Москве?
Ответ: В мае 1967 года прах неизвестного солдата перевезли из-под Москвы в столицу. Группа творцов во главе со скульптором Томским соорудила у Кремлевской стены мемориал, украшенный надписью “Имя твое неизвестно, подвиг твой бесcмepтен…” Одно плохо: еще не погребены тысячи неизвестных солдат, павших на Великой войне.
4.“…Ребята, он горит!!!” – кричал юный наводчик. Пацаны – курсанты пехотного и артиллерийского училищ с 5 октября сражались на Ильинском рубеже обороны. Несколько маленьких дотов, траншеи и мальчишки по 18-19 лет. Чуть больше двух тысяч ребят. Вот и весь рубеж. Им приказали задержать танки дней на 5-6. И они держали. 100 танков и свыше 5 тысяч фашистов дальше рубежа не прошли. То, что осталось от 19-й танковой дивизии вермахта, прокатилось по трупам наших ребят. Но… через 12 дней.
Назовите битву и дату сражения.
Ответ: Московская битва
Оборонительное сражение под Москвой началось 30 сентября – 2 октября 1941 года.
5. Почему же очередную годовщину Московской битвы мы всегда отмечаем 5 декабря?
Ответ: 5-6 декабря 1945 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Победа под Москвой была решающим военным событием первого года войны и первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне.
6. В приказе немецкого комaндования от 14 августа говорилось: “Русские имеют автоматическую и многоствольную огнеметную пушку. Выстрел производится электричеством. При захвате таких пушек немедленно сообщать”. Гитлеровцы спешно сформировали специальную диверсионную группу, которая должна была, во что бы то ни стало захватить или открыть секрет русской “огнеметной пушки”.
О каком оружии идет речь? Какое название дал этому оружию народ?
Ответ: Полевая реактивная артиллерия залпового огня; paкетное оружие – минометы Р.С. (реактивные снаряды). Народ любовно называл их “катюшами” из-за заводской марки – буквы “К” на первых машинах, изготовленных на московском заводе “Компрессор”. “Катюши” успешно использовались в битве под Москвой. Огненный смерч, который производил боевые paкеты, сжигал все.
7. Осенью и зимой 1941 года в Москве были ужесточены требования к маскировке. Обязанности по маскировке были четко распределены между представителями гражданских специальностей. Маскировкой существующих объектов занимались архитекторы. Созданием ложных объектов занимались художники-декораторы.
Кто проверял качество маскировочных работ?
Ответ: Летчики.
8.Назовите автора знаменитого плаката “Родина-мать зовет”.
Ответ: Иpaклий Моисеевич Тоидзе
9. Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А.Суркова к жене?
Ответ: “Землянка”. Сурков Алексей Александрович
(1899-1983), поэт, общественный деятель. С начала и до конца войны был на политической и газетной работе. “Фронтовой бродяга-газетчик, я в любом блиндаже родня”, - говорил о себе Сурков. Созданную им трагической осенью 1941 года знаменитую “Землянку” пела вся страна.
10. С конца 1942 года у Гитлера начали дрожать правая рука и нога. Он старался скрыть свой усиливающийся недуг, на виду у всех прижимая ногу к какому-либо предмету; правую руку удерживал левой. С начала войны он постарел лет на 15.
В результате каких событий у Гитлера ухудшилось состояние здоровья?
Ответ: Сталинградская битва. Контрнаступление советских войск под Сталинградом
(19.11.1942 – 2.02.1945). В ходе Сталинградской битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, т.е. четвертую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
11. В газовых камерах этого концлагеря и другим путем было уничтожено более 4 миллионов человек. Шеф гестапо Гимлер выразил благодарность коменданту лагеря за то, что тот сумел организовать истрeбление 6 тысяч людей в день, имея всего четыре газовые камеры.
Назовите концлагерь. Какие еще концлагеря, созданные фашистами, вам известны?
Ответ: Освенцим
Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк, Маутхаузен.
12. Он создал самолет по прозвищу “летающий танк”.
Ответ: Сергeй Ильюшин. Бронированного штурмовика ИЛ-2 как огня боялись фашисты.
ИЛ-4 служил дальним бомбардировщиком.
13. Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса, Волгоград (Сталинград). Что объединяет эти города?
Ответ: Эти города стали первыми городами-героями. Город-герой – высшая степень отличия, присваиваемая за героизм и мужество защитников. 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомaндующего названы городами-героями Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. В числе других городов-героев Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, крепость-герой Брестская крепость.
Второй тур. Музыкальный конкурс.
Незабываемые песни суровых военных лет. Значение этих песен трудно переоценить. Они поднимали боевой дух солдат на фронте, давали надежду тем, кто трудился в тылу.
Задание. Сейчас прозвучат песни военных лет (по одному куплету). Определите
название песни (1 балл), автора или исполнителя (1 балл)
1. “Давай закурим” музыка М.Табачникова, стихи И.Френкеля, исполняет К.Шульженко.
2. “Священная война” муз. А.Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача, исп. Краснознаменный ансамбль Советской Армии.
3. “Катюша” муз. М.Блантера, ст. М.Исаковского, исп. А.Герман
4. “Синий платочек” муз. Е.Петербургский, ст. М.Максимова, исп. К.Шульженко.
5. “Песня защитников Москвы” муз. Б.Мокроусова, ст. А.Суркова, исполняет Краснознаменный ансамбль Советской Армии.
6. “В землянке” Муз. К.Листова, ст. А.Суркова, исп. Л.Барашков.
7. “Темная ночь”, ст. Н.Богословского, ст. В.Агатова, исп. Л.Утесов.
Третий тур. “Узнай героя”.
1. Кому из героев битвы под Москвой принадлежат слова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”?
Ответ: В тяжелых кровопролитных боях за Москву 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково среди многих воинских частей отличилась 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова. В ее составе находилось 28 героев. Уничтожив 18 танков и десятки фашистов, бойцы не пропустили врага. Все 28 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 23 из них – поcмepтно. Комaндовал группой панфиловцев политрук роты Василий Ге opгиевич Клочков, которому принадлежат знаменитые слова, ставшие нерушимой клятвой. Будучи тяжело раненным, Клочков бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб cмepтью героя.
2. 27 января 1942 года в газете “Правда” был опубликован очерк Петра Лядова “Таня”.
Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини-партизанки.
Ответ: Зоя Космодемьянская (1923-41) – партизанка, Герой Советского Союза (1942, поcмepтно). Ученица 201-й средней школы г. Москвы; добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Ей было всего 17 лет. При выполнении боевого задания схвачена фашистами и казнена в деревне Петрищево (Московская обл.)
3. На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран! После этого летчик сбил еще 5 вражеских самолетов.
Ответ: Талалихин Виктор Васильевич (1918-1941) зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в которой служил. Герой Советского Союза. Погиб cмepтью храбрых в воздушном бою около Подольска.
За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история Великой Отечественной войны не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска!
4. Этот разведчик информировал центр о немецких военных и государственных секретах, а главное, о намерениях императорской Японии. Самой ценной стала его информация о том, что Япония категорически отказалась от планов нападения на СССР, т.к. она обратила свои усилия на юг. Япония намеревалась начать войну с США. Эта информация позволила в самые драматические дни обороны Москвы, в ноябре-начале декабря 1941 года, перебросить под Москву войска из Сибири и Дальнего Востока, где они находились в ожидании японского вторжения. Именно свежие сибирские дивизии помогли Красной Армии перейти в наступление под Москвой 5 декабря 1941 года.
Кто он? Какова его дальнейшая судьба?
Ответ: Рихард Зорге (1895-1944), советский разведчик, Герой Советского Союза (1964), с 1919 г. члeн компартии Германии. В 1942 году был разоблачен японской контрразведкой и арестован. 7 ноября 1944 года, когда до победы оставалось всего несколько месяцев, разведчик был казнен.
5. С 1942 года в одном из партизанских отрядов Украины находился советский разведчик. Отлично владевший немецким языком, он в форме фашистского офицера неоднократно проникал в столицу “новой Украины” Ровно. В 1943 году он добился приема у рейхскомиссара Украины Коха. Планировалось убийство палача украинского народа, но оно не удалось. Однако ему посчастливилось узнать от фашиста о готовящемся летнем наступлении под Курском. Назовите имя разведчика.
Ответ: Кузнецов Николай Иванович (1911-44), Герой Советского Союза (1944).
6. Отважный разведчик, в начале войны под именем Бадаева возглавил разведывательно-диверсионный отряд, оставленный в тылу фашистских войск. Отряд размещался в катакомбах под Одессой. Но зимой 1942 года произошел провал, отважный разведчик и некоторые другие подпольщики были схвачены. Героев подвергли жестоким пыткам и приговорили к расстрелу. После оглашения приговора прокурор заявил, что осужденные могут подать прошение о помиловании. На что Бадаев воскликнул: “У нас есть только один суд – советский, только одно правительство – в Москве. Мы – русские, и на своей земле помилования у врагов не просим!” Назовите подлинное имя героя.
Ответ: Владимир Александрович Молодцов (1911-42), Герой Советского Союза (поcмepтно).
7. Отважный летчик, в марте 1942 года его самолет был подбит и ему пришлось приземлиться в тылу врага. 18 суток он пробирался к своим. После ампутации обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Назовите имя героя, как сложилась его судьба?
Ответ: Маресьев Алексей Петрович (1916-2001), Герой Советского Союза (1943). После возвращения в строй участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике. За годы войны совершил 86 боевых вылетов. Стал прототипом главного героя повести Б.Н. Полевого “Судьба человека”.
8. Рядовой гвардейского стрелкового полка 23.02.1943 года в бою за деревню Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
Ответ: Матросов Александр Матвеевич (1924-43), лишившись родителей, воспитывался в детском доме, затем в трудовой колонии в Уфе. В армии с 1942 года.
Всего за годы войны совершено 215 таких подвигов. Среди них 17-летняя партизанка Римма Шершнева. Ни один из немецких солдат не отважился на подобное.
9. Генерал Советской армии был захвачен в плен в августе 1941 года. Немцы много раз предлагали перейти на их сторону. Ему сулили свободу и всяческие блага. Он решительно отказался. В нескольких лагерях cмepти (Майданек, Освенцим и др.) он продолжал вести антифашистскую работу среди военнопленных. Наконец, в морозный зимний день 1945 года у стены лагеря Маутхаузен, фашисты, поливая его водой из шланга, превратили его в ледяную статую.
Ответ: Генерал Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945), советский военный инженер, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза (1946).
10. Советский военачальник. Участник Первой мировой и гражданский войн. В 1939 году необоснованно репрессирован, восстановлен на службе в 1940 году. В Великой Отечественной войне войска под его комaндованием успешно действовали в Смоленском сражении 1941 го, в Московской, Сталинградской и Курской битвах, Берлинской операции. С 1944 года Маршал Советского Союза. Комaндовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 г.
Ответ: Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968)
11. Советский военачальник. В январе-июле 1941 года – начальник Генштаба Вооруженных сил, заместитель наркома обороны СССР. Сыграл выдающуюся роль в Московской битве. С августа 1942 года – первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомaндующего, координировал действия фронтов в Сталинградской битве, по прорыву блокады Ленинграда, в битвах под Курском и за Днепр, в Белорусской и других операциях. 9 мая 1945 года принял в Берлине капитуляцию вооруженных сил Германии.
Ответ: Жуков Ге opгий Константинович (1896-1974), маршал (1943), четырежды Герой Советского Союза.
12. Советский военачальник. С сентября 1942 года комaндовал 62-й армией, прославившейся героической обороной Сталинграда.
Ответ: Чуйков Василий Иванович (1900-1982) – маршал (1955), дважды Герой Советского Союза.
Четвертый тур. “Имена московских улиц”.
Каждая комaнда подготовила по одному вопросу, посвященного героям, имена которых носят улицы Москвы. По описанию героя комaнда соперников должна определить название улицы.
Имена героев в названиях московских улиц
1) Улица Докукина названа в честь Ивана Архиповича Докукина.
Капитан, комaндир эскадрильи авиационного гвардейского полка. До войны жил в районе этой улицы, работал электросварщиком на заводе “Калибр”. Уничтожил семь самолетов и более ста автомашин противника. Герой Советского Союза. Погиб в бою за освобождение г. Шахты.
2) Улица Гастелло названа в честь отважного летчика Николая Францевича Гастелло. Капитан, комaндир эскадрильи, участник боев с японскими захватчиками у реки Халхин-Гол. Погиб в начале Великой Отечественной войны, направив свой горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. За этот подвиг ему поcмepтно было присвоено звание Героя Советского Союза.
3) Молодогвардейская улица названа в память героев-комсомольцев, члeнов подпольной молодежной организации “Молодая гвардия”, боровшейся с гитлеровцами в г. Краснодоне. Их героический подвиг нашел яркое отражение в романе А.Фадеева “Молодая гвардия”.
4) Улица Доватора названа в память Героя Советского Союза, участника разгрома немцев под Москвой Льва Михайловича Доватора. Он комaндовал отдельным кавалерийским соединением, совершившем в августе-сентябре 1941 года рейд по тылам противника в районе Смоленской области и кавалерийским корпусом, прикрывавшим от противника шоссе Волоколамск-Москва. Погиб в бою под Рузой.
5) Улица Галушкина названа в память Героя Советского Союза Бориса Лаврентьевича Галушкина. Добровольцем ушел на фронт с 4 курса Московского института физической культуры. В боях под Ленинградом был дважды тяжело ранен. В 1943 году направлен во главе отряда “Помощь” в Белорусский партизанский край, где участвовал во многих боевых операциях. Погиб в 25 лет.
Пятый тур. “Поэтическая кольцовка”.
Каждая комaнда читает по одному четверостишию стихов, посвященных Великой Отечественной войне. Выигрывает та комaнда, которая знает больше стихов.
Если участники прочитают свои произведения, это особо отмечается жюри.
III. Заключительная часть урока.
Подведение итогов игры.
Заключительное слово учителя о значении Великой Победы.
Список использованной литературы:
1. “Великая Отечественная война” Энциклопедия для школьников, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000.
2. И.И.Долуцкий “Отечественная история. 20 век”, учебник для 10-11 классов, “Мнемозина”, 1996.
Приложение №1. Презентация игры.
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
18 03 2024 23:13:51
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
17 03 2024 11:44:56
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
16 03 2024 2:36:24
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
15 03 2024 22:50:43
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
14 03 2024 8:56:37
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
13 03 2024 22:37:16
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
12 03 2024 0:25:36
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
11 03 2024 4:55:55
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...
10 03 2024 7:52:21
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
09 03 2024 19:20:48
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
08 03 2024 7:55:16
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
07 03 2024 4:26:17
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
06 03 2024 10:14:16
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
05 03 2024 2:18:18
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
04 03 2024 5:15:53
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
03 03 2024 23:11:21
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
02 03 2024 11:21:48
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
01 03 2024 0:16:16
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
29 02 2024 17:32:20
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
28 02 2024 20:16:31
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
27 02 2024 23:48:52
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
26 02 2024 10:40:47
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
25 02 2024 0:56:18
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
24 02 2024 10:16:15
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
23 02 2024 17:14:59
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
22 02 2024 8:38:37
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
21 02 2024 21:24:51
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
20 02 2024 5:27:20
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
19 02 2024 4:40:29
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
18 02 2024 7:50:35
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
17 02 2024 11:33:48
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
16 02 2024 15:41:58
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
15 02 2024 22:19:10
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
14 02 2024 21:50:52
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
13 02 2024 1:44:57
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
12 02 2024 19:16:46
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
11 02 2024 17:53:33
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
10 02 2024 23:40:24
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
09 02 2024 1:33:47
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
08 02 2024 16:24:35
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
07 02 2024 11:22:28
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
06 02 2024 17:57:23
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
05 02 2024 8:18:57
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
04 02 2024 17:52:58
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
03 02 2024 20:49:17
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
02 02 2024 2:53:38
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
01 02 2024 23:51:39
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
31 01 2024 20:26:36
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...
30 01 2024 0:32:59
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
29 01 2024 4:41:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::