«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс
Цели урока:
- Образовательная: Повторить и закрепить с учащимися основные положения темы деятельность.
- Развивающая: Сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на пpaктике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни школьника). Отработать навыки создания типологии социальных явлений.
- Воспитательная: Обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора. Подтолкнуть школьников к анализу структуры их деятельности, места общения, труда, игры в ее структуре
План урока.
- Деятельность… Такая простая и сложная. Фаза вызова.
- Структура и виды деятельности. Фаза осмысления.
- Письменная работа. Фаза обобщения.
Ход урока
I. Фаза вызова (Приложение 1. Слайд-фильм по всему содержанию урока).
Задача первого этапа урока: Формирование интереса к повторению темы «деятельность», актуализация имеющихся знаний.
Деятельность учителя:
Стимулирует деятельность учащихся:
- Формулирует проблему урока.
- Предлагает различные варианты мотивации повторения: подготовка к экзаменам; интерес к отдельным аспектам темы и тд.
Напоминает о роли деятельности в жизни человека и общества.
Преподаватель предлагает раздаточный материал (Приложение 2). Чтобы избавить учащихся от записи материала в тетради, автор предлагает использовать специально отобранные фрагменты презентации, распечатанные в режиме «Выдачи» по четыре слайда на странице (Рисунок 1).
Рисунок 1
Деятельность учащихся:
- Вспоминают известную им информацию по теме «деятельность».
- Осмысливают проблему урока.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
- Устойчивый интерес к теме урока.
- Заинтересованность в процессе повторения.
- Потребность ответить на вопросы преподавателя.
II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения.
Задача второго этапа урока: Повторение таких разделов темы как:
- Понятие деятельности;
- Структура деятельности;
- Виды деятельности. Многообразие типологий этого социального понятия.
Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии видов деятельности.
Деятельность учителя: Задает вопросы в соответствии с планом урока. Знакомит с новой информацией: слайд-шоу, биографические данные И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга.
Йохан Хёзинга – автор книги «Человек играющий». Он считал, что человек является человеком, поскольку обладает способностью по своей воле выступать и пребывать субъектом игры. Противоположность игры – бескультурье и варварство. Игра в большей степени, чем труд, была формирующим элементом человеческой культуры. Игра – это свобода человека и воодушевление от своих возможностей. Это дает простор жизненным силам, стимулирует совершенствование человека.
Формулирует наводящие и проблемные вопросы. Прежде всего, вопрос о правоте Канта и Макиавелли.
Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в философии и в реальной жизни.
Деятельность – специфическая человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек создает мир вокруг себя, творит историю, формирует себя самого.
Деятельность – процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует свой мир, делая тем самым себя деятельным субъектом, а мир – объектом деятельности.
«Поступай так, что бы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» И. Кант. Этика Канта априорна и абсолютна. Для него важна самоценность каждой личности, которая не должна приноситься в жертву даже во благо всего общества.
Н. Макиавелли, стремясь к преодолению феодальной раздробленности, допускал для достижения цели варварские средства. В политической борьбе считал допустимым ради великой цели пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывая вероломство и жестокость правителей в борьбе за власть. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях, когда ее применяют сразу и по соображениям безопасности». Николо Макиавелли.
Жители Флоренции похоронили Макиавелли в соборе Святого Креста. Рядом гробницы Микеланджело, Галилея, Россини. На памятнике надпись: «Имя его выше всяких похвал».
Кант был похоронен в Кафедральном соборе Кенигсберга. В настоящее время его могила находится на территории нашей страны, в Калининграде.
Деятельность учащихся:
- Работают с информацией на экране, учебником, раздаточным материалом.
- Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
- Спорят, отстаивая свою точку зрения.
(Рисунок 2).
Рисунок 2
Предполагаемый результат второго этапа урока:
- Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
- Развитие познавательных навыков.
- Переживание ситуации нравственного выбора (Рисунок 3).
Рисунок 3
III. Фаза обобщения, рефлексии.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
Деятельность учителя:
- Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
- Просит ответить на вопросы письменной работы (Рисунок 4, Приложение 3).
Рисунок 4
Деятельность учащихся:
- Обобщают и систематизируют знания по теме «деятельность».
- Отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицы в письменной работе, Обобщенные и систематизированные знания:
- Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
- Мотивация к работе на следующих уроках.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
- Обобщенные и систематизированные знания:
- Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
- Мотивация к работе на следующих уроках.
Оборудование: Проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, листы с вопросами письменной работы:
Литература:
- Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2006.
- Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М., 2003.
- Справочные материалы по обществознанию. Для подготовки к экзаменам. Под ред. В.В. Бapaнова, В.Г. Зарубина. М., 2004.
- Гулыга А.А. Кант. М., 1994.
- Философия XX века. Учебное пособие. М., 1997.
- Йохан Хёйзинга Человек играющий. СПб., 2007.
- Николо Макиавелли «Государь». М., 1990.
- Фотографии автора.
- Ресурсы сети интернет.
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
28 03 2024 3:40:54
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
27 03 2024 17:16:47
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
26 03 2024 22:14:27
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
25 03 2024 7:58:45
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
24 03 2024 19:33:11
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...
23 03 2024 18:20:15
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
22 03 2024 10:44:47
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
21 03 2024 19:40:24
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
20 03 2024 3:54:21
Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
19 03 2024 1:16:41
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
18 03 2024 9:12:58
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...
17 03 2024 1:52:49
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
16 03 2024 20:29:21
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
15 03 2024 10:57:47
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
14 03 2024 7:56:46
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
13 03 2024 17:29:23
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
12 03 2024 20:48:29
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
11 03 2024 1:53:55
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...
10 03 2024 8:55:43
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
09 03 2024 18:39:14
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
08 03 2024 4:24:44
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
07 03 2024 2:42:30
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
06 03 2024 13:51:26
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
05 03 2024 4:18:40
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
04 03 2024 12:41:41
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
03 03 2024 12:23:15
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
02 03 2024 10:44:18
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
01 03 2024 9:27:15
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
29 02 2024 6:19:37
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...
28 02 2024 8:29:43
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
27 02 2024 13:50:30
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br> Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p> ...
26 02 2024 22:32:45
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
25 02 2024 15:51:58
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
24 02 2024 23:53:34
Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей. ...
23 02 2024 12:59:47
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
22 02 2024 22:59:45
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
21 02 2024 5:50:10
Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
20 02 2024 20:56:59
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
19 02 2024 21:14:39
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
18 02 2024 14:11:43
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
17 02 2024 18:38:11
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
16 02 2024 8:10:35
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
15 02 2024 8:26:32
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
14 02 2024 9:16:43
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
13 02 2024 2:38:17
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
12 02 2024 10:29:15
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
11 02 2024 0:14:10
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
10 02 2024 13:39:28
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
09 02 2024 6:13:43
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
08 02 2024 14:54:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::