Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"
Цели урока:
- выработать у учащихся негативное отношение к курению, разъяснить, какой вред организму человека наносит табачный дым, информировать об уголовной и административной ответственности за употрeбление, распространение, изготовление и приобретение наркотических веществ;
- развивать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению и употрeблению наркотических средств, развивать представление о воздействии никотина на жизнь и здоровье человека;
I. Вступление.
Звучит песня “Дым сигарет с ментолом…”
II. Сообщение темы и цели урока.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О вреде курения, сигаретах, о никотине, о заболеваниях)
Действительно, мы сегодня поведем разговор о курящих и некурящих.
Слайд 1. Тема нашего урока: “Безвредных сигарет не бывает”. Презентация
Исходя из темы урока, давайте определим цели:
Слайд 2.
- узнать о влиянии никотина на организм человека, об опасности дыма для здоровья человека;
- выявить связь между курением и здоровьем;
- сформировать собственную позицию по отношению к табакокурению.
Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек. Табак, употрeбляемый в любом виде, представляет серьезную угрозу для здоровья человека. Сигаретный дым наносит вред и тем людям, которые находятся рядом с курильщиком. Немногие привычки имеют столь вредные последствия для здоровья, как курение сигарет.
III. Изучение нового материала.
А) Растение табак.
Из чего состоит сигарета? (Из табака)
Слайд 3.
Что такое табак?
Слайд 4.
ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол.
Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.
Табак представляет собой высушенные листья растущего в Америке в естественных условиях растения.
Табак:
- травянистое растение из семейства пасленовых, обычно с крупными листьями;
- высушенные и изрезанные или растертые листья этого растения, употрeбляемые для курения, нюхания.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка.)
О растении табака расскажет … (Рассказ подготовленного ученика)
Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени.
Б) История табакокурения.
А откуда это растение появилось у нас в России?
Послушайте рассказ из истории этого вопроса и подготовьтесь к викторине. (Рассказ подготовленного ученика)
Более 4-х столетий назад жители Западной Европы были потрясены чудовищным зрелищем: видом людей, пускающих вонючий дым изо рта и носа. Такое умение демонстрировали исследователи, вернувшиеся из Америки. Почти до XVI в. подавляющее большинство землян понятия не имели о табаке. Но вскоре он быстро проник в Малую Азию, Индию, Индонезию, Китай, Японию и достиг островов Океании. С табачным зельем в давние времена жестокая борьбы. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, били заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России тоже пытались запретить, курение каралось жесткой поркой и ссылкой в Сибирь. В царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа или ушей. Но Петр I превратил курение в модное занятие. Именно при Петре I появились первые табачные фабрики. Мощное производство табака давало огромные доходы. Курение было привлекательным. В 1828 году из табака выделили специфическое вещество: никотин. Его назвали по имени французского посла при лиссабонском дворе Жана Нико, который переслал на родину семена табака в 1560 г. в подарок своей королеве Екатерине Медичи.
Слайд 5. Из истории вопроса.
- Какое вещество в 1826 году выделили из табака? (Никотин)
- Кто открыл никотин? (Жан Нико)
- Каким было первоначальное отношение к курению в России? (Курение пытались запретить, курение каралось жесткой поркой и ссылкой в Сибирь)
- Кто одобрил курение? (Петр I)
- Откуда привезли табак? (Из Америки)
В) Работа с однокоренными словами.
Слово табак часто встречается в нашей речи. Назовите однокоренные слова к этому слову.
Слайд 6. Табак.
- Табачок; табачный.
- Табакерка (табакерочный) – коробочка для табака.
- Табаковод (табаководческий) – специалист по табаководству.
- Табанить – грести обратно для движения кормой вперед или для поворота.
- Табачище то же, что и табак.
- Табачник (табачница) – работник табачной промышленности; человек, который курит или нюхает табак (устар.).
- Табаководство – разведение табака как отрасль сельского хозяйства.
- Табакокурение.
Посмотрите на слайд и назовите лишнее слово (Табанить - грести обратно)
Слово табак можно встретить в поговорках и пословицах. Может, кто сможет привести пример.
Дело - табак. Когда так говорят? (Плохо дело)
Г) Анализ анкет учеников школы.
Давайте проанализируем анкеты учащихся нашей школы и выясним на самом деле: курить – это плохо или хорошо.
Как же ученики школы относятся к курению?
Слайды 7, 8, 9.
Вопросы | 5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
9Б |
10 |
11А |
11Б |
Всего |
1. Вы курите да нет |
21 4 17 |
22
22 |
21 1 20 |
21 1 20 |
17 1 16 |
14
14 |
15 3 12 |
14 6 8 |
24 8 16 |
20 11 9 |
13 3 10 |
13 6 7 |
13 2 11 |
228 46 182 |
Почему люди курят: из любопытства; чтобы казаться взрослым; за компанию; подражая моде; чтобы похудеть; чтобы сосредоточиться |
5 12 11 3
4 |
4 18 11 8
2 |
4 15 12 12 1 2 |
2 17 14 10 1 |
3 16 12 3
1 |
2 6 7 6 1 2 |
4 13 14 5 2 1 |
6 8 9 4 1 4 |
10 17 6 1 5 |
4 6 11
1 2 |
5 5 11 1 3 3 |
6 9 10 3 3 3 |
5 4 11 2 2 3 |
50 139 150 63 16 32 |
По результатам анкетирования сделайте вывод.
- Из любопытства - Это горько.
- Чтобы казаться взрослым - Это смешно, не все взрослые курят.
- Подражая моде - На Западе это уже не модно.
- За компанию - А не стадное ли это чувство?
Итак, большинство учеников нашей школы не курят, а если и курят, то только за компанию. Среди ответов учащихся 9-х классов были и ответы:
- не могу бросить, зависимость;
- успокаивает, расслабляет,
- нравится, это способ занять время и только два ученика осознают, что это глупость.
А знаете ли вы, как эта глупость влияет на жизнь и здоровье человека?
Д) Влияние курения на жизнь и здоровье человека.
Слайд 10. Курение и красота.
Красота дeвyшки раскрывается к 20-25 годам, она расцветает. Но если дeвyшка курит с 14 лет, то к тому времени, когда она должна стать ослепительно красива, у нее тусклые безжизненные волосы, желтые ломкие ногти, серая дряблая кожа, ранние морщины.
Курение и внешний вид.
Курение отрицательно влияет на внешний вид. Оно вызывает пожелтение зубов и ногтей, а также увеличивает число морщин и приводит к синдрому “Лицо курильщика”, Многие люди считают, что курение помогает контролировать вес. Но на самом деле, бросив курить, в среднем люди набирают не более 3 кг. Правильная диета и физические упражнения помогут контролировать вес после того, как люди бросили курить.
Слайд 11. Курение и интеллект.
Со временем снижается умственная работоспособность. Подростки, рано начавшие курить, отстают в развитии от некурящих сверстников.
Слайд 12. Курение и общение.
Вряд ли неприятный запах изо рта и речь, сопровождающаяся “кашлем курильщика”, способствует приятному общению.
Курение и религия.
В большинстве мировых религий курение признается одним из “cмepтных грехов”.
Слайд 13. Курение и здоровье.
Никотин – один из сильнейших растительных ядов. Вызывает в организме человека кислородное голодание. Курение – главная причина возникновения paка легких и многих других заболеваний.
Слайд 14. Состав табачного дыма.
В ХХ веке выяснилось, что кроме никотина, в составе табачного дыма присутствуют окислы азота, цианистый водород, аммиак, синильная кислота, ацетон, кадмий, окись углерода, обширный набор канцерогенных, вызывающих paковые заболевания, соединений, а также радиоактивный полоний – 210.
Все эти вещества оказывают самое негативное влияние на организм человека.
Игра “Угадай крылатую фразу”
Я загадала фразу. Вы сможете ее назвать, если четко будете выполнять задания.
А) Табак - запишите последнюю букву.
Угарный газ – первая буква
Реакция – первая.
Отставание – последняя.
Никотин – седьмая
Аммиак – третья с конца слова.
Развитие – последняя буква. (Курение)
Б) В прилагательном вредный выпишите корень и добавьте окончание из слова звонит (ит). Запишите слово (вредит).
В) В притяжательном местоимении наш, первую букву замените на третью в алфавите. Из слова весеннему выпишите окончание. Запишите слово (вашему)
Г) Из пословицы в здоровом теле – здоровый дух выделите прилагательное и подберите к нему однокоренное существительное (здоровью).
Назовите фразу. Курение вредит вашему здоровью.
Где можно встретить эту фразу. (На пачке сигарет)
Слайд 15. Минздравсоцразвитие России предупреждает…
Большинство курильщиков не могут бросить курить из-за развития зависимости от никотина и в связи с этим возникают трудности, мешающие бросить курить. Несмотря на развивающуюся зависимость, есть ли шанс бросить курить, и стоит ли это сделать? Кто может в этом помочь? (Шанс, наверно, есть, и воспользоваться им стоит. В этом могут помочь родители, друзья, родственники)
Действительно, чем раньше попробовать бросить курить, тем больше шансов справиться с никотиновой зависимостью. Если самостоятельно бросить не получается, можно обратиться за помощью к врачам. А лучше – прежде чем “вступать в ряды курильщиков”, подумать какие последствия могут подстерегать вас в будущем.
Внимательно прочитайте вопрос на доске: Какие проблемы возникают у подростка, который курит?
- проблемы с родителями;
- где достать деньги?
- неприятный запах от одежды и волос; (запах от курения долго держится в волосах курильщика и при его дыхании. Не забывайте, что большинство граждан (особенно женщин) слабо переносят запах изо рта курильщика. Он не пройдет, пока вы не бросите курить.)
- курение тайком;
- в школе запрещено курить
Приходится оправдываться перед родителями, куда дел деньги?
Некоторые дeвoчки осуждают курящих мальчиков. А если эта дeвoчка нравится?
А какие проблемы могут возникнуть во взрослой жизни?
- проблемы со здоровьем;
- плохой пример для детей;
- ссоры с родственниками;
- запах от одежды, волос;
- трата семейного бюджета.
Слайд 16. Курение и семейный бюджет.
- В среднем пачка сигарет стоит 10 руб. В месяц на курение уходит 300 руб., а в год? (3600 руб.).
- На эти деньги можно было бы купить куртку или DVD-плейер или что-то еще.
- 2800 раз сыграть в видеоигру;
- Устроить мировую вечеринку: сводить в кино 30 своих друзей, а потом купить 20 пицц и наслаждаться ими, рассматривая новые комиксы.
- 126 часов 22 минуты проговорить по телефону с другом из другой страны.
- А если каждый год будете откладывать на банковский счет по 3500 рублей, да еще 5% начислений, то у вас через 20 лет будет 73500 рублей. А с такой суммой действительно будет весело.
Курение и этикет.
- В соответствии с общепринятыми правилами международного этикета курильщики обязаны считаться с некурящими особенно там, где это не отрегулировано официальными запретами. Прежде, чем зажечь сигарету, надо всегда в начале спросить согласия окружающих. Разумное желание бездымного воздуха тоже можно выразить дружелюбно. В любом случае совершенно недопустимо курение в местах, где вывешен знак “Не курить”.
- Нельзя курить в театре, кино, бензозаправочной станции, больничной палате, экзаменационной комнате; входя в частную квартиру, в учреждение, магазин, общественный трaнcпорт, во время торжественных заседаний, женщине – на улице.
- Не принято курить во время деловых заседаний, совещаний. Обычно объявляется перерыв на 5 минут, чтобы затем продолжить работу в кабинете, с чистым воздухом.
- Само собой, недопустимо курить, когда рядом находятся дети.
- Невежливо зажигать спичку и закуривать в то время, когда с вами разговаривают.
- Посещая кладбища, приближаясь к церкви, к школе, желательно воздерживаться от курения.
- Непозволительно бросать окурки на пол.
- Воздерживайтесь от курения в спальном помещении – пожалейте собственный организм, дайте ему нормально подышать хотя бы ночью.
- Нельзя идти под руку с женщиной и при этом еще и курить.
- Нельзя бросать окурок, если он не погашен. Нельзя оставлять дымящуюся сигарету в пепельнице в надежде на то, что она сама погаснет: пожар - слишком дорогая расплата за забывчивость.
- Правила хорошего тона не позволяют брать из пепельницы погасшую сигарету и зажигать ее вновь. Предпочтительно взять новую сигарету.
- Если вы курите на балконе, удержитесь от coблaзна бросить окурок вниз – это чревато и пожаром, и скандалом, и дурным мнением о вас со стороны приятелей.
- А еще лучше – постарайтесь вовсе не курить, здоровье станет лучше, а жизнь красочной.
Курильщики раньше времени стареют, болеют, умирают.
Задумывались ли вы, что у курящих людей может быть столько лишних проблем? Стоит ли вообще начинать курить?
Прочитайте стихотворение:
Я шел домой со спортзанятий.
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.Но ведь куренье – это вред.
И я сказал: “Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
Зачем травиться углеродом?”.
Как вы думаете, обиделся ли приятель на такой отказ от сигареты? (Нет, ведь мальчик вежливо отказался и объяснил причину)
Смогли бы вы также убедительно отказаться, четко объяснив причину отказа? (Да/нет)
Я предлагаю вам ситуацию, а вы попытайтесь ее обыграть.
Дима и Сергeй договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они увидели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сергею тоже закурить. Сергeй не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты и при этом не выглядеть “белой вороной” на фоне одноклассников?
(Можно сказать, что он занимается спортом и поэтому не курит. Или просто объяснить ребятам, что курить вредно, может быть они не знают, каковы последствия курения.)
Как вы думаете, влияет ли на здоровье некурящих людей табачный дым? (Влияет)
Какие ощущения вы испытываете, когда рядом с вами кто-то курит? (Слезятся глаза, тяжело дышать, возникает желание отойти от этого человека)
Как вы уже поняли и для некурящего человека табачный дым очень вреден.
Посмотрите, что происходит при курении сигареты?
Слайд 17. Что происходит при курении сигареты?
Сколько процентов вредных веществ уходит в атмосферу? (50%)
Слайд 18. Здоровье.
Анализ табачного дыма показал, что в той части, которая выделяется непосредственно в воздух при курении, содержание некоторых ядовитых веществ больше, чем в потоке курильщика. В ней в пять раз больше угарного газа и в три раза больше никотина. Людей, которые находятся рядом с курильщиком или в накуренном помещении и которые помимо своей воли вдыхают табачный дым, называют пассивными курильщиками.
Курение табака является одной из самых распространенных вредных привычек, представляющих серьезную опасность для здоровья не только курильщика, но и окружающих, т.е. пассивных курильщиков. Ежегодно в мире от болезней, связанных с употрeблением табака, умирает около 3 млн.человек, из них половину составляют женщины.
Что нам грозит? В российской Федерации курит около 50 % взрослого населения, а около 100000 россиян ежегодно умирают от курения. Ученые полагают, что в настоящее время на нашей планете насчитывается около миллиарда курильщиков. Заболевания, которые прямо или косвенно связаны с курением.
Курение и paк. Курение может вызвать paк в органах, которые вступают в соприкосновение с дымом, таких как легкие, горло и рот. Так как химические вещества из дыма проникают в кровь, paк может возникать во многих других органах. По данным ученых, в США, развитых странах Европы, а также в крупных городах России преобладают paк легких. Считается, что это результат загрязнения среды обитания промышленными отходами, выхлопными газами автомобилей и курения табака.
Что в крови у курильщика? Большое количество химических веществ попадает в кровь через легкие Окись углерода (точно такая же, как в автомобильном выхлопе!) замещает часть кислорода в крови. Это вызывает недостаток кислорода во всех органах, в том числе и в мозгу.
Курение и зрение. Медицинские исследования показали, что курение может стать причиной слепоты. В основном это происходит с пожилыми курящими от возрастного перерождения глазной оболочки.
Курение и слух. Исследование показало: курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Среди курящих людей в возрасте от 60 до 69 лет хуже слышать стали 56,4%. Среди некурящих слух ухудшился у 35,5%. Среди бросивших курить тугоухостью стали страдать 47,3%
Е) Правовые аспекты вопроса.
Слайд 19.
Курение – это не только вредная привычка, но и в некоторых случаях административное правонарушение. Согласно федеральному закону “Об ограничении курения табака”, в статье 18.1 Кодекса об административной ответственности – курение табака в общественных местах (в городском и пригородном трaнcпорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях, организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти) влечет за собой предупреждение или штраф в размере от 1/10 до 1/3 минимального размера оплаты труда.
Почему на ваш взгляд курение в перечисленных организациях запрещено? (Это не только неприятно, но и вредно для окружающих. Особенно в организациях здравоохранения, где находятся больные люди, в образовательных учреждениях – где дети)
Слайд 20.
Следующая статья 18.2 Кодекса об административной ответственности гласит: “Продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет на территории какой-либо области влечет за собой предупреждение или штраф от 1/10 до 1 минимального размера труда”.
Для чего была принята эта статья? (Чтобы ограничить доступ детей и подростков к покупке табачных изделий)
Этих мер достаточно для предупреждения курения детей и подростков? Что бы вы еще могли предложить? (Больше говорить о вреде сигарет, о последствиях. Запретить рекламу сигарет в любом виде)
Мы сегодня много говорили о том, насколько вредно курить, какие последствия ждут курильщиков в будущем, мы говорили о проблемах взрослых людей в семье, на работе. И когда человек длительное время не может справиться с этими проблемами, он курит сигареты одну за другой, увеличивая дозу никотина, чтобы успокоить нервы, отвлечься. В итоге сигареты уже не помогают. Что же он делает тогда? (Начинает злоупотрeбллять алкоголем, может пристраститься к наркотикам)
Действительно, человеку становится мало получаемого никотина, и он уже тянется к чему-то более сильному, например, к сигарете с марихуаной или коноплей. Как мы с вами уже говорили, наркотическая зависимость возникает очень быстро. Человек превращается из курильщика в наркомана. А в связи с этим у него возникает гораздо больше проблем с законом.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статья 20.20 часть 2 гласит “Потрeбление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потрeбление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в трaнcпортном средстве общего пользования, в других общественных местах – влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда”.
Более суровое наказание ждет за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, либо сбыт наркотических средств. Данные преступления рассматриваются в статье 228 Уголовного Кодекса РФ. За любое из них предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы от 3 до 15 лет. Также преступлением считается незаконное выращивание растений, содержащих наркотические вещества – ст.231 УК РФ. Посев, выращивание запрещенных к возделыванию растений наказывается лишением свободы на срок от 2 до 8 лет.
IV. Подведение итогов.
Какая информация, полученная вами на уроке, оказалась полезной? (Информация о пассивном курении, о том, что курильщик вредит не только своему организму, но и отравляет табачным дымом окружающих, в нашей стране существует ряд законов, ограничивающих табакокурение)
V. Выводы.
Сформулируйте свою позицию по отношению к курению. (Курить – это вредно, Курение вредит нашему здоровью)
Итак, какие выводы из нашего урока можем сделать:
Слайд 21. Выводы:
VI. Обобщение.
Тестирование
1) Родина табака:
А) Южная Америка;
Б) Южная Африка;
В) Южный полюс.
2) Кто обнаружил в табаке никотин?
А) Жан-Жак Руссо;
Б) Жань-Поль Бельмaндо;
В) Жан Нико.
3) К каким заболеваниям приводит курение?
А) к заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
Б) к заболеваниям гриппом;
В) к заболеваниям paка.
4) Каковы признаки острого отравления никотином?
А) горечь во рту;
Б) покраснение глаз;
В) кашель и головокружение;
Г) тошнота;
Д) покашливание;
Е) слабость и недомогание;
Ж) бледность лица.
5) К какому веществу, содержащемуся в табаке, быстро привыкает начинающий курильщик?
А) никотин;
Б) угарный газ;
В) фенол;
Г) мышьяк
6) Кто такой пассивный курильщик?
А) человек, выкуривающий до 2 сигарет в день;
Б) человек, выкуривающий одну сигарету натощак;
В) человек, находящийся в одном помещении с курильщиком.
7) Кого называют “курильщиками поневоле”
А) тех, кто находится в обществе курящих;
Б) тех, кого заставляют курить принудительно;
В) тех, кто курит в тюрьме.
Способность бросить вредную привычку зависит от человека: его собранности, воли.
Надо быть упopным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.
Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье – свое и близких!
И для тех, кто решит отказаться от курения, существует несколько способов.
Отказ от курения
- Поверьте в себя. Поверьте, что вы можете бросить. Вспомните самые сложные вещи, которые вы делали и осознайте, что у вас есть сила воли и решимость бросить курить. Все зависит от вас.
- В течение нескольких недель анализируйте, когда и почему вам хочется курить. Запишите причины выкуривания каждой сигареты.
- Запишите причины, по которым вам хочется курить, и все то положительное, что последует за этим. Настройте себя на окончательное решение – бросить курить.
- Назначьте для себя день отказа от курения, обведите его в календаре и с этого дня откажитесь от курения. Хорошо, если с вами бросят курить ваши друзья и курящие члeны семьи.
- В первые дни вместо сигарет сосите леденцы, карамель, жуйте жвачку, грызите орехи и семечки. Расслабляйтесь, снимая напряжение и желание курить.
- Посчитайте, какую кучу денег вы сэкономите за неделю, месяц, год. Можете откладывать их и пользоваться как поощрительным фондом. Радуйтесь, что вы не курите.
- В течение первых 4 недель – самых трудных для отвыкания – ешьте сколько хотите, но пусть это будет здоровая пища.
Помните!
Когда вы бросите курить …
- через 20 минут после последней сигареты – артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней;
- через 8 часов – нормализуется содержание кислорода в крови;
- через 2 суток – усилится способность ощущать вкус и запах;
- через неделю – улучшится цвет лица, исчезнем неприятный запах от кожи, волос, при выдохе;
- через месяц явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель;
- через полгода пульс станет реже; улучшатся спортивные результаты – начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок;
- через 1 год риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину;
- через 5 лет резко уменьшится вероятность умереть от paка легких по сравнению с теми, кто выкуривает пачку в день.
Приложения
А) Действие никотина на организм курильщика.
- оказывает негативное влияние на головной и спинной мозг, всю нервную систему в целом;
- снижает температуру кожи, обусловленное сужением кровеносных сосудов;
- увеличивает склонность к образованию тромбов, одновременно снижает эффективность иммунных механизмов;
- приводит к развитию самых сильных химических зависимостей;
- уменьшает мышечный тонус, что дает некоторым курильщикам чувство расслабления;
- может вызвать судороги;
- вызывает возбуждение мозга, депрессию, которая порождает желание ввести больше никотина;
- увеличивает активность кишечника (вызывает диарею);
- вызывает увеличение кровеносного давления и частоты сердечных сокращений.
Б) Первая помощь при отравлении никотином.
- Напоить пострадавшего водой (чаем или соком, но не содержащим газировку), ни в коем случае не давать молоко, помогающее усвоению организмом ядов.
- Вызвать рвоту (чтобы вывести яды из организма) для этого наклонить верхнюю часть туловища вперед, вызвать раздражение неба пальцем или чайной ложкой.
- Дать таблетку активированного угля (чтобы связать оставшийся в организме яд). Запивать таблетку можно водой или лимонадом.
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...
18 03 2024 8:15:31
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
17 03 2024 11:36:40
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
16 03 2024 22:35:44
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
15 03 2024 19:41:12
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...
14 03 2024 6:19:21
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
13 03 2024 5:42:13
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
12 03 2024 16:46:12
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
11 03 2024 7:33:56
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...
10 03 2024 6:13:19
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
09 03 2024 12:45:36
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
08 03 2024 10:35:33
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...
07 03 2024 22:51:23
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
06 03 2024 4:26:22
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
05 03 2024 16:27:33
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
04 03 2024 5:32:21
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
03 03 2024 0:59:46
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
02 03 2024 11:33:46
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
01 03 2024 11:26:20
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
29 02 2024 12:20:52
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
28 02 2024 23:10:23
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
27 02 2024 8:27:45
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
26 02 2024 1:13:50
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
25 02 2024 23:46:26
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
24 02 2024 16:50:35
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
23 02 2024 3:18:42
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
22 02 2024 16:46:13
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
21 02 2024 11:28:19
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
20 02 2024 21:38:33
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...
19 02 2024 10:16:59
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
18 02 2024 9:20:23
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
17 02 2024 17:17:17
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
16 02 2024 12:46:46
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
15 02 2024 10:32:44
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
14 02 2024 3:16:49
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
13 02 2024 2:57:45
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
12 02 2024 12:10:48
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
11 02 2024 13:13:12
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
10 02 2024 18:22:14
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
09 02 2024 12:21:32
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
08 02 2024 20:26:21
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
07 02 2024 8:26:46
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
06 02 2024 0:19:59
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...
05 02 2024 21:20:57
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
04 02 2024 8:27:51
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
03 02 2024 20:55:28
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
02 02 2024 11:38:37
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
01 02 2024 9:50:11
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
31 01 2024 13:56:39
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
30 01 2024 23:24:49
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
29 01 2024 22:56:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::