Использование нетрадиционных форм обучения на уроках истории
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний, нестандартные формы обучения. Использование нетрадиционных форм на уроках, позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. А ведь именно от активности учащихся, от их увлечённости предметом зависит качество образования.
Цель: формирование знаний о внутреннем положении России 2-ой половины XVII века.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить формирование понятий: «Соборное уложение», крепостное право, восстание.
- Способствовать пониманию учащимися причин Соляного, Медного бунтов, крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина.
- Проследить ход крестьянской войны;
- Сформировать понятие «бунташный век»;
- Усвоить основные положения «Соборного уложения».
Воспитательные: Формировать исторический опыт, и используя его, не совершать ошибок в будущем.
Развивающие:
- Умение работать с картой;
- Умение анализировать, решать проблемные вопросы, работать с историческими документами, делать выводы;
- Умение составлять драматизацию.
Форма урока: заочная экскурсия в музей «Истории народных движений середины и второй половины XVII века»
Оснащение:
- Карта «Народные движения 2- ой половины XVII века»;
- Исторические портреты
- Коллаж
Ход урока
Вводное слово учителя: Сегодня мы совершим экскурсию в музей «Истории народных движений середины - второй половины XVII века», где познакомимся с жизнью народных масс в данный период времени. Вспомним о реформах XVII века, которые привели к восстаниям. Будем говорить о выдающихся исторических личностях, сыгравших немалую роль в истории нашего государства. К концу урока вы должны знать причины народных движений, их лидеров и итоги.
Отправимся в путь! Вот, мы подошли к стенам музея. Вход в него нам преградил стражник, который требует выполнить задание (по определённым фактам определить, о какой исторической личности идет речь):
- При этом правителе были созданы приказы;
- Его воспитатель - Б.И. Морозов;
- Этого правителя называли «тишайший».
(Дети определяют, что речь идёт об Алексее Михайловиче (который правил с1645 году, в возрасте 16 лет, воспитывался Б. Морозовым, и впоследствии получивший прозвище «тишайший»).
Учитель: Время нашей экскурсии - время правления Алексея Михайловича. Все события, о которых мы будем говорить на уроке, происходили в годы его правления. В ходе урока вам необходимо составить таблицу по народным движениям 2- ой половины XVII века. В конце урока мы проверим вашу работу.
Таблица
Дата, событие |
Территория |
Причины |
Участники |
Итоги |
Описание экскурсии:
1 зал: « говорящие предметы»
На столе лежит соль.
Учитель, в роли экскурсовода, спрашивает, с какими событиями у ребят ассоциируется соль.
Рассказ ученика о соляном бунте.
2 предмет: Листок, свёрнутый в свиток.
Учитель: в музее хранится небольшой фрагмент, с какими- то надписями, часть их невозможно прочитать. Давайте восстановим исторический источник.
Летом… <1648 года> по стране разослали грамоты о созыве… < Земского собора>. Было решено составить…< Уложение>. Это первый… <кодекс законов> России, состоящий из 963 статей.
Работа с документом, анализ статей из «Соборного уложения».
(Учащиеся делают вывод о «Соборном уложении»: «Соборное уложение усилило позиции богатых в ущерб интересов низших сословий»).
3 предмет: медные деньги.
Учитель ставит познавательную задачу:
- Посмотрите сценку и определите, какое восстание произошло в 1662 году, выясните его причины, место действия, состав участников.
Сценка: (2 чеканщика)
Первый: Который год уж воюют друг против друга царь русский и король польский.
Второй: Велено чеканить вместо серебряных денег медные.
Первый: А, куда деваться - царский указ.
Второй: Но, ведь из казны служилому человеку иль кому другому жалование идёт медью.
Первый: А в казну подавай серебро!
Второй: Вань, да сколько их нужно чеканить. И так, в царские монетные дворы деньги, будто из мешка сыплют.
Первый: Оскудела торговля в Москве.
Второй: Оно и понятно - себе в убыток. Поскребёт мужик в затылке и не поедет больше торговать.
Первый: Голодно стало в городах. А налоги опять новые ввели.
Второй: Бунтует в Москве посадский люд.
(Заслушиваются ответы детей на ранее заданные вопросы.)
2 зал: «Восстание С. Разина».
Экскурсоводы рассказывают о С. Разине, восстании под его руководством.
Работа с картой.
Анализируя условные обозначения на карте, учащиеся определяют территорию охваченную восстанием и делают вывод о составе участников.
Работа с документом «Прелестная грамота» С.Т. Разина:
«Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу. Я выслал казаков, и вам заодно изменников выводить …и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам».
(Анализ исторического документа.)
Учитель: Почему грамоты назывались «прелестные»? Как восставшие относились к царю? Против кого в поход созывает С. Разин «кабальных и опальных».
Рассказ учителя: об осаде Симбирска, окончании восстания. Почему движение приобрело хаpaктер крестьянской войны? Чем закончилось народное движение?
(Учащиеся делают вывод о причинах поражения народного движения: не было ясной цели, верили в «доброго царя», были плохо вооружены.)
Учитель: Лидера движения- Степана Разина четвертовали.
Экскурсовод:
А на Руси повсюду
Пылали сёла, города -
Царь мстил жестоко люду.
И долго не могла страна
Поверить в cмepть Степана,
И всё вестей ждала страна
Из разинского стана
Ходила по стране молва,
И чтоб страна молчала,
Три года Стеньки голова
Всё на колу торчала.
Учитель: Почему такое страшное наказание было для С.Разина? (Ответы учащихся.)
Закрепление изученного материала.
- Какие события произошли при Алексее Михайловиче Романове?
Проверка таблиц учащихся:
Дата, событие |
Территория |
Причины |
Участники |
Итоги |
1662 год |
Москва |
1. Усиление налогового гнёта; 2. Дороговизна и голод из-за обесценивания денег |
Посадский народ |
Прекращение чеканки медных денег. |
1670- 1671гг. |
Дон, Поволжье |
1. Усиление крепостного и феодального гнёта; 2. Ограничение вольностей казаков. |
Донское казачество, беглые крестьяне, холопы, посадские люди. |
1.Сохранение незыблемости государственных порядков. 2.Усиление крепостного гнёта. |
Звучит тревожная музыка.
На доске вывешивается коллаж, на котором изображено солнце, туча, деньги, оружие.
Учитель: С какими событиями ассоциируется данное изображение?
- Почему XVII век называется «бунташным»?
- Происходят ли в наше время подобные события?
- Есть ли в современном обществе возможность решить спopные проблемы мирными способами?
- Чему нас учат эти события?
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 12.
Сочинение:
- Что вас привлекает в личности Степана Разина, что отталкивает?
- Каким был Разин в глазах крестьян, бояр и дворян?
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
18 03 2024 3:48:59
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
17 03 2024 1:47:26
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
16 03 2024 4:14:27
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
15 03 2024 19:31:37
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
14 03 2024 13:20:51
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
13 03 2024 0:23:55
У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
12 03 2024 6:15:46
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
11 03 2024 4:44:20
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
10 03 2024 9:24:10
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
09 03 2024 4:28:52
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
08 03 2024 11:13:22
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
07 03 2024 12:38:56
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
06 03 2024 22:46:54
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
05 03 2024 19:19:19
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
04 03 2024 12:51:33
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
03 03 2024 11:51:10
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
02 03 2024 9:53:13
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
01 03 2024 3:29:10
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
29 02 2024 11:50:37
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
28 02 2024 15:52:35
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
27 02 2024 3:20:56
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
26 02 2024 14:19:36
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
25 02 2024 20:27:21
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
24 02 2024 7:18:12
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
23 02 2024 3:54:14
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
22 02 2024 9:11:59
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
21 02 2024 17:57:59
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
20 02 2024 17:50:29
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
19 02 2024 3:15:36
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
18 02 2024 2:28:47
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
17 02 2024 2:52:12
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...
16 02 2024 22:36:52
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
15 02 2024 17:16:29
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
14 02 2024 3:51:15
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
13 02 2024 14:15:21
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
12 02 2024 16:39:45
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
11 02 2024 16:30:42
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
10 02 2024 13:23:29
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
09 02 2024 13:17:31
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
08 02 2024 9:32:18
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
07 02 2024 8:29:17
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
06 02 2024 23:13:24
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
05 02 2024 16:24:48
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
04 02 2024 10:40:53
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
03 02 2024 2:12:48
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
02 02 2024 4:51:25
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ. ...
01 02 2024 5:56:33
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
31 01 2024 1:55:53
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
30 01 2024 10:51:19
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...
29 01 2024 14:26:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::