Использование нетрадиционных форм обучения на уроках истории
Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний, нестандартные формы обучения. Использование нетрадиционных форм на уроках, позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. А ведь именно от активности учащихся, от их увлечённости предметом зависит качество образования.
Цель: формирование знаний о внутреннем положении России 2-ой половины XVII века.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить формирование понятий: «Соборное уложение», крепостное право, восстание.
- Способствовать пониманию учащимися причин Соляного, Медного бунтов, крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина.
- Проследить ход крестьянской войны;
- Сформировать понятие «бунташный век»;
- Усвоить основные положения «Соборного уложения».
Воспитательные: Формировать исторический опыт, и используя его, не совершать ошибок в будущем.
Развивающие:
- Умение работать с картой;
- Умение анализировать, решать проблемные вопросы, работать с историческими документами, делать выводы;
- Умение составлять драматизацию.
Форма урока: заочная экскурсия в музей «Истории народных движений середины и второй половины XVII века»
Оснащение:
- Карта «Народные движения 2- ой половины XVII века»;
- Исторические портреты
- Коллаж
Ход урока
Вводное слово учителя: Сегодня мы совершим экскурсию в музей «Истории народных движений середины - второй половины XVII века», где познакомимся с жизнью народных масс в данный период времени. Вспомним о реформах XVII века, которые привели к восстаниям. Будем говорить о выдающихся исторических личностях, сыгравших немалую роль в истории нашего государства. К концу урока вы должны знать причины народных движений, их лидеров и итоги.
Отправимся в путь! Вот, мы подошли к стенам музея. Вход в него нам преградил стражник, который требует выполнить задание (по определённым фактам определить, о какой исторической личности идет речь):
- При этом правителе были созданы приказы;
- Его воспитатель - Б.И. Морозов;
- Этого правителя называли «тишайший».
(Дети определяют, что речь идёт об Алексее Михайловиче (который правил с1645 году, в возрасте 16 лет, воспитывался Б. Морозовым, и впоследствии получивший прозвище «тишайший»).
Учитель: Время нашей экскурсии - время правления Алексея Михайловича. Все события, о которых мы будем говорить на уроке, происходили в годы его правления. В ходе урока вам необходимо составить таблицу по народным движениям 2- ой половины XVII века. В конце урока мы проверим вашу работу.
Таблица
Дата, событие |
Территория |
Причины |
Участники |
Итоги |
Описание экскурсии:
1 зал: « говорящие предметы»
На столе лежит соль.
Учитель, в роли экскурсовода, спрашивает, с какими событиями у ребят ассоциируется соль.
Рассказ ученика о соляном бунте.
2 предмет: Листок, свёрнутый в свиток.
Учитель: в музее хранится небольшой фрагмент, с какими- то надписями, часть их невозможно прочитать. Давайте восстановим исторический источник.
Летом… <1648 года> по стране разослали грамоты о созыве… < Земского собора>. Было решено составить…< Уложение>. Это первый… <кодекс законов> России, состоящий из 963 статей.
Работа с документом, анализ статей из «Соборного уложения».
(Учащиеся делают вывод о «Соборном уложении»: «Соборное уложение усилило позиции богатых в ущерб интересов низших сословий»).
3 предмет: медные деньги.
Учитель ставит познавательную задачу:
- Посмотрите сценку и определите, какое восстание произошло в 1662 году, выясните его причины, место действия, состав участников.
Сценка: (2 чеканщика)
Первый: Который год уж воюют друг против друга царь русский и король польский.
Второй: Велено чеканить вместо серебряных денег медные.
Первый: А, куда деваться - царский указ.
Второй: Но, ведь из казны служилому человеку иль кому другому жалование идёт медью.
Первый: А в казну подавай серебро!
Второй: Вань, да сколько их нужно чеканить. И так, в царские монетные дворы деньги, будто из мешка сыплют.
Первый: Оскудела торговля в Москве.
Второй: Оно и понятно - себе в убыток. Поскребёт мужик в затылке и не поедет больше торговать.
Первый: Голодно стало в городах. А налоги опять новые ввели.
Второй: Бунтует в Москве посадский люд.
(Заслушиваются ответы детей на ранее заданные вопросы.)
2 зал: «Восстание С. Разина».
Экскурсоводы рассказывают о С. Разине, восстании под его руководством.
Работа с картой.
Анализируя условные обозначения на карте, учащиеся определяют территорию охваченную восстанием и делают вывод о составе участников.
Работа с документом «Прелестная грамота» С.Т. Разина:
«Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу. Я выслал казаков, и вам заодно изменников выводить …и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам».
(Анализ исторического документа.)
Учитель: Почему грамоты назывались «прелестные»? Как восставшие относились к царю? Против кого в поход созывает С. Разин «кабальных и опальных».
Рассказ учителя: об осаде Симбирска, окончании восстания. Почему движение приобрело хаpaктер крестьянской войны? Чем закончилось народное движение?
(Учащиеся делают вывод о причинах поражения народного движения: не было ясной цели, верили в «доброго царя», были плохо вооружены.)
Учитель: Лидера движения- Степана Разина четвертовали.
Экскурсовод:
А на Руси повсюду
Пылали сёла, города -
Царь мстил жестоко люду.
И долго не могла страна
Поверить в cмepть Степана,
И всё вестей ждала страна
Из разинского стана
Ходила по стране молва,
И чтоб страна молчала,
Три года Стеньки голова
Всё на колу торчала.
Учитель: Почему такое страшное наказание было для С.Разина? (Ответы учащихся.)
Закрепление изученного материала.
- Какие события произошли при Алексее Михайловиче Романове?
Проверка таблиц учащихся:
Дата, событие |
Территория |
Причины |
Участники |
Итоги |
1662 год |
Москва |
1. Усиление налогового гнёта; 2. Дороговизна и голод из-за обесценивания денег |
Посадский народ |
Прекращение чеканки медных денег. |
1670- 1671гг. |
Дон, Поволжье |
1. Усиление крепостного и феодального гнёта; 2. Ограничение вольностей казаков. |
Донское казачество, беглые крестьяне, холопы, посадские люди. |
1.Сохранение незыблемости государственных порядков. 2.Усиление крепостного гнёта. |
Звучит тревожная музыка.
На доске вывешивается коллаж, на котором изображено солнце, туча, деньги, оружие.
Учитель: С какими событиями ассоциируется данное изображение?
- Почему XVII век называется «бунташным»?
- Происходят ли в наше время подобные события?
- Есть ли в современном обществе возможность решить спopные проблемы мирными способами?
- Чему нас учат эти события?
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 12.
Сочинение:
- Что вас привлекает в личности Степана Разина, что отталкивает?
- Каким был Разин в глазах крестьян, бояр и дворян?
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
28 03 2024 1:16:16
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
27 03 2024 15:17:36
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
26 03 2024 18:18:26
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
25 03 2024 11:46:50
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
24 03 2024 23:42:50
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...
23 03 2024 13:19:21
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
22 03 2024 7:52:45
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
21 03 2024 9:17:50
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
20 03 2024 4:49:18
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
19 03 2024 10:46:23
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
18 03 2024 3:44:57
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
17 03 2024 11:28:24
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
16 03 2024 6:41:12
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
15 03 2024 0:30:14
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
14 03 2024 19:48:56
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
13 03 2024 0:42:53
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
12 03 2024 20:16:33
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
11 03 2024 5:50:18
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
10 03 2024 4:40:29
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
09 03 2024 14:47:59
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
08 03 2024 18:35:55
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
07 03 2024 12:35:34
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
06 03 2024 17:11:21
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра. ...
05 03 2024 4:26:53
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
04 03 2024 17:33:52
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
03 03 2024 0:28:47
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
02 03 2024 8:35:39
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
01 03 2024 0:50:25
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...
29 02 2024 22:35:30
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
28 02 2024 5:34:51
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
27 02 2024 10:51:20
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
26 02 2024 2:13:23
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
25 02 2024 16:44:28
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
24 02 2024 3:21:43
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
23 02 2024 21:19:25
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
22 02 2024 10:55:31
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся. ...
21 02 2024 12:33:26
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
20 02 2024 3:55:27
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
19 02 2024 7:47:56
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
18 02 2024 21:14:38
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
17 02 2024 12:39:48
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
16 02 2024 9:19:22
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
15 02 2024 6:59:51
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
14 02 2024 13:43:27
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
13 02 2024 23:13:23
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
12 02 2024 7:13:27
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
11 02 2024 5:15:44
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
10 02 2024 13:23:41
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
09 02 2024 18:45:55
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
08 02 2024 0:45:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::