Реформа Петра I
Цели урока
- охаpaктеризовать государственные реформы Петра I;
- определить цели и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
План урока
- Реформы центрального управления.
- Указ о единонаследии. Табель о рангах.
- Областная реформа.
- Реформа городского управления.
- Церковные реформы.
- Выступление против реформ. "Дело царевича Алексея".
- Основные понятия: коллегия, ранг, "регулярные граждане", "подлые граждане".
Ход урока
В начале урока учащиеся повторяют домашнее задание в форме "Исторической штабной игры". Класс делится на 2 комaнды ("шведов" и "русских") и группу экспертов из 3 - 5 человек. На доске вывешивается большая карта, на столах - атласы или карты школьных учебников. В течение 6 - 7 минут комaнды должны составить хронологию военных действий "своей армии", охаpaктеризовать "свои" планы, объяснить итоги сражений для "своей армии и страны". Затем комaндам поочередно предоставляется слово: используя карту, они рассказывают о военных действиях "своей армии" в Северной войне. Группа экспертов оценивает правильность изложения событий, использование дополнительного материала. (На усмотрение учителя подготовка к такой форме повторения изученной темы может быть начата заранее в виде домашнего задания, чтобы учащиеся смогли подготовить дополнительный материал.)
1. Учащимся предлагается вспомнить систему государственного управления в Российском государстве, сложившуюся при Алексее Михайловиче и существовавшую в первые годы правления Петра I. Вопрос*: Как вы думаете, могли бы сотни приказов, между которыми не было четкого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?
Далее учитель объясняет, что Петру I нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю. Огромное государство требовало усовершенствования систем управления. Еще И.Т. Посошков в своей "Книге о скудости и богатстве" рассуждал о том, что Россия отстает в своем развитии потому, что в ней плохое управление, чтобы исправить это, необходимо ввести государственное регулирование торговли, ремесел и художеств, контролировать соблюдение законности вплоть до регламентирования одежды и поведения людей. Административные реформы Петра были направлены на то, чтобы создать для регулярного государства идеальный исполнительский аппарат, действующий строго по регламентам и инструкциям.
Учитель знакомит учащихся с реформой государственного управления, опираясь на схему (рисунок 1).
Далее учитель рассказывает, что важнейшим итогом и вместе с тем - законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая Табель о рангах, введенная 24 января 1722 г.
2 Документ
Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.
1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, а также дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:
- Кто имеет сыновей, и ему : единому из оных дать недвижимое через духовную, тому наследие и будет; другие же дети обоего пола награждены будут движимыми имениями:
- Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним:
Вопросы к документу
1. Как вы думаете, с какой целью был издан этот указ?
2. К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
3. Какое обеспечение получали остальные дети?
Далее учитель, опираясь на таблицу, рассказывает о Табели о рангах.
Учащимся предлагается записать в тетрадь даты принятия этих Указов и ответить на вопрос: С какой целью был издан Табель?
Табель о рангах. 1722 г.
Воинские | Статские | |||
Сухопутные | Гвардия | Артиллерия | Морские | |
1. Генерал-фельдмаршал | - | - | Генерал-адмирал | Канцлер |
2. Генералы от инфантерии (пехоты) и кавалерии | - | Генерал-фельдцейхмейстер | Адмиралы прочих флагов | Действительные тайные советники |
3. Генерал-лейтенанты | - | Генерал-лейтенант | Вице-адмиралы | Генерал-прокурор |
4. Генерал-майоры | Полковник | Генерал-майор | Контр-адмирал | Президенты коллегий. Тайные советники |
5.Бригадиры, генерал-провиантмейстер | Подполковники | Полковник от артиллерии | Капитан-комaндоры | Вице-президенты коллегий |
6. Полковники, генерал-адъютанты, генерал-квартирмейстер | Майоры | Подполковники от артиллерии, полковники-инженеры | Капитаны первого ранга | Прокурор, советники коллегий |
7. Подполковники, провиантмейстеры, вагенмейстеры, генерал-аудиторы | Капитаны | Майоры, подполковники-инженеры | Капитаны второго ранга | Обер-секретари Воинской, Иностранной коллегий, Адмиралтейства |
8. Майоры | Капитан-лейтенанты | Майор-инженер | Капитаны третьего ранга. Корабельные мастера | Обер-секретари прочих коллегий, асессоры, надворный советник |
9. Капитаны | Лейтенанты | Капитаны-лейтенанты, капитаны-инженеры | Капитаны-лейтенанты, галерные мастера | Титулярный советник, профессора и доктора всяких факультетов, переводчики |
10. Капитан-лейтенанты | Унтер-лейтенанты | Лейтенанты, лейтенанты-инженеры | Лейтенанты | Секретари коллегий |
11. - | - | - | Секретари корабельные | - |
12. Лейтенанты | Фендрики (прапорщики) | Унтер-лейтенанты | Унтер-лейтенанты, шкиперы первого ранга | Секретари канцелярий, ратманы |
13. Унтер-лейтенанты | - | Штык-юнкеры, юнкер-лейтенанты инденерные | - | Протоколисты, переводчики коллегий, регистратор в Сенате |
14. Прапорщики | - | Инженерные прапорщики | Шкиперы второго ранга, констапели (комaндиры орудий) | Регистратор и бухгалтеры в коллегиях |
На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; все они заседали в Боярской думе), столичные (стольники, спальники и т.д.) и провинциальные (дворяне и дети боярские по "городам", то есть по уездам) пришло новое деление, которое по мысли Петра должно было исходить из принципа служебной выслуги. Новая система расширила количественно ряды российского дворянства - социальной опоры самодержавия. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян. Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Табель показала, что государство имеет служилый хаpaктер. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Была создана чёткая иерархическая система: новые должности расписывались по 14 классам, причём каждый из них в свою очередь подразделялся на чины военные, гражданские (статские) и придворные. Табель закрепила отделение военной службы от гражданской и придворной.
3. Внимание учащихся обращается к тексту учебника (с. 117). Учащиеся могут зарисовать схему местного управления, которое создано Петром I, в тетрадь. Задание: Покажите на карте созданные губернии. Вопрос: Как вы думаете, какое значение ля управления страной и экономического развития Российского государства имела губернская реформа?
Далее учитель знакомит учащихся с городской реформой, опираясь на схему (рисунок 2).
Вопросы учащимся:
1. С какой целью была проведена городская реформа?
2. Какие категории граждан получили доступ к местным органам власти?
4. Учитель предлагает вспомнить, как складывались взаимоотношения светской и духовной властей в России во время правления Алексея Михайловича. Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какой целью Петр I запретил выбирать патриарха и создал Синод?
Церковь играла в государственной и общественной жизни России большую роль, поэтому преобразовательная деятельность Петра I не могла не коснуться вопросов церковной организации. Высшие круги духовенства значительной своей части примыкали к реакционной оппозиции феодальной знати петровским реформам. В высшей церковной иерархии не были изжиты идее сильной и независимой от государства церкви, идеи "никонианства". Недовольство рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество.
Петр понимал, что в целях укрепления новых государственных форм необходимо было не только превратить церковь в составную часть правительственно-административной системы, сделать ее надежной опорой самодержавного государства. Также было необходимо навести порядок в управлении огромными богатствами, которыми обладала церковь, и прежде всего монастырями.
В результате церковь после cмepти патриарха Адриана не получила нового руководителя. Фактическая ликвидация патриаршества распыляла и обессиливала церковную оппозицию и облегчала вмешательство царя в церковную жизнь. 16 декабря 1700 г. "местоблюстителем и администратором патриаршего престола" стал рязанский митрополит Стефан Яворский. Местоблюститель был обязан заниматься так называемыми духовными делами, возникавшими в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в оправлении богослужений, назначать епископов и других духовных властей. В важных "ставленнических делах" он был связан с возглавлявшим Монастырский приказ И.А. Мусиным-Пушкиным, который наблюдал за его действиями и в нужных случаях доносил о них Петру.
В 1701 г. вышла серия правительственных указов, предназначенных для решительного реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными в этом отношении были указы 24 и 31 января 1701 г. Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе принадлежавшими им крестьянам, создавался Монастырский приказ, в который должны были поступать все сборы с жителей церковно-монастырских земель. Хозяйственные дела в монастырских владениях теперь находились в ведении светских властей. Монастырям было запрещено без разрешения Монастырского приказа тратить крупные средства (например, на строительные и ремонтные работы). Без царского разрешения нельзя было основывать новые монастыри и скиты.
Ведение Северной войны вынудило царя пойти на не популярные меры и изъять разного рода ценности из монастырских кладовых. Указом 1705 г. было урезано содержание монахам вдвое, но и этого ограниченного пособия монастыри не получали.
Ряд петровских мероприятий был направлен на резкое сокращение численности белого духовенства и монашествующих. Ограничивалось количество персонала, а также круг лиц, которые могли поступать в монашество. В монастыри помещались больные и нищие; в них содержались также неспособные к труду отставные солдаты. В 1704 г. был организован драгунский полк под комaндой начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев. Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалованья драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами.
В то же время Петр I понимал, что государство не может обойтись без церкви, освещавшей царскую власть. Однако Петру нужны были новая церковная организация, авторитетная и действующая под контролем государства. Для укрепления церковного аппарата, соответствующего новым формам государственной системы, требовались новые кадры духовенства. Священники должны были получать соответствующее образование и уметь не только отстаивать религиозные догмы ссылками на Писание, но и растолковывать эти догмы по возможности простым языком и понятными примерами. Они должны быть осведомлены о важных политических событиях и государственных мероприятиях, чтобы в своих проповедях разъяснять их значение , повышать авторитет государства и прославлять монаха. Свои личные интересы служители церкви обязывались подчинять интересам государства и свою деятельность расценивать как ответственную государственную службу. На них возлагались обязанности и чисто полицейского хаpaктера. Они должны были подмечать всякое проявление крамолы по отношению к правительству, церкви, помещику, и срочно принимать соответствующие меры.
Особое место в правительственном аппарате занимала Духовная коллегия, или Святейший правительствующий Синод, образованный в 1721 г. 25 января 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником Феофаном Прокоповичем, который и стал фактическим руководителем Синода. Формально Синод возглавил Стефан Яворский.
Синод заменил собой патриаршество. В Регламенте много места уделено вопросу о преимуществах коллегиального управления над единоличным. В документе говорилось, что даже монарх обычно советуется с приближенными, тем более совет нужен в церкви. Далее в Регламенте обосновывалась мысль о том, что единоличное управление церковью государству нежелательно, так как простой народ, удивленный той честью и славой, которой окружен патриарх, может помыслить, что "то второй государь, самодержцу равносильный или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее Государство".
Духовный регламент подробно очерчивал круг дел епископов. Их ведению подлежали все дела епархии: надзор за поведением духовенства и монахов, за состоянием мирян, слежение за хозяйственными делами монастырей и церквей. Таким образом, закон придавал епископу черты рачительного чиновника, чувствующего ответственность за свою большую государственную работу.
5. Учитель рассказывает о "деле царевича Алексея". Учащиеся самостоятельно читают текст учебника (с. 119-120), документ и отвечают на вопрос: Обратите внимание на иллюстрацию (с. 119). Как вы думаете, какие обвинения мог предъявить Петр своему сыну, а Алексей - отцу?
Среди церковников было особенно много ярых противников нововведений. Активное участие приняли церковники в заговоре царевича Алексея Петровича. Во время пребывания первой жены Петра Евдокии Лопухиной в монастырях монахи разных рангов поддерживали е cнoшeния с внешним миром. Как показало следствие по делу царевича и его сторонников, заговорщики отводили церковной организации существенную роль в подготовке решительного выступления. Духовник Алексея Петровича, один из главных участников заговора, уверял царевича, будто весь народ поднимется за него, против Петра в тот момент, когда по данному им сигналу священнослужители обратятся с соответствующим воззвание к прихожанам. Скрытые антиправительственные действия в период правления Петра I тайно поддерживались местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским.
Царевич был лишен права наследовать престол. Было проведено следствие с применением пыток. Царевич признал, что имел намерение поднять по всей стране восстание, хотел возвратить старые верования, обычаи, нравы, рассчитывал на поддержку народа, который сочувственно относится к нему. Подошло время выносить приговор Алексею. Духовные чины уклонились от однозначного приговора, опираясь на Священное писание (сюжет о казни сына за ослушание отца и притчу о прощение блyдного сына) и отдавая решение вопроса на усмотрение самого Петра. Сенаторы высказались определенно - cмepтная казнь. 24 июня 1718 г. cмepтный приговор был объявлен царевичу. Однако привести его в исполнение не удалось, так как через два дня Алексей скончался - вероятно, от пыток, пережитых потрясений. Существует версия, что царевич был убит по указанию царя, чтобы не допустить публичной казни. 30 июня его похоронили. Царь присутствовал при его погребении. Наследником был объявлен малолетний сын Петра и Екатерины Петр, однако через год он скончался. Надежд на новых наследников уже не было. Внимание учащихся обращается к документу.
Документ
Устав о наследии престола.
5 февраля 1722 г.
Мы, Петр Первый, император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был наш сын Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось; а сие не для чего иного у него взрослого, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей не добрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по рассуждению умных родителей бывали отмены:
Вопросы к документу
Почему Петр издал указ, изменяющий порядок престолонаследия? 2. Как отныне должен был решаться вопрос о наследнике?
Учитель обращает внимание учащихся на картину Николая Ге "ПетрI допрашивает своего сына царевича Алексея", законченной в 1871 г. (см. иллюстрацию на с.119).
В картине запечатлена сцена последнего допроса Петром I Алексея. В небольшой комнате, освещенном дневным светом, в кресле сидит Петр. В резком движении изображена его фигура. Одной рукой он держится за кресло, другая, сжатая в кулак, лежит на колене. Взгляд Петра обращен к сыну. Энергия, несокрушимая сила и вместе с тем гнев, презрение написаны на лице царя. Он видит в Алексее врага государства, врага России, изменника.
Алексей - высокий, худой, в черных, почти монашеских одеждах, - стоит, бессильно опустив руки, с поникшей головой. Ноги полусогнуты в коленях. Однако внешняя покорность царевича сочетается с его внутренним молчаливым, но упрямым сопротивлением. На наших глазах совершается глубокая драма, происходит безмолвная и упopная борьба двух несовместимых мировоззрений, так как столкновение старого и нового, старой допетровской Руси и новой молодой России. Не случайно, анализируя картину, М.Е.Салтыков-Щедрин писал: "Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка: Петр Великий не вытянет во весь рост; он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами:даже ни один мускул на его лице не сведен судорогой. Царевич Алексей не стоит на с лицом, искаженным ужасом, не молит о пощаде, не заносит на себя руки и не ломает их: Тем не менее, всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти".
Рассматривая этот вопрос, учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу. По окончании работы учитель организует проверку и обсуждение. Учащиеся обосновывают свое мнение. Заполнение таблицы будет продолжено на других уроках.
Значение петровских преобразований
В экономике | В государственном управлении | В культуре | В армии |
Вопросы и задания
1. Перечислите в хронологическом порядке реформы Петра I в области центрального и местного управления.
2. Какова была цель Петра в реформировании центрального и местного управления?
3. Используя документ, ответьте, каковы были причины введения Синодального управления? В какой связи упоминался Никон?
Документ
Воспоминания Нартова о Петре Великом
Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив некоторых усиленное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно т духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и отдав, сказал им грозно: "Вы простите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящем сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот вам булатный патриарх!" Потом, встав, пошел вон, после сего оставлено прошение о избрании патриарха и учрежден Святейший Синод. С намерением Петра Великаго об установлении Духовной коллегии согласны были Стефан Яворский и Феофан Новгородский, которые в сочинении Регламента Его величеству помогали, из коих перваго определил в Синоде председателем, а другого - вице-президентом, сам же стал главою церкви государства своего и некогда, рассказывая о распрях патриарха Никона с царем, родителем его Алексеем Михайловичем, говорил: "Пора обуздать не принадлежащую власть старцу (патриарху), Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое - государь и патриарх". Они забыли - в самой древности сие было совокупно".
6. Домашнее задание
- Параграф 15, вопросы и задания на с. 120-122.
К уроку прилагается презентация (приложение 1)
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...
18 03 2024 17:24:34
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
17 03 2024 8:32:12
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
16 03 2024 1:34:21
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
15 03 2024 4:24:53
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
14 03 2024 22:27:40
Урок построен в форме игры с использованием методов деятельностных технологий. На этапе актуализации формируется навык самостоятельной познавательной деятельности. На этапе применения умений и навыков формируются компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности, общения. На этапе закрепления формируется способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем. Урок способствует развитию навыков социального взаимодействия....
13 03 2024 17:20:10
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
12 03 2024 2:38:14
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
11 03 2024 9:43:14
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
10 03 2024 9:53:24
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
09 03 2024 21:39:19
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
08 03 2024 19:55:11
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
07 03 2024 5:24:20
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
06 03 2024 21:50:30
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
05 03 2024 22:49:50
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
04 03 2024 4:10:35
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
03 03 2024 15:38:17
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...
02 03 2024 12:55:30
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
01 03 2024 22:30:30
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
29 02 2024 8:56:48
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
28 02 2024 17:39:28
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...
27 02 2024 3:56:46
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
26 02 2024 15:23:48
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
25 02 2024 3:54:48
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
24 02 2024 15:17:21
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
23 02 2024 10:28:55
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
22 02 2024 15:15:42
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
21 02 2024 3:14:23
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
20 02 2024 3:44:51
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
19 02 2024 18:50:16
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
18 02 2024 20:11:21
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
17 02 2024 20:41:59
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
16 02 2024 3:49:22
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
15 02 2024 16:19:27
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
14 02 2024 8:36:28
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
13 02 2024 3:18:41
Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
12 02 2024 9:30:15
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
11 02 2024 13:49:28
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
10 02 2024 23:24:46
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
09 02 2024 21:29:29
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
08 02 2024 0:10:26
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
07 02 2024 14:58:40
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
06 02 2024 10:30:42
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
05 02 2024 5:26:43
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
04 02 2024 16:31:14
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
03 02 2024 2:44:13
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
02 02 2024 19:52:21
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...
01 02 2024 19:22:59
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
31 01 2024 20:30:18
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
30 01 2024 21:59:51
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
29 01 2024 1:40:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::