Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына)
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории, Преподавание литературы.
Тип урока: интегрированный (история, литература, обществознание) нетрадиционный урок, урок решения нравственных проблем в 10-м классе (2 часа).
Форма урока: урок-размышление, урок-дискуссия.
Технология: элементы технологии развивающего и проблемного обучения.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.
Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о добре и зле.
Развивающая цель: развитие у учащихся познавательного интереса, умения участвовать в общем диалоге и аргументировать свою точку зрения, продуктивно оппонировать и адекватно оценивать иные позиции, оперировать понятиями, работать с документами, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная цель: развивать творческие способности учащихся.
Оборудование и наглядность: ноутбук учителя, мультимедийный проектор, рабочие тетради школьников, фотографии Александра Солженицына, Алексия II.
Записи на доске: [1]
Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом,
тьму почитают светом, и свет – тьмою,
горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!
Исаия 5:20 [2]
Если б это было так просто! – что где-то есть чёрные люди,
злокозненно творящие чёрные дела,
и надо только отличить их от остальных и уничтожить.
Но линия, разделяющая добро и зло,
пересекает сердце каждого человека.
И кто уничтожит кусок своего сердца?..
Александр Солженицын [3]
В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник.
Иосиф Бродский [4]
А что, если для Пушкина Моцарт и Сальери –
это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал…
Даниил Гранин [5]
Дантесы нужны жизни не меньше Пушкина.
Иначе исход дуэли был бы другой.
Виктор Ерофеев [6]
Добро и зло возникают тогда, когда появляется человек…
Михаил Веллер [7]
От добра до худа один шато́к.
Пословица
ПЛАН УРОКА.
- Вступительное слово учителя.
- Проверка домашнего задания.
- Работа с учебником.
- Вопросы для обсуждения.
- Просмотр видеозаписи (интервью с местным священником).
- Постановка проблемных вопросов.
- Работа с учебником.
- Интеpaктивная часть урока, посвящённая А.И.Солженицыну.
- Историческая справка.
- Работа с документами.
- Заключительное слово учителя. Объявление домашнего задания.
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Сегодня мы поговорим с вами, может быть, о самом важном – о добре и зле. О том вечном, что волнует каждого из нас. Римскому поэту Овидию принадлежит фраза «Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом». Почему так бывает? Поговорим и об этом. Но сейчас мы проверим домашнее задание.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. [8]
Учитель: Дайте определение морали.
Учащийся: мораль – это совокупность норм общественных отношений и социального поведения, которая имеет хаpaктер поучения, и опирается на представление о добре и зле, истине, долге, справедливости.
Учитель: Ребята, а мораль регулирует поведение людей лишь в частной жизни?
Учащийся:Мораль как мнение общества регулирует поведение людей как в частной, так и в общественной жизни.
Учитель: А кто в таком случае обеспечивает выполнение норм морали?
Учащийся:Нормы морали устанавливает общество, а общественное мнение обеспечивает их выполнение.
Учитель: Противоположность морали – это… (продолжите, друзья мои).
Учащаяся: Аморализм, или имморализм, то есть жизненная позиция, которая отрицает необходимость следовать мopaльным нормам и принципам. Так поступают безнравственные люди.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Учащиеся пытаются ответить на первый вопрос раздела Выскажите свою точку зрения и обсудите (§7 учебника, с.79-80): Как вы считаете, возможна ли нравственная политика или моралью можно пренебречь при наличии благой цели (так называемый макиавелли́зм)?[9]
Учащийся: Напомню, что макиавеллизм – это политический стиль, основанный на принципе «цель оправдывает средства». Понятие происходит от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли и идей, изложенных им в его книге «Государь». Это идеи о достаточно жёсткой, централизованной власти, которая в своих решениях ориентируется прежде всего на благо государства, а не на мopaльно-этические нормы. В феномен макиавеллизма включено несколько факторов: лживость, лесть, неверие в мораль и вера в то, что люди изначально лживы и порочны. Макиавеллизм и сегодня нередко выступает как оправдание нeблаговидных (с точки зрения морали) поступков политиков. На мой взгляд, на вершине власти особо положительных не наблюдается. В борьбе за власть неизбежно происходит мopaльная деформация. Политика – это всегда компромиссы. Хотя политика не должна доходить до подлости, до «сделки с дьяволом».
Учитель: Пример макиавеллизма из новейшей истории можете привести?
Учащийся: Да хоть сколько. Но ограничусь одним (школьник включает мультимедийный проектор и показывает фрагмент из книги Ельцина Б.Н. «Исповедь на заданную тему»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 [10]
Учитель: И что ты хочешь этим сказать? Первый Президент России всё же был склонен к покаянию. При нём было произведено захоронение останков царской семьи Николая II. Этим поступком Ельцин искупил вину за снос в сентябре 1977 года дома купца Ипатьева, где был убит последний российский император. А вспомним его взволнованное выступление на официальной церемонии захоронения останков Николая II, члeнов царской семьи и слуг в Петропаловской крепости в июле 1998 года!
Учащийся: Не согласен с вами насчёт покаяния. Было ли оно? В учебнике по обществознанию для 9-го класса [Кравченко А.И. – прим. моё] при рассмотрении темы «Власть» приводится пример, когда Президента России, накануне отказавшегося присутствовать на захоронении останков царской семьи, академик Д.С.Лихачёв всё-таки убеждает сделать это. Не хватило Ельцину смелости дописать в своей книге, что «стыдно мне лично, и я прошу прощения за это варварство, совершённое по моему прямому приказу».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
Учитель: Пришло время выяснить смысл главных понятий сегодняшнего урока. Что является добром и злом? Подберём синонимы к этим противоположным понятиям.
Учащийся: По моему мнению добро – это всё в жизни хорошее, положительное, а зло – всё недоброе, несправедливое, мерзкое. Зло означает намеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Добро и зло – противоположные понятия и, таким образом, они отрицают друг друга.
Добром я считаю счастье, справедливость, гуманность, благополучие, образование, здоровье, мир, долголетие, хороших друзей, любовь, исполнение желаний, процветание, богатство, радость, привязанность между людьми, хорошую работу, славу (известность), удачную карьеру, полезные для общества дела.
Если же к каждому слову применить приставку «не», или заменить его антонимом, то получатся формы зла. Как и всё на свете, зло существует на трёх уровнях: вероятности, возможности и реальности.
Нельзя не согласиться с Солженицыным [одна из цитат на школьной доске – прим. моё], который утверждает, что граница между добром и злом проходит не по географической карте, но через человеческое сердце. И различают их многие просто сердцем.
Учитель: А чем различаются между собой зло и вред?
Учащийся:Вред может быть и результатом случайности и результатом злой воли. Только в последнем случае вред становится злом. Вред, причинённый неумышленно, не является злом.
Учитель: То есть следует различать вред, с одной стороны, и собственно зло. Значит, не всякий вред становится злом. Я вас правильно понял?
Учащийся: Не всякий. Например, вред, причинённый врачом телу больного при лечении болезни, в итоге оказывается для него благом. Злом является не всякий ущерб или вред, а только такой, который осуществляется намеренно и подпадает под определение нравственности.
Учитель: Добро и зло – категории мopaльные?
Учащийся: Наверное, всё же шире. Красота, сила, богатство, слава, удача, ум – эти понятия (добра) выходят за пределы этики.
Учитель: Хорошо, что ты употребил слово «этика». Кстати, что это за учение?
Учащийся: Это философское учение, для которого проблема добра и зла является центральной.
ПРОСМОТР ВИДЕОЗАПИСИ.
Учитель предлагает посмотреть видеозапись интервью с местным священником иереем Александром.
Вопрос: Отец Александр, что, по-вашему мнению, является добром для человека?
Ответ: Добром является приближение человека к Господу через покаяние (отказ от греха). Потому что воля Бога в том, чтобы человек искал его. Надо любить дела милосердия, действовать справедливо и соблюдать заповеди.
Вопрос: О каких заповедях идёт речь?
Ответ: Необходимо возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же заповедь: необходимо возлюбить ближнего твоего, как самого себя.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ.
Учитель: Итак, мы услышали, что в глазах школьников и что в глазах священника является добром. В чём разница между понятиями школьников и понятием священника о добре?
Учащаяся: Разница в том, что понятия школьников о добре – земные, материальные. Понятия священника о добре скорее духовные, связанные с непреходящими, вечными ценностями и вечной жизнью.
Учитель снова включает видеозапись.
Вопрос: Отец Александр, а что, на ваш взгляд, является злом?
Ответ: Злые помыслы, которые исходят из сердца, убийство, прелюбодеяние, хуление, кража, лжесвидетельство.
Вопрос: В чём главные источники зла, на ваш взгляд?
Ответ: Главный источник зла – сатана (дьявол) – отец лжи. Вторым источником зла является человек. Третий источник зла – грех.
Вопрос: Почему Бог допускает ужасную боль и зло, существующие в нашем мире? Почему всемогущий Бог позволяет детям умирать от голода изо дня в день?
Ответ: Благожелательность Бога отличается от благожелательности человека. К ней нельзя применять человеческие мерки. Мы не можем познать или понять природу Бога. Давайте вспомним Бердяева: не столько Бог за человека, сколько человек сам в ответе за Бога.
Зло есть следствие существования свободной человеческой воли. Человеческие существа были бы неизменно добрыми, только если бы Бог создал их полностью послушными своим законам, и в этом случае они были бы всего лишь машинами, делающими добро автоматически.
Полностью статья приведена в Приложении.
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
18 03 2024 21:44:27
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
17 03 2024 7:23:52
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
16 03 2024 4:17:40
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
15 03 2024 17:37:24
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
14 03 2024 21:16:53
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
13 03 2024 15:41:21
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
12 03 2024 20:59:47
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
11 03 2024 2:33:13
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
10 03 2024 2:27:32
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
09 03 2024 5:56:14
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
08 03 2024 22:23:43
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
07 03 2024 13:29:44
Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
06 03 2024 5:55:55
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
05 03 2024 9:40:57
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
04 03 2024 15:46:47
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
03 03 2024 5:39:28
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
02 03 2024 10:23:14
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
01 03 2024 7:21:59
Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А.А. Данилова "История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А.А., Косулина Л.Г. "История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...
29 02 2024 20:50:35
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 02 2024 1:54:11
Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...
27 02 2024 8:22:26
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
26 02 2024 17:32:19
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
25 02 2024 20:47:26
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
24 02 2024 14:21:48
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
23 02 2024 1:29:33
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
22 02 2024 20:58:11
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
21 02 2024 5:12:18
На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер; определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
20 02 2024 22:52:54
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
19 02 2024 0:46:48
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
18 02 2024 8:57:55
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
17 02 2024 16:53:47
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
16 02 2024 22:19:21
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
15 02 2024 11:16:30
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...
14 02 2024 3:55:35
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
13 02 2024 12:59:41
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
12 02 2024 2:23:12
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
11 02 2024 21:26:43
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
10 02 2024 3:40:34
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
09 02 2024 16:36:32
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
08 02 2024 3:13:28
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
07 02 2024 1:40:23
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
06 02 2024 12:20:26
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
05 02 2024 6:53:49
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
04 02 2024 16:20:11
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
03 02 2024 4:19:47
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
02 02 2024 20:11:53
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
01 02 2024 12:50:38
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
31 01 2024 21:58:29
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...
30 01 2024 11:56:40
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
29 01 2024 2:57:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::