Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с историей Отечественной войны 1812 года, помочь
- ученикам уяснить историческое значение Бородинского сражения; охаpaктеризовать цели и планы воюющих сторон, показать роль солдат, офицеров и генералов в решающей битве.
развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы индивидуально и в комaнде, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать материал, сопоставлять разные точки зрения,
воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества.
Наглядность:
- портреты Кутузова, Барилая де Толли, Багратиона,
- схема Бородинского сражения, портреты героев войны 1812 года,
- Музыка…
- Выставка книг об Отечественной войне 1812 года.
Ход урока
1. Введение в тему, постановка проблемыУчитель: Мы сегодня изучаем одну из величайших битв Отечественной войны 1812г., ее стратегическую значимость в ходе всей Отечественной войны, ее роль в подготовке контрнаступления русской армии и окончательного разгрома армии Наполеона.
(Звучит хор из оперы М.Глинки “Иван Сусанин” – Славься…)
Бородино стало примером героизма, мужества, стойкости русской армии. 26 августа произошло крупнейшее сражение 1812 года.
Итак, тема нашего урока “Бородинская битва: победа или поражение?”
Для решения этой проблемы необходимо:
- Проанализировать выбор места сражения Кутузовым.
- Сравнить соотношение сил противника. Кто имеет больше шансов на победу?
- Определить цели Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении.
- Выделить основные этапы Бородинского сражения и их итоги.
- Подготовить презентацию о героях Бородинского сражения.
Учитель: 8 августа М.И.Кутузов назначен главнокомaндующим русской армии. Отступление русской армии от Смоленска заставило Кутузова все же решить вопрос о крупном сражении. Кутузов неслучайно избрал Бородинскую позицию для большого и ответственного сражения.
Кутузов писал царю: “Позиция, в которой я остановился при деревне Бородино, одна из наилучших, какую только на плоских местностях можно найти”.
Задание 1-й группе.
Пользуясь схемой, объясните, почему Кутузов
выбрал местом сражения Бородинское поле? Почему
Кутузов считал позицию у Бородино наилучшей? В
чем ее преимущества?
Документ № 1
“Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине, в 12 верстах впереди Можайска, одна из наилучших, какую только на плоских местностях найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится на левом фланке, постараюсь я исправить посредством искусства. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, в таком случае имею я большую надежду в победе”.
М.И.Кутузов – царю Александру I, 23 августа 1812 г.
Задание 2-й группе.
Покажите на схеме расположение войск на
Бородинском поле. Каково было соотношение сил
противников? Проанализируйте состав
наполеоновской и русской армии. Какая из сторон
имела, по вашему мнению, больше шансов на победу?
Ответ объясните.
Материал для учащихся
Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считая ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. Отход войск продолжался до села Бородина, расположенного вблизи Можайска, в 120 км. Западнее Москвы. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона, ставшее одной из ярчайших страниц истории. М.И.Кутузов не случайно избрал бородинскую позицию для большого и ответственного сражения. Она позволяла русским войскам с наибольшим успехом вести оборонительные действия против наступающих французов. На относительно узком фронте эта позиция перекрывала сразу две дороги на Москву – старую смоленскую и новую смоленскую, соединившиеся у Можайска. С правого фланга, которым комaндовал Барклай де Толли, войска прикрывала речка Колоча, впадающая в Москву-реку. Воды в Колоче в конце лета было не так много, но берега были круты и обрывисты. Холмистая местность с ручьями и оврагами давала возможность создать на выделявшихся высотах опopные пункты, установить артиллерию и скрыть от противника часть своих войск. Все поле местами было покрыто кустарником и мелколесьем, а с юга и востока окаймлено сплошными ольховыми и березовыми лесами. Чтобы улучшить позицию, М.И.Кутузов приказал дополнительно укрепить ее. С этой целью на правом фланге было воздвигнуто несколько насыпных валов и на них установлены пушки. Батарея из 18 орудий, получившая название Курганной, размещалась на центральной возвышенности (здесь во время битвы стоял 7-й пехотный корпус, которым комaндовал генерал Раевский). На левом фланге, у деревни Семеновской, на открытой равнине были сооружены искусственные земляные укрепления для артиллерийских батарей. Они были обращены углом к противнику и назывались флешами. (Семеновские флеши именовались еще Багратионовыми, так как здесь располагались части 2-й армии.) Местность вынуждала французов на узком участке атаковать русские войска в лоб, преодолевая крутые берега Колочи. Это неизбежно приводило к большим потерям среди атакующих, чего и добивался М.И.Кутузов.
Задание 3-й группе
Какие цели ставили перед собой Кутузов и
Наполеон, начиная сражение? Ответ оформите в виде
таблицы. Покажите на схеме месторасположение
Шевардинского редута. Каковы результаты боя за
Шевардинский редут для обеих сторон?
Материал для учащихся
Достигнув района Бородина, Кутузов следующим образом расположил русские войска по фронту. Более многочисленную и сильную 1-ю армию под комaндованием Барклая де Толли (около 70% всех сил) он поставил на правом фланге, вдоль берега Колочи. Подразделения этой армии прикрывали дорогу на Москву. Армию Багратиона он разместил на левом фланге до деревни Утицы. Роль передового оборонительного пункта выполнял пятиугольный редут (полевое укрепление, приспособленное для круговой обороны), построенный впереди всей позиции на левом фланге у деревни Шевардино. Вопрос о численности войск, как русских, так и французов является предметом споров до сих пор. Однако известно, что все войска Наполеона были регулярными, тогда как часть русских войск составляли ополченцы и казаки.
Задание 4-й группе
Пользуясь презентацией, расскажите о ходе
Бородинского сражения. Покажите на схеме
Бородинского сражения рейд кавалерии Платова и
Уварова в тыл левого фланга французов. В чем его
значение для исхода битвы?
В конце сражения Наполеон хотел ввести в бой старую гвардию, но не решился: “За 800 лье от Парижа я не могу рисковать моим последним резервом”.
Объясните смысл слов Наполеона.
3. Решение проблемы- Обе стороны пронесли большие потери (30-40% личного состава). Наполеон объявил о своей победе. Кутузов в донесении Александру 1 писал, что “батареи переходили из рук в руки, и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами”, что было воспринято в Петербурге как реляция о победе.
- Как вы считаете, кто победил в Бородинской битве?
- Были ли выполнены задачи, которые ставили перед собой Наполеон и Кутузов? Ответ обоснуйте.
- Выскажите свое мнение, чьей победой закончилась Бородинская битва.
- В чем историческое значение Бородинской битвы?
Документ № 8
“Французы метались с диким остepвенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Бомбы, ядра и картечи летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!.. Вечер наступал, и неприятель начал уклоняться. Русские устояли… Они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле”.
Чем объяснялся героизм и русских и французов?
- Показ презентации “Герои Бородинского сражения”, которую самостоятельно подготовили ученики.
Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.
Использованная литература
- Учебник История России Х1Х в. под ред.А.Н.Боханова
- История России Х1Х в. под ред. Косулиной, Данилова.
- Журнал “Преподавание истории и обществознания” №5/2005 г.
- Конспекты уроков по истории XIX в. А.Г.Важенин
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
27 03 2024 10:31:46
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
26 03 2024 22:12:13
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
25 03 2024 5:55:22
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
24 03 2024 12:13:59
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...
23 03 2024 6:48:45
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
22 03 2024 12:12:18
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
21 03 2024 2:35:56
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
20 03 2024 21:50:55
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
19 03 2024 3:28:38
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
18 03 2024 15:14:29
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
17 03 2024 14:24:52
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
16 03 2024 20:52:36
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
15 03 2024 2:13:33
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
14 03 2024 10:48:38
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
13 03 2024 16:24:44
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...
12 03 2024 2:28:11
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
11 03 2024 8:47:46
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
10 03 2024 17:28:35
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
09 03 2024 11:55:13
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
08 03 2024 5:43:14
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
07 03 2024 4:40:14
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
06 03 2024 15:13:44
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
05 03 2024 21:49:24
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
04 03 2024 21:59:28
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
03 03 2024 17:58:23
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
02 03 2024 17:30:59
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
01 03 2024 6:12:30
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
29 02 2024 22:37:46
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
28 02 2024 13:37:22
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
27 02 2024 22:10:14
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
26 02 2024 13:42:28
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
25 02 2024 6:23:53
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
24 02 2024 10:15:20
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
23 02 2024 15:20:58
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
22 02 2024 9:35:23
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
21 02 2024 17:35:43
Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
20 02 2024 9:10:36
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
19 02 2024 0:47:56
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
18 02 2024 8:51:10
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
17 02 2024 6:49:11
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
16 02 2024 10:28:22
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
15 02 2024 7:54:43
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
14 02 2024 22:39:53
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
13 02 2024 17:57:24
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
12 02 2024 14:34:28
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
11 02 2024 13:13:20
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
10 02 2024 20:48:13
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
09 02 2024 23:58:43
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
08 02 2024 8:38:22
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории. ...
07 02 2024 22:23:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::