История для молодежи    

Открытый урок "Свет и тени духовной жизни советского общества 30-х гг. XX века" по истории России (11-й класс)

(первый слайд презентации (Приложение 1) – название темы)

Эпиграф: «Мы живем, под собою не чуя страны …».

Цель урока:

(дать возможность высказаться учащимся в самостоятельном определении цели урока, в определении проблемы учебной темы)

  • Дать представление о крутом повороте в политике советского руководства по отношению к культуре, сутью которого являлось ее огосударствление.
  • Развивать у учащихся критическое мышление в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1930-е гг.
  • Воспитывать чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории.

Звучит песня «Широка страна моя родная» (несколько слайдов сопровождают первый куплет песни)

Ход урока

Вопросы:

  • Испытываете ли вы некий душевный подъем, слушая музыку и слова песни? Если «да» – поднимите листочек красного цвета, если «нет» – синего! (Учитель: Поздравляю, вы стали «жертвой» идеологической обработки с помощью песенного искусства. Призываю вас помнить об этом в процессе сегодняшнего разговора о духовной жизни наших с вами предшествующих поколений).
  • Случалось ли вам сталкиваться с мнением старших о том, что в прежние времена все было иначе: и люди целеустремленнее, и молодежь сознательнее, и искусство нравственнее? С чем вы это связываете? (Предполагаемый ответ – роль идеологии).

Учитель: Это понимал и Сталин! В собрании сочинений Сталина (демонстрирует пару томов из собрания сочинений И.Сталина) есть любопытное письмо, опубликованное в «Рабочей газете» от 21 января 1925 г. Ознакомимся с текстом (Приложение 2):

«Рабочей газете»
«Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя. Боритесь и побеждайте врагов, внутренних и внешних, – по Ильичу. Стройте новую жизнь, новый быт, новую культуру, по Ильичу. Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое, – и в этом один из важных заветов Ильича».
И. Сталин.

Вопросы:

  • Каким понятием мы должны руководствоваться при рассмотрении учебной темы? (Предполагаемый ответ – культурная революция, культурное строительство. На доске помещается термин «культурная революция»).
  • Каково общее содержание данного понятия, на ваш взгляд? (Выслушиваем мнения).
  • А что, конкретно, дополняет понятие «культурной революции» применительно к 30-ым гг. Советского государства? (Предполагаемый ответ – повышение образовательного уровня, приобщение к достижениям культуры, торжество марксистско-ленинского учения).

I. «Культурная революция» или «Революция в культуре»

(все пункты плана отражаются на слайдах)

Учитель: На рубеже 20 - 30-х гг. в СССР осуществляется крутой поворот в политике Советского руководства по отношению к культуре. Определяющей линией становится ее огосударствление. Только в 1928 – 1934 гг. ЦК опубликовал около 60 постановлений, охватывающих практически все области культурного строительства.

Задание: Перед вами на партах «Рабочий лист ученика (Приложение 3). Выполните первое типовое задание ЕГЭ на соотнесение характерных признаков событий и явлений.

А) Что из перечисленного ниже относится к целям «культурной революции» в СССР 1930-х г.г?

  1. Воспитание человека нового советского общества
  2. Переход ко всеобщему высшему образованию
  3. Распространение православия
  4. Воспитание уважения к традициям русской культуры

(Определяется цель «культурной революции»: воспитание человека нового советского общества. Проводится самопроверка: ученики выставляют балл рядом с ответом).

Вопрос: Из курса истории нам известно о грандиозных масштабах социалистической индустриализации и коллективизации. Предположите, какова могла быть основная задача культурной революции в области формирования сознания советских людей. (Предполагаемый ответ – формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важнейшие для общества ситуации поступать одинаково и так, как это надо тоталитарной власти).

Учитель: В действенности идеологических способов воздействия на сознание людей мы убедились сами в начале урока, когда слушали песню «Широка страна моя родная». Об основном методе идеологической обработки людей сказано в постановлении Академии наук 1936 г. Перед вами текст постановления: «Мы решим стоящую перед нами задачу единственным научным методом – методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина» (Текст постановления размещается на слайде).

Задание: Оцените суть данного постановления с помощью известной нам методики «Шестьшляп мышления» Эдварда де Боно крупнейшего специалиста в области творческого и концептуального мышления, доктора медицины и психологии, руководителя Центра по изучению мышления Оксфордского университет. Учитель напоминает суть оценочной деятельности учащихся по данной методике (Приложение 4).

Белая шляпа – Информация. Вопросы: Какой мы обладаем информацией?

Красная шляпа – Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа – Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая шляпа – Логика и позитивный взгляд на вещи. Почему это стоит делать? Почему это стоит сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа – Творчество. На этом этапе думают только о возможностях, которые потом надо будет развивать и проверять.

Синяя шляпа – мыслительный процесс. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Учитель: Логика укрепления власти нуждалась во внешних признаках стабильности. Ей были совершенно не нужны дестабилизирующие революционные, авангардистские изыски в сфере культуры. Смена ориентиров в духовной жизни связана с отставкой с поста наркома просвещения образованного А.В.Луначарского и назначением на этот пост «солдата партии» А.С.Бубнова. Сферами воздействия на сознание остаются школа, литература, искусство, средства массовой информации и даже наука.

II. «Наука и идеология» или «Идеология в науке».

Вопросы:

  • Выскажите свое мнение о правомерности данной формулировки пункта. Допустимо ли, на ваш взгляд, их взаимодействие?
  • Чем, на ваш взгляд, можно объяснить фактическую ликвидацию таких наук как: педология (наука о детях, изучающая ребенка в совокупности его психических, анатомо-физиологических, биологических и социологических качеств), генетика, социология, психоанализ? (Предполагаемый ответ – не укладывались в модель сталинской идеологии!).
  • Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. По его выражению она должна была стать «грозным оружием в борьбе за социализм». Чем вы объясняете его позицию? (Предполагаемый ответ: – Контроль за историей означал контроль за памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал советский патриотизм)

Учитель: В 1938 г. в свет вышел «Краткий курс истории ВКП(б)». Он стал нормативной книгой для всей системы просвещения. Одним из главных принципов руководства художественным процессом становится принцип партийности (Термин на доске). Творческий поиск должен определяться установками партии и идеями марксизма. Перед вами три тома «Лекций по истории КПСС», изданных на основе «Краткого курса». Обратимся к конкретному примеру:

  1. Стр. 15. Выпуск 1. «Царская Россия была тюрьмой народов. Нерусские народы, составлявшие более половины населения страны, подвергались еще более тяжелому гнету, чем русские рабочие и крестьяне …
    Страна была покрыта густой сетью церквей, монастырей, дурманивших сознание народа, внушавших покорность царским властям и своей тяжелой доле …»
  2. Стр. 457. Выпуск 2. «Коренные социально - экономические изменения привели к изменениям и в облике народов, населяющих страну. Нации стали социалистическими. По своей духовной сущности и политическим устремлениям они являются новым типом наций, сплоченным нерушимой дружбой, проникнутых идеологией социалистического интернационализма» (Выслушиваем мнения учеников).

Задание: Обратимся к «Рабочему листу ученика». Выполните второе типовое задание ЕГЭ на поиск информации по источнику.

Б) Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится упомянутое в нем событие:

«Выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» являлся крупным событием в жизни большевистской партии. С появлением «Краткого курса» партия получила новое мощное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма»

  1. 1920 г.;
  2. 1930 г.;
  3. 1940 г.;
  4. 1950 г.

Вопросы:

  • Известно, что в 30-е гг. особенно популярными были образы таких исторических деятелей как Иван Грозный, Петр Первый, Александр Невский (текст сопровождается показом слайдов). Дайте оценку этому явлению. Используйте, по возможности, методику «Шесть шляп мышления» Эдварда де Бонэ.
  • Считаете ли вы, учитывая их огромное патриотическое воздействие на сознание советских людей в условиях предвоенного десятилетия, правомерной политику партийного руководства в своеобразной подаче исторической информации? Может ли быть это оправданным?

III. Феномен социалистического реализма.

Задание: Историческая тематика стала любимым детищем литературы и кинематографа. Обратимся к «Рабочему листу ученика» и выполним третье типовое задание ЕГЭ по документу.

В) Прочитайте отрывок из документа и кратко ответьте на вопросы С1 и С2.

Из письма А.В.Луначарского в Оргкомитет Союза советских писателей. Февраль 1933 г.

«Представьте себе, что строится дом и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм – а крыши-то нет». Вы будете, конечно, реалистом – вы скажете правду: но сразу бросается в глаза, что эта правда в самом деле неправда. Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится… Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда – она не похожа на себя самое … правда – это завтрашний день, и нужно ее видеть именно так, а тот кто не видит ее так, тот реалист буржуазный и поэтому пессимист, нытик и зачастую мошенник, фальсификатор …».

С1. Как называется описываемый в тексте художественный метод литературы и искусства? (Ответ – социалистический реализм). Какую должность в Советском государстве занимал автор письма? (Ответ: нарком просвещения).

С2. В чем состоит суть этого метода? Назовите не менее трех особенностей данного метода. (Предполагаемый ответ: пропаганда идеалов социализма, восхваление партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, критика чуждого советскому народу буржуазного образа жизни).

Учитель: Метод социалистического реализма стал творческой программой советских литераторов. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. И тем не менее литература 1930-х гг. представлена значительными произведениями. Огромный вклад в создание социально-психологического феномена внес и кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. Причем, советский кинематограф (художественный и документальный) не имел такого опыта как русская литература, театр, живопись. Он рождался вместе с революцией и имел ошеломляющее воздействие на массовое сознание. В этом, пожалуй, и состоит сам феномен явления. Согласны ли вы с этим? (выслушиваем мнения, используем методику «Шесть шляп мышления).

Задание: Перед вами перечень крупнейших произведений литературного и кинематографического творчества (текст сопровождается показом слайдов). Дайте свою оценку произведениям, исходя из их названия. На какие размышления вас это наводит? Какие последствия их воздействия на сознание масс возможно спрогнозировать? Какие из данных произведений знакомы вам лично? Ваше мнение о них? (Перечень перед учениками в «Рабочем листе»). 

М. Горький «Мать»
Д.А. Фурманов «Чапаев»
А.А. Фадеев «Разгром»
М.А. Шолохов «Поднятая целина»
Н.А. Островский «Как закалялась сталь»
Н.В. Экк «Путевка в жизнь»
И.А. Пырьев «Трактористы»
бр. Васильевы «Чапаев»
Г.В. Александров «Веселые ребята»
М.И. Ромм «Ленин в Октябре»

III. «Нам песня строить и жить помогает».

Учитель: Музыкальная жизнь связана 30-х гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского (текст сопровождается слайдами). Судьба «серьезной» музыки связана с постулатом Сталина, что искусство должно быть «понятно народу». Видимо, поэтому наибольший расцвет творчества достиг песенный жанр. Произведения композиторов И. Дунаевского, Б. Мокроусова, М. Блантера и др. оказывали огромное влияние на сознание людей.

Звучит песня «Марш энтузиастов» (слайды сопровождают текст первого куплета)

Вопрос: Чем объясняется популярность таких песен? Как вы думаете, создание такого рода произведений оправдано? (Предполагаемый ответ: Мелодии были простые, легко запоминающиеся. Музыка мажорная, бодрая. Незамысловатые стихи песен прославляли Родину, труд, Сталина).

IV. «Теневые» приметы времени.

Учитель: По замыслам идеологов сталинской эпохи, искусство, как средство пропаганды, должно было обеспечить программу социалистического строительства. В произведениях создавалась привлекательная картина всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма. Это искусство во многом оказалось созвучно настроениям миллионов людей. Зримые перемены к лучшему (особенно успехи индустриализации) порождали подлинный энтузиазм, веру в светлое будущее. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных жертвах, об убогом быте, а то и голоде невозможно было донести до людей.

Информация для размышления:

(подача информации сопровождается слайдами) 

  • Мирового признания добилась советская физическая школа. Она была представлена именами С.И. Вавилова, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, братьями Курчатовыми и др.). Известен вклад советских ученых-химиков Н.Д. Зелинского, Н.С. урнакова, С.В. Лебедева и многих других. Вместе с тем, идеологический пресс пагубным образом отразился на состоянии ряда наук. Особенно пострадала генетика.
  • Исторические фильмы и исторические романы по сути являлись иллюстрацией сталинской концепции истории, что привело к появлению «белых пятен» и искажению исторической действительности.
  • В сфере литературы, писатели, чье творчество шло вразрез с официальной доктриной, просто запрещались. К их числу были отнесены Есенин, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Зощенко, Платонов. Подверглись гонениям и были репрессированы О. Мандельштам, С. Третьяков, С. Клычков, В. Наседкин.
  • В 1936 г в газете «Правда» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки», где формалистами назывались режиссеры В. Мейерхольд, М. Калатозов, С. Эйнзенштейн, А. Довженко, подверглись критике художники П. Корин, К. Малевич, П. Филонов.
  • Архитектуре был нанесен урон грандиозными разрушениями храма Христа Спасителя, Сухаревской башни, Красных и Триумфальных ворот, Чудова и Воскресенского монастыря в Кремле. При этом следует учесть и духовные потери от подобного рода деяний.

Задание: Обратимся к «Рабочему листу ученика». Выполним четвертое типовое задание части С на установление различных и общих черт в развитии культуры (см. таблицу ответа).

В) Сравните положение в советской системе образования и культуре в начале 1920-х гг. и в конце 1930-х гг:

Общее (с предполагаемым ответом)
  1. Контроль государства за системой образования
  2. Поддержка государством произведений на рев. тематику
  3. Необходимость деятелей искусства проявлять лояльность власти
Различия (с ответом)
Образование и культура нач.20-х гг Образование и культура кон. 30-х гг
Массовая безграмотность Ликвидация безграмотности
Использование разных худ. стилей Соцреализм - единственный метод
Наличие разных творческих организаций Единые творческие союзы
Возможность для критики, сатира Запрет критики, восхваление Сталина

(после выполнения данного задания ученики сдают «Рабочий лист» на проверку)

V. «Достояние республики».

Задание: Определите по размещенным на доске и на стенах кабинета надписям и иллюстрациям тот символ, который вы считаете символом эпохи и своего рода «Достоянием Советской республики». Ваш выбор не регламентируется положительным или отрицательным его содержанием. Подойдите к нему и аргументируйте свою точку зрения. Предложите свой символ! (можно взять лист и написать наименование).

ВДНХ, «Рабочий и колхозница», Московское метро, ГУЛАГ, храм Христа Спасителя

(после того, как ученики сделали собственный выбор – на заключительном слайде постепенно появляется портрет Сталина. Учитель предлагает осмыслить появление данного слайда)

Вопрос: Вернемся к началу урока. Стал ли вам более понятен смысл эпиграфа к теме? Какой главный вывод вы сделали для себя после работы над темой? Хотели бы вы жить в 30-е годы XX века в нашей чудесной стране? Если – «да», поднимите красный цвет листочка, «нет» - синий

Домашнее задание: написать эссе.

Спасибо за работу!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок истории по теме "Олимпийские игры: история и современность" (5-й класс)

Урок проведен по учебнику А. А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...

15 12 2019 23:23:13

Люди и события Средневековья

Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

14 12 2019 22:15:46

Поход Александра Македонского на Восток

Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

13 12 2019 5:37:51

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - " Илиадой" и " Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

12 12 2019 19:12:51

Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла (истории, обществознания, права)

Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....

11 12 2019 15:52:21

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

10 12 2019 6:30:10

Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»"

Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России Х Х века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

09 12 2019 1:26:32

Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"

Урок " Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....

08 12 2019 15:28:31

Урок-исследование в рамках проекта "Как зарождалось образование на Руси и в России?"

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....

07 12 2019 20:27:57

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....

06 12 2019 11:10:14

Сценарий к 70-летию битвы под Москвой

Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....

05 12 2019 11:59:27

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Серебряный век русской культуры"

Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...

04 12 2019 13:57:32

История России. XIX в.

Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....

03 12 2019 6:18:10

Методическая разработка по обществознанию "Семья и общество"

Цель методической разработки состоит в определении основной характеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охарактеризовать ее функции....

02 12 2019 2:59:12

Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

01 12 2019 22:40:55

Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера

У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....

30 11 2019 4:54:25

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

29 11 2019 4:57:42

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

28 11 2019 15:40:10

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – " Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока " Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

27 11 2019 1:33:27

Урок в 9-м классе "Реформы Столыпина"

На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П. А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. " Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....

26 11 2019 0:58:28

Появление «человека разумного»

На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....

25 11 2019 2:33:28

Конспект урока "Мир русской деревни"

Урок « Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....

24 11 2019 10:11:25

Бесценный дружеский союз

Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

23 11 2019 21:24:34

Проектирование учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере урока истории

В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы « Отмена крепостного права в России». 8-й класс....

22 11 2019 21:30:33

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

21 11 2019 23:27:14

Урок обществознания по теме "Гражданин". 8-й класс

Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....

20 11 2019 21:36:58

Игра-викторина "Ратные страницы истории Отечества"

Методические материалы по проведению игры-викторины " Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта Т С О на базе интерактивной доски " Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....

19 11 2019 4:46:56

Наука и образование Российской империи первой половины XIX века

На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...

18 11 2019 20:28:36

Страницы истории. Россия с начала XX века - 30 годы XX века (9-й класс)

Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интерактивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....

17 11 2019 20:31:59

Урок с использованием ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....

16 11 2019 5:32:58

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

15 11 2019 13:37:31

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

14 11 2019 22:59:32

Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

13 11 2019 6:54:47

"Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории

Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...

12 11 2019 17:49:18

Интегрированные уроки обществознания и литературы в старших классах

При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...

11 11 2019 4:48:36

За рамками школьного учебника. "Романовы и о Романовых в Сибири". Материалы к урокам истории

Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...

10 11 2019 6:41:12

Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....

09 11 2019 6:51:48

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал практического характера. ...

08 11 2019 4:43:17

Разработка урока по всеобщей истории "Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине ХХ века"

Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....

07 11 2019 17:36:38

Народные традиции убранства донского куреня. Быт XVI–XVII веков

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...

06 11 2019 17:46:10

Элективный курс "Летопись огненных лет: Абакан (1941–1945)"

Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....

05 11 2019 16:25:37

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?"

Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы « Политическая система Р Ф» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах Р Ф, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....

04 11 2019 2:23:37

Архитектура, скульптура и живопись в период расцвета Средневековья. Урок истории средних веков в 6-м классе

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...

03 11 2019 13:35:31

Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен

В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А. И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....

02 11 2019 6:22:21

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

Цель урока: усвоение знаний по теме " Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

01 11 2019 10:32:59

"Своя игра". Обобщающий урок по курсу "История Средних веков". 6-й класс

Обобщающий урок в цикле « История Средних веков» проводится в форме викторины « Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....

31 10 2019 23:47:41

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

Практическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....

30 10 2019 0:10:33

Внеклассное мероприятие по истории "Восточное путешествие". 5-й класс

Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса " Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....

29 10 2019 19:19:16

Избирательное право. Твоя гражданская позиция

Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....

28 10 2019 22:54:43

Урок окружающего мира по теме "Бородино – поле русской славы". 4-й класс

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А. А. Плешакова к учебнику « Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....

27 10 2019 12:40:30

Первая мировая война. 9-й класс

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. Т С О повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....

26 10 2019 12:24:46

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

25 10 2019 1:28:59

Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики

Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....

24 10 2019 14:56:34

Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий"

2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....

23 10 2019 1:20:47

12 апреля 1944 года

В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П. Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....

22 10 2019 6:43:20

Курская битва. 70 лет. Мы помним…

Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

21 10 2019 6:42:57

Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....

20 10 2019 21:43:57

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

19 10 2019 9:33:16

Информационные технологии на уроках истории

Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....

18 10 2019 12:30:11

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

17 10 2019 4:56:42

Урок истории в 9-м классе

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что практически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

16 10 2019 14:32:56

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

15 10 2019 7:36:25

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию для 11-х классов "Решение проблем малого и среднего бизнеса как слагаемое успешного развития экономики"

В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства Р Ф, провести анализ проблем малого бизнеса в Р Ф, Я Н А О, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...

14 10 2019 6:17:21

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

13 10 2019 18:20:31

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии Р О Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова. ...

12 10 2019 12:35:15

Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси"

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и М Х К; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....

11 10 2019 17:49:47

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

10 10 2019 16:45:30

Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"

Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...

09 10 2019 15:14:54

Проблемная технология на уроках истории

Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова « Пара гнедых»)....

08 10 2019 19:40:25

КВН "Государственные символы России и Татарстана". 5–6-е классы

Внеклассное занятие ( К В Н) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....

07 10 2019 19:49:22

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

06 10 2019 11:28:44

Сталинская дорога смерти, или "Пятьсот – веселая стройка"

В статье рассказывается о сталинской дороге смерти....

05 10 2019 9:44:21

"Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс

Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....

04 10 2019 16:58:29

Греко-персидские войны, 5-й класс

Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...

03 10 2019 22:48:40

Диспут "Разговор с В.Путиным"

Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут « Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....

02 10 2019 8:25:15

Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы

Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....

01 10 2019 11:12:55

Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"

Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бессмертном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....

30 09 2019 5:47:40

"Рыцарский турнир"

Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....

29 09 2019 15:30:44

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

Урок посвящен изучению темы « Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

28 09 2019 12:20:25

Учебное занятие "Реформы и реформаторы в российской истории"

Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....

27 09 2019 20:12:14

Труд в системе правовых отношений. 9-й класс

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А. И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....

26 09 2019 1:35:33

Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс

Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...

25 09 2019 18:55:17

Информационные технологии в преподавании истории

Урок на тему « Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

24 09 2019 0:40:16

Бинарный урок истории и русского языка по теме "Рукотворное чудо. Кижи. Спряжение глагола"

В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...

23 09 2019 9:36:54

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

22 09 2019 0:55:19

Тема урока "Столетняя война" (по программе "Школа–2100"). 6-й класс

Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д' Арк....

21 09 2019 3:28:22

Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"

В данной статье содержится разработка урока по теме " С С С Р от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интерактивные и мультимедийные технологии....

20 09 2019 1:39:10

Геополитика "холодной войны" (обобщающий семинар)

Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе " Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков " Холодной войны", заполнения таблицы " Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме. ...

19 09 2019 15:21:30

"Для блага всех – свое забыть". Император Николай I: идеалы царя и российская действительность

Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....

18 09 2019 8:47:41

Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"

Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме К В Н лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...

17 09 2019 15:39:43

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

16 09 2019 18:43:19

Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"

Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения....

15 09 2019 5:32:14

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и моральных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. ...

14 09 2019 8:33:45

В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе)

Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....

13 09 2019 12:53:22

Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс

Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме " Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....

12 09 2019 9:54:17

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"

При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....

11 09 2019 14:11:36

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 6-м классе по теме "Путешествие в Средневековье"

Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...

10 09 2019 19:13:16

Конкурс знатоков истории Древней Греции

Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

09 09 2019 20:46:27

Программа "Отечество"

Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....

08 09 2019 6:13:15

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как " Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

07 09 2019 21:46:44

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

<p> Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

06 09 2019 13:34:28

Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"

Методическая разработка урока по дисциплине « Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции Р Ф и « Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...

05 09 2019 17:45:50

Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"

Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....

04 09 2019 19:14:23

Внеклассное мероприятие "Правовой турнир"

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....

03 09 2019 13:39:17

Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...

02 09 2019 19:58:11

"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса

Программа факультативного курса " Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа дает большой простор для применения различных технологий в работе с учащимися....

01 09 2019 22:38:12

Урок по всеобщей истории по теме: "Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10-й класс

В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...

31 08 2019 11:29:16

Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник " Литература" под ред. Г. И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...

30 08 2019 14:21:52

Открытый урок на тему "Из глубины веков"

Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...

29 08 2019 22:34:56

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

28 08 2019 1:28:43

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

27 08 2019 17:55:17

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

26 08 2019 2:41:53

Интерактивный урок по курсу "Обществознание". 11-й класс

Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....

25 08 2019 22:33:57

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интерактивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

24 08 2019 4:10:36

Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"

В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...

23 08 2019 8:50:35

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

22 08 2019 8:47:13

Наука и образование XVIII века, 7-й класс

Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу " История России" на тему " Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...

21 08 2019 10:21:33

Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"

На уроке истории по теме " Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....

20 08 2019 13:51:44

Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс

Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....

19 08 2019 9:49:18

Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"

Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...

18 08 2019 7:52:36

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....

17 08 2019 23:39:32

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М. В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, М Х К, искусствоведения....

16 08 2019 3:44:14

Религия спасения. Буддизм

В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу " История древнего мира". В разделе " Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....

15 08 2019 0:40:37

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

14 08 2019 22:50:38

Методическая разработка урока "НЭП в истории России XX века" (11-й класс)

Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интерактивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....

13 08 2019 11:17:28

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

Изучая тему " Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о характере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 08 2019 23:35:16

Урок по истории на тему: "Начало Великой Отечественной войны"

Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...

11 08 2019 1:56:28

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....

10 08 2019 12:34:20

Тема урока: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....

09 08 2019 5:54:59

Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"

Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует пространственное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...

08 08 2019 9:20:51

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела « С С С Р в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

07 08 2019 22:20:30

Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"

Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы " Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...

06 08 2019 8:28:15

Путь развития России. 10-й класс

Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

05 08 2019 10:28:46

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

04 08 2019 0:26:36

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

03 08 2019 13:50:43

"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе " Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра " Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

02 08 2019 22:49:19

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, членом избирательной комиссии, представителем С М И. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

01 08 2019 1:52:15

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гражданин. Гражданственность. Патриотизм"

Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....

31 07 2019 10:28:40

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках Е Г Э элементам содержания....

30 07 2019 15:38:34

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс

Урок носит повторительно-обобщающий характер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на практике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит практико-ориентированный характер....

29 07 2019 15:58:45

Игра "Заглянем в прошлое"

Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...

28 07 2019 11:54:55

Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."

Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интерактивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....

27 07 2019 21:22:23

Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны

Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...

26 07 2019 23:45:42

Урок истории в 9-м классе "Вологодская область в годы Великой Отечественной войны"

Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....

25 07 2019 17:45:58

Многообразие способов познания мира

Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме Е Г Э....

24 07 2019 6:23:48

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

23 07 2019 22:20:38

Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по обществознанию. 8-й класс

Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....

22 07 2019 2:23:30

Использование учебной дискуссии при проведении занятий по истории

Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

21 07 2019 5:45:49

Бинарный урок (история + иностранный язык), посвященный 70-летию Победы во Второй мировой войне

Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме практического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - С С С Р и стран-союзников, Великобритании и С Ш А. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....

20 07 2019 19:26:28

Урок по теме "Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны"

Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. Задачи Цель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....

19 07 2019 7:58:26

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.