Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”
Учебно-методическое пособие по истории предназначено для студентов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений.
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в колледже, городе, округе.
Пояснительная записка
В Древней Греции “олимпиадой” называли промежуток в четыре года между двумя Олимпийскими играми. В XX в. это слово приобрело еще одно значение — соревнование, смотр, конкурс, причем не только спортивных достижений, но и интеллектуальных.
Олимпиада по истории выявляет ваши знания о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных источников, умению решать проблемные вопросы, публичным выступлениям. Так как объем необходимой информации выходит за пределы школьного учебника, то участие в олимпиаде — это хороший шанс расширить свои познания. Задания, над которыми придется работать, помогут развить навыки творческой и научной деятельности.
Олимпиады проходят на разных уровнях — в колледже, районном, городском, республиканском. Их цель — поддержать интерес к предмету, выявить способных студентов. В последнее время олимпиады все чаще организуются высшими учебными заведениями. Участие в такой олимпиаде даст возможность поступить в этот институт или университет, так как результаты учитываются при зачислении. Олимпиада любого уровня может проходить в несколько этапов.
- I тур — заочный. Вы должны выполнить исследовательскую работу, написать реферат или эссе. Задание может носить и необычный хаpaктер: например, подготовить экскурсию по музею (реальному или воображаемому) или написать комментарии к историческому роману.
- II тур — очный. Те, кто прошел первый отборочный тур, приглашаются для выполнения письменной работы. Она также может иметь разные формы: исторические задачи, эссе на заданную тему, тесты, анализ исторического источника и т. д.
- III тур также является очным. Его задача — выявить абсолютного лидера. Он может быть проведен в форме диспута, ролевой игры, защиты письменной работы.
ПОДГОТОВКА К 1 ТУРУ ОЛИМПИАДЫ
Общие рекомендации
На этом этапе олимпиады вы должны представить письменную работу. Темы и жанр работы объявляются организаторами заранее. В этой главе будут рассмотрены три основных жанра письменных работ по истории: реферат, эссе, исследование.
Реферат. Согласно словарю иностранных слов, “реферат” — это изложение сущности какого-либо вопроса, а “реферирование” —изложение содержания чего-либо (книги, статьи). Поэтому, когда вас просят написать реферат, — это значит, что вы должны прочитать определенное количество книг по заданной теме и изложить ее суть*
Эссе. Литературоведческий словарь хаpaктеризует эссе как жанр, в котором автор анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения и аргументированности выводов. Таким образом, эссе — это очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
Исследование. В отличие от реферата исследование предполагает не только самостоятельный анализ исторических источников и самостоятельное формулирование выводов, но часто и самостоятельную постановку проблемы. Обычно бывает так, что изучение источников предшествует постановке проблемы: внимательная и кропотливая работа с историческими документами может натолкнуть на проблему, которую раньше никто не замечал. В отличие от эссе научное исследование предполагает, что все выводы аргументированы.
Каждый из этих видов работ имеет свои особенности, которые будут раскрыты ниже. Но у них есть и нечто общее. Чтобы их написать, вы должны уметь:
- формулировать тему и проблему (если она не была объявлена заранее);
- отбирать научную литературу;
- конспектировать изучаемый материал;
- анализировать исторические факты и отбирать их в соответствии с темой;
- сравнивать разные точки зрения;
- формулировать собственное мнение;
- грамотно излагать свои мысли соответственно нормам русского языка.
Как подготовить реферат
Прежде чем приступить к работе над рефератом, внимательно изучите критерии его оценки. Это поможет избежать многих ошибок уже на этапе подготовки.
Критерии оценки реферата Требования к оформлению
1. Титульный лист, на котором указываются название темы, имя автора и научного руководителя, название образовательного учреждения (школы, гимназии, колледжа и т.д.).
2. Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.
3. Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.
4. Список литературы.
5. Приложения (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т. д.), если они есть. Требования к основному содержанию
1. В реферате обязательно должно быть Введение, в котором вы
- четко формулируете проблему;
- объясняете важность темы в изучении истории в целом;
- даете краткую хаpaктеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции исследователей по этой теме (особенно в случае спopных, проблемных вопросов). Важно не просто изложить точки зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить противостоящие точки зрения.
2. Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике темы (см.: “Примерные планы рефератов”). Все главы должны быть логически связаны между собой.
3. На все цитаты, статистические данные (если они не являются итогом самостоятельной работы) обязательно должны быть оформлены ссылки.
4. В реферате обязательно должно быть Заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата по данной проблеме. Выводы должны быть сформулированы четко. Рекомендуется использовать такие вводные фразы, как “Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что...”, “В результате анализа фактов выяснилось, что...” и т.п. Желательно
указать, какие проблемы оказались не решены или, наоборот, появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути дальнейшего развития темы, покажет, что вы — перспективный автор и исследователь.
5. Реферат должен соответствовать нормам русского языка. Если вы цитируете какого-либо автора, то должны приводить цитату дословно, с соблюдением авторской орфографии.
- Информация для тех, кто решил не писать реферат самостоятельно
Самый простой путь — зайти в Интернет или купить “Сборник лучших рефератов” и “скачать” готовый текст. Мы вам этого не советуем.
Несколько слов о вреде Интернета и “сборников рефератов” Рефераты не всегда пишутся добросовестными авторами, поэтому вы рискуете нарваться на неприятности:
- автор переписал без каких-либо изменений труд известного ученого, приписав себе все его мысли. “Скачав” такой реферат, вы становитесь соучастником плагиата. Кстати, любой серьезный проверяющий легко вас разоблачит: стиль речи ученого-академика и школьника сильно отличаются; кроме того, проверяющие могут знать эти работы не хуже вас. Нужно ли вам обвинение в недобросовестности?
- автор не проверил данные, поэтому в реферате много ошибок. Вы хотите отвечать за чужие ошибки?
- часто авторы используют крайне спopные, одиозные источники информации, ненаучные методы доказательств. Если вы действительно согласны с тем, что египетские пирамиды — это замаскированный космический корабль, который вот-вот взлетит, то, может, вам отправиться на конкурс писателей-фантастов? Кроме того, реферат дается по теме олимпиады, и, работая над его написанием, вы автоматически готовитесь к последующим турам. Если для вас олимпиада — шаг на пути к дальнейшей профессии, вам надо научиться делать все самому. Помните: вы ничуть не глупее авторов рефератов!
Инструкция для тех, кто решил работать самостоятельно.
Итак, вы выбрали (или вам дали) тему реферата.
1. Подберите необходимую литературу. Для этого вам надо пойти в библиотеку, поработать с каталогом книг, проконсультироваться с учителем и библиотекарем.
2. Внимательно изучите всё подобранные материалы. Вам придется просмотреть их не один раз.
3. При первом чтении определите круг проблем, которые будут освещены в вашем реферате.
4. Когда вы определите проблемы и составите план будущего реферата, прочтите материалы еще раз, делая выписки по теме. Если вы собираетесь использовать фрагменты книги в работе, то, выписывая цитату, данные статистики и т. п., не забудьте указать страницу. Лучше всего делать выписки на отдельных карточках, которые потом можно хранить в любом удобном порядке (по главам реферата, по фамилиям авторов).
5. Когда намечены проблемы, составлен план, сделаны выписки, приступайте к созданию основного текста.
6. Готовый текст рекомендуется дать прочитать нескольким посторонним лицам. Взгляд “со стороны” позволит выявить ошибки, проверить логичность построений и четкость выводов.
Несколько слов в пользу Интернета
Безусловно, информационные ресурсы Интернета безграничны. Вы можете воспользоваться сайтами крупных библиотек и музеев для поиска нужного материала. Многие тематические сайты содержат исторические документы, статьи, выдержки из трудов известных ученых, репродукции произведений искусства, карты и т. п. На форумах таких сайтов вы сможете познакомиться с разными точками зрения на интересующую вас проблему.
Примерные планы рефератов
Каждой исторической теме соответствует свой набор ключевых вопросов, изложенных в определенной последовательности. Ниже приводятся примерные планы наиболее часто встречающихся тем рефератов.
Как рассказать об особенностях экономики страны
1. Особенности географического положения страны и как оно влияет на развитие хозяйства в целом. Какие есть возможности для развития экономики.
2. Развитие промышленности (ремесла): районы и их специализация; типы промышленных предприятий; объем выпускаемой продукции; технические достижения; причины прогресса (отставания); реформы в области промышленности; наиболее видные предприниматели.
3. Развитие сельского хозяйства (специализация регионов; развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники; формы собственности на землю и типы хозяйств); сельские промыслы.
4. Развитие торговли (основные торговые центры; торговые пути; внешняя торговля).
5. Финансовое положение страны (состояние денежной системы; банки).
6. Какой политики в области экономики придерживается правительство (формы собственности; поощряет реформы или препятствует им; поддерживает отечественных предпринимателей или отдает преимущества иностранным и т. д.)? \ Место страны в мировом производстве.
Как рассказать о социальном развитии страны
1. Краткая хаpaктеристика общего уровня развития страны (уровень развития экономики и форм собственности; социально-политическое устройство).
2. Группы населения (сословия, классы, касты и т. п.). Их права и обязанности по отношению к друг другу и государству.
3. Этнический состав государства.
4. Религиозные группы.
5. Межэтнические и межрелигиозные отношения.
6. Государственная политика по отношению к разным группам населения.
7. Результаты этой политики.
Как рассказать о политическом развитии страны
1. Политическое устройство (тип власти; глава государства и его полномочия; хаpaктеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти).
2. Административно-территориальное деление страны.
3. Органы местного управления и самоуправления.
4. Армия (порядок комплектования рядового и офицерского состава; система управления и финансирования).
5. Основные политические партии и движения. Их программы.
6. Меры, принимаемые правительством для изменения политического устройства; последствия этих мер.
Как рассказать о внешней политике
1. Геополитическое положение страны и проблемы, связанные с ним.
2. Организация внешнеполитических ведомств.
3. Основные направления внешней политики государства:
- влияние политических группировок на внешнюю политику;
- мирные договоры;
- военные конфликты;
- участие страны в международных организациях.
4. Итоги внешнеполитического курса.
Как рассказать о военных событиях
1. Причины и повод войны. Цели сторон.
2. Готовность сторон к войне. Состояние армий.
3. Этапы войны и их общая хаpaктеристика.
4. Ход событий (по этапам):
- планы сторон на начало войны/этапа;
- особенности тактики и стратегии;
- основные сражения;
- итоги этапа.
5. Подписание мирного договора.
6. Итоги войны (военные и политические).
7. Историческое значение войны.
Как рассказать о культурном развитии страны
1. На каком этапе исторического развития находится государство (общество).
2. Мopaльно-нравственные нормы. Роль и место религии.
3. Правовое положение личности.
4. Система образования.
5. Развитие искусства.
6. Роль науки.
7. Общественные идеи.
8. Политика государства в области культуры.
Как рассказать о памятнике архитектуры
1. Автор, название, назначение и местонахождение памятника. Исторические условия его создания (хаpaктеристика эпохи).
2. Предыстория создания памятника.
3. Хаpaктеристика памятника:
- место в ландшафте;
- особенности планировки;
- особенности внутреннего и внешнего убранства, архитектурный стиль.
4. Мнение современников и искусствоведов о памятнике.
5. Историческая судьба памятника.
Как рассказать о произведении искусства
1. Автор. Время создания. Исторические условия создания.
2. Содержание (сюжет произведения, кто и что изображено; передний план, задний план, центр композиции).
3. Какими средствами выразительности пользуется мастер: объемность, пропорции, перспектива, цвет, свет.
4. Цель и идея произведения: что хотел сказать мастер, выбирая вышеперечисленные средства выразительности.
5. Место произведения в творчестве автора.
6. Соответствие произведения специфике искусства данной страны или эпохе; направлению и стилю в искусстве этого периода.
7. Мнение современников, потомков; историческая ценность произведения.
Как рассказать о политических идеях
1. Историческая обстановка, способствующая появлению идей, ее влияние на их формирование.
2. Главный представитель данного идейного течения. Его социальная принадлежность (группа, класс).
3. Основные направления критики действительности.
4. Какие изменения предлагали представители данного идейного течения? Каким видели будущее государство?
5. Предлагаемые методы достижения цели. Насколько они были адекватны исторической обстановке?
6. Реакция правительства и общества на это идейное течение.
7. Значение данного идейного течения в истории.
Как рассказать об общественных (политических, социальных, национальных) движениях
1. Краткая хаpaктеристика социально-экономического развития страны.
2. Представления о правах человека. Группы населения, ущемленные в правах.
3. Определите цели и требования (экономические и политические) этих групп.
4. Хаpaктеристика методов борьбы за достижение своих целей.
5. Степень организованности движения. Лидеры движения
6. Итоги и последствия движения.
7. Историческое значение.
Как рассказать о революции
1. Предпосылки революции:
- социально-экономический уровень развития страны накануне революции: условия жизни и положение разных социальных групп; роль каждой группы в развитии страны;
- причины обострения противоречий между группами, причины недовольства и требования недовольных;
- нарастание политического кризиса, меры, принимаемые правительством.
2. Ход революции:
- повод, время, место начала выступления, требования восставших, реакция власти;
- задачи и хаpaктер революции;
- основные участники, движущие силы революции;
- лидеры революции; их цели и методы их деятельности;
- основные события революции.
3. Итоги, значение, особенности данной революции. Международная реакция на революцию.
Как рассказать о политическом / государственном деятеле
1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались хаpaктер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.
2. Начало политической карьеры.
3. Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?
4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?
5. Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?
6. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).
7. Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий. Тема реферата может быть сформулирована в виде проблемы, например: “П. А. Столыпин: консерватор или либерал?”, “Бородинское сражение: победа или поражение?”, “Народовольцы и проблема политического терроризма”. В подобных случаях вам надо рассмотреть все точки зрения, привести все аргументы и сделать самостоятельный вывод.
Совет. Основой любого научного текста является логическая пара “тезис — аргумент”, т. е. вы формулируете идею и приводите аргументы в ее защиту. Один аргумент — это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Выводы только тогда признаются обоснованными, когда вы приводите несколько аргументов. Постарайтесь использовать в качестве аргументов конкретные факты, а не авторитетное мнение (особенно оценочного хаpaктера).
Как подготовить эссе
Историческое эссе — жанр, который стали использовать на олимпиадах не так давно. Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде проблемы, вопроса или понятия (например: “Война”, “Цивилизация”, “Герои и героизм”, “Диктатура: за и против” и т. п.). В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приемы. Оценивание эссе — достаточно сложная работа, так как часто мнение и восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.
Критерии оценки эссе
1. Автор должен привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своего мнения; аргументы должны соответствовать проблеме.
2. Многословие не является показателем качества, поэтому мысли должны быть изложены четко, с соблюдением норм русского языка.
3. Литературная сторона не должна превалировать над исторической тематикой.
Как организовать работу над эссе
1. Если тема сформулирована в виде понятия (например: “Революция”, “Деспотизм”, “Свобода”), посмотрите его значение в разных словарях. Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие друг друга определения, что поможет вам начать работу.
2. Продумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий.
3. Обратитесь к словарю (сборнику) афоризмов: здесь вы найдете высказывания известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам.
5. Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.
6. Когда собран материал, продумана структура — приступайте к написанию основного текста.
7. Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как “по моему мнению”, “я считаю”, “я одобряю” и т. п.
Как подготовить исследовательскую работу
Исследовательской считается работа, в которой автор формулирует гипотезы и делает выводы на основе изучения исторических источников (письменных, вещественных, аудио-, видеоматериалов и т. д.). По сути дела это — самостоятельный научный поиск. Работы пишутся, как правило, на местном материале и посвящены истории края, семьи. Иногда исследование является результатом работы в составе экспедиции (этнографической или археологической). Как правило, такие темы берут студенты, увлеченные историей, посещающие кружки или факультативы. На подготовку исследовательской работы отводится значительно больше времени, чем на реферат или эссе. Тема объявляется за полгода, год. ¦ Критерии оценки исследовательской работы
Требования к оформлению
1. Титульный лист.
2. Оглавление с указанием всех разделов и страниц, на которых они находятся.
3. Собственно текст (основное содержание), разбитый на главы.
4. Список опубликованных исторических источников и литературы.
5. Обязательное оформление ссылок на источники и литературу в тексте, особенно если приводятся цитата или статистические данные.
6. Наличие приложений (схемы, иллюстрации, таблицы, карты и т. д.). Требования к основному содержанию
1. В исследовательской работе обязательно должно быть Введение, в котором вы:
- четко формулируете проблему;
- объясняете важность и новизну темы;
- даете краткую хаpaктеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции других исследователей по этой теме (особенно в случае спopных, проблемных вопросов). Важно не просто изложить точки зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить противостоящие точки зрения;
- объясняете структуру работы, т.е. последовательность расположения материала.
2. Формулировка проблем, подбор и изложение фактов, последовательность их изложения должны соответствовать логике развития темы. Все главы должны быть логически связаны между собой.
3. На все цитаты, статистические данные (если они не являются итогом самостоятельной работы) обязательно должны быть оформлены ссылки,
4. В исследовательской работе обязательно должно быть Заключение, в котором подводятся итоги работы, еще раз (кратко) формулируются выводы. Желательно указать, какие проблемы остались не решенными или, наоборот, появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути дальнейшего развития темы.
5. Соответствие нормам русского языка.
Этапы исследовательской работы
1. Если тема заранее конкретно не задана, то вам придется придумать ее самостоятельно. Чтобы определить свои интересы, задайте себе два вопроса: “Что я хочу узнать?” и “Как я это смогу сделать?” Ответы на них подскажут вам дальнейший путь работы.
2. Сформулируйте название исследования. Оно не должно быть расплывчатым. Название работы должно быть четко сформулировано, отражать проблематику и содержание работы, суть темы.
Неправильно сформулированная тема | Правильно сформулированная тема |
“Великая Отечественная война” | “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”; “Наш город (село) в годы войны” |
“История Москвы” | “Москва XVII в. в воспоминаниях иностранцев” |
Пример:
3. Поработайте с литературой, изучите историю вопроса: когда, кто, как проводил аналогичные исследования и к каким выводам пришел, насколько тема изучена, какие в ней есть нерешенные проблемы. Это надо сделать обязательно, иначе вы “изобретете велосипед”, а ваша работа проиграет в новизне. Кроме того, внимательное изучение литературы поможет вам уточнить тему и название работы.
4. Определите круг исторических источников (документов, вещей), которые станут объектом вашего исследования.
5. В процессе работы с литературой и источниками записывайте свои идеи, результаты исследований и т. д. Такие краткие записи лучше всего делать на отдельных листах или карточках: их легче будет распределить потом по главам работы.
6. Составьте план текста и приступайте к его написанию. Сначала создайте основной текст. Когда он будет готов, пишите Введение и Заключение. Здесь действуют те же правила, что и при написании реферата. Безусловно, вам придется переделывать текст не один раз, так что внимательно относитесь к срокам работы! В итоге ваша работа должна иметь следующую структуру:
- Введение
- Глава I. Историография (т.е. история изучения вопроса)
- Глава П. Хаpaктеристика источников
- Главы Ш-IV. Изложение результатов исследования. Количество глав зависит от вас, каждая глава может иметь свое название
- Заключение. Вы подводите итоги работы, делаете выводы, рассуждаете о том, что удалось сделать. Если в процессе работы какие-то вопросы остались невыясненными, вы можете поразмышлять над причинами этого и сформулировать цели дальнейшей работы.
Мы привели здесь самый общий подход к проведению исследования. Последовательность работы, структура текста во многом определяются темой и хаpaктером исторических источников.
Как оформить ссылки и список литературы
Оформление ссылок
Ссылка — это точное указание на источник информации. Ссылки обязательны, если вы даете в своей работе цитаты, т. е. дословные выдержки из работ других авторов. В ссылке вы должны указать имя автора, название произведения, место издания, название издательства, год выпуска, страницу, где расположен цитируемый вами текст. Сведения, которые входят в ссылку, называются областями описания. Ссылки могут быть подстрочными или затекстовыми. Подстрочные ссылки располагаются внизу, на той же странице, где дана цитата. Они удобны тем, что читающий может сразу ознакомиться с источниками информации или примечаниями. Затекстовые ссылки и примечания располагаются в конце работы, что помогает разгрузить основной текст. Вы можете выбрать один из вариантов и придерживаться его на протяжении всей работы. Но независимо от того, где вы помещаете ссылку, она должна быть оформлена по определенным правилам.
1. Если местом издания книги являются Москва или Санкт-Петербург (Ленинград), то используются только заглавные буквы: М., СПб., Л. Названия прочих мест издания даются полностью.
Обратите внимание на знаки препинания, которые отделяют одну область описания от другой!
2. Если цитата взята из монографии, то ссылка оформляется так:
Автор. Название произведения. Место издания: издательство, год издания. Номер страницы.
Примеры:
Анисимов Е. В., Каменский А Б. Россия в XVIII — первой половине XIX в. М.: МИРОС, 1994. С. 39.
Хотев Я. Я. Книга в России в середине XVIII в. Л.: Наука, 1989. С. 42.
3. Если вы цитируете статью из сборника или журнала, то ссылка оформляется так: Автор. Название работы / Название сборника. Место издания: издательство, год издания. Номер страницы.
Пример:
Белявский Б. С. Золушка на троне России / На российском престоле. М.: Интерпpaкс, 1993. С. 7.
Автор. Название работы // Название журнала. Год издания. Номер журнала. Номер страницы.
Пример:
Черникова Т. В. Государево “слово и дело” во времена Анны Иоанновны // История СССР. 1989. № 5. С. 155-156.
4. Если цитируемое вами произведение находится в составе многотомного издания, то надо указать номер тома. Тогда ссылка выглядит так:
Автор. Название произведения. Номер тома или части. Место издания: издательство, год издания. Номер страницы.
Примеры:
Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 4. М.: Мысль, 1989. С. 25.
Юхт А. И. Финансы / Очерки русской культуры. Ч. 2. М., 1987. С. 118.
5. Если в работе используются неопубликованные материалы, то в ссылке необходимо указать архив, где находятся данные документы:
Название архива. Номер фонда. Номер дела. Номер листа.
Пример:
РГАДА. Ф. 23. Д. 15. Л. 10.
Составление списка литературы
Наличие ссылок не избавляет вас от составления библиографии, т.е. списка литературы. В него входят все использованные вами источники информации, а не только те, из которых непосредственно были взяты цитаты. В целом структура описания каждого издания такая же, но добавляется еще несколько областей описания: тип издания и название издательства. Источники информации в таком списке распределяются по группам, а внутри группы — по алфавиту.
Список используемой литературы
1. Хрестоматия по истории России: в 4 т. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост. И. В. Бабич и др. М.: Мирос, 1994. С. 224
2. Хрестоматия по истории СССР. Т.1. С. 394.
3. Хрестоматия по истории России: в 4 т. Т. 2. С.192
4. Памятники новой русской истории. Т. 2. СПб., 1872. С. 210.
5. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. М., 2004. С. 207.
6. История: прил. к газете "Первое сентября". 1993. № 7–-8. С. 4–5.
7. Родина. 1992. № 6–7. С. 124.
8. Андреев И. Л. Россия в XVII–XVIII вв.: Экспериментальное учебное пособие. М.: Открытый мир, 1997. С. 83.
9. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000. С. 253.
10. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Сост. А. Г. Кузьмин и др. М.: Владос, 2004. С. 636.
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин». ...
28 03 2024 22:59:25
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
27 03 2024 20:33:28
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
26 03 2024 22:19:31
Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
25 03 2024 8:57:27
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
24 03 2024 16:57:35
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
23 03 2024 6:40:38
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
22 03 2024 16:39:55
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
21 03 2024 22:25:21
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
20 03 2024 5:23:42
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
19 03 2024 15:41:48
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
18 03 2024 10:10:57
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
17 03 2024 1:26:18
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
16 03 2024 9:14:31
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
15 03 2024 3:22:40
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
14 03 2024 10:53:39
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
13 03 2024 20:55:19
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
12 03 2024 5:58:36
Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....
11 03 2024 3:59:25
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
10 03 2024 13:15:16
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
09 03 2024 14:31:25
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
08 03 2024 23:26:18
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
07 03 2024 3:10:31
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
06 03 2024 13:24:27
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
05 03 2024 18:57:10
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
04 03 2024 19:43:30
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
03 03 2024 2:48:26
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
02 03 2024 11:33:12
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
01 03 2024 5:28:36
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
29 02 2024 15:12:59
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
28 02 2024 21:38:51
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
27 02 2024 7:47:42
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
26 02 2024 3:24:58
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
25 02 2024 23:53:51
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
24 02 2024 2:52:18
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
23 02 2024 17:14:23
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...
22 02 2024 0:51:12
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
21 02 2024 22:45:11
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
20 02 2024 17:22:38
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
19 02 2024 21:34:59
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
18 02 2024 11:58:48
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
17 02 2024 22:27:15
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
16 02 2024 8:56:34
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
15 02 2024 18:42:10
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
14 02 2024 14:58:31
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
13 02 2024 4:53:35
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
12 02 2024 5:14:19
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
11 02 2024 0:21:49
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
10 02 2024 8:56:13
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
09 02 2024 9:49:30
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
08 02 2024 19:48:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::