Раздробленность русских земель
Цель: способствовать осмыслению причинно-следственных связей, которые привели к раздробленности Руси, доказать закономерность и раскрыть причины обособления княжеств и последствия этого процесса; развивать навыки работы с опopным конспектом, исторической картой, историческими первоисточниками; опираясь на межпредметные связи воспитывать у учащихся чувство гордости за предков, создавших единое государство, чувство сопереживания русским людям, терпевшим тяготы от княжеских усобиц и набегов степняков.
Оборудование: Карта “Киевская Русь IX- середина XII в.”, карта “Русские земли в XII - начале XIII в.”, опopные сигналы, сборно-разборные схемы “Причины раздробленности”, проблемные задания, первоисточник “Слово о полку Игореве”, магнитофонная запись “Владимир Мономах”.
Понятия: раздробленность, экономические и политические причины раздробленности, уделы, волость, эксплуатация.
Даты: начало XII века.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Готовность учащихся к уроку, оборудование рабочего места.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Давным-давно, много веков назад, наши предки, восточные славяне, создали одно из самых могучих государств того времени. Называлось оно – Киевская Русь.
*Покажите на карте границы этого сильного, единого государства. Назовите дату его образования. Ученик №1.
Летописи сохранили для нас имена многих князей, которые основали русскую державу, укрепляли ее и берегли от врагов.
* Выполните задание на корточках: укажите имена этих князей в порядке правления и определите их политику. Ученики №2 и №3.
Истории возникновения и развития государств мы изучали в курсах “Истории Древнего мира” и “Истории Средних веков”.
*Назовите признаки государства. (Учащиеся называют, учитель вывешивает опopный сигнал №1).Учитель раздает жетоны за правильные ответы.
* Какие факторы доказывают, что данное государство единое?
* Назовите имя князя, который создал первый свод законов Киевской Руси.
* Как назывался этот свод законов?
* Что завещал пяти сыновьям Ярослав Мудрый, умирая?
* Докажите, что сначала они правили мудро, честно и сообща.
* Как назывался свод законов, написанный Ярославичами?
Влияние половецкой опасности и отсутствие четкой системы наследования земли, были поводами для частых усобиц.
*Что такое усобицы?
Прослушайте магнитофонную запись и определите:
- о каком событии идет речь?
- в каком году происходило это событие?
- каково было значение этого события?
(Учащиеся отмечают 1097 год, Любечский съезд князей, клятву сообща бороться против половцев, “каждо да держит отчину свою”).
* Какова была главная цель политики Владимира Мономаха?
*Какими путями он пытался сохранить единство Древнерусского государства?
Вывод: таким образом, мы выяснили, что княжеские усобицы положили начало раздроблению Руси, Владимир Мономах и его сын Мстислав были последними правителями единого Древнерусского государства.
Учителем подводится итог актуализации знаний, по количеству набранных жетонов назначаются к о н с у л ь т а н т ы. Они проверяют работы учеников №2 и №3.
III. Изучение нового материала.
Учащиеся записывают дату.
Учитель: сегодня мы начинаем изучать новую главу нашей истории “Русские земли и княжества XII - середины XIII века. Тема сегодняшнего урока: Раздробленность русских земель.
Мотивация учащихся: сегодня на уроке мы определим причины раздробленности на Руси, (на доске – схема).
ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
КАКИЕ
Выясним, закономерное или случайное было это явление на Руси и определим последствия раздробленности для русских земель.
Учитель: на доске даты и понятия, выделены зеленым, понадобятся нам из ранее изученного, а, выделенные красным, это новые понятия и даты, которые надо усвоить.
“ И разъдрася вся Русская земля…” - записал в своей хронике один из летописцев под 1132 годом, когда после cмepти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Усобицы между потомками Владимира Мономаха привели к тому, что в середине ХII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей. Но княжеские усобицы являлись еще только предпосылками события. За ними скрывались более глубокие причины, которые привели Русь к распаду.
Существовали экономические и политические причины.
- Что такое политика?
- Что такое экономика?
Экономические причины – связанные с хозяйственной жизнью людей, политические – связанные с особенностями государственного управления.
Мотивация учащихся: записать в тетрадь причины раздробленности.
1. Экономические причины раздробленности.
Учащиеся работают, опираясь на статью №1 с. 90.
Напомните, каковы были земельные отношения в Русском государстве?
Князья не только присваивали себе земельные угодья общинников, но и наделяли землей своих старших дружинников – бояр. Основой богатства бояр стала теперь не дань, собираемая с земель, а эксплуатация зависимого сельского населения.
Эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.
Это заставляло князя укреплять именно свое княжество, опираясь на бояр, установить свою власть на своей земле, а не переходить на новый княжеский престол. К тому же князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пути “из варяг в греки” из-за набегов половцев и перемещения торговых путей между Европой и Византией в Средиземноморье.
Боярские вотчины, как и крестьянские общины, имели натуральный хаpaктер хозяйства.
*Что такое натуральное хозяйство?
Торговля между различными районами страны была развита слабо и каждая земля-волость могла развивать свое хозяйство самостоятельно.
Таким образом, главными экономическими причинами распада Руси были:
- эксплуатация зависимого населения
- стремление князя укрепить свое княжество
- утрата возможности обогащаться за счет заморской торговли
- натуральный хаpaктер хозяйства.
2. Политические причины раздробленности.
Самостоятельная работа учащихся по статье №2 с. 91. Задача: выписать политические причины.
- образование самостоятельных органов управления в волостях
- стремление наместников киевского князя отделиться от Киева
- поддержка наместников городским населением
- отсутствие твердого порядка правления
- стремление князя передать свою власть по наследству.
3. Государственное управление в период раздробленности.
В середине XII века Русь раскололась не 15 самостоятельных княжеств.
*Сравните две карты. Чем они отличаются друг от друга? При изучении какой темы мы уже встречали подобную карту? Назовите хронологические рамки периода раздробленности в Западной Европе.
*Посмотрите на карту “Русские земли в XII – начале XIII в.” Назовите самые крупные княжества и их центры.
*Сделайте вывод: раздробленность – случайное или закономерное явление, которое переживало большинство стран средневековья?
В каждом княжестве, за редким исключением, была своя княжеская династия, имелось собственное войско, своя казна, своя мера длины и веса, осуществлялась самостоятельная внешняя политика. Наиболее могущественные князья стали именовать себя Великими князьями. В пределах крупных княжеств стали выделяться уделы – владения младших члeнов княжеского рода. Отношения между князьями регулировались существовавшими тогда обычаями. И, хотя, усобицы не утихали, цель их была уже другая – укрепить свое княжество, расширить границы за счет соседей.
4. Идея единства Руси.
Но распад Древнерусского государства не привел к исчезновению понятия Русской земли как единого целого. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность.
* Назовите основные черты народности?
В Киеве по-прежнему жил митрополит, отсюда он руководил служителями церкви. Церковь выступала за единство Руси, осуждая усобицы, стараясь примирить князей. Не смотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам, изданным Ярославом, его сыновьями, Владимиром Мономахом.
Чувства принадлежности к некогда единому Русскому государству особенно ярко проявлялись в период обострения внешней опасности, которая прежде всего исходила от половцев.
Опережающее задание ученика №5: “Отношения Руси с кочевниками”. Рассказ.
Мотивация учащихся: Какова была роль степняков в распаде Древнерусского государства?
Ответы учащихся.
Выражением стремления к единению стали созданные в период раздробленности сказания и былины.
Наиболее пронзительно звучали эти ноты в произведении неизвестного автора – “Слово о полку Игореве”.
В основу этого произведения положен рассказ о неудачном походе Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, на половцев в 1185 году.
Иллюстрация В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” с 94.
Но не описание этого похода является целью автора. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают важные для того времени вопросы:
- почему князь Игорь потерпел поражение?
- почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время стала терпеть поражение?
Давайте откроем произведение в переводе русского историка А.Д.Лихачева.
*К чему призывает автор “Слова…”?
*В чем видит причины страданий русского народа?
Работа с первоисточником.
5. Последствия раздробленности.
Раздробление Руси не привело к ее упадку. Она переживала время дальнейшего развития и подъема хозяйственной и культурной жизни. Осваивались новые земли, строились новые города, которые становились крупными центрами ремесла, торговли и культуры. Более быстрыми темпами шел рост вотчинной собственности на землю.
Но в то же время между князьями шла упopная борьба за первенство, за владение землями, городами, крестьянами. Это приводило к постоянным междоусобным войнам, которые ослабляли страну и мешали объединять все силы для отпора внешним врагам.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Закрепление знаний учащихся проводится с помощью игровой технологии.
Реставрация.
Представьте себе, что вы – работники архива и нашли древние листы, местами почерневшие от сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели… Вам надо восстановить текст.
- В 1132 году умер сын В…… М…….ха Мстислав.
- Ус……цы между потомками В……. М……..ха привели к тому, что в сер. Х…. века Древнер. гос-во расп…..сь на неск. самост. княжеств.
- Существ. экон……е, т.е. связ. с хоз-ной жизнью людей и полит….е, т.е. связ. с особенностями гос. управления прич. распада Древнер. гос-ва.
- Раздр-ть некогда единого гос-ва не прив. к упадку Руси.
- Она переживала время дальнейш. развит. и подъема хоз-й и культ-й жизни.
- Б-ба между князьями приводила к междоус. вой-м, кот. ослабляли Русь.
Общий вывод учащиеся делают по вопросам:
- когда наступил период раздробленности Древнерусского государства
- какой хаpaктер (случайный или закономерный) она носила
- какими причинами была вызвана
- но мысль о чем продолжала жить в сознании народа.
V. Общий итог урока, оценивание, домашнее задание.
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
18 03 2024 9:58:59
Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
17 03 2024 8:58:47
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
16 03 2024 23:24:35
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
15 03 2024 18:38:21
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
14 03 2024 10:33:39
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
13 03 2024 17:58:19
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
12 03 2024 15:12:50
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
11 03 2024 18:45:47
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
10 03 2024 13:55:42
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
09 03 2024 23:12:32
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....
08 03 2024 20:31:31
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
07 03 2024 18:42:13
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
06 03 2024 16:21:23
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
05 03 2024 0:45:54
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
04 03 2024 18:22:34
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
03 03 2024 15:49:58
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
02 03 2024 9:41:28
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
01 03 2024 14:20:10
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
29 02 2024 13:51:47
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
28 02 2024 3:42:24
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
27 02 2024 15:49:14
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
26 02 2024 22:50:11
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
25 02 2024 2:54:16
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
24 02 2024 23:48:59
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
23 02 2024 7:39:25
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
22 02 2024 12:43:15
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
21 02 2024 23:20:21
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
20 02 2024 8:35:50
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
19 02 2024 9:52:24
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
18 02 2024 8:37:30
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
17 02 2024 19:51:17
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
16 02 2024 20:54:19
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
15 02 2024 22:59:40
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
14 02 2024 5:55:12
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
13 02 2024 20:18:59
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
12 02 2024 7:24:57
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
11 02 2024 15:12:22
Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
10 02 2024 23:16:12
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
09 02 2024 18:22:18
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
08 02 2024 13:31:15
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
07 02 2024 13:13:37
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
06 02 2024 1:23:54
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
05 02 2024 15:34:49
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
04 02 2024 8:35:39
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
03 02 2024 16:46:54
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
02 02 2024 23:55:53
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
01 02 2024 10:29:31
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
31 01 2024 2:21:52
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
30 01 2024 6:21:52
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
29 01 2024 22:12:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::