Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы

Тип урока: изучение нового материала
Форма: урок-исследование.
Цель: познакомиться с хаpaктерными чертами некоторых граней материальной и нематериальной жизни сибирских крестьян для выявления традиционных и региональных особенностей их на примере д. Едет.
Задачи:
- Познакомить учащихся с двумя гранями жизни сибирского крестьянства XVIII-XIX вв: мирской и хозяйственной.
- Выявить особенности и значение для сельчан каждой из них.
- Подчеркнуть свободолюбие, независимость, житейскую мудрость, высокие нравственные устои, присущие сибирскому крестьянству как основы его менталитета.
- Вызвать чувство уважения к трудолюбию, смекалке, наблюдательности русских людей в Сибири.
Методические приемы: беседа, групповая и парная работа, сообщения учащихся, художественное слово, работа с дополнительной литературой, использование и анализ информации на аудионосителе.
Межпредметные связи: литература, музыка.
Оборудование:
- карточки с диалектными словами;
- стенды с фотографиями, схемами, планами, рисунками, архивными документами;
- цветная схема «Материальная и нематериальная жизнь крестьянства»;
- аудиозапись воспоминаний старожилов;
- макет сибирского двора, самовар и чайные пары, домотканый половик, рамы со старинными фотографиями – экспонаты школьного музея;
- фонограмма песни «Полюшко-поле…»;
- высказывания краеведов А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева, слова современников;
- листы бумаги, ручки на каждой парте;
ХОД УРОКА
Звучит фонограмма музыки «Полюшко-поле…», на фоне которой ученик читает отрывок из поэмы Дм. Кедрина «Ермак»:
Не мерена вдоль и непройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей,Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее, разделивши по-братски…
Учитель: Именно такой увидели
Сибирь первые землепроходцы, шедшие вместе или
вслед Ермаку Тимофеевичу в конце 16 века. А
затем потянулись русские люди в этот
богатый, но суровый край, чтобы
начать жить заново, обустроить и наладить свой
быт.
В наши края пришли-приехали целые крестьянские
семьи из Мордовии и пензенской губернии, что на
юго-востоке России конца XVIII-начала XIX вв.
На фоне музыки ученица читает отрывок из стихотворения местной поэтессы Вагаль Т.Г.:
Как-будто не было на свете
Давно забытых тех времен,
Под пылью прошлого столетья
Следов кочующих племен,
Когда мордовские посланцы
С благословления царя
Искали после долгих стрaнcтвий
Земли, пригодной для жилья.
В низовье бурной горной речки
Расположились на ночлег.Костров мерцающие свечки,
Умолк постылыйскрип телег.
Диск солнца, медленно всходящий,
Согрел лучами ходоков.
Туман осел росой блестящей.
Ковры разбросаны цветов.
Завороженные застыли
В немом восторге мужики…
Сибирь с необозримой ширью
Ждала хозяйственной руки.
Учитель: Все они везли с собой в Сибирь не только мечту о новой, лучшей жизни. Как сказано в стихотворении «Рождение села» нашей поэтессы Татьяны Грациановны Вагаль, но традиции и обычаи своего народа. Рассмотрим их.
Цель нашего урока: познакомиться с хаpaктерными чертами некоторых граней материальной и нематериальной жизни сибирских крестьян для выявления традиционных и региональных особенностей их на примере д. Едет.
Учитель: Жизнь сибирского крестьянства, впрочем, как и российского, состояла из нескольких пластов и граней. (Работа со схемой на доске). Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Учитель: О чем должен позаботиться
в первую очередь человек, придя на новое место? (О
жилье и средствах к существованию)
– Каким образом крестьяне получали средства к
существованию? Что требовалось крестьянам
для занятия сельскохозяйственным трудом? (Так
как речь идет о крестьянстве, уточним, что
средства к существованию оно получало в
результате занятия сельским хозяйством. А это
значит, что кроме жилого дома нужен
хозяйственный двор с постройками.)
Задание: вы получили задание, поработать в группах и, используя знания краеведческого материала и поисковых экспедиций, рассказать о 1 группа – традициях застройки и планирования селений, дворов, домов; 2 группа – об интерьере сибирских домов.
(Группы готовятся и рассказывают)
Учитель: Итак, сделаем вывод. Какие традиционные и региональные черты вы выделите в хозяйственной деятельности сибирских крестьян?
Предполагаемый ответ: Мы увидели, что каждое дело в хозяйственной жизни сибирских крестьян, связано с традициями, жившими в народе многие поколения, но имело свои особенные черты в типе подворья, застройке селения, богатстве и чистоте домов.
Учитель: Как называлась община крестьян в Древней Руси? (Вервь) С каким словом в современном русском языке оно имеет общий корень? (Веревка)
На доске по мере рассуждений учитель выстраивает логическую цепочку:
ВЕРЕВКА – ВЕРВЬ – ВЕРВИТЬ
Ученик: А в словаре В.И. Даля я нашел глагол «вервить» со значением «измерять веревкой землю и наделять ею кого-либо». И решение это принималось всей общиной. Глагол «вервить» – сибирский архаизм и сейчас в речи не используется.
Учитель: Что можно сделать с помощью веревки? (Связать, соединить, измерить) Так и люди в общине были связаны между собой разными отношениями: семейными, родственными, национальными, религиозными, экономическими и др. С течением времени древнерусское название «вервь» вытиснилось словом «мир» в том же значении. Жизнь людей изменяется, и эти изменения часто находят свое отображение в УНТ. Сейчас мы это увидим.
Задание: Назовите русские народные пословицы о мире как о сельском обществе.
Учащиеся называют пословицы и поговорки.
Примерные пословицы:
- К миру приставай, а от мира не отставай.
- Мир за себя постоит.
- Мир охнет, так и лес засохнет.
- На мир и суда нет.
- В мире жить – мирское творить и т. д.
Учитель: Как вы думаете, почему так много пословиц о мире?
Предполагаемый ответ: Это говорит о том, что мир играл большую роль в жизни конкретного человека, крестьяне уделяли большое внимание самоуправлению, заботились о собственном положении в общине. Отсюда и поговорка: «Хоть ложки мыть, да в миру жить».
Учитель:Верно. А в Сибири говаривали: «Общество не осиновый кол, его скоро не сломишь». Обществу в Сибири придавали еще более важное значение, ведь в условиях сурового сибирского климата одному человеку не выжить. Ему нужна помощь деревни, села, в общем, мира. Поэтому здесь складывается особая система взаимоотношений, когда весь мир принимает участие в судьбе каждого человека. Взаимопомощь, взаимовыручка – одна из важнейших сторон сибирского хаpaктера. Людей, помогающих при строительстве дома в Едете, называли помочаны. А как управлялся мир?
Выступление ученицы:
Главным руководящим органом крестьянской
сибирской общины был мирской сход, или его еще
называли: «сходка», «совет», «согласие», «общее
собрание».
В сельском сходе должны были участвовать
сельский старшина или староста, сборщик податей,
смотритель хлебозапасного магазина,
представители сельской полиции: сотский,
десятский. Все они составляли сельское
правление. Кроме того, в сельских согласиях
принимали участие главы всех крестьянских
хозяйств, ведущих самостоятельное хозяйство.
Большинство должностных лиц крестьянского
самоуправления выполняли свои обязанности
безвозмездно.
Сходки состоялись примерно 11-16 раз в год, чаще
зимой, чем летом. Согласно документов Ачинского
отделения Красноярского государственного
архива в 1911 году в селе Едет старшиной был Иван
Яковлевич Артелов, а в 1901 году – Михаил Шеин,
писарем – Василий Покровкин.
Учитель: У каждого члeна правления были свои обязанности.
Задание: Прослушайте воспоминания Игнатия Гавриловича Ростовского, который, будучи 11-летним подростком, работал писарем в Комском волостном правлении Минусинского уезда Енисейской губернии, и определите функции должностных лиц мирского правления.
Звучит запись:
Староста – руководитель сельского правления. «Старостами выбирают у нас обыкновенно мужиков справных или богатых, которые держат у себя работников. У такого мужика и домашность от общественной службы не пошатнется, и в случае пропажи казенных денег с него будет что востребовать. Ну и вес такой староста в деревне имеет, и начальство относится к нем, понятно, лучше. Староста вершит в деревне все дела: созывает сход, отвечает перед начальством за подати, за гоньбу (перевозку по тpaкту), за весь деревенский распорядок».
Сельская полиция. «Сотский у нас получается самой настоящей полицейской властью и прямым помощником урядника по разным дpaкам, кража, убийствам. Поэтому в сотские выбирают мужиков здоровых и самостоятельных. А в десятские суют самых бедных, самых безответных. Десятский считается в деревне тоже полицейской властью. Но только самой маленькой. Надо старосте созвать сход, и вот десятский ходит, стучит в каждый дом и гонит хозяина на сходку. Надо сопровождать арестованных на отсидку в волостную тюрьму, опять же для этого снаряжают десятского».
Сельский сход собирает по оброчной подати и налогам. «На сборне (дом, в котором собирается сход) писарь вызывает по списку недоимщиков. И волостной старшина требует от них немедленно погасить казне свою задолженность. А те в один голос заявляют, что денег у них пока нет, платить нечем, и они готовы садиться в каталажку. Тогда староста велит сотскому и десятскому пойти к этим хозяевам, взять у них самовары и немедля принести их на сборню. Потом велит навесить на эти самовары бирки, чтобы всем было видно, чьи они. Что после того в доме у людей получается? Баба ругается, дочеря плачут, суседи смеются. Стыд и срам на всю деревню. Хочешь не хочешь, а надо что-то продавать, залезать в долг, чтобы из этого как-то выпутаться».
Волостной суд. «Трое бородатых судей важно восседают на диване перед большим крашеным столом. Волостным судьям совсем не нужно много лет учиться, так как они судят не по писанным законам, а по совести на основании имеющихся доказательств. Волостной суд имеет право разбирать гражданские дела до 30 рублей. А по уголовным делам – мелкие кражи, дpaки, буянство – можно засудить виновных до семи суток тюремного заключения».
Учитель: Есть еще одна грань народной жизни, в которой концентрировалась мудрость, наблюдательность, опыт народа. Это устное народное творчество. Сибирский поэт И.Ф. Федоров-Омулевский, живший в первой половине XIX века, отмечал:
Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране,
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость мысли, здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развеселый нрав;
Политичность дипломата
В речи при чужом.
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;Страсть отпетая к природе –
От степей и гор,
Дух, стремящийся к свободе,
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета
К родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать, за что? Да как?
Стойкость, сердце золотое –
Вот наш сибиряк!
Учитель: Языкотворчество – одно из свойств сибиряков. До сих пор в сибирских селениях живут диалектные слова. Ребята – краеведы нашей школы занимались изучением этого вопроса и составили картотеку говоров местного населения.
Задание: на ваших партах находятся карточки текстами фраз. Сказанных по тому или иному поводу сибиряками – старожилами, а также карточки с пояснением значений используемых в тестах слов. Переведите с языка говоров старожилов на современный русский язык эти фразы.
Ребятам предложены тексты:
- Ну, чаво, робяты, шлындаете? Баушка никак не одыбается. Все нутро у ей горит! (Ну, чего, ребята ходите туда-сюда? Бабушка никак не выздоровеет. Живот у нее сильно болит!)
- Ты, паря, чую, тутомный (тутошный)! (Ты, парень, знаю, местный!)
- Айда, покалякать (побаять) надо! (Пойдем, поговорить нужно!)
- В проулке хиус-то какой! А я галицы забыла! (В переулке ветер-то какой холодный! А я рукавицы забыла!)
- Опять обутков нету-ка. Цыркать таперича итить не в чем. Мороковать надо. (Опять обуви нет. Корову доить идти не в чем. Думать надо)
Учитель: И последнее. Отгадайте загадки, настоящие сибирские:
- Мокрый теленок в подполье живет. (Теленок)
- Не жива, а сдышит. (Квашня)
- По сеням ходит, а в избу не является. (Дверь)
Задание: А теперь попробуйте по отгадке загадать загадку. Учитель демонстрирует редьку, рисунок или макет телеги.
Предполагаемые загадки: Кину с блошку – выну с кошку. Два убегают, два догоняют, а отдыхают вместе.
Учитель: Итак, пора подводить итоги. Что вы можете сказать о развитии традиционной русской культуры в Сибири?
Предполагаемый вывод: Жизнь и труд сибирских старожилов имели ряд существенных особенностей, которые определили складывание местных традиций. Многие традиции здесь возродились и углубились, получили изменения. Они держались на заветах предков, на постоянном обращении к правилам. Все правила и ценности оформились в народной культуре в форме сибирских пословиц, поговорок, загадок, песен и др.
Учитель: А сейчас я бы хотела попрощаться с вами по-сибирски и сказать (к мальчику): «Часом, братан!», (к дeвoчке): «Часом, систреница!», что по-старожильчески означает «Здравствуйте! Будьте здоровы!»
Список использованной литературы:
1. Александров В.А., Н.Н. Покровский. Власть и
общество. Сибирь в XVII веке, с. 28.
2. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение.
Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов
Енисейской губернии XIX – начала XX вв.: Учебное
пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е и
дополн. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
3. Васильченко Л.П. Словарь. Быт крестьян.
4. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История
Сибири. Часть II. Сибирь в составе Российской
империи: Учебное пособие для 7-9 классов
общеобразоват. учреждений. – Новосибирск:
ИНФОЛИО-пресс, 2001. – с. 180-219.
5. Миненко Н.А. Живая старина: будни и
праздники сибирской деревни в XVIII – первой
половине XIX века. Новосибирск. 1989 г.
6. Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века
(начало освоения Сибири русскими людьми). М., 1987.
7. Русские народные загадки, пословицы,
поговорки./ Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов
Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
8. Старинные русские пословицы и поговорки. / Сот.,
предисл. и примеч. В.П. Аникина, – М.: Дет. лит, 1983.
9. Материалы поисковых экспедиций школьного
краеведческого музея.
Приложение 1
Приложение 2
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
25 02 2021 8:11:58
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
24 02 2021 18:40:42
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
23 02 2021 2:51:27
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
22 02 2021 13:20:43
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
21 02 2021 6:26:44
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
20 02 2021 8:34:49
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
19 02 2021 22:58:33
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
18 02 2021 11:15:36
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
17 02 2021 4:41:11
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
16 02 2021 2:22:26
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
15 02 2021 18:40:24
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
14 02 2021 1:19:45
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
13 02 2021 14:14:53
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
12 02 2021 9:37:15
Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....
11 02 2021 9:49:51
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
10 02 2021 14:10:26
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
09 02 2021 3:56:31
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
08 02 2021 11:22:33
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
07 02 2021 5:10:24
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
06 02 2021 1:56:56
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
05 02 2021 2:43:31
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
04 02 2021 15:18:52
Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание.
...
03 02 2021 18:21:23
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
02 02 2021 22:11:35
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
01 02 2021 7:25:24
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал.
...
31 01 2021 15:34:43

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
30 01 2021 2:33:56
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
29 01 2021 9:16:33
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
28 01 2021 1:50:47
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
27 01 2021 16:18:21
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
26 01 2021 12:43:10
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
25 01 2021 6:26:54
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
24 01 2021 15:33:18
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
23 01 2021 17:13:42
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
22 01 2021 3:14:27
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
21 01 2021 12:47:45
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
20 01 2021 3:20:35
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
19 01 2021 17:28:36
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
18 01 2021 9:11:56
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
17 01 2021 7:27:31
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
16 01 2021 2:37:25
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
15 01 2021 20:55:21
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий.
...
14 01 2021 16:42:20
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
13 01 2021 1:45:54

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
12 01 2021 6:25:13
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
11 01 2021 12:56:54

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
10 01 2021 11:33:23
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
09 01 2021 14:23:54
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
08 01 2021 23:26:19

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
07 01 2021 14:48:20
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
06 01 2021 12:39:45
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
05 01 2021 17:20:57
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
04 01 2021 11:38:16
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
03 01 2021 6:21:27
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
02 01 2021 20:58:38
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
01 01 2021 14:28:41
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
31 12 2020 15:44:11
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
30 12 2020 1:44:29
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
29 12 2020 18:32:18
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
28 12 2020 11:24:20
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
27 12 2020 6:44:58
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
26 12 2020 0:33:18
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
25 12 2020 8:18:34
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
24 12 2020 23:40:50
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
23 12 2020 18:16:35
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
22 12 2020 3:58:54
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
21 12 2020 15:23:34
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
20 12 2020 11:13:32
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
19 12 2020 13:15:15
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
18 12 2020 14:51:47
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
17 12 2020 16:58:11
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
16 12 2020 8:54:40

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
15 12 2020 9:57:57
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
14 12 2020 6:26:41
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни.
...
13 12 2020 5:33:30
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
12 12 2020 19:39:20
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
11 12 2020 9:22:12
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
10 12 2020 15:39:26
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
09 12 2020 6:31:19
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
08 12 2020 7:58:35
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
07 12 2020 16:52:54
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
06 12 2020 10:13:42
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
05 12 2020 16:16:58
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
04 12 2020 1:35:48
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
03 12 2020 22:11:20
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
02 12 2020 2:42:21
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
01 12 2020 8:25:49
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
30 11 2020 15:13:35
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д.
...
29 11 2020 15:36:45
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
28 11 2020 11:49:54
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
27 11 2020 6:30:31
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
26 11 2020 11:24:19
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
25 11 2020 5:55:48
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
24 11 2020 7:35:13
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
23 11 2020 16:33:16
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
22 11 2020 2:45:33
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
21 11 2020 15:12:16

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
20 11 2020 0:54:51
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
19 11 2020 12:59:41
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
18 11 2020 18:26:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::