Открытый урок по истории России для 10-го класса "Дворцовые перевороты. Внутренняя политика самодержавия"
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей России эпохи дворцовых переворотов. Дать представление о насущных общественных проблемах.
- Охаpaктеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
- Сравнить хаpaктер правления Петра I и его преемников.
План проведения урока:
- Борьба за власть после cмepти Петра I.
- Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.
Основные понятия:
- дворцовый переворот,
- Верховный тайный совет,
- фавориты,
- "бироновщина",
- аристократические группировки,
- временщики.
Оборудование урока:
- портреты основных действующих лиц дворцовых переворотов
- схема династии Романовых.
Тип урока: Итоговый урок по изученной теме, урок по методу критического мышления
Ход урока
1. Борьба за власть после cмepти Петра I.
Учащиеся класса делятся на три группы (по 7человек), каждая группа получает индивидуальное задание и соответствующий набор учебных и литературных источников (Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.17 - 19 века. Учебник для 10 класса; Анисимов Е.В.В борьбе за власть: страницы политической истории XVIII века; Выдержки из текста кондиций).
Задание для первой группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Екатерина I (годы правления) | ||
Петр II (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Каковы были цели и пути осуществления планов "верховников"? Назовите причины, по которым потерпели неудачу составленные ими "Кондиции"?
Задание для второй группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Анна Иоанновна (годы правления) | ||
Иван Антонович. Регенты - Э.И.Бирон, Анна Леопольдовна (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Что такое "бироновщина"? Назовите ее причины и хаpaктер.
Задание для третьей группы:
1. Заполните таблицу:
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Елизавета Петровна (годы правления) | ||
Петр III (годы правления) |
2. Ответьте на вопрос: Почему дворцовые перевороты в рассматриваемый период были так легки? Определите общее и особенное в дворцовых переворотах.
На выполнение данного задания отводится 10 минут. На заслушивание ответа по каждому вопросу отводится по 3 минуты.
По окончании заслушивания, разобравшись в причинах и сущности дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают заключительный вывод:
Решающую роль в дворцовых переворотах играла гвардия.
Ближайшие преемники престола после Петра I не отличались государственным мышлением, поэтому многое зависело от их непосредственного окружения, от временщиков, получивших всю полноту власти,
Засилье иностранцев у престола, борьба аристократических группировок за власть осложняли внутриполитическую ситуацию.
Особого внимания заслуживает анализ деятельности Верховного тайного совета, действия которого получили неоднозначные оценки: от олигархической "затейки" верховников до первой в русской истории попытки ограничения самодержавной власти.
Учащиеся соединяют отдельные элементы таблицы в одну, которая наглядно демонстрирует все этапы эпохи дворцовых переворотов.
Преемники Петра I | Фавориты, ближайшее окружение, временщики | Высшие органы управления |
Екатерина I (1725 - 1727гг.) | А.Д.Меншиков, П.А.Толстой, Г.И.Головкин | Верховный тайный совет (1726 - 1730гг.) |
Петр II (1727 - 1730гг) | В.Л., В.В.Долгоруковы, Д.М., М.М.Голицыны | Верховный тайный совет (1726 - 1730гг.) |
Анна Иоанновна (1730 - 1740гг.) | Э.И.Бирон, А.И.Остерман, Б.К.Миних | Кабинет министров (1731 - 1741гг.) Канцелярия тайных розыскных дел (1731 - 1762гг.) |
Иван Антонович. Регенты - Э.И.Бирон, Анна Леопольдовна (1740 - 1741гг.) | Б.К.Миних, А.И.Остерман | Кабинет министров (1731 0 1741гг.) |
Елизавета Петровна (1741 - 1761гг.) | А.Г., К.Г. Разумовские, А.И., И.И., П.И. Шуваловы, М.И.Воронцов, А.П.Бестужев-Рюмин |
Восстановление власти Сената (с1741г.) Конференция при высочайшем дворе (1756 - 1762гг) |
Петр III (1761 - 1762гг.) | Б.К.Миних, М.И.Воронцов, Д.В.Волков | Императорский совет (1761 - 1762гг.) |
2. Социальная политика самодержавия в период дворцовых переворотов.
Каждая группа учащихся получает новое задание.
Задание для первой группы:
- На основе анализа указов и других источников покажите процесс расширения привилегий российского дворянства в период дворцовых переворотов.
Задание для второй группы:
- На основе анализа указов и других источников установите менялось ли положение крестьян в эпоху дворцовых переворотов? Какие данные говорят об усилении крепостного строя?
Задание для третьей группы:
Можно ли говорить о преемственности социально - экономической политики самодержавия в 1726 - 1762гг. и петровскими преобразованиями? Наблюдались ли отступления от реформ Петра I?
На выполнение данного задания отводится 10 минут. На заслушивание ответа по каждому вопросу отводится по 3 минуты. Задания могут быть выполнены в виде схем и таблиц.
Ответ на задание для первой группы может иметь вид:
Расширение прав и привилегий дворянства |
|||||
Отмена указа о единонаследии (1731) | Право заводить мануфактуры | Раздача казенных предприятий | Основание Дворянского банка (1754 г.) | Монополия на винокурение (1754 г.) | Облегчение и сокращение сроков военной службы (Указы1727, 1732, 1736 гг.) |
Ответ на задание для второй группы может иметь вид:
Усиление крепостничества |
|||
Прикрепление навечно работников к заводам (Указы 1736,1755 гг.) | Расширение пожалований земли и крестьян участникам дворцовых переворотов | Подтверждение монопольного права владения землей и крепостными (Указы 1730, 1740, 1758 гг.) | Возрастание судебно-полицейской власти и хозяйственной опеки помещиков над крестьянами (Указы 1731, 1736, 1758, 1760 гг.) |
Ответ на задание для третьей группы должен быть строго аргументированным, ибо вопрос о том, чем была вторая четверть XVIII века - полным отходом, замедлением или продолжением Петровских реформ является спopным.
По окончании заслушивания, проанализировав содержание указов эпохи дворцовых переворотов, учащиеся совместно с учителем делают заключительный вывод:
1. Основным результатом социальной политики стало окончательное укрепление права собственности дворян на землю, монопольного права владения крестьянами, облегчение несения военной службы.
2. Внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.
3. Манифест о вольности дворянства (1762 г.) должен был стать логическим завершением принятых в эпоху дворцовых переворотов указов, закрепляющим привилегированное положение дворян в российском обществе.
Резюме: Данный урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии.
В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества.
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
18 03 2024 15:41:18
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
17 03 2024 13:39:34
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
16 03 2024 2:30:30
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
15 03 2024 0:59:30
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
14 03 2024 23:38:10
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
13 03 2024 8:13:58
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
12 03 2024 16:47:43
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...
11 03 2024 5:56:31
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
10 03 2024 9:23:54
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
09 03 2024 19:54:20
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
08 03 2024 23:15:25
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
07 03 2024 10:38:45
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
06 03 2024 14:27:40
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
05 03 2024 3:13:12
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
04 03 2024 1:12:55
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
03 03 2024 17:13:59
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
02 03 2024 20:35:12
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...
01 03 2024 1:57:42
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать. ...
29 02 2024 1:17:41
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
28 02 2024 3:31:51
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
27 02 2024 9:46:25
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
26 02 2024 6:35:58
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
25 02 2024 6:19:14
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
24 02 2024 2:39:28
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
23 02 2024 20:31:25
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
22 02 2024 11:35:38
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
21 02 2024 6:11:46
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
20 02 2024 18:13:42
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
19 02 2024 1:33:44
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
18 02 2024 4:24:16
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
17 02 2024 11:53:23
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
16 02 2024 11:37:16
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
15 02 2024 13:10:52
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
14 02 2024 9:54:40
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...
13 02 2024 15:51:43
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
12 02 2024 11:36:11
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
11 02 2024 14:55:49
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...
10 02 2024 0:29:53
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
09 02 2024 20:49:40
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
08 02 2024 5:26:48
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
07 02 2024 12:36:35
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
06 02 2024 10:53:50
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
05 02 2024 11:30:49
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний, приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для продуктивного учебного труда....
04 02 2024 19:32:15
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
03 02 2024 6:54:25
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
02 02 2024 10:43:51
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
01 02 2024 21:24:40
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
31 01 2024 20:41:13
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
30 01 2024 21:21:40
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
29 01 2024 7:13:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::