Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"
Цель: Формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося через интеграцию гуманитарных предметов и предметов искусств.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф. Шопена.
- Проанализировать исторические события, повлиявшие на творчество композитора.
Развивающие:
- Формирование правильного подхода к пониманию классической музыки.
- Развитие слушательской культуры учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание внутрнней отзывчивости на музыку.
- Формирование положительных сторон хаpaктера: гражданственности, патриотизма, чувства сопереживания, сочувствия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока особенная “Шапки долой, господа, перед вами гений…” Для того чтобы познакомиться с таинственным Гением и снять перед ним шапку, нам нужно совершить перемещение во времени в эпоху Романтизма. Что же означает эпоха Романтизма?
Музыка периода романтизма – период истории музыки, начинающийся приблизительно в первой трети XIX века и вплоть до начала века ХХ. Принято считать, что началу становления романтизма в музыке положил Людвиг ван Бетховен. Этот период, перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом – сравнительно короткий период в истории музыки и искусства.
Музыка этой эпохи хаpaктеризуется лиричностью, в произведениях слышны голоса героев, переживающих судьбу. Но не только изменилось содержание. Изменилось и понимание музыки, а также строение, чему во многом способствовал ещё Бетховен, внёсший огромный вклад в развитие музыки, и становления романтизма.
Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.
И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.
Потом, что предполагает….
А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом. Итак, начинаем перемещение.
Учитель:… В дверях она (мать Шопена) остановилась, поражённая необычайным зрелищем. Подложив на стул для удобства фалианты нот, Фридерик играл! Играл, хоть никто не учил его и не знаком с клавиатурой.
На следующий день, сразу после завтpaка, в дом пришёл человек с большим фиолетовым носом, одетый в ярко-зелёный сюртук и весь пропитанный табаком. Это был Войцех Живный, учитель музыки.
Усадив Фридриха за фортепиано, Живный вынул из кармана табакерку с изображением филина, засунул в свои ноздри гораздо больше табаку, чем они могли вместить, и без всяких предисловий потребовал:
– Ну, играй!
– А что играть?
– То, что умеешь!
– Но я не умею!
– Этого не может быть!
Фридерик подумал и сыграл песенку “Две Марыси”. После короткого прослушивания, началось обучение у Живного. Быстрота, с которой Фридерик усваивал материал, пугала Живного. С семи лет Шопен занимается композицией и первое его сочинение – полонез.
Родители были ошеломлены. Не успели они опомниться, как увидели, что их сын уже не принадлежит им: маленьким музыкантом завладели варшавские богачи. Фридерик очень часто играл в салонах.
Когда Фридерику исполнилось 14 лет, Живный сказал ему:
– Дорогой пан! Знаете ли вы, что я открыл? Теперь уже не я вас обучаю, а вы меня. Но я уже чему надо выучился, а вам следует продолжать обучение. Теперь будишь заниматься композицией. Стало быть, простимся, сохранив дружбу. Поцелуй меня и скажи спасибо! Он передал Фридерика с рук на руки Юзефу Эльснеру, первому среди польских музыкантов. К пятнадцати годам, ещё учеником лицея, Шопен уже был, бесспopно, лучшим пианистом в Варшаве. Во время обучения, Шопен встретил свою прекрасную “музу-вдохновительницу” Констанцию Гладковскую (Слайд 4).
Именно ей он посвящал свои последующие сочинения и среди них Ноктюрн Es-dur, op.9 № 2 (слушание.)
Учитель: Скажите, удалось ли Шопену
передать своё состояние и чувства, переполнявшие
его к Констанции?
Ученики: Да!
После четырёх лет обучения, Эльснер вынес вердикт:
– Тебе пора выйти в большой мир. Варшава всё-таки провинция! Хоть здесь и любят музыку, а имени себе не создашь! Настоящая известность приобретается в Париже, в Риме, в крайнем случае, в Вене. Сначала ты поедешь в Вену, а там посмотрим!
В августе 1829 года Шопен с выдающимся успехом дважды публично выступал в Вене (Слайд 6–7). Игра Шопена покорила Вену. На одном из концертов Р.Шуман, восхищённый игрой Шопена сказал: “Шапки долой, господа, перед вами гений…” В том концерте звучала Прелюдия № 7 (Слушание).
Варшава после Вены показалась Шопену неуютной, неприбранной и какой-то чужой (Слайд 8). В ноябре 1830 года Шопен снова возвращается в Вену.
– И зачем вы явились сюда в это проклятое время? – сказал Черни. – Классическая музыка в упадке. Венцы желают только танцевать, да ещё говорят, что надвигается холера.
Поздно вечером, в день прибытия, Шопен и его друг Тит Войцеховский, пошли на маскарад, и зашли в ресторан. Вдруг они заметили какое-то волнение среди обедающих, и услышали восклицание:
– А ведь поляки – то взбунтовались! Подумайте-ка, поднялись!
Уже на улице от мальчика, разносчика газет, они узнают, что восстание началось четыре дня назад, 29 ноября. В отчаянии Фридерик отправился в посольство, но там его не приняли. С тех пор для него началась мука. Он был заперт в Вене, как мышь в мышеловке. О возвращении в Польшу не могло быть и речи. И в другой город не возможно было выехать без нового паспорта. К этому присоединилась мучительная тревога за близких. Ему рисовались ужасные картины – разрушенный дом, издевательство над стариками и нищета (Слайд 10).
“… Нельзя описать моё горе, я насилу его переношу!” – говорил Фридерик. Он подбежал к фортепиано. С яростью набросился на инструмент. Мелодия была найдена! Из чистой стихии, из пламени возник до-минорный этюд, получивший название “Революционный” (слушание), в котором каждый звук был предельно красноречив. То было признание сердца и одновременно сжатая летопись героического народного восстания.
Учитель: Считаете ли вы историю двигателем
культурной жизни?
Ученики: Конечно!
К счастью, Фридерику удаётся покинуть Вену и переехать в Париж (Слайд 11). Столица Франции являлась в то время крупнейшим центром европейской художественной и музыкальной культуры. Но Шопен, впервые публично выступив в феврале 1832 года, поразил избалованную парижскую публику сочетанием превосходного пианистического мастерства с ярко индивидуальной поэтической вдохновенностью. В первой половине 1830-х годов он много сочиняет (мазурки, полонезы, этюды, ноктюрны, вальсы, прелюдии). Одним из замечательных произведений того времени считается Полонез 3 (Слушание).
Не смотря на успех, главным источником средств существования для Шопена стали частные уроки фортепианной игры. Это отнимало много времени и физических сил. Тоска по Родине по-прежнему не покидает Шопена.
Из письма Шопена: “ Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”
Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Мазурка, соч. 7 № 1 (слушание)
В 1838 году спутницей жизни Шопена на девять лет стала известная французская писательница Аврора Дюдеван, взявшая себе мужской псевдоним “Жорж Санд” (к этому времени роман с Констанцией Гладковской был завершён, она вышла замуж за графа Грабовского).
Слайд 12–14. Проводя летние месяцы, свободные от педагогической работы, в её имении Ноан, Шопен усиленно сочиняет. Сочинения этого периода несут в себе образ его возлюбленной Авроры. Примером тому служит
“Вальс” до-диез минор (слушание).
В эти годы он создал особенно много крупных произведений: 3 баллады и три скерцо (2–4), 2 сонаты (2–3), Фантазию фа-минор, Полонез-фантазию, Сонату для виолончели и фортепиано.
У Шопена рано начал развиваться туберкулёз – болезнь, не излечимая в те времена. Очень подорвали его силы тяжёлые события – cмepть друга, отца и разрыв с Жорж Санд. После этого, больной и одинокий, он уже перестал сочинять.
Приняв предложение своих друзей, вторую половину 1848 года он провёл в Англии и Шотландии (Слайд 15). Концерты его проходили с триумфом, он выступал и давал уроки. Но климат Англии оказался вредным для Шопена. Обострение болезни заставило вернуться Шопена в Париж. Последние своё сочинение – Мазурку фа минор Шопен уже не смог сыграть сам – только записал её на бумаге.
17 октября 1849 года Шопена не стало. По завещанию Шопена, друзья отвезли сосуд с его сердцем в Варшаву, где эта реликвия бережно хранится в костёле Святого Креста (Слайд 16).
СЕРДЦЕ ШОПЕНА
Сердце Шопена в костеле святого Креста.
Тесно ему в замурованной каменной урне.
Встал бы владелец его, и немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.
(Виктор Боков)
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомились с жизнью и творчеством знаменитого польского композитора Ф. Шопена. Для вас прозвучало много новой музыки. Изложите в небольшом Эссе, какое из них в наибольшей степени воспроизвело на вас впечатление и почему?
– Спасибо за внимание. До новых встреч!
Приложение 1
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
27 03 2024 15:38:17
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
26 03 2024 7:16:45
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
25 03 2024 9:17:47
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
24 03 2024 21:42:42
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
23 03 2024 22:41:41
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
22 03 2024 6:58:38
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
21 03 2024 4:31:22
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...
20 03 2024 1:43:50
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
19 03 2024 11:54:39
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
18 03 2024 15:42:28
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
17 03 2024 4:55:47
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
16 03 2024 6:18:46
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
15 03 2024 5:14:17
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...
14 03 2024 2:59:45
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
13 03 2024 5:14:21
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
12 03 2024 13:29:50
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
11 03 2024 17:42:34
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
10 03 2024 1:17:18
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
09 03 2024 18:45:37
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
08 03 2024 10:46:48
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
07 03 2024 1:14:24
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
06 03 2024 9:20:24
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
05 03 2024 14:12:11
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
04 03 2024 1:17:21
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
03 03 2024 23:17:22
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
02 03 2024 4:34:29
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
01 03 2024 1:52:18
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
29 02 2024 15:40:24
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
28 02 2024 15:54:43
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
27 02 2024 23:52:52
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
26 02 2024 0:11:38
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
25 02 2024 0:58:26
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
24 02 2024 8:34:34
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
23 02 2024 18:42:12
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
22 02 2024 6:37:56
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
21 02 2024 22:57:57
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
20 02 2024 12:31:26
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
19 02 2024 15:20:47
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
18 02 2024 17:31:31
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...
17 02 2024 13:51:50
Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....
16 02 2024 16:19:10
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
15 02 2024 10:29:51
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
14 02 2024 1:10:55
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
13 02 2024 16:51:19
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
12 02 2024 23:34:34
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
11 02 2024 13:10:26
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
10 02 2024 18:52:25
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
09 02 2024 1:28:15
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...
08 02 2024 17:28:35
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
07 02 2024 13:29:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::