Накануне отмены крепостного права (10-й класс)
Цели урока:
- познакомить учащихся с либеральными взглядами молодого императора Александра II (1855-1881гг.);
- рассмотреть причины отмены крепостного права;
- проанализировать взгляды либералов (Кавелин) и демократов (Чернышевский, Добролюбов) по крестьянскому вопросу;
- приобрести навыки самостоятельного изучения и объяснения нового материала в группе учащихся.
Проблема: было ли неизбежным размежевание позиций либералов и демократов в едином прежде лагере оппозиции? В чем заключалась умеренность программы Герцена?
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин.)
Класс делится на группы по три человека
(количество групп зависит от числа учеников в
классе). Каждый учащийся получает от учителя
карточку с заданием. Материал дифференцирован
по объему и сложности содержания. Первая
карточка – самая легкая, вторая – среднего
уровня, третья – дается самому подготовленному
ученику.
Весь изучаемый материал оказывается разбитым на
три подтемы:
1. Исторические условия отмены крепостного
права.
2. Взгляды либералов.
3. Позиция демократов и А.И.Герцена.
Каждый ученик в своей группе становится экспертом по изученному вопросу.
2. Индивидуальная работа в группах (15 мин.)
Учащиеся самостоятельно изучают материал и отвечают на вопросы.
Задание для 1-го эксперта: Прочтите текст и ответьте на вопросы, обсудите с товарищами дополнительную информацию.
Историческая необходимость отмены крепостного права
Александр II (1818-1881) вступил на престол уже
немолодым человеком – в 36 лет. Его воспитатель,
замечательный русский поэт В. А. Жуковский, с
детства привил ему гуманистические взгляды и
понятие о долге государя перед подданными. Но
велико было и влияние отца, которого он в
детстве побаивался и которым всегда восхищался.
Чувство ответственности перед Отечеством
внушал ему и отец, но от него он воспринял также
пристрастие к военному делу и склонность к
упрощенно-военному, полицейскому решению
сложных вопросов. По натуре Александр II был
человек не очень решительный, и всю жизнь в его
душе боролись два начала – гуманное, привитое
Жуковским, и милитаристское, унаследованное от
отца.
В отличие от Николая I Александр II занимался
государственными делами, будучи еще наследником.
Вступив на престол, он не почувствовал, что попал
в «темный лес». Он знал, что в государстве
накопилось много проблем и что важнейшая из них
— крепостное право. Уроки Крымской войны
говорили о том, что эту проблему надо решать
безотлагательно.
В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли
крестьянские волнения. Они еще раз напомнили,
что помещики сидят на вулкане. Крепостное
хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не
обнаруживало явных признаков скорого своего
краха и развала. Оно могло просуществовать еще
неопределенно долгое время. Но свободный труд
производительнее подневольного – это аксиома.
Крепостное право диктовало всей стране
замедленные темпы развития. В ближайшее время
она могла перейти в разряд второстепенных
держав.
Нельзя забывать и третью причину. Крепостное
право, слишком похожее на рабство, было
безнравственно.
Вопросы:
1. Дайте хаpaктеристику воспитанию и взглядам
Александра II, его отношению к реформам.
2. Сформулируйте три причины необходимости
отмены крепостного права.
Дополнительная информация:
Положение дел в России в конце Крымской войны было очень тяжелым:
– дефицит госбюджета составлял 800 млн.
рублей
– посевные площади сократились на 35%
– пpaктически прекратился экспорт сырья и
оборудования за границу, что вызвало массовое
банкротство предпринимателей.
Как вы понимаете высказывание В.О. Ключевского: «Севастополь ударил по застоявшимся умам»?
Задание для 2-го эксперта: Прочтите текст и ответьте на вопросы, обсудите с товарищами дополнительную информацию.
«Записка» Кавелина
Сознавая необходимость преобразований,
Александр II не знал, как приступить к
делу. Не имели плана реформ и его министры. Но
Александр, уловив общественные настроения,
сделал правильный шаг – шаг на пути к гласности.
Она вводилась не сразу, постепенно. В печати
еще долгое время не разрешалось свободного обсуждения
общественных проблем. Но все чувствовали, что
обстановка уже другая. По рукам стали ходить
записки, посвященные самым
животрепещущим вопросам. Некоторые
из этих произведений, написанные с блеском и
талантом, оказали сильное воздействие на
общественное мнение и на царя. Особое значение
приобрела «Записка об освобождении крестьян»,
автором которой был воспитатель наследника
престола Николая (позже умершего) К.Д.Кавелин. С
конца 1855 г. она начала путешествовать по
кружкам, салонам, редакциям и канцеляриям.
Крепостное право, считал Кавелин, – это главный
узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но
этот узел надо развязать, а не разрубить.
Насильственное решение вопроса не внесет
успокоения. России, писал Кавелин, нужны мирные
успехи. Надо провести такую реформу, чтобы
обеспечить в стране «на пятьсот лет внутренний
мир».
Кавелин считал, что можно и нужно пренебречь
правом помещиков на личность крестьянина, но
нельзя забывать о праве помещиков на его труд и,
главное, на землю. Поэтому освобождение
крестьян может быть проведено только при
вознаграждении помещиков. Другое решение,
заявлял автор, «было бы весьма опасным примером
нарушения права собственности».
Но нельзя, подчеркивал Кавелин, упускать из виду
и интересы крестьян. Они должны быть
освобождены от крепостной неволи, за ними надо
закрепить ту землю, которой они владеют в
настоящее время. Разработку выкупной операции
правительство должно взять на себя. Если оно
сумеет учесть интересы помещиков и крестьян, то
два сословия постепенно сольются в один
земледельческий класс. Внутри его исчезнут
сословные различия и останутся только
имущественные. «Опытом доказано, – писал
Кавелин, – что частная поземельная
собственность и существование рядом с малыми и
больших хозяйств суть совершенно необходимые
условия процветания сельской промышленности».
Отмена крепостного права, по мысли Кавелина,
должна была открыть путь другим реформам:
судебной, цензурной, военной, а также развитию
просвещения.
В составлении и распространении записки Кавелин
видел свой гражданский долг, «святейшую из
святейших обязанностей, хотя бы в конце ее стояли
крепость, Сибирь или виселица». Крепостники и в
самом деле встретили записку Кавелина с
раздражением. Говорили, будто он писал ее «по
заказу Пальмерстона» (английского
премьер-министра). Крепостникам удалось
настроить против Кавелина самого царя. Кавелин
потерял место наставника при наследнике, а затем
был удален из Петербургского университета. Тем
не менее, его записка предопределила многие
положения крестьянской реформы.
Вопросы:
1. Охаpaктеризуйте взгляды либералов на
освобождение крестьян на примере «Записки»
Кавелина.
2. Что означает выражение: «Узел надо развязать, а
не разрубить»?
3. Какова судьба «Записки»?
Дополнительная информация:
В 1856-1861 годах, с приходом к власти Александра II, в России были проведены следующие мероприятия:
– отменены военные поселения;
– амнистированы декабристы;
– приняты новые цензурные правила;
– введена свободная выдача загранпаспортов;
– сокращена численность армии.
Можно ли зачислить царя в лагерь либералов?
Задание для 3-го эксперта: Прочтите текст и ответьте на вопросы, обсудите с товарищами дополнительную информацию.
«Колокол» и «Современник» накануне крестьянской реформы.
В 1855 г. А. И. Герцен начал издавать в Лондоне
альманах «Полярная звезда». И название, и силуэты
казненных декабристов на обложке говорили о
том, что герценовское издание продолжает их
традиции.
Успех «Полярной звезды» навел Герцена на мысль о
выпуске зарубежного периодического издания,
которое могло бы быстро откликаться на события,
пропагандировать идеи освободительного
движения. С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали
выпускать газету «Колокол». В первом номере
Герцен выдвинул программу из трех пунктов: 1)
освобождение крестьян; 2) упразднение цензуры; 3)
отмена телесных наказаний. Позднее Герцен
уточнил, что имеется в виду освобождение
крестьян с землей, выкупленной государством.
Это была программа-минимум. В то время Герцен не
ставил даже вопрос о конституции. Но исполнение
такой программы во многом изменило бы обстановку
в стране. В открытом письме Александру II, называя
себя «неисправимым социалистом», Герцен
подчеркивал умеренность и реализм своих
конкретных требований: «Я стыжусь, как малым мы
готовы довольствоваться; мы хотим вещей, в
справедливости которых Вы так же мало
сомневаетесь, как и мы. На первый случай нам и
этого довольно».
Между тем в России продолжалась «оттепель» (именно
тогда возникло это выражение). В 1856-1857 гг.
вернулись из ссылки декабристы и петрашевцы.
В 1858 г. журналам было разрешено печатать
статьи по крестьянскому вопросу. Тогда же Н. Г.
Чернышевский опубликовал в «Современнике»
записку Кавелина. И Чернышевский, и Кавелин были
в то время сторонниками отмены крепостного права
сверху, в результате реформы. Но это совпадение
не говорило об их идейной близости. Кавелин был
либерал, приверженец западного пути развития
России. Социалистических идей он не разделял,
хотя к их сторонникам относился с присущей ему
терпимостью.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889),
уроженец Саратова и выпускник Петербургского
университета, был социалист, материалист и
атеист. Российскую крепостническую
действительность он ненавидел. Но не меньшее
отвращение вызывал у него капиталистический
строй западных стран. Вслед за Герценом он решил,
что, используя русскую крестьянскую общину,
можно «перепрыгнуть» через капитализм и
построить социалистическое общество на заранее
разработанных разумных основаниях. Но община
имела в глазах Чернышевского один крупный
недостаток: хотя в ней было общественное
пользование землей, но каждая семья трудилась
отдельно. В будущем, считал он, надо будет немного
«исправить» общину и перейти к коллективному
труду.
Проект Кавелина вскоре перестал удовлетворять
Чернышевского. Он пришел к выводу, что
крепостной труд вовсе не должен подлежать
выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам,
помещики должны получить очень небольшую
выплату от государства. В споре о крестьянской
реформе точка зрения Чернышевского оказалась
самой радикальной.
Крайние точки зрения (левые и правые) имеют право
на существование. Они помогают найти
компромисс, «золотую середину». Но сами по себе
они чаще всего несостоятельны. Крайние решения
нередко приводят к тяжелым последствиям.
Реализация плана Чернышевского вызвала бы
жестокое потрясение, а то и разорение
большинства помещичьих хозяйств. Между тем
крепостная система строилась на том, что помещик
изымал излишки продуктов (а часто и не только
излишки) у крепостного
крестьянина и отправлял их на рынок. Само по себе
крестьянское хозяйство было в массе своей
натуральным и слабо связанным с рынком.
Разорение помещиков прекратило бы вывоз хлеба из
России и вызвало бы трудности в снабжении
продовольствием городов и армии. Так что поиски
компромиссного решения были жизненной
необходимостью, а не только уступкой помещикам.
Тем не менее позиция Чернышевского не может не
вызывать уважения. В меру своих сил и понимания
он защищал интересы крестьянства, проявляя при
этом решительность и мужество.
В 1857 г. в «Современник» пришел Николай
Александрович Добролюбов (1836-1861). Молодой
критик был менее искушен в жизни, чем
Чернышевский, а потому отличался большей
прямолинейностью и беспощадностью в оценках.
Особое раздражение у него вызывали бесконечные
либеральные разговоры, за которыми он не видел
дела (к сожалению, часто так оно и было). Все
либеральное движение Добролюбов считал
«обломовщиной», а либералов — «лишними людьми».
Свои надежды он возлагал только на «народное
дело», как иносказательно называл он революцию.
В те годы «Современник» был очень популярен.
Взгляды издателей казались безупречными. Порыв,
нетерпение, энтузиазм молодежи, не
разбиравшейся в сельскохозяйственных делах,
оказывали сильное воздействие на Чернышевского
и Добролюбова. Похоже, они уже не могли не писать
того, что ждала и требовала от них горячая
читательская аудитория. В этом была их сила и
слабость.
С именами Чернышевского и Добролюбова связано
начало размежевания в едином прежде лагере
оппозиции. Разделение между либералами и
демократами — естественный процесс, знакомый
всем достаточно развитым обществам. Но в России
он произошел, пожалуй, слишком рано, когда
общество не достигло еще необходимой зрелости.
Герцен был недоволен очень резкими нападками
«Современника» на либералов. «Колокол»
продолжал делать ставку на единство всех
противников крепостничества. Герцен считал
желательным мирное, эволюционное развитие
страны, но не отвергал полностью и
революционный путь. В сложившейся обстановке он
видел все предпосылки для мирной отмены
крепостного права.
Вопросы:
1. Охаpaктеризуйте взгляды Герцена и
Чернышевского на освобождение крестьян, где они
публиковались.
2. В чем главное отличие проекта Чернышевского от
проекта Кавелина?
3. Почему произошло размежевание между
либералами и демократами?
4. В чем состоит умеренность позиции Герцена?
Дополнительная информация:
А.И.Герцен – в письме Александру II в «Полярной звезде»: «…Смойте с России позорное пятно крепостничества, залечите синие рубцы на спине наших братий …Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить…».
Какой путь предпочел бы Герцен: реформы или революцию?
3. Встреча экспертов (5 мин.)
Образуются три группы. Учащиеся с одинаковым заданием встречаются для обсуждения вопросов, которые они будут затем объяснять члeнам своих групп. Учитель подходит к каждой группе экспертов и при необходимости помогает им.
4. Возвращение экспертов в группы для объяснения материала своим товарищам (10 мин.)
5. Учитель подводит итог по проблеме урока (2 мин.)
Размежевание либералов и демократов – естественный процесс, знакомый всем развитым обществам. Либералы желают, чтобы Россия развивалась по западному, буржуазному пути; демократы своим идеалом видят социализм. Уважая право собственности помещиков на землю и крестьян, либералы хотят дать дворянам вознаграждение за их потерю. Путь, который предлагали демократы (Чернышевский и Добролюбов), мог бы привести к взрыву недовольства в стране со стороны помещиков, ведь они считали, что крепостной труд не должен подлежать выкупу. Герцен стоял за мирный, эволюционный путь развития страны, и, хотя он верил в социалистическое будущее России, был недоволен нападками «Современника» на либералов. В этом умеренность и дальновидность его позиции – желание сплотить все силы для борьбы с крепостничеством.
6. Проверочный тест (5 мин.)
1. Гуманное начало Александру II было привито
поэтом …
2. Милитаристкое унаследовано от …
3. Напишите третью причину отмены крепостного
права:
Оно было
безнравственно …
Оно
грозило новыми крестьянскими восстаниями …
4. В лагерь демократов входили: …, их печатное
издания называлось – …
5. Кавелин считал, что, освобождая крестьян от
крепостной неволи, нельзя пренебрегать
интересами …, разработку выкупной операции
должно взять на себя …
6. В 50-е годы началось размежевание между …
7. Чернышевский считал, что крепостной труд не
должен подлежать … а за землю, отходящую к
крестьянам, помещик должен получить небольшую …
Ответы:
1. Жуковским
2. Николая I
3. Оно диктовало стране замедленные темпы
развития
4. Чернышевский и Добролюбов, «Современник»
5. Помещиков, государство
6. Либералами и демократами
7. Выкупу, плату от государства.
Домашнее задание: написать статью в «Современник» от имени либерала, демократа, либо сторонника умеренной позиции.
Литература:
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2008.
- О.В.Кишенкова, М.В.Короткова. История для любознательных. Задачник. М.. Дрофа, 1996.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат, М., Издательский центр «Академия», 2000.
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
27 03 2024 0:55:39
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
26 03 2024 10:15:30
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его. ...
25 03 2024 12:59:59
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
24 03 2024 7:40:30
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
23 03 2024 8:12:33
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
22 03 2024 22:36:58
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
21 03 2024 14:10:13
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
20 03 2024 0:40:47
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
19 03 2024 13:40:38
Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
18 03 2024 13:34:13
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
17 03 2024 20:57:23
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
16 03 2024 11:47:22
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
15 03 2024 2:33:17
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
14 03 2024 0:44:50
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
13 03 2024 4:38:17
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
12 03 2024 6:13:34
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
11 03 2024 8:11:22
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
10 03 2024 22:34:47
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
09 03 2024 6:55:33
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
08 03 2024 1:51:37
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
07 03 2024 1:13:43
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
06 03 2024 8:27:41
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
05 03 2024 4:22:11
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
04 03 2024 18:52:42
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
03 03 2024 12:12:33
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...
02 03 2024 22:59:19
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...
01 03 2024 17:22:38
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
29 02 2024 17:29:47
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
28 02 2024 3:25:52
На уроке учащиеся знакомятся с архитектурой главного города Афинского государства, формируется умение составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употрeбллять и объяснять исторические термины, понятия....
27 02 2024 17:43:37
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
26 02 2024 3:20:57
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
25 02 2024 3:40:57
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
24 02 2024 1:30:11
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...
23 02 2024 13:30:32
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...
22 02 2024 19:25:19
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
21 02 2024 0:23:43
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
20 02 2024 11:31:29
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
19 02 2024 22:30:49
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
18 02 2024 9:48:56
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
17 02 2024 20:35:37
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
16 02 2024 18:41:12
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
15 02 2024 17:57:15
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
14 02 2024 11:29:15
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...
13 02 2024 12:47:11
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
12 02 2024 15:15:25
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...
11 02 2024 20:58:45
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
10 02 2024 8:25:47
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...
09 02 2024 18:11:58
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
08 02 2024 11:22:18
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
07 02 2024 3:14:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::