От сталинизма к десталинизации. 11-й класс
Цель:
- Рассмотреть альтернативы развития СССР после cмepти И.В.Сталина и выделить причины победы Н.С.Хрущёва.
- Выявить значение 20-го съезда партии (положительные и отрицательные)
- Учить школьников проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках.
- Развивать умение излагать оценки исторических личностей.
Оборудование: раздаточный материал, портрет Н.С.Хрущёва, слайды (приложение 1).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Тема сегодняшнего урока «От сталинизма к десталинизации». 5 марта 1953 года умер И.В.Сталин. В конце урока мы должны ответить на вопрос: «Можем ли мы утверждать, что сталинизм умер вместе со Сталиным?» Более 20-ти лет страной руководил Сталин, и тоталитарный режим держал в страхе всё общество. Великая Отечественная война укрепила сталинский режим и веру в вождя. Cмepть Сталина вызвала неоднозначные чувства. Но все они – скорбящие и ненавидящие, потрясённые и равнодушные – задавались одним вопросом: «КТО?» Кто станет преемником. Но прежде, чем говорить о продолжателе дела, давайте подумаем, какие могли быть альтернативы развития страны после cмepти Сталина. (Слайд № 1, приложение 1)
- Прочитайте хаpaктеристики политических лидеров в документе № 1 и сделайте предположение, кто мог встать во главе государства. (Работа с документом № 1 самостоятельно.)
- Итак, мы пришли к выводу, что в борьбе за власть могли столкнуться Берия, Хрущёв и Маленков. Какие должности в государстве и партии они занимали?
Задание. Прочитайте программы всех этих деятелей (документ № 2) и сделайте вывод об их приемлемости. (Самостоятельная работа с документом № 2.)
- Почему именно Берия оказался первым среди тех, кто поставил вопрос о необходимости реформирования политической системы? Ответ в документе № 3. (Работа с документом № 3.)
- Почему не могла победить альтернатива Берии? (Население страны было не готово к обновлению общества; в массовом сознании Берия – палач, и не воспринимался в другом качестве. Активность Берии пугала его соратников. Они боялись за собственное положение и расценивали предложения Берии, как стремление к захвату власти.)
Учитель: Заговор против Берии возглавил Хрущёв. 26 июня 1953 года он был арестован по обвинению «преступном посягательстве на партийное руководство», в шпионаже (правда бездоказательно).
- Какую программу развития страны предлагал Маленков?
- Почему руководство страны не приняло курс Маленкова? (Отрицательное к нему отношение партаппарата, отсутствие бойцовских качеств, не мог настоять на своём).
- Чем вы можете объяснить, что при общем направлении реформирования страны, возглавить реформы пришлось Хрущёву? (В своей борьбе опирался на партаппарат, недавние выдвиженцы в областных парторганизациях поддержали Хрущёва).
Учитель: Личные качества: решительность, властность – помогли ему выдержать удар политических противников. Использовал в борьбе за власть такие приёмы, как интриги, демагогия, в заслугу себе Хрущёв ставил то, что не отправлял своих политических противников в тюрьмы и лагеря.
Задание. Прочитайте отрывок о 20-ом съезде партии и сделайте вывод о его значении. (Самостоятельная работа с документом № 4.)
Показ слайда №2, приложение 1 (выделено значение 20-го съезда)
Учитель: Процесс десталинизации был очень противоречивым. Отсутствие гласности в оценке сталинщины, привело к тому, что осенью 1956 года в Тбилиси прошла серия демонстраций: часть грузинской молодёжи несла портреты Сталина, сталинские лозунги. В октябре 1956 года демонстрация в Тбилиси была расстреляна, погибли десятки людей. Попытка «объединённой оппозиции» в 1957 году сместить Хрущёва не имела успеха. Маленков стал директором электростанции, Молотов – послом в Монголии, а Каганович – директором горно-обогатительного комбината. Победа Хрущёва была полной.
Задание. Прочитайте на стр. 209-211 учебника о реформах Хрущёва. (Самостоятельная работа с учебником).
Учитель: Кинорежиссёр Михаил Ромм сказал о Хрущёве: «…Забудется и манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди… И зла к нему никто не будет иметь…» Прокомментируйте эти слова.
Задание. Опираясь на программу Хрущёва, предположите, почему же он, в конечном итоге был снят со своего поста осенью 1964 года? (Слайд № 3 о причинах снятия Хрущёва, приложение 1)
Вывод. Благодаря личным качествам он победил в борьбе за власть, но его же действия предопределили его отставку.
Учитель. А теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Можем ли мы утверждать, что сталинизм умер вместе со Сталиным?»
- Давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с оценкой политических изменений в СССР в 50-е годы ведущими историками: (Слайды № 4, 5, 6, приложение 1)
Приложение 1. Слайды 1 – 6.
Приложение 2. Документ № 1
Приложение 3. Документ № 2
Приложение 4. Документ № 3
Приложение 5. Документ № 4
Литература.
- Аксютин Ю.В., Волобцев О.В. 20-ый съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.
- Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985). Свидетельство современника.М., 1991.
- Волкогонов Д.А. семь кремлёвских вождей. М., 1995.
- Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.
- 20-ый съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.
- Пихоя Р.Г. Советский Союз – История власти 1945-1991..М., 1998.
- Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953-1964 годах. М., 1998.
- Опенкин Л.А. Оттепель: как это было (1953-1955). М., 1991.
- Хрущёв Н.С. Воспоминания. М., 1999.
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...
18 03 2024 16:23:36
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
17 03 2024 21:51:23
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
16 03 2024 16:57:26
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
15 03 2024 6:51:19
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
14 03 2024 7:14:45
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
13 03 2024 2:42:16
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
12 03 2024 14:16:42
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
11 03 2024 6:43:37
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...
10 03 2024 15:30:31
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
09 03 2024 22:46:25
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
08 03 2024 7:28:51
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
07 03 2024 15:53:26
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
06 03 2024 14:52:52
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
05 03 2024 11:58:35
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...
04 03 2024 13:43:47
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
03 03 2024 4:10:33
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
02 03 2024 1:43:53
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
01 03 2024 19:41:23
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
29 02 2024 0:56:25
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...
28 02 2024 7:41:46
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
27 02 2024 12:25:59
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...
26 02 2024 6:31:32
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
25 02 2024 11:45:51
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
24 02 2024 4:24:20
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
23 02 2024 2:12:59
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
22 02 2024 20:46:46
Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
21 02 2024 8:33:10
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
20 02 2024 6:27:10
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
19 02 2024 14:16:18
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
18 02 2024 8:25:17
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
17 02 2024 5:49:34
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
16 02 2024 15:33:30
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
15 02 2024 17:33:53
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...
14 02 2024 13:33:45
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
13 02 2024 20:48:46
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
12 02 2024 14:15:41
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...
11 02 2024 16:59:23
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
10 02 2024 6:59:45
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
09 02 2024 10:54:10
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
08 02 2024 16:53:16
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
07 02 2024 16:24:17
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
06 02 2024 3:45:17
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
05 02 2024 2:11:38
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
04 02 2024 0:13:35
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
03 02 2024 10:58:34
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
02 02 2024 11:48:24
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
01 02 2024 8:18:17
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
31 01 2024 2:41:44
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
30 01 2024 9:38:55
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
29 01 2024 3:20:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::