Культура Древней Руси X–XIII вв. > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Культура Древней Руси X–XIII вв.


    Культура Древней Руси X–XIII вв.

Возраст учащихся (класс): 10 класс.

Цели и задачи:

В ходе занятия учащиеся смогут:

  • познакомиться с произведениями культуры Древней Руси; расширить представления о круге исторических источников, рассмотреть некоторые из них;
  • анализировать произведения культуры как исторический источник; формулировать понятия; принимать участие в определении круга тем (проблем), отраженных в произведениях культуры; аргументировать свою точку зрения в отношении особенностей культуры Древней Руси;
  • обсуждать хаpaктерные черты древнерусской культуры; сформировать уважительное отношение к чувствам людей далекой эпохи, отраженным в произведениях культуры.

В результате занятия учащиеся смогут:

  • отличать и хаpaктеризовать жанры древнерусской литературы, изобразительного искусства; назвать основные темы, идеи произведений, выделять главные из них;
  • приобрести умения и навыки работы с историческими источниками по культуре Древней Руси; определять особенности древнерусской культуры;
  • сформировать представление об уровне развития культуры Древней Руси, её жанровом многообразии.

Краткое описание идеи занятия.

Главной идеей занятия является приобщение учащихся к произведениям культуры. Посредством анализа произведений, в процессе работы с историческими источниками способствовать развитию творческих способностей учащихся, критического, аналитического мышления, необходимых для формирования таких черт личности, как высокая гражданственность, чувство патриотизма, гордости прошлым нашей Родины, сопричастности настоящему и ответственности за ее будущее.

Словарь занятия:

Агиографическая литература – описания жизни русских святых, житийная литература. Апсида – пристройка к зданию в виде полукружья. Аркатурный пояс – ряд небольших арок, украшающих, как правило, фасад здания. Аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества. Цель – сосредоточенность духа. Былины – эпические сказания древней Руси. Граффити – надписи на стенах церквей (греч.). Закомары – полукруглые, кокошникообразные завершения стен здания (храма). Зернь – техника, применяемая в ювелирном искусстве и представляющая собой тысячи мельчайших шариков (зернышек), припаянных друг к другу или какой-либо основе. Икона – изображение, святой образ (греч.). Имперсональность – отсутствие авторства. Канон – норма, правило (греч.). Киноварь – красная краска, изготавливавшаяся из красных зерен минерала класса сульфидов, входящих в руду ртути. Колт – украшение, прикрепляемое к женскому головному убору. Мировоззрение - система взглядов человека на мир и свое место в нем. Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней, керамических плиток, смальты (разноцветных кусочков непрозрачных стеклянных сплавов), крепящихся на слое цемента или мастики. Нефы – продольные части, на которые делился прямоугольный интерьер храма. Пиктографическое письмо – рисунчатое, иероглифическое письмо. Сион (греч. – храм) - 1) название ряда грузинских средневековых церквей; 2) вид православной церковной утвари для хранения просфор (освященного хлеба); повторяли в миниатюре архитектурные формы христианского храма. Скань – узор из тончайшей золотой и (или) серебряной проволоки, причудливо переплетенной и образующей, подобно сотам, маленькие ячейки, нередко заполнявшиеся эмалью (непрозрачной стекловидной массой). Фреска – роспись водяными красками по свеженаложенной (сырой) штукатурке.

План занятия.

  1. Развитие письменности и просвещения. Исторические источники.
  2. Общественно-политическая мысль и древнерусская литература. Жанры: а) летописание; б) политический тpaктат; в) хожения (хождения); г) жития (агиографическая литература); д) слово или поучение; е) поэзия.
  3. Изобразительное искусство Древней Руси: а) иконопись; б) фреска; в) мозаика; г) книжная миниатюра; д) круглая скульптура; е) прикладное искусство.
  4. Зодчество. Крестово-купольный храм.
  5. Пение и музыка.
  6. Культура низов. Быт.
  7. Особенности древнерусской культуры.

Описание занятия.

Этапы Формы и методы Ожидаемые результаты Формы контроля и оценивания
1. Мотивация. Ассоциация. Определение понятий культура и исторический источник. Промежуточное оценивание, словесная оценка.
2. Изучение темы, рассмотрение основных черт и особенностей культуры Древней Руси. Исследование документов, анализ, работа с текстом учебников, работа в парах. Анализ видеофильма. Формулирование понятий, раскрытие их содержания, умение сравнивать, соотносить, выделять сущностные черты. Словесная, сравнительная оценка формулиро-вок понятий, аналитических выводов.
3. Обсуждение. Беседа. Выявление особенностей древнерусской культуры, уровня ее развития. Самооценка.
4. Подведение итогов. Обобщение.

Работа в группах по составлению зада-ний викторины .

 Задания викто-рины. Выбор эпигра-фа. Выбор оптималь-ной презентации. Мини-викторина.

Самооценка. Оценка презентаций (схем, иллюстраций).

Ход урока.

1. Мотивация.

  1. В начале урока в качестве эпиграфов предлагаются высказывания известных мыслителей по теме с тем, чтобы к концу занятия учащиеся определились с выбором одного из них, аргументировав свой выбор (для этого рядом с названием темы оставить свободное место).
  2. Двум учащимся предлагалось опережающее задание: дать схематичную или иллюстративную хаpaктеристику древнерусской культуры (с чем она ассоциируется): на ватмане, в форме компьютерной презентации и т.п. Класс задает вопросы по содержанию иллюстраций (схем); учащиеся аргументируют свои ассоциации. В конце занятия класс определяет, чья работа из двух точнее и полнее отражает тему.

Примеры высказываний.

«И дым отечества нам сладок и приятен» (А.С. Грибоедов).

«Нас всех еще в колыбели покрывают татуировкой верований нашего племени» (О. Холмс).

«Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее» (П.Я. Чаадаев).

«Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране…» (Д.С. Лихачев).

«Дух народный составляет нравственное могущество государств, необходимое для их твердости» (Н.М. Карамзин).

2. Изучение темы.

Постановка целей и задач. Работа по плану.

Письменность и просвещение. (Вопросы к аудитории выделены курсивом)

- Какое эпохальное событие способствовало распространению письменности, просвещения, искусства в Древней Руси? (Принятие христианства.)

- Докажите, что «Повесть временных лет» является важным историческим источником. (Чтение учителем отрывка из источника. Рассказ о становлении письменности на Руси, о сведениях из арабских, немецких, южнославянских источников, о «чертах» и «резах» - пиктографическом письме, имевшем распространение на Руси в дохристианский период.) Далее – составление мини-схемы: протокириллица---> глаголица ---> кириллица.

Работа с текстом учебника Сахарова А. Н. (стр. 128 – 130) и иллюстрациями учебника.

Перечислите исторические источники, свидетельствующие о развитии письменности и просвещения. Сделайте вывод об уровне их развития. (Источники: древние книги, берестяные грамоты, граффити, писала, надписи на вещах - иконах и фресках, ремесленных изделиях и посуде).

Литература и общественно-политическая мысль.

Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание.

- Что позволяет нам отнести летопись к наиболее важным историческим источникам? (Наряду с погодными записями событий она содержит поэтические легенды и предания.)

- Приведите примеры преданий, упоминаемых в летописях. (О призвании варягов, походах Олега на Царьград, против хазар, о мести княгини Ольги и др.)

- Почему недостаточно одной летописи и сведений, имеющихся в ней, для воссоздания достоверной картины прошлого? (Учащиеся отмечают тенденциозность источника.)

Поражает жанровое многообразие литературных памятников: политический тpaктат, агиографическая литература (жития), поучение (слово), летопись, поэзия, хожения. Перед вами – тpaктовка этих понятий (на доске, или в виде рапечаток на столах, или в форме слайдовой презентации). Задание: прочитав материал учебника (стр. 132 – 135), определить жанровую принадлежность литературных произведений, их тематику и идейную направленность.

Могут параллельно выполняться записи в тетрадях или на доске в виде таблицы.

 Жанр  Автор Название произведения, время создания  Тема, идея
Летописи Нестор, монах Киево-Печорского монастыря «Повесть временных лет», нач. XII в. Становление общерусской государственности, международные отношения Руси с окружающим миром, внутренняя жизнь Руси.

Воспеваются идеалы смелости, честности, верности, благородства, чувство патриотизма, идея единства Руси.

Жития Нестор, а также неизвестный автор «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», «Сказание о Борисе и Глебе» Идея единства Руси, беспокойство нарастающей политической враждой в русских землях. Идея непротивления злу, кротость.
Хожения Игумен Даниил «Хождение игумена Даниила в святые места», нач. XII в. Подробное описание пути к Гробу Господню.
Поучение (слово) 1. Владимир Мономах

2. Даниил Заточник

«Поучение детям», XII век.

«Моление», «Слово», XII – нач. XIII вв.

Описание и приятие деяний с позиций добра, справедливости. Гимн общечеловеческим христианским ценностям.

Размышления о смысле жизни, гармоничном человеке, идеальном правителе. Идея гуманизма.

Политический тpaктат Илларион, митрополит Руси «Слово о законе и благодати», 40-е годы XII в. Место Руси в мировой истории, роль великокняжеской власти и ее значение в оценке автора, смысл крещения Руси и роль церкви.
Поэзия Автор неизвестен

«Слово о полку Игореве», около 1185 г.;

«Слово о погибели земли русской».

Призыв к единству Русской земли, гордость мужеством русичей, размышления о месте Руси в мировой истории.

Обращает на себя внимание парадоксальность канонизации князей Бориса и Глеба, павших в междоусобной борьбе за власть, а не за веру. Возникает вопрос:

- В чем новая церковь и новообращенный русский народ видели святость и смысл их христианского подвига? (Подвиг непротивления злу насилием, добровольного страдания).

Образ страдающего и кроткого Спасителя, как самая большая святыня принятый Русью, виделся русскому человеку сквозь лики русских страстотерпцев. «Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещенного русского народа»,- Г.Федотов.

- В «Слове о полку Игореве» отсутствует рифма. Что же позволяет нам отнести это произведение к жанру поэзии? (Учащиеся при ответе привлекают знания по литературе).

Докажите, что «Слово» глубоко символично.

В начале XIII века во Владимиро-Суздальской Руси была написана великолепная поэма, направленная против княжеских усобиц, - «Слово о погибели Русской земли». Автор восхищается современной ему Русской землей: «О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Красотами многими дивишь ты: дубравами частыми, зверьми различными, лесами обильными – всего ты исполнена, земля Русская!» Этими восторженными строками мы продолжаем наше знакомство с искусством Древней Руси.

Изобразительное искусство. Как и для всякого средневекового искусства, для искусства Древней Руси хаpaктерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, образов, типов изображения. В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. (Учащиеся формулируют определения понятий.) Мозаики покрывали наиболее важную в символическом смысле и освещенную часть храма – центральный купол, алтарь. Уникальность русских фресок состоит в том, что им присуща не только религиозная тематика, но и светская. (Учитель иллюстрирует рассказ демонстрацией слайдов; также учащиеся обращаются к репродукциям изображений в учебнике.) В XI веке было создано много произведений станковой живописи – икон. Киево-Печерский патерик (сборник жизнеописаний монахов) сохранил даже имя знаменитого русского иконописца XI – нач. XII вв. монаха Алимпия. Однако неизвестно, какие именно иконы писаны этим мастером.

- Какую особенность вы можете отметить, вглядываясь в эти лики святых? ( Схожесть ликов и манеры их изображения.)

Христианские богословы выработали жесткую систему написания икон – иконографический канон, т.к. считали, что древнейшие иконы либо появились чудесным образом, либо были написаны с натуры, с первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик. Условность письма должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, не отбрасывающими теней, ибо в царствии Божием нет теней. Особым явлением древнерусской живописи стало искусство книжной миниатюры. (Демонстрируются репродукции из «Изборника» Святослава 1073 г.)

Далее вниманию учащихся предлагается отрывок из видеофильма «Русский музей. Искусство Древней Руси», просмотр которого предваряется вопросами, активизирующими восприятие материала. (Детальный анализ видеосюжета).

- Какие виды древнерусского искусства вы можете назвать?

- Определите тематику и излюбленные образы Киевской Руси, Великого Новгорода.

- Докажите, что древнерусское искусство глубоко символично.

- Как вы думаете, почему круглая скульптура не получила развития в этот период? (Она напоминала языческих идолов, поэтому церковь ее запрещала.) Однако данный недостаток компенсировался становлением традиций каменной резьбы, украшавшей стены храмов.

Архитектура. Христианская идеология, культовый хаpaктер искусства определили ведущую роль зодчества в нем. Русский город – это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, данные археологических раскопок позволили отчасти воссоздать его облик: он раскинут несколько шире своего европейского собрата, дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа. Каменные постройки были редкостью. Это были храмы, реже – терема, княжеские хоромы. В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма, который вскоре стала отличать монументальность форм. (Учитель знакомит учащихся с архитектурными элементами: нефами, пилястрами, закомарами, апсидами, баpaбаном, куполом, аркатурным поясом.)

Работа с учебником. (С. 136 – 137, А.Н.Сахаров.) Учитель также может использовать подборку иллюстраций или слайдовую презентацию с изображением архитектурных сооружений. Учащимся предлагается выполнить задания и ответить на вопросы:

- Назовите выдающиеся памятники древнерусской архитектуры.

- Сравните Софийские соборы в Киеве и Новгороде, охаpaктеризуйте их.

- Какой архитектурный стиль античности и средневековья напоминают вам эти храмы?

- Какие новые черты появляются в архитектуре Владимиро-Суздальской земли?

- Чем объясняется такое различие в храмовом зодчестве Пскова, Великого Новгорода и Северо-Восточной Руси? Что общего во всех этих постройках?

Пение и музыка (Материал готовится заранее по книге Балакиной Т.И. кем-либо из учащихся).

С принятием христианства особое место отводилось церковной музыке. «В музыке и пении человек может излить восторг и полет души. Мелодия дает простор тому, что не умещается в границах слов. Вот почему религиозная жизнь во все века искала музыкального выражения» (Блаженный Августин).

Древнерусские распевы величественны и монументальны. «Древнее унисонное или октавное пение… удивительно как пробуждает касание Вечности…», - писал отец Павел Флоренский. Слово не только не терялось, но как бы подчеркивалось музыкальным рядом. (Здесь может быть прослушана запись церковной музыки с голосовым сопровождением).

Параллельно с церковной развивались различные виды светской музыки – народной и княжеской. Причем в Киевской Руси изначально существовали два понятия – пение и мусикия. Под последней понималась инструментальная музыка, которая, в свою очередь, подразделялась на гудение (игру на струнных инструментах) и сопение (на духовых).

- Какие исторические источники свидетельствуют о развитии пения и музыки на Руси?

(Работа с иллюстрациями учебника)

Культура низов и быт. (Работа с учебником Сахарова А.Н., с. 142 – 143.) Задание: устно составить тезисный план ответа. По окончании работы заслушать тезисы двух – трех учеников, предложить учащимся выбрать лучший вариант плана с обоснованием выбора.

В чем различия «высокой» культуры и культуры «низов»? Что общего между ними?

- Почему быт Древней Руси был строго выстроен?

3. Обсуждение. Особенности древнерусской культуры.

- Что являлось определяющим в развитии культуры Древней Руси? Какие особенности древнерусской культуры можно выделить?

  1. Христианское мировоззрение.
  2. Сильное влияние религии на все сферы культуры.
  3. Переплетение христианских и языческих элементов.
  4. Символизм.
  5. Имперсональность - отсутствие авторства. (Вопрос: почему древнерусские мастера не подписывали свои произведения? Учащиеся отмечают доминирующую роль идеи произведения, его духовного содержания, отсутствие коммерческого интереса у автора.)
  6. Следование канону.
  7. Традиционализм и локальность, вполне соответствовавшие господствовавшим консервативным формам хозяйствования основной массы населения и разобщенности людей и земель в условиях натурального хозяйства.

4. Поведение итогов. Обобщение.

Учащиеся выбирают один из двух вариантов ассоциативных иллюстраций и эпиграфов, предложенных в начале урока, и обосновывают выбор.

Закрепление материала. Класс делится на группы (2 – 3). Каждая группа готовит вопросы или задания викторины: 1) по архитектуре и музыке; 2) по литературе и быту; 3) по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Количество вопросов и заданий нормируется (4 – 5). На работу отводится 5 минут. После проведения викторины каждая комaнда определяет лучшую из числа конкурентов, исходя из качества подготовленных заданий мини-викторины. Выставление оценок по итогам работы.

5. Домашнее задание.

  1. Параграфы 17 – 18, учебник Сахарова А.Н.
  2. Написать эссе по выбранному в качестве эпиграфа высказыванию.

Материалы:

  1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2006. – С. 126 – 143.
  2. Рыбаков Б.А, Преображенский А.А. История Отечества. – М.: Просвещение, 2000. – С. 36 – 56.
  3. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч.1. Культура русского средневековья. – М.: Новая школа, 1994. – С. 5 – 24.
  4. Государственный Русский музей, Ленинград. Альбом. – Л.: Аврора, 1991.
  5. Реликвии государственного исторического музея. Набор из 32 открыток. – М.: Пресса, 1997.
  6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 5 – 33.
  7. История русского искусства: в 3 т.: Т.1. – М.: Изобразительное искусство, 1991.
  8. Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». – М.: Молодая гвардия, 1990. – Т. 16, с.5, 9 – 11, 18 – 29, 32 – 34.
  9. Видеофильм из цикла «Русский музей»: «Искусство Древней Руси».
  10. А.Н.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: ООО Издательский дом «Новый учебник», 2003.

Примечание: открытки и репродукции помещаются заранее на рабочем стенде. Подчеркнутым шрифтом обозначены материалы, на которых непосредственно строится урок. Подборка остальных материалов может осуществляться и из других источников.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

15 04 2024 20:35:24

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

14 04 2024 23:44:38

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

13 04 2024 6:19:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

12 04 2024 11:17:26

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

11 04 2024 1:28:47

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

10 04 2024 22:44:13

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

09 04 2024 14:38:19

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

08 04 2024 14:22:36

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

07 04 2024 12:32:13

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

06 04 2024 8:58:21

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

05 04 2024 7:47:29

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

04 04 2024 15:24:46

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

03 04 2024 3:12:17

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

02 04 2024 21:57:25

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

01 04 2024 4:16:38

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

31 03 2024 11:48:50

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

30 03 2024 21:46:28

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

29 03 2024 21:31:55

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

28 03 2024 20:49:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

27 03 2024 3:28:11

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

26 03 2024 0:23:14

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

25 03 2024 21:31:21

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

24 03 2024 4:25:26

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

23 03 2024 11:11:13

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

22 03 2024 6:30:41

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

21 03 2024 2:24:59

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

20 03 2024 19:32:42

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

19 03 2024 2:42:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

18 03 2024 0:46:32

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

17 03 2024 14:19:41

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

16 03 2024 7:16:36

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

15 03 2024 7:56:28

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

14 03 2024 1:52:44

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

13 03 2024 3:47:15

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

12 03 2024 14:10:47

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

11 03 2024 4:43:52

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

10 03 2024 0:18:17

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

09 03 2024 12:45:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

08 03 2024 19:20:57

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

07 03 2024 7:55:52

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

06 03 2024 4:55:51

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

05 03 2024 2:47:44

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

04 03 2024 22:13:28

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

03 03 2024 11:51:26

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

02 03 2024 20:41:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

01 03 2024 15:37:32

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 02 2024 0:20:19

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 02 2024 22:34:17

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 02 2024 2:49:32

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 02 2024 8:11:41

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::