История для молодежи    

Урок-исследование "Цена Победы"

Цели урока:

  • на основе анализа документального материала определить роль, значение, а также дать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией;
  • на основании документальных источников, в том числе, зарубежных, изучить и сопоставить различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне;
  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи исторических явлений;
  • развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал;
  • формировать умение рассматривать историческую проблему с различных позиций, находить их общие и отличительные черты;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами;
  • выработать умение представить аргументированную собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме.

Планируемые результаты. Изучив документы, учащиеся получают представление о неоднозначной оценке роли советского руководства, в высказываниях зарубежных политиков периода Второй мировой войны. Определяют собственную позицию по проблеме и аргументировано ее представляют. Отрабатываются умения применять информацию в ходе устного ответа. Совершенствуют умение работы с историческими источниками. Формируется умение объективно оценивать деятельность людей в конкретный период истории.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Форма урока: работа с документами в малых группах.

Оборудование урока: учебник – Шестаков В.А. История России, XX– нач. XXI века.; рабочие листы с документами заданиями, фотографии.

ТСО: проектор или документ-камера.

План урока.

I. Вступительное слово учителя.
II. Самостоятельная работа с документами и учебником в группах.
III. Подведение итогов работы с документами. Дискуссия.

Подготовительная работа.

Формируются несколько рабочих групп, перед каждой из них ставится задача найти соответствующие документальные материалы (в количестве от 3 до 5). (Список литературы и других источников в Приложении 2.)

Первая группа. Высказывания зарубежных деятелей периода Второй мировой войны, а также авторов, пишущих об этом периоде истории, в которых были бы представлены разные (в первую очередь противоположные) точки зрения и оценки действий советского руководства в годы Великой Отечественной войны.

Вторая группа. Подборка документов, содержащих информацию о том, что, советское руководство было своевременно информировано из разных источников о готовящейся агрессии против СССР.

Третья группа. Материалы о советско-германском сотрудничестве накануне агрессии фашистской Германии, о позиции советского руководства в отношении сообщений о готовящейся агрессии против СССР.

Четвертая группа. Пакет документов, включающих Приказ Народного комиссара обороны СССР 28 июля 1942 года № 227, а также не менее трех-четырех других свидетельств решительных действий руководства СССР по организации разгрома врага.

Пятая группа. Цифровой материал о людских, финансовых и иных потерях стран-участников войны.

Учащимся выставляются отметки в журнал за выполнение заданий. Собранный материал, анализируется и оформляется преподавателем в виде заданий для работы на уроке.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Озвучиваются цели урока и порядок работы: изучение документов, подготовка ответов на вопросы, отчет групп, дискуссия.

II. Самостоятельная работа с документами и учебником в группах.

Работа осуществляется в трех группах. Каждая группа получает пакет документов с заданием. На выполнение отводится 15–20 минут. После чего каждая группа (или ее представитель) представляет результаты работы над заданием.

Первая группа.

Задание. Изучив документы, подтвердите или опровергните слова У. Черчилля: “Но если брать за критерий стратегию, политику, прозорливость и компетентность, то Сталин и его комиссары показали себя в тот момент Второй мировой войны совершенно недальновидными”.

Ответы занесите в таблицу: (Заполненная таблица Приложение 1.)

Например, высказывание подтверждено:

  Факты
Проявление недальновидности 1.
2.

Документ 1. “ О радиограммах Рамзая (Рихард Зорге – советский разведчик) из Японии”.

18.11.1940 г. Первое сообщение о возможности нападения Германии на СССР.

05.03.1941 г. Прислана микропленка телеграммы Риббентропа послу Германии в Японии Отту с уведомлением, что Германия начнет войну против СССР в середине июня 1941г.

02.05.1941 г. “Гитлер принял решение начать войну и уничтожить СССР, чтобы использовать европейскую часть СССР как базу сырья и зерна”

15.06.1941 г. “Повторяю: девять армий в составе 170 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 г.”

Сигналы о предстоящем нападении поступали и от руководителей государств:

– в январе 1941 г. президент США Рузвельт поставил в известность Сталина о готовящемся Германией нападении на Советский Союз;

– в апреле 1941 г. аналогичное предупреждение поступило от премьер-министра Великобритании Черчилля;

– о грядущем нападении Германии на СССР сообщал Чан Кайши – глава гоминдановского правительства Китая, при этом он называл дату – 21 июня 1941 г.

21.06.1941 г. Из докладной записки Берии Сталину:

“…Начальник разведупра, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Голиков жалуется…на своего подполковника Новобранца, который врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей Западной границе… Но я и мои люди твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет”.[6]

Уточняющие вопросы:

  1. Как вы считаете, чем можно объяснить тот факт, что Сталин не принимал во внимание многочисленные сигналы и донесения о готовящемся Германией нападении на нашу страну?
  2. На чем основывалась его уверенность, что Гитлер не развяжет летом 1941 г. войну против СССР?

Документ 2. “ Сообщение ТАСС”.

“ Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР, лишены всякой почвы”.

Документ 3.

Был ли Советский Союз сырьевым придатком Германии? Перед вами данные из торгово-экономического соглашения от 19 августа 1939 г. между СССР и фашистской Германией.

А. К началу войны Германия получила из СССР не менее 2 млн. т зерна, кукурузы и бобовых культур, 1 млн. т нефти, 100 тыс. т хлопка и ряд других товаров, в том числе стратегически важных цветных металлов.

На долю Германии в 1940 г. – первом полугодии 1941 г. приходилось:

49,9% всего советского экспорта фосфата;
77,7% асбеста;
62,4% хромовой руды;
75,2% нефти;
66,6% хлопка-сырца. [7]

Б. “Советские стратегические поставки в Германию не были односторонним актом. Взамен их СССР потребовал от Германии импорта самой современной техники, в том числе и военной. Чтобы не вызвать подозрений советской стороны по поводу готовящейся агрессии, Гитлер дал разрешение поставлять в нашу страну требуемое оборудование и современные военные системы. В частности, Советский Союз получил из Германии в 1939–1941 гг. самый современный для того времени крейсер “Лютцов”, по своему техническому уровню не отличавшийся от крейсера “Принц Евгений” (оба корабля Германия строила для себя). Были также получены рабочие чертежи линкора “Бисмарк”, 30 боевых самолетов, в том числе истребители “Мессершмитт-109” и “Мессершмитт-110”, пикирующие бомбардировщики “Юнкерс-88”, образцы полевой артиллерии, новейшие приборы управления огнем, танки и формулу их брони, взрывные устройства...

Кроме того, немецкая сторона поставляла в СССР торговые суда, оборудование для нефтяной и электропромышленности, локомотивы, турбины, дизель-моторы, металлорежущие станки, прессы, кузнечное оборудование, что для нашей страны имело не меньшее значение, чем наши стратегические поставки для Германии”. [6]

Уточняющие вопросы:

  1. Сопоставьте приведенную информацию. Кто больше выиграл от этих соглашений?
  2. Как вы считаете, способствовала ли Германия повышению боеспособности Красной Армии?
  3. Можно ли считать, что для Гитлера торгово-экономические соглашения являлись не более чем ширмой?

Документ 4.

Прокомментируйте приведенные цифры.

В 1937–1938 гг. только в высшем руководстве армий были уничтожены по приказу Сталина:

из 5 маршалов – 3;
из 5 командармов I ранга – 3;
из 10 командармов II ранга – 10;
из 57 командиров корпусов – 50;
из 186 комдивов – 154;

Военная доктрина Сталина конца 30-х гг. строилась, исходя из трех идей:

  1. Советскому Союзу никогда не придется вести боевые действия на своей территории.
  2. Готовиться следует к наступательной, в случае нападения противника, а не к оборонительной войне.
  3. Любая агрессия против СССР будет немедленно остановлена всеобщим восстанием западного пролетариата. [2]

Уточняющие вопросы:

  1. Соответствовала этой военной доктрине ситуация в мире?
  2. Ознакомившись с документами, определите, какую роль они сыграли в подготовке к отпору агрессору и определите направление дипломатии СССР.

Вторая группа.

Задание. Изучив документы, подтвердите или опровергните высказывание: “Сталин был очень способным и чрезвычайно успешным военным лидером. Он допустил немало ошибок и вел жестокую политику, принесшую смерть миллионам людей, но без его руководства война с нацистской Германией, вероятно, закончилась бы поражением”. Джефри Робертс. Войны Сталина.

Ответы занесите в таблицу: (Приложение 1.)

Например, высказывание подтверждено:

  Факты
“… без его (Сталина) руководства война с
нацистской Германией, вероятно,
закончилась бы поражением”.
1.

2.

Документ 1.

Приказ Народного комиссара обороны СССР

28 июля 1942 года № 227

“…Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок Советской земли и отстаивать его до последней возможности.

Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев – это значит обеспечить за нами победу.

Можем ли выдержать удар, а потом и отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.

Чего же у нас не хватает?

Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину.

Паникеры и трусы должны истребляться на месте.

Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования.

Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо, как с предателями Родины.

Таков призыв нашей Родины.

Сталин.”

Документ 2.

А. “В первые полгода войны было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий, которые в рекордные сроки вновь вводились в строй. Например, Краматорский завод начал давать продукцию через 12 дней после прибытия на новое место. На Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось более 2,5 лет).

...К весне 1942 г., когда завершилась перестройка экономики на военный лад, благодаря героическим усилиям тружеников тыла начали действовать 1200 эвакуированных предприятий, в том числе 215 – машиностроительных, 54 – черной и цветной металлургии, 47 – химической и резиновой промышленности.

Б. “Эвакуацию промышленности во второй половине 1941 и начале 1942 года и ее “расселение” на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны”. [4]

О чем свидетельствуют приведенные факты? Согласны ли вы с оценкой зарубежным историком проведенных мер по эвакуации промышленности на восток?

Документ 3.

7 ноября 1941 г. И. В. Сталин с трибуны Мавзолея свое обращение к солдатам, отправлявшимся на фронт, завершил словами: “Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова...”

29 июля 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского. [6]

О каком процессе свидетельствуют эти факты? Как они были восприняты населением страны?

Документ 4.

На третьем году Великой Отечественной войны Сталин внезапно совершил поворот в государственной политике по отношению к Русской православной церкви. 4 сентября 1943 г. во время встречи в Кремле с тремя высшими иерархами церкви – митрополитами Сергием, Алексием и Николаем – он дал согласие на избрание патриарха (с 1925 г. после смерти патриарха Тихона церковь возглавлял патриарший местоблюститель митрополит Сергий). Он же и был 8 сентября 1943 г. избран патриархом на Поместном соборе. [6]

Какое объяснение вы можете дать этим фактам? В чем, на ваш взгляд, заключалась цель изменения позиции государства по отношению к Русской православной церкви?

Третья группа.

Задание. Ознакомьтесь с документами, а также материалами учебника стр.222 – 225.(текст под заголовком “СССР готовится к войне”), ответьте на вопросы:

  1. Почему столь велики людские потери СССР в минувшей войне? Ответ обоснуйте.
  2. Выскажите ваше отношение к утверждению, будто победа достигнута благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену, т. е. не умением побеждать, а “большой кровью”.
  3. Каковы, на ваш взгляд, главные факторы и источники, позволившие советскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне?

Вторая мировая война в цифрах.

Документ 1. Потери СССР.

С учетом новейших архивных данных Генштаба Вооруженных сил России в общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. Людские потери в Германии составили 6.5 миллиона убитых, раненых и пропавших без вести. Самые большие потери она понесла в ходе войны против СССР. Летом 1941 года погибло 742 тысячи немецких солдат, тогда как в войне против Польши, Франции, Англии, Норвегии, Бельгии, Голландии, Дании и балканских стран Германия потеряла 418 805 солдат.

Разрушения в СССР.

В СССР разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС.

Стоимость расходов на ведение войны (в сопоставимых ценах).

Прямые расходы на ведение войны всех участвовавших в ней стран составляют 1117 млрд. долларов (включая военные расходы на войну в Китае в 1037 г.). Стоимость разрушений составила 260 млрд. долларов, из которых в СССР – 128 млрд., в Германии – 48 млрд., во Франции – 21 млрд., в Польше – 20 млрд., в Англии – 6.8 млрд. Статистические данные подготовил Яков ШВАРЦ, доктор исторических наук, участник войны.

Документ 2. Потери стран-участниц Второй мировой войны.

  Потери СССР Потери Германии США и Вторая мировая война
Погибло 26 600 000 граждан. 6 500 000 граждан 408 399
Разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов.    
Стоимость разрушений (всего 260 000 000 000 долл.) 128 000 000 000 долл. 48 000 000 000 долл. 117 000 000 000 долл. чистой прибыли.

Документ 3. Финансовые потери стран-участниц войны

Страна Финансовые потери (млрд. долл.)
СССР 600
США 350
Великобритания 150
Франция 100
Германия 300
Италия 50
Япония 100
Другие страны 350
Всего 2000

Была уничтожена треть национального богатства страны. Война отбросила страну на 5–10 лет по основным экономическим показателям.

Для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция – 1,5% национального богатства, США – 0%, получив за время войны 117 млрд. долл. чистой прибыли.

III. Подведение итогов работы с документами. Дискуссия.

Выступления (отчеты) групп.

Осуществляется синхронная демонстрация рисунков. (См. файлы. Рисунки)

Преподаватель совместно с учащимися формулируют выводы.

Один из вариантов выводов:

  1. Специфика истории как науки – разные точки зрения, концепции, оценки, проблема в том, чтобы обоснованно представить свое видение проблемы.
  2. Создавая гражданского общество в России, мы должны научиться, помимо всего прочего, уважать мнение другого и дать ему возможность высказаться, любое мнение должно быть услышано. Терпимость, уважение к иному мнению, способность воспринять с уважением гражданскую позицию человека – неотъемлемое свойство современного человека.
  3. Относительно роли советского руководства в годы Великой Отечественной войны следует подчеркнуть:
    Во-первых, доминируют две точки зрения на роль советского руководства во главе со Сталиным в Великой Отечественной войне. Первая – руководство СССР проявило свою недальновидность, некомпетентность, безответственность, следствием чего и стали огромные жертвы, цена победы оказалась слишком высока. По выражение писателя В. Астафьева, мы не победили – мы залили Европу кровью. Вторая точка зрения основана на том, что в той конкретной исторической обстановке было невероятно трудно принимать какие-либо другие решения, Сталин же своим авторитетом, обладая выдающимися организаторскими способностями, сумел мобилизовать ресурсы страны для победы.
    Есть и такая позиция – не надо “копаться” в истории. Пускай она остается такой какой мы ее знаем.

Выставление отметок.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок окружающего мира по теме "Бородино – поле русской славы". 4-й класс

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А. А. Плешакова к учебнику « Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....

24 01 2020 6:45:12

Проектная форма обучения как пространство успешного развития личности

Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет практико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....

23 01 2020 22:29:21

Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс

Командная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися прорабатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...

22 01 2020 16:22:36

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

21 01 2020 23:14:51

Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»

Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....

20 01 2020 10:34:56

Интегрированный урок (история + татарская литература) по теме "Древние памятники Казани"

Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....

19 01 2020 16:51:37

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

18 01 2020 0:42:36

Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс

Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею « Волжской- Днепровской флотилий». Проблема урока – « Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....

17 01 2020 5:12:16

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием И Т и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

16 01 2020 4:46:37

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

15 01 2020 5:12:46

Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."

Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....

14 01 2020 22:29:51

Россия на современном этапе: 1999–2007

Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....

13 01 2020 14:13:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

Курс по выбору " Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, характеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

12 01 2020 7:57:57

Художественные музеи мира. Флоренция. Галерея Уффици

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интерактивного пособия в школе на уроках истории, литературы, М Х К....

11 01 2020 19:18:20

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

10 01 2020 12:18:34

Первые киевские князья

Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием И К Т. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать характеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....

09 01 2020 21:58:39

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

08 01 2020 9:27:36

Обобщающий урок истории. Тема: "Путешествие по древнему миру". 5-й класс

Урок посвящен изучению нового материала по теме " Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится практическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра " Веришь – не веришь"....

07 01 2020 8:51:46

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

Урок-дискуссия " Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. " Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

06 01 2020 16:52:32

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

05 01 2020 10:41:22

Интеллектуально-правовая игра для старшеклассников "Я – гражданин"

Интеллектуально-правовая игра ориентирована на учащихся 9–11-х классов. Сегодня эти старшеклассники еще не являются избирателями, но пройдет год и многим из них придется делать выбор. В основе игры лежит законодательная база, а игра поможет в интересной игровой форме изучить материал по этому вопросу. Игра апробирована в межвыборный период и проведена на межмуниципальном уровне при поддержке городской территориальной избирательной комиссии....

04 01 2020 19:54:49

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

03 01 2020 20:38:19

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

Урок истории " Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

02 01 2020 11:58:20

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

01 01 2020 20:17:28

Альтернатива развития России в 1917 г. 9-й класс

Представлен урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне....

31 12 2019 19:54:29

Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…"

Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – Х Х век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....

30 12 2019 3:42:21

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

29 12 2019 20:20:10

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике К С О, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в С С С Р в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

28 12 2019 15:41:12

Проверочные работы по Москвоведению. 2-й класс (1–4). К учебнику Н.М. Поникаровой "Москвоведение"

Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе. ...

27 12 2019 15:51:21

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

26 12 2019 4:14:43

Версии происхождения религии

Тема отражает положения программы курса « История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...

25 12 2019 9:39:43

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

24 12 2019 5:26:54

Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"

В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...

23 12 2019 14:46:49

Конспект урока по теме "От Австрийской империи – к Австро-Венгрии"

Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро- Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....

22 12 2019 13:48:37

Происхождение и ранняя история восточного славянства

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....

21 12 2019 19:56:12

Урок в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема: "Культура России первой половины XIX века"

Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...

20 12 2019 14:19:58

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

19 12 2019 22:14:27

Электронное пособие. Справочник. Русь IX–XII веков

Данная работа по истории содержит электронное пособие " Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....

18 12 2019 10:56:11

Политическая карикатура в рамках элективного курса "Выборы: путь к власти"

Предлагаемый урок входит в элективный курс « Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....

17 12 2019 7:12:21

Формирование единого образовательного пространства молодежи как важная задача современной российской педагогики

Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного пространства для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

16 12 2019 8:52:45

Урок истории. 7-й класс. Китай XVII—XVIII вв.

Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...

15 12 2019 20:11:59

Восстание декабристов в судьбе русских женщин

В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...

14 12 2019 21:41:50

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства К М К; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...

13 12 2019 11:54:39

Методическая разработка урока "НЭП в истории России XX века" (11-й класс)

Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интерактивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....

12 12 2019 22:40:24

Февральская революция 1917 г.

Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....

11 12 2019 18:14:16

Борьба французского народа против иноземных захватчиков. Жанна д'Арк

Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов. ...

10 12 2019 4:25:44

Урок "Культура древнегреческого полиса"

Урок " Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе " Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям Ф О С. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к Е Г Э к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...

09 12 2019 12:37:13

Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»

На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....

08 12 2019 20:52:58

Сценарий урока по истории в 7-м классе "Царь Алексей Михайлович"

Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....

07 12 2019 5:18:50

Урок истории по теме: "Николаевская эпоха – реакция или реформы". 8-й класс

В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....

06 12 2019 1:38:43

Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся

Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...

05 12 2019 19:48:51

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

04 12 2019 0:46:18

Российские профсоюзы. История и современность

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....

03 12 2019 12:49:55

Урок истории в 5-м классе на тему: "Олимпийские игры"

Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему " Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала. ...

02 12 2019 21:38:50

СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок

Познавательный интерес на уроке формируется методами интерактивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология « Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, « Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....

01 12 2019 17:17:38

Историко-краеведческая игра "Вятичи и Орловский край"

C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....

29 11 2019 6:50:28

Проблемная технология на уроках истории

Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова « Пара гнедых»)....

28 11 2019 23:10:22

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

27 11 2019 21:50:46

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

26 11 2019 8:47:28

Сценарий интерактивного мероприятия "Я и мое государство"

Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....

25 11 2019 8:33:38

"Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)

Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н. С. Хрущева в демократизации политической системы....

24 11 2019 9:32:35

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

23 11 2019 16:18:34

Открытый урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать практические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...

22 11 2019 18:23:41

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

21 11 2019 19:33:58

Урок обществознания в 10–11-х классах на тему "Проблемы молодежи и пути их решения"

Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интерактивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....

20 11 2019 23:32:35

Разработка урока для 6-х классов по теме "Что англичане считают началом своей свободы"

В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....

19 11 2019 3:29:56

Элективный курс "Внешняя политика русского государства в IX—XIX веках"

Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...

18 11 2019 19:48:55

Нашествие с Востока. Урок истории + литературы. 6-й класс

Урок в 6-м классе " Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....

17 11 2019 6:53:32

Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем

В конспекте урока представлены основные характеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интерактивных методов обучения, стратегии З У Х (знал, узнал, хочу узнать)....

16 11 2019 5:27:25

Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс

Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

15 11 2019 3:15:10

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

14 11 2019 19:52:26

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"

Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела « Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как « Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и « Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....

13 11 2019 23:36:21

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

12 11 2019 10:15:48

Греко-персидские войны, 5-й класс

Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...

11 11 2019 13:28:39

Разработка урока по всеобщей истории "Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине ХХ века"

Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....

10 11 2019 4:37:31

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

Урок представляет материал из раздела « Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....

09 11 2019 8:40:49

Духовная жизнь Серебряного века

Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве. ...

08 11 2019 15:44:54

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

Урок-дискуссия " Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. " Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

07 11 2019 6:53:44

Реформы П.А. Столыпина

В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....

06 11 2019 2:52:16

Тесты по истории родного края

Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический характер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

05 11 2019 21:48:20

Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"

Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: " Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....

04 11 2019 9:32:14

Государственная символика Российской Федерации

В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на " Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....

03 11 2019 19:56:28

Урок по истории "Восстановление экономики"

На уроке « Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....

02 11 2019 6:49:53

Усинск – наш дом

Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....

01 11 2019 8:29:47

План-конспект классного часа в 4-м классе

Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

31 10 2019 23:43:26

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....

30 10 2019 1:31:21

Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

29 10 2019 20:43:30

Внешняя политика СССР в начальный период "холодной войны". Создание системы союзов

Урок является первым в изучении новой главы темы « От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...

28 10 2019 7:57:20

Бесценный дружеский союз

Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

27 10 2019 21:17:29

Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....

26 10 2019 17:23:56

Курская битва. 70 лет. Мы помним…

Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

25 10 2019 22:28:37

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

24 10 2019 1:54:56

Традиции и быт Кубанского казачества

Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....

23 10 2019 20:37:47

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

22 10 2019 13:43:47

План урока "Древнейшие люди"

Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....

21 10 2019 20:48:41

Внеклассное познавательное мероприятие по правоведению "Своя игра"

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют команды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....

20 10 2019 1:39:25

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

19 10 2019 16:52:32

Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс

Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....

18 10 2019 14:36:46

Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа)

Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...

17 10 2019 23:31:58

Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"

Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....

16 10 2019 21:28:10

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

15 10 2019 1:16:48

Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер

Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....

14 10 2019 19:24:10

Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"

В статье представлен урок по теме « Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....

13 10 2019 6:19:10

Классный час на тему "Холокост"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...

12 10 2019 10:31:31

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

11 10 2019 14:28:34

Урок в 5-м классе "Жизнь египетского вельможи"

Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....

10 10 2019 18:16:14

Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира

Урок в 5-м классе по теме " Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...

09 10 2019 9:14:22

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать характеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

08 10 2019 11:43:19

В гости к мастеру

На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

07 10 2019 18:23:47

Эффективные формы выполнения домашнего задания как средство повышения качества образования

Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спорных случаях это делать полезно....

06 10 2019 22:46:54

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

05 10 2019 1:42:54

Урок истории «Россия при Павле I»

На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....

04 10 2019 10:49:32

Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....

03 10 2019 21:20:12

Урок истории России по теме "Монгольское нашествие". 6-й класс

Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....

02 10 2019 15:54:35

Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"

Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г. К., Конева И. С., Тимошенко С. К., генерала Панфилова И. В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...

01 10 2019 3:18:27

Открытый урок по теме "Прошлое, настоящее и будущее системы профессионального образования"

С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....

30 09 2019 7:51:28

Урок-путешествие по учебнику Юдовской А.Я. "Новая история" по теме "Изменения в социальной структуре индустриального общества", 8-й класс

Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....

29 09 2019 16:45:53

"Воинский долг"

Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

28 09 2019 2:17:59

Урок обществознания по теме "Избирательный процесс"

Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....

27 09 2019 10:35:47

Образование и самообразование. 2-й урок по теме

Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....

26 09 2019 10:14:29

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

25 09 2019 13:21:45

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

24 09 2019 0:12:40

Урок-викторина на тему "Государственная символика"

К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

23 09 2019 12:38:55

Тестовые задания по теме «От язычества к крещению Руси»

Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме Е Г Э в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....

22 09 2019 23:10:17

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

21 09 2019 0:35:13

Уватский район

Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты- Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....

20 09 2019 14:59:58

Страны Латинской Америки на современном этапе

Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...

19 09 2019 8:51:46

Мифические персонажи в истории искусстве, литературе (на примере Аполлона)

Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....

18 09 2019 14:44:31

Урок по теме "Московская Русь"

Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....

17 09 2019 14:11:24

Урок обществознания по теме "Самопознание". 10-й класс

Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....

16 09 2019 3:40:49

Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс

Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: " Блиц", " Веришь – не веришь", " Соответствия", " Знатоки российской армии", " Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....

15 09 2019 6:22:47

Игровые технологии на уроке истории

Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры " Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...

14 09 2019 16:17:36

Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"

Методическая разработка урока по дисциплине « Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции Р Ф и « Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...

13 09 2019 16:31:14

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

12 09 2019 19:56:45

Защита прав потребителей

Урок разработан на основе закона Р Ф « О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две команды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

11 09 2019 16:16:26

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

10 09 2019 12:10:48

Они отстояли Родину

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....

09 09 2019 21:10:31

Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"

Урок истории России в 11-м классе по теме « Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....

08 09 2019 3:56:59

Авторская разработка урока "Расцвет Древнерусского государства". 6-й класс

На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....

07 09 2019 12:57:31

Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии в период с 60-х годов XX века по настоящее время

Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный К Б Р по теме « Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино- Балкарии и географии Кабардино- Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики К Б Р – сельском хозяйстве....

06 09 2019 3:32:10

Город, носящий имя Святого

Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....

05 09 2019 6:54:29

Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс

Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...

04 09 2019 4:27:24

Информационные технологии на уроках истории

Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....

03 09 2019 2:31:56

Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"

Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...

02 09 2019 0:28:37

"Моральный выбор ‒ это ответственность?!" 8-й класс

Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....

01 09 2019 5:19:14

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

31 08 2019 8:52:19

Обобщающий урок новой истории. 7-й класс

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой команды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....

30 08 2019 5:30:46

Урок обществознания по теме "Почему нужно быть терпимым". 7-й класс

В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через практическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

29 08 2019 2:23:43

Телекоммуникационный проект "Мы можем жить в разных уголках света, но все мы частичка одной планеты"

Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....

28 08 2019 5:57:41

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.