Россия в Первой мировой войне
Цель урока: определить причины первой мировой войны, выяснить цели стран-участниц войны; охаpaктеризовать основные военные операции русской армии в 1914–1916 гг. и особенности военных действий; проанализировать влияние войны на положение российского общества, отношение к войне партий и народа; показать кризис власти.
Задачи урока:
- Обучающие: самостоятельное конструирование новых знаний.
- Развивающие: способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, работать с информацией.
- Воспитательные: формировать у учащихся гуманизм, патриотизм, толерантность, содействовать моделированию собственной системы ценности.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – исследование на основе групповой работы.
Методы урока: По источнику восприятия информации – пpaктические; по степени самостоятельности мышления – проблемные, исследовательские.
Опережающее задание. Познакомиться по учебнику с информацией о Первой мировой войне.
Для проведения исследования класс делится на 5 групп (“историки”, “военные”, “социологи”, “экономисты”, “политики”). Каждая группа работает с учебником и пакетом документов, далее знакомит класс с результатами своих изысканий. Учитель совместно с учащимися подводит итоги исследования.
План урока:
- Причины Первой мировой войны. Хаpaктер войны. Цели и планы воюющих держав.
- Особенности военных действий. Основные события на Восточном фронте.
- Влияние военного фактора на социально-экономическое положение в стране.
- Отношение политических партий к войне. “Верхи” в условиях войны. Нарастание политического кризиса в стране.
Вводное слово учителя:
Противоречия между ведущими европейскими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Война сразу же приобрела общеевропейский хаpaктер и вскоре превратилась в мировую. В ней было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек.
Каждая страна – участница войны преследовала в ней свои цели и несла свою долю ответственности за разжигание мирового конфликта. На уроке мы проведём исследование по проблеме: “Как отразилась мировая война на истории России”. Мы определим причины, хаpaктер, цели, планы воюющих держав (задача “историков”); каковы особенности военных действий и основные события на Восточном фронте (задача “военных”); как сказалась война на экономическом (задача “экономистов”); социальном (задача “социологов”), политическом (задача “политиков”) положении в стране.
Ход урока
1. Причины войны. Хаpaктер, цели и планы сторон.
Задание для “историков”. Проанализируйте информацию учебника, историческую карту, документальный материал. Определите причины Первой мировой войны, охаpaктеризуйте цели и планы сторон.
Документ № 1.
Отрывок из дневника Н. Окунева:
“Кто истинный виновник войны четырнадцатого года?
Одни историки будут винить в этом сербов, другие австрийцев, третьи русских, четвёртые германцев. В их руках будут недоступные простому cмepтному документальные доказательства, но я, ничтожный современник этих великолепных событий, виню в войне всех четырёх. Народ сербский давно уже скомпрометировал себя домашним цареубийствами и, вероятно, позапачкал свои руки в крови несчастного австрийского престолонаследника Фердинанда Эсте и его совершенно непричастной к политике супруги. Но Австрия могла бы удовлетвориться коротким ответом Сербии на свой дpaконовский ультиматум”.
2. Особенности военных действий. Основные события на Восточном фронте.
Задание для “военных”: проанализируйте карту, информацию учебника, документальный материал и подготовьте рассказ об особенностях военных действий и ходе военных действий на Восточном фронте.
Документ № 2.
Описание военных действий, данное Н. Яковлевым
“Как исполинская гнусная тварь, германские войска наползали на русские позиции – “когтистыми лапами” была пехота, а “хвост” – тяжёлая артиллерия – находился вне пределов огня нашей полковой и дивизионной артиллерии. Вражеские батареи с безопасной дистанции методически разрушали первые линии траншей. Когда воронки, перекрывая друг друга, превращали позиции в страшное месиво, громыхающая гадина трусливо вытягивала лапы: немецкая пехота совершала осторожный бросок и с лихорадочной поспешностью закреплялась. Следовала неизбежная русская контратака, её отбивали сравнительно легко, с помощью уже выдвинувшейся вперёд немецкой лёгкой артиллерии. А тем временем подтягивался “хвост”... и всё начиналось сначала” (Яковлев Н. 1 августа 1914).
Документ № 3.
Из воспоминаний А.И. Деникина.
“Весна 1915г останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия Русской Армии – отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и мopaльная, то робкие надежды, то беспросветная жуть.
Помню сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать дней жестокого боя 4-й стрелковой дивизии... одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжёлой артиллерии, буквально срывающей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали – нечем. Полки, истощённые до последней степени, отбивали одну атаку за другой, -штыками или стрельбой в упор, лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы... два полка, почти уничтожены, одним огнём.
Господа французы и англичане! Вы, достигшие невероятных высот техники, вам небезынтересно будет услышать такой нелепый факт из русской действительности.
Когда, после трёхдневного молчания нашей единственной шестидюймовой батареи, ей подвезли пятьдесят снарядов, об этом сообщено было по телефону немедленно всем полкам, всем ротам, и все стрелки вздохнули с радостью и облегчением.”
3. Влияние военного фактора на социально-экономическое положение в стране.
Задание для “экономистов”: проанализируйте информацию учебника, документальный материал и охаpaктеризуйте влияние войны на экономику Российской империи.
Документ № 4.
Из записи министра внутренних дел А.Д. Протопопова.
“Финансы расстроены, товарообмен нарушен ... пути сообщения ~ в полном расстройстве ... Двоевластие (ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам ... Наборы обезлюдили деревню, остановили землеобpaбатывающую промышленность ... Общий урожай в России превышал потребность войска и населения; между тем система запрета вывозов – сложная, многоэтажная – реквизиции, коими злоупотрeбляли, и расстройство вывоза создали местами голод, дороговизну товаров и общее недовольство ... Многим казалось, что только деревня богата; но товара в деревню не шло, и деревня своего хлеба не выпускала. Но и деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была завалена, постоянно под страхом реквизиции. Единственного пути к установлению цен – конкуренции – не существовало ... Таксы развили продажу “из-под полы”, получилось “мародёрство” не как коренная болезнь, а как проявление недостатка производства и товарообмена ... Армия устала, недостатки всего понизили её дух, а это не ведёт к победе”.
Задание для “социологов”. Проанализируйте информацию учебника, документальный материал и сделайте выводы о влиянии войны на положение народа.
Документ № 5.
Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию.
“Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воду утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта война, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.
Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная – свинья не будет, есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся – тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: “Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей”. Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда – проклята будь эта война!”
4. Задание для “политиков”. Отношение политических партий к войне “Верхи” в условиях войны. Нарастание политического кризиса в стране.
Проанализируйте информацию учебника, документальный материал. Раскройте причины катастрофического падения престижа царской власти и предположите пути выхода из политического кризиса.
Документ № 6.
Из записки П.Н. Дурново.
“Главная тяжесть войны выпадает на нашу долю. Роль тарана, пробивающего толщу немецкой обороны, достанется нам ... Война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи – будем надеяться, частичные, – неизбежными окажутся и те или другие недочёты в нашем снабжении ... При исключительной нервности нашего общества этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение ... Начнётся с того, что все неудачи будут приписываться правительству. В законодательных учреждениях начнётся яростная компания против него ... В стране начнутся революционные выступления ... Армия, лишившаяся наиболее надёжного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишённые авторитета в глазах населения оппозиционно-интеллигентские партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению”.
Документ № 7.
В.В. Шульгин о Распутине
“Царской семье он обернул своё лицо “старца”, глядя в которое царице кажется, что дух божий почивает на святом человеке. А России он повернул рaзвpaтную рожу, пьяную и пoxoтливую рожу лешего-сатира из Тобольской тайги. Ну из этого – все.
Ропот идёт по всей стране, негодующие на то, что Распутин в покоях царицы.
А в покоях царя и царицы – недоумение и горькая обида. Чего эти люди беснуются? Что этот святой человек молится о несчастном наследнике? О тяжело больном ребёнке, которому каждое неосторожное движение грозит cмepтью, – что их возмущает? За что? Почему?
Так этот посланец стал между троном и Россией. Он убивает, потому он двуликий. Из-за двуличия его обе стороны не могут понять друг друга. Царь и Россия с каждым часом нарастающей обиды в сердце ведут друг друга за руку в пропасть”.
Документ № 8.
Из письма великого князя Александра Михайловича Николаю II от 25 декабря 1916 г.
“Мы переживаем сейчас опасный момент в истории России: вопрос стоит, быть ли России великим государством, свободным и способным самостоятельно развиваться и расти, или подчиниться германскому безбожному кулаку... Ив это святое время... какие-то силы внутри России ведут Тебя и, следовательно, Россию вполне сознательно, так как Россия без царя существовать не может, но нужно помнить, что царь один править таким государством, как Россия, не может; это надо раз навсегда себе усвоить... ...Все министры должны быть выбраны из числа лиц, пользующихся доверием страны и деятельность которых общеизвестна. Такое министерство должно представить Тебе подробную программу тех мер, которые должны проводиться в связи с главной задачей момента, т. е. победы над германцами, и включать те реформы, которые могут проводиться попутно, без вреда для главной цели, и которых ждет страна”.
После выступлений представителей групп учитель подводит итоги урока. В заключительном слове отмечается, что в 1914г. Россия была втянута в мировую войну, к которой не была готова. Поражение русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом.
Домашнее задание:
Философ Ф. Степун писал: “В сердце не убить веры, что, не случись войны, Россия могла бы избежать революции”. Напишите эссе по этому высказыванию.
Литература:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. М. : Просвещение, 2006 г.
- Документы и материалы к учебнику по отечественной истории (сост. О. Е. Лебедев М. 1992 г.).
- Первая мировая война: 1914–1918 (неизвестные страницы)// Родина. 1993 г. .№ 8–9.
- Яковлев Н. 1 августа 1914 г. М., 1993 г.
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
18 03 2024 21:12:26
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
17 03 2024 8:55:24
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
16 03 2024 23:48:11
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
15 03 2024 14:29:43
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
14 03 2024 5:11:25
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
13 03 2024 12:20:32
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
12 03 2024 22:54:54
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
11 03 2024 14:37:49
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
10 03 2024 16:42:36
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
09 03 2024 10:14:36
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
08 03 2024 6:32:57
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
07 03 2024 16:55:31
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...
06 03 2024 15:38:27
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
05 03 2024 15:35:55
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
04 03 2024 14:19:50
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
03 03 2024 12:59:50
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
02 03 2024 3:21:16
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
01 03 2024 3:22:27
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
29 02 2024 5:30:25
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...
28 02 2024 12:34:13
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...
27 02 2024 14:49:21
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
26 02 2024 4:32:12
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
25 02 2024 18:15:13
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне. ...
24 02 2024 5:32:56
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
23 02 2024 15:16:49
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
22 02 2024 2:32:19
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей, установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
21 02 2024 12:10:24
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
20 02 2024 11:50:52
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
19 02 2024 13:41:41
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
18 02 2024 15:50:59
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
17 02 2024 23:24:45
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
16 02 2024 18:59:52
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
15 02 2024 23:15:30
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
14 02 2024 19:13:35
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
13 02 2024 10:46:48
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
12 02 2024 4:33:54
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
11 02 2024 0:29:29
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
10 02 2024 9:20:12
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
09 02 2024 1:31:57
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
08 02 2024 5:18:33
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
07 02 2024 0:24:35
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
06 02 2024 4:43:26
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
05 02 2024 6:28:12
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
04 02 2024 5:47:11
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
03 02 2024 6:54:16
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое. ...
02 02 2024 18:24:20
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
01 02 2024 1:20:13
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины. Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России. В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России". ...
31 01 2024 1:44:41
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
30 01 2024 23:41:14
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
29 01 2024 20:39:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::