Монголо-татарское нашествие
Цели урока:
- Познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
I. Проверка домашнего задания
II. Изучение нового материала.
1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.
2. Завоевания монголов. Битва на Калке.
3. Нашествия Батыя на Русь.
4. Причины поражений.
5. Патриотизм русских людей.
III. Закрепление изученного. Выполнение теста.
Оборудование урока: медиа-установка, на уроке используется презентация.
Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, дорогие ребята!!
Сегодня мы поиграем в игру, и проверим домашнее задание. Поможем одному оружейных дел мастеру из Киевской земли. Половцы землю разоряют, княжеские усобицы не прекращаются, купцы не ездят, люди убегают. Решил он поискать себе место поспокойнее, да не знает, куда податься?
Пусть первый ряд расскажет нам о Новгородской Земле. Передавая колокольчик, каждый ученик сообщит интересные сведения о Новгороде, зазывая мастера к себе.
Второй ряд расскажет о Владимиро-Суздальской земле! У кого в руках колокольчик, тот и слово молвит! А мастер пусть сделает свой выбор!
(Мастером выбирается любой ученик, который внимательно выслушивает ответы ребят)
Исходя из прошлого урока, дети могут указать следующие особенности:
Политические особенности Владимиро-Суздальской земли:
Сильная княжеская власть, Юрий Долгорукий и города основывает (Дмитров, Звенигород), и с Киевом воюет.
Первое летописное упоминание о Москве, 1147 год.
Андрей Боголюбский покорил Киев, но править не стал, посадил посадника, показал пренебрежение к столице. Он очень любил город Владимир.
А про силу власти Всеволода Большое Гнездо говорили "ты Волгу можешь разбрызгать веслами, Дон шлемами вычерпнуть".
Политические особенности Новгородской земли:
В городе правит вече, и зовется земля - Новгородская республикой.
Все вопросы решало народное собрание, символ свободы колокол.
Даже владыка церковный избирался на вече.
А князя приглашают из других земель, он в дела города не вмешивается, он за военное дело в ответе. Могут новгородцы "указать" путь.
Экономические особенности Владимиро-Суздальской земли:
- Залесский край спасают леса от врагов.
- Хорошие земли для хлебопашества.
- Рыболовство, бортничество.
- Городов много: Ростов, Владимир, Ярославль, Суздаль. Развито ремесло и торговля.
Экономические особенности Новгородской земли:
- Новгородские плотники, кузнецы, ткачей, гончары славятся своим мастерством по всей Земле Русской
- Торгуют кожей, лесом, льном, мехом. С купцами и немецкими, и византийскими.
- Купцы богатые, деньги на город жертвуют.
Культура Владимиро-Суздальской земли:
- Каменные постройки во Владимиро-Суздальской земле пышные и торжественные.
- Выше Софии Киевской построен Успенский собор во Владимире.
- Церковь Покрова на Нерли поэма в камне! Погибшему сыну посвятил Андрей Боголюбский.
- Культ Богородицы
Культурные особенности Новгородской земли:
- Простота и доступность главная черта Новгородских построек
- Церкви небольшие, одноглавые, но они прекрасно вписываются в пейзаж.
- Все жители грамотные (сохранились берестяные грамоты)
- Летописи писались не только о знатных, но и простых людях.
Мастер выбирает новое место жительство, объясняя свой выбор.
Объяснение новой темы: "Татаро-монгольское нашествие".
(с использованием презентации)
Перед объяснением нового материала, учитель дает задание детям (используя прием понятийно-терминологическая карта).
Дети записывают за учителем ключевые слова. А в конце урока, детям дают задания, используя данные слова, ответить на ряд вопросов: причины, события, личности.
Презентация.
Слайд 1.
Учитель: В центре Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена. Их главное занятие - скотоводство, земледелия монголы не знали. Разводили овец и лошадей. Жили в кибитках (юрта, поставленная на повозку), главным богатством был скот и пастбища. В 12 веке они переживали разложение родового строя, столкновения перестали в кровопролитные войны. Каждый мужчина должен быть прекрасным наездником, хорошим стрелком, беспощадным к врагам.
Слайд 2.
Кадры из фильма режиссера Бодрова "Монгол" помогают создать необходимую атмосферу. Затем на экране появляется портрет Чингисхана и его главная цель.
Учитель: Победу в междоусобицах одержал выходец из знатного рода Темучин. Судьба устроила этому человеку суровую проверку на стойкость. В 9 лет потерял отца, отравленного татарами (это одно из монгольских племен). Несколько лет провел в рабстве. Энергичный и целеустремленный вырвавшись на свободу, сумел объединить большие силы и отомстил, вырезав едва ли не поголовно татарское племя (по иронии судьбы имя истрeбленного племени перешло на всех монголов. Это объясняется тем, что в Китае татары были известны лучше других монгольских племен, и китайцы передали привычное название другим народам. На Руси монголов называли уже только татарами). Улучив момент, хитроумный Темучин разобьет и ханов дружественных племен. Необходимо расчистить путь к неограниченной власти.
Темучин в 1206 году, на съезде кочевой знати - курултае был провозглашен каганом всех монголов и присвоено новое имя - титул Чингисхан.
Слайд.3
Карта прекрасно показывает изначальное размещение монголов и завоеванные территории.
Учитель: Блестящая военная организация - залог победы. Поголовное участие мужского населения в войнах давало большое преимущество над оседлыми народами. Земледельцы и горожане, как правило, были привычны не к мечу, а к сохе или инструментам. Подготовленность своих воинов - прирожденных наездников- к военным походам Чингисхан дополнил жесточайшей дисциплиной. Все монголы разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Созданный Чингисханом закон - яса установил коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага - казнили весь десяток. За бегство десятка казнили сотню. Десяток состоял из члeнов одного рода, хорошо знавших друг друга. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались стремительно, пересаживаясь на свежих коней (у каждого воина 3 лошади) Покорив Китай, монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Слайд 4.
Карта Древней Руси.
Учитель: В 1223 году полководцы Джебе и Собэдэй вторглись в половецкие степи. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью: "Сегодня перебьют нас, а завтра - вас, если не поможете нам". Князья съехались на совет в Киев. Решено встречать врага на чужой земле в половецких степях.
Слайд 4.
Лишь южные княжества решили помочь половцам (нажатие кнопки выделит княжества, участников битвы)
Слайд 4.
В конце мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, впадающей в Азовское море разгорелось кровопролитное сражение.
Слайд 5.
В действиях русских князей не было согласованности. Они не имели общего комaндования, постоянно спорили между собой. Киевская дружина вообще наблюдала за боем с укрепленного холма. Монголы применили свою тактику - отступление. Русские воины даже не заметили, как попали в кольцо основных монгольских сил, и были разбиты. Три дня билась киевская дружина, но силы не равны. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь, те согласились. Обещание, кончено, было нарушено. Монголы связали сдавшихся князей, положили на них доски. А сами, сев сверху, принялись пировать, радуясь предcмepтным стонам умирающих.
Слайд 5.
Вывод о битве.
Слайд 6.
Это был разведка. Дальше монголы не пошли.
Слайд 7.
В 1227 году умер Чингисхан, завещавший монголам покорить всю землю до "последнего моря". Главным руководителем этого завоевательного похода стал внук Чингисхана Бату-хан, сын Джучи. (старший сын Чингисхана Джучи умер незадолго до Чингисхана)
Слайд 8.
Карта Древней Руси. И по ней мы проследим путь монголов по Северо-Восточной Руси. (Нажимаем, один раз появляется Рязань)
Слайд 8.
В декабре 1237 года монголы вступили в пределы Рязанского княжества. Батый привел 120 тысяч воинов. Владимиро-Суздальская земля насчитывала горожан и феодалов 100 тысяч. Среди них боеспособных мужчин было 20-25 тысяч. Рязань могла собрать 3-7 тысяч. Итак, превосходство монголов было значительным. Помощь рязанцам от великого владимирского князя не пришла. После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала.
Слайд 9.
Подвиг Евпатия Коловрата.
Слайд 8.
Следующий город Коломна. Русское войско полностью уничтожено. Монголы несут серьезные потери. У них существовало правило, военачальники, начиная с тысячника, руководили войском позади боевых порядков. Не удаль проявлять, а умение руководить, ценили монголы. Личное участие в атаке невозможно. Насколько же ожесточенным и стремительным было сражение, если в нем погиб двоюродный брат Батыя - хан Кулькан.
Слайд 8.
Батый после Коломны взял и сжег Москву. Перебил жителей и пленил сына великого князя Юрия Всеволодовича- Владимира. Нелегкий выбор предстоял князю. Он отступил к реке Сить (северо-запад от Ярославля) надеясь собрать силы для битвы, но оставил город Владимир.
Слайд 9.
Монголы подошли к Владимиру и установили стенобитные машины "пороки". Сквозь рухнувшие стены ворвались в город.
Слайд 10.
Успенский собор. Именно там пытались спастись жители города, но монголы всех перебили и там, они подожгли храм и люди стали задыхаться от дыма
Слайд 8.
4 марта 1238 года произошла "сеча зла" на реке Сить.
Русские были разбиты, великий князь погиб.
Завоеватели продолжили поход на Новгород, но, не дойдя около ста верст, повернули на юг. Почему Новгород был избавлен от разгрома? Перед нами одна из загадок истории. Монголы испугались весенней распутицы. Захватчики понесли большие потери и опасались упopного сопротивления новгородцев.
Слайд 8.
На обратном пути монголы наткнулись на небольшой город Koзeльск и неожиданно столкнулись с яростным сопротивлением. Город отбивался целых семь недель. Не случайно они его прозвали "злым городом".
Слайд 11.
Город Koзeльск.
Слайд 12.
К лету 1238 года монголы покинули русские земли и вернулись в степи. Северо-Восточная Русь лежала в руинах.
Слайд 13.
Вопросы учителя: Как оценить происходящее? Был ли разгром неизбежен? Сражение на Сить ошибка великого князя?
Слайд 14.
В марте 1239 года жертвой монголов стала Юго-Западная Русь.
Слайд 14.
Монгольский авангард подошел к Киеву, пораженный красотой и величием древней столицы, монголы не рискнули штурмовать, отправили послов. Но киевляне, знавшие хитрость монголов, ворота не отворили. Осенью 1240 монголы осадили Киев. Летопись, возможно, преувеличила, сообщая, что войско столь велико, что "Не бе слышати гласа от скрипения телег его, множества ревения вельблyдьего и ржания, от гласи стад коней его". Монголы разрушили стены города. Последние защитники собрались у Десятинной церкви. Но церковные своды обрушились, не выдержав тяжести многочисленных горожан, искавших убежища. Киев пал. Даже победители были восхищены героизмом киевлян. Раненый и попавший в плен воевода Дмитр был помилован ханом "мужества ради его".
Слайд 14.
Падение Киева открыло захватчикам путь в Западную Европу. Они устремились в Венгрию, Польшу, Чехию. Достигнув берегов Адриатического моря, обескровленные монгольские войска в конце 1241 года вернулись на Волгу
Слайд 15. Заключительный этап урока. В любой форме проверка знаний уч-ся. Можно использовать прием понятийно-терминологическая карта. По словам и терминам, которые записали дети. Надо составить ответы на вопросы учителя. Или предложить небольшой тест.
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
18 03 2024 9:27:36
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
17 03 2024 13:29:33
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
16 03 2024 3:18:55
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
15 03 2024 3:30:53
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика. ...
14 03 2024 20:54:32
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
13 03 2024 4:13:19
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
12 03 2024 13:33:30
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
11 03 2024 23:39:31
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
10 03 2024 15:29:18
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
09 03 2024 3:56:25
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
08 03 2024 6:56:12
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
07 03 2024 12:43:32
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
06 03 2024 2:43:10
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
05 03 2024 22:16:15
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
04 03 2024 15:56:50
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
03 03 2024 14:59:45
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
02 03 2024 14:18:30
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
01 03 2024 23:59:21
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
29 02 2024 13:41:32
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
28 02 2024 8:39:52
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
27 02 2024 3:37:48
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
26 02 2024 5:21:59
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
25 02 2024 19:32:53
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
24 02 2024 23:54:45
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
23 02 2024 17:26:42
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
22 02 2024 2:15:19
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
21 02 2024 13:37:50
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
20 02 2024 5:56:35
На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
19 02 2024 23:37:31
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
18 02 2024 9:22:58
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
17 02 2024 19:41:37
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
16 02 2024 8:47:36
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
15 02 2024 22:43:25
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
14 02 2024 5:18:18
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
13 02 2024 12:41:32
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
12 02 2024 23:47:38
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
11 02 2024 14:43:15
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
10 02 2024 7:37:40
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
09 02 2024 16:37:54
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
08 02 2024 15:10:15
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
07 02 2024 16:56:13
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
06 02 2024 19:15:57
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
05 02 2024 3:31:28
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
04 02 2024 20:16:23
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
03 02 2024 8:11:40
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
02 02 2024 0:34:26
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
01 02 2024 15:15:16
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
31 01 2024 9:14:44
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
30 01 2024 12:26:27
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
29 01 2024 11:52:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::