Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"
Цель: формирование интереса учащихся к истории народов Азии, Америки, Африки и их роли в истории развития человечества.
Задачи:
- систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по теме;
- развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ;
- продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы;
- способствовать повышению у учащихся интереса и уважения к истории других стран и народов.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Оборудование: Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История Средних веков», компьютер, мультимедийный проектор, карта «Индия и Китай в Средние века».
План урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правил игры.
- Проведение игры
- 1 тур. Кто больше?
- 2 тур. Угадайка.
- 3 тур. Наведи порядок.
- 4 тур Конкурс знатоков архитектуры.
- 5 тур. Верите ли вы, что…
- 6 тур. Черный ящик
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Мы закончили изучение истории Средних веков и последнего её раздела - «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века». Средние века вместили в себя события человеческой истории с V по ХV век. Это время было наполнено бурными событиями: рождением и гибелью империй, походами завоевателей и народными восстаниями, рождением новых религий и учений.
На этом уроке мы повторим материал по одному разделу «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века», закрепим знания исторических понятий, хронологию событий, вспомним, что дали эти народы миру.
Приступаем к конкурсу. Класс мы разделим на две комaнды. Каждая комaнда выбирает себе капитана.
Первый конкурс называется «Кто больше». В течение 2 минут каждая комaнда должна ответить как можно на большее число вопросов. Если ответ неизвестен, капитан говорит: «Дальше». Жюри подсчитывает количество набранных баллов.
- Профессиональные воины в Японии. (Самураи.)
- Узелковое письмо инков. (Кипу.)
- Столица государства Тимура. (Самарканд.)
- Буддийские многоярусные храмы. (Пагоды.)
- Титул правителей государства у монголов. (Хан.)
- Различные группы людей в Индии, объединенные общностью происхождения, занятий, прав и обязанностей. (Касты.)
- Религия, возникшая в Древней Индии. (Буддизм.)
- Столица державы инков. (Куско.)
- Народ доколумбовой Америки, проживающий в Андах. (Инки.)
- Древнейшее государство Западного Судана. (Гана.)
- Князья, правители государств в Индии. (Раджи.)
- Основатель монгольской державы. (Чингисхан.)
- Традиционная система взглядов, распространенная в Китае. (Конфуцианство.)
- Наименование повелителя Китая. (Сын Неба.)
- Религия, в VII – VIII вв пришедшая на смену буддизму в Индии. (Индуизм.)
- Христианское государство в Африке. (Аксум, Эфиопия.)
- Большие группы индийского общества, из которых позднее образовались касты. (Варны.)
- Народ доколумбовой Америки, населяющий часть территории современной Мексики. (Ацтеки.)
- Служители древней религии в Индии, принадлежавшие к высшему слою индийского общества. (Брахманы.)
- Государство в Африке, одним из правителей которого был Али Бер. (Сонгаи.)
II. Угадай-ка, к истории каких стран и народов относятся эти выражения:
«Сыны Солнца» (кровные родственники Инки, занимали высшие должности в государстве).
Восстание красных повязок (в 1368 году в Китае началось восстание против монголов. В этом году Китай добился независимости).
Орлы и ягуары (рядовые воины ацтеков, которые своим мужеством на войне могли заслужит доступ в ряды знати).
Сын Неба (император Китая с неограниченной властью).
Черные вороны (кочевники с севера, которых власти Китая призвали для борьбы с восставшими крестьянами под руководством Хуан Чао).
«Горы и воды» (пейзажи – виды природы, китайцы называли «горы и воды»).
«Цветы и птицы» (изображение плодов, цветов, зверей, птиц Китай).
«Плавучие поля» (сплетенные из ветвей плоты, где укладывалась земля, поднятая со дна озера, у ацтеков).
III. Наведи порядок .
На красной карточке написаны даты, а на желтой - события. Необходимо найти событие, соответствующее данной дате.
874 |
Паломничество Канку Муссы в Мекку |
884 |
Начало крестьянского восстания под руководством Хуан Чао |
960 |
Поход войск Чингисхана на Северный Китай |
1206 |
Поражение восстания под руководством Хуан Чао |
1211 |
Утверждение в Китае династии Сун |
1324 |
Китай добился независимости в борьбе с монголами |
1368 |
Съезд представителей монгольских племен избрал правителем всех монголов Чингисхана |
1398 |
Укрепление государства Сонгаи в период правления Али Бера |
1464-1492 |
Вторжение войск Тимура на территорию Делийского султаната |
IV. Конкурс знатоков архитектурных сооружений.
Перед вами архитектурные сооружения разных народов и государств. Нужно назвать архитектурное сооружение и где оно находится.
- Великая Китайская стена (слайд 9, приложение 1)
- Обсерватория в Чичен-Ица (слайд 10, приложение 1)
- Храм Неба (слайд 11, приложение 1)
- Пирамида ацтеков (слайд 12, приложение 1)
- Пирамида в Чичен-Ица (слайд 13, приложение 1)
- Руины города Мачу-Пикчу (слайд 14, приложение 1)
V. Верите ли вы, что… Отвечать «да» или «нет»
- Народы майя жили на полуострове Юкатан? (да)
- Для детей кровных родственников верховного Инки были созданы особые школы? (да)
- У ацтеков не было письменности, они использовали узелковое письмо – кипу?
- В каждом городе-государстве майя был свой правитель? (да)
- Ацтеки жили на территории современной Мексики? (да)
- Все дети ацтеков получали в школах одинаковое образование? (нет)
- Столицей Перу – государства инков – был город Куско? (да)
- Основой счета у майя была десятка? (нет)
- Население страны инков должно было подчиниться строгому порядку: никто не мог уклониться от исполнения своих обязанностей? (да)
- Столицей ацтеков был город Теночтитлан? (да)
- Инки-земледельцы пахали при помощи плуга? (нет)
- В городе Чичен-Ица была построена обсерватория. Это каменное здание дошло до наших дней? (да)
VI. Черный ящик. Из какой страны эти предметы. (Все предметы вытаскиваются из ящика).
Шелковая ткань, бумага, шахматы, сахар, чай, компас, фарфор, стекло, хлопок.
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
Литература:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков: учебник для 6 класса, М, просвещение, 2008.
- Арасланова О. В., Соловьев К. А. поурочные разработки по истории Средних веков, Москва, «Вако», 2007.
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. А. агибаловой и Г. М. Донского «История Средних веков», М, Просвещение, 2009
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1983.
- История. Внеклассные мероприятия 5-11 классы. Заочные путешествия и экскурсии, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол». Автор-составитель Н. В. Кузьмина. –Волгоград: Учитель, 2007.
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
18 03 2024 18:29:45
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
17 03 2024 13:25:45
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
16 03 2024 15:14:28
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
15 03 2024 19:53:56
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...
14 03 2024 4:27:40
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
13 03 2024 21:11:38
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
12 03 2024 14:11:14
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
11 03 2024 15:33:15
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
10 03 2024 0:58:55
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
09 03 2024 6:31:21
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
08 03 2024 15:53:40
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
07 03 2024 4:53:42
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
06 03 2024 22:36:26
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
05 03 2024 10:21:40
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
04 03 2024 15:15:47
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
03 03 2024 17:52:16
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
02 03 2024 16:53:35
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
01 03 2024 12:45:10
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
29 02 2024 1:49:12
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
28 02 2024 21:39:48
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
27 02 2024 10:15:30
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
26 02 2024 13:13:15
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
25 02 2024 2:18:19
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
24 02 2024 22:16:17
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
23 02 2024 10:16:24
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...
22 02 2024 10:52:15
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
21 02 2024 6:11:48
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
20 02 2024 15:51:22
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
19 02 2024 1:53:31
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
18 02 2024 6:24:40
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
17 02 2024 14:44:32
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
16 02 2024 15:33:27
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
15 02 2024 13:15:34
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
14 02 2024 4:31:28
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
13 02 2024 3:45:48
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
12 02 2024 0:20:54
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...
11 02 2024 19:29:24
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
10 02 2024 10:26:58
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
09 02 2024 4:37:10
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
08 02 2024 5:24:17
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
07 02 2024 1:15:45
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
06 02 2024 16:41:43
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
05 02 2024 14:57:28
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
04 02 2024 12:56:32
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
03 02 2024 7:30:49
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
02 02 2024 11:22:27
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
01 02 2024 3:26:32
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
31 01 2024 0:53:55
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
30 01 2024 9:38:19
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
29 01 2024 13:50:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::