Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс
Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – героическая Волга” разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею “Волжской-Днепровской флотилий”, проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (защита ученических проектов) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. Участие в уроке ветеранов Волжской-Днепровской флотилий пробуждает у учащихся чувство сопереживания, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Эпиграф:
“Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,
И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.
Цели урока:
- Учебные: рассмотреть основные направления удара немецко-фашистских войск летом 1942 года, уяснить суть происходившего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
- Развивающие: Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, умение аналитически мыслить и делать выводы.
- Воспитательные: воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России.
Задачи: ярко и эмоционально рассказывать о событиях Сталинградской битвы.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала, защита проектов
Оборудование:
- музейные экспонаты,
- проекты учащихся,
- музыкальные произведения,
- мультимедийный проектор,
- музыкальный центр.
Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Кольцо”.
Важные события:
- 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
- 17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.
- 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.
План урока
1. Организационный момент, вступительное слово преподавателя, сообщение темы, цели урока.
2. Поисково-исследовательский этап. Изучение нового материала. Работа экскурсионных групп
3. Постановка проблемного задания. Решение проблемного задания. Дискуссия
4. Защита учащимися проектов
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задании
Мещерякова Надежда Федоровна “Сталинградская битва” идентификатор 230-217-159
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся приглашаются в школьный музей, встречаются с ветеранами Волжской-Днепровской флотилий
Учитель: 2010 год – особый, это юбилейный год грандиозной ПОБЕДЫ в страшной войне, унесшей миллионы жизней наших людей.
Победа в памяти тех людей, которых вы сейчас видите перед собой. Это люди старшего поколения, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Волжской-Днепровской флотилий, члeны Совета ветеранов школьного музея – Иванова Вера Михайловна, Лошкарев Николай Егорович.
“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Сталинграда.
Ученик: Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”.
Учитель: Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
2. Работа лекторских групп
Ученик: К середине июля 1942 года враг сосредоточил в большой излучине Дона крупные силы с целью овладеть Сталинградом. Ожесточенными и оборонительными боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла.
Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой “черное золото” и донской хлеб поступало в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб. Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.
17 июля 1942 года началась одна из величайших битв – Сталинградская.
Ученик: Волга - великая русская река. Ее длина 3688 км. Проходя через центральные районы европейской части нашей страны, она соединяет их с богатейшим югом. По грузообороту Волга заменяла более десяти железнодорожных магистралей.
Учитывая большое народохозяйственное и оборонное значение Волги, 23 октября 1941 г учебный отряд кораблей на реке Волга был переформирован в Волжскую военную флотилию под комaндованием контр-адмирала Д.Д.Рогачева. В состав флотилии входили канонерские лодки, бронекатера, тральщики
Ученик: Фронт обороны советских войск держали две армии: оборонявшая центр города и заводы 62-я генерала В.И. Чуйкова и 64-я генерала М.С. Шумилова, защищавшая южные районы Сталинграда.
Волжской военной флотилии предстояло решать одну из главных задач - поддержку 62, 64 и 57 армий огнем корабельной артиллерии. Ни один капитальный мост не связывал берега реки.
Поэтому для перевозки подкрепления, вооружения, продовольствия, медикаментов и возврата раненых было задействовано все, что может держаться на воде - от пароходов и барж до рыбачьих лодок и плотов из автомобильных камер. С левого берега Волги в Сталинград действовало 42 переправы. Караваны судов проводились под постоянным огнем противника.
23 августа 1942 г. противник прорвался к северной окраине Сталинграда, и вышел на правый берег Волги. Заняв поселок Рынок, Лоташанку. В тот же день авиация противника подвергла Сталинград варварской массированной бомбардировке.
В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по гpyдь в земле,
Наcмepть солдат стоял.
Знал он, нет дороги назад -
Он защищал Сталинград.
/ А.Сурков “ Защитник Сталинграда”./
Ученик: Город горел, горела даже Волга. И тогда Волга заговорила.
Отряд кораблей капитана 3 ранга С.П.Лысенко прикрывал подступы к Сталинграду с севера. В составе отряда была легендарная канонерская лодка “Усыскин” под комaндованием капитан-лейтенанта И.А.Кузнецова.
До войны это был простой буксир, мирно тянувший баржи и плоты, теперь военный корабль, одетый в броню, с морской пулеметной установкой. Канлодка “Усыскин”, занимая огневые позиции у истоков Ахтубы, более двух месяцев поддерживала огнем войска полковника С.Ф.Горохова. Стрельбой канлодки управлял комaндир артиллерийской части лейтенант А.Н.Телепнев.
Немецкая авиация много раз искала лодку. Но экипаж соорудил макет своего корабля и замаскировав его, поставил на якоре в полукилометре от канлодки. Немцы искали неведомую батарею, много раз бомбили макет, а канлодка оставалась не обнаруженной. Потрясенная река вздрагивала, падали деревья, дым обволакивал корабль, бомбы падали в тридцати метрах от корабля, но только заканчивалась бомбардировка, корабль открывал огонь. В боях за Сталинград артиллеристами канлодки уничтожено 19 немецких танков, 40 автомашин, 7 артиллерийских минометов, 2 склада с горючим и боеприпасами, уничтожено свыше двух полков пехоты.
За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками комaндир канлодки капитан-лейтенант И.А.Кузнецов награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, а комaндир артиллерийской части А.Н.Телепнев орденом Красной Звезды.
Ученик: А вот еще один из эпизодов этого периода:
Однажды гитлеровцы двинулись в атаку на 124 стрелковую бригаду. На помощь пришла артиллерия канонерская лодка “Чапаев” под комaндованием старшего лейтенанта Н.И.Воронина. Атака врага была отбита, но противнику удалось засечь огневую позицию канлодки. Немцы начали обстреливать ее из тяжелых дальнобойных орудий. Радист бронекатера БХ-34 И.К. Решетняк засекает вспышки орудий и более суток корректирует огонь канлодок по противнику. За одну ночь было уничтожено 11 вражеских огневых точек. Утром бронекатер бомбили “юнкерсы”. Решетняк сражается и с ними, обстреливает их из пулемета длинными прицельными очередями. Много раз налетали вражеские стepвятники, но Иван Решетняк не дрогнул, сражался стойко. На палубе бронекатера за мужество и отвагу И.К.Решетняку вручен орден Ленина.
Канонерская лодка “Усыскин” и “Чапаев” участвовали в боевых действиях до самого окончания Сталинградской битвы. За доблесть и мужество канлодка “Усыскин” и “Чапаев” награждены орденами Красного Знамени.
3. Постановка проблемного задания
Учитель - Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к cмepти, делает бойца бесчувственным?
Ученик: /Война заставляет человека привыкнуть к cмepти, но ценить человеческую жизнь./
Корабли Волжской флотилии своим арт-огнем помогали сухопутным частям сдерживать натиск врага. Краснофлотцы рука об руку с красноармейцами сражались на переднем крае обороны. Во время одного боя матрос Евтушенко заметил тяжелораненых красноармейцев. Под обстрелом врага моряк пробрался на передний край и стал на себе выносить раненых в безопасное место. Мужественный матрос спас жизнь 22-м воинам
Ученик: /Война влияет на хаpaктеры людей, выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни./
31 октября 1942 г. в захваченный врагом пос. Латошинка высадился десант 300-й стрелковой дивизии численностью около 1000 человек. Десантная группа не выполнила поставленной задачи по освобождению Латошинки, но сковала части 14-го немецкого танкового корпуса, занимавшего этот район.
В операции по снятию десантников с правого берега особо отличился экипаж бронекатера № 34 под комaндованием комaндира Северной группы кораблей, капитана 3-го ранга С.П. Лысенко. Тяжело раненый осколком снаряда Лысенко не покинул боевого поста и руководил боем до тех пор, пока не потерял сознание. На левом берегу С.П. Лысенко скончался от ран и был похоронен в селе Среднее Погромное. Он поcмepтно был награжден орденом Ленина, его именем был назван новый бронекатер № 213, построенный в июне 1943 г. на средства моряков флотилии.
Дискуссия. Ветераны флотилии участвуют в дискуссии и приводят свои примеры героизма и мужества матросов и солдат
Воспоминания ветеранов, рассказы о боевом прошлом, общение с учащимися, ответы на их вопросы.
Учитель: “II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)”.
Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
Ученик
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России -
И всю ее прикрыл собой.
В период Сталинградской битвы судоходство по Волге было опасным и сложным, но оно не прекращалось. Караваны судов проводились под постоянным огнем противника
Мещерякова Надежда Федоровна “Сталинградская битва” идентификатор 230-217-159
Бронекатера (БК), или, как их ещё называли “речные танки” дерзко прорывались на фланги противника в район Латошинки и СТЗ и своим огнём срывали атаки врага
Боевое траление мин – работа очень опасная и напряженная. Чтобы вытралить магнитную, акустическую или неконтактную мину тральщикам приходилось идти по одному и тому же месту десятки раз. Работали по 15-17 часов в сутки. И вот эту тяжелую и опасную работу выполняли не только мужчины, но и женщины. В составе отдельной бригады траления был катер – тральщик № 611, экипаж которого полностью состоял из женщин.
На флотилии было установлено правило: за каждую обнаруженную и вытравленную мину выдавалось денежное вознаграждение, а на корпусе тральщика рисовались красные звезды с указанием количества мин.
У Сталинграда впервые в Военно-Морском Флоте были применены бронекатера с реактивными минометными установками
В память о героической борьбе судов Волжской военной флотилии ветеран войны Проворова Л.М подарила школьному музею свою картину “Бронекатера на Волге”
Учитель
“III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)”
19 ноября 1942 года началась битва под Сталинградом. Ранним утром раздались залпы легендарной “Катюши”. Операция “кольцо”, целью которой была ликвидация окруженной группировки, стала завершающим периодом Сталинградской битвы. Войска Юго-Западного и Донского фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и 23 ноября соединились в районе Калач.
Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение. 31 января войска 64-й армии взяли в плен фельдмаршала Паулюса вместе со штабом.
2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.
На отдельных этапах этой самой грандиозной в истории человечества битвы, которая охватила территорию около 100 тыс. кв. км, участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех сил, действовавших в это время на советско-германском фронте. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур.
Победа! Ее творцом и ее героем стал народ. И мы сегодня вспомнили лишь некоторые события этой исторической битвы.
Учитель: Вы узнали о доблестных защитниках Сталинграда, выстоявших в тяжелейших боях и покрывших себя неувядаемой славой. Вы узнали о Сталинградской битве, которая явилась началом коренного перелома II мировой войны.
4. Защита учащимися проектов /приложения/
Приложение 1
Приложение 2
5. Подведение итогов урока
Ученик: Сталинград навечно вошел в сознание человечества как символ несгибаемой воли, мужества и отваги советских воинов. Мы, ныне живущие, и наши потомки с благодарностью будем склонять головы перед памятью тех, кто отстоял Сталинград ценой собственной жизни, доказал любовь и преданность Родине.
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
/А.Твардовский/
Учитель: Спасибо всем участникам и гостям за интересную встречу. Всем желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой.
6. Домашнее задание
Параграф 25, написать домашнее сочинение “Будем помнить о войне”, “200 дней и ночей Сталинграда”
Память о боевых подвигах Волжской военной флотилии
1. Одной из набережных города Волгограда присвоено имя Волжской военной флотилии
2. В зале памяти мемориала на Мамаевом кургане на склоненных знаменах указаны имена моряков флотилии – контр-адмирала Б.В.Хорошхина и капитана 3 ранга С.П.Лысенко.
3.На центральной набережной около панорамы Сталинградская битва установлен на постаменте бронекатер БК-13. участвовавший в обороне Сталинграда и в боях под Берлином.
4. На центральной набережной мемориальная плита “Героям Волжской военной флотилии”
5. В фарватере Волги установлен плавающий знак “Кораблям и судам, морякам и речникам, погибшим при обороне Сталинграда”.
Список литературы
1. Н.В.Загладин “История Отечества”, учебник 9 класс М.2003г
2. А.Уткин “Вторая мировая война” М. 2003 год
3. М.Н.Грязнов – “Моряки в битве за Сталинград – Волгоград, 1982г
4. Н.И.Крылов “Сталинградский рубеж” М. 1984
5. С.Липкин – “Сталинградский корабль” М, 1943г
6. И.И.Локтионов – “Волжская флотилия в Великой Отечественной войне” М.1974г.
7. “Сталинградская битва: Хроника. Факты. Люди”. В двух книгах. Москва, 2002.
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
27 03 2024 23:13:26
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
26 03 2024 5:52:25
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
25 03 2024 17:17:25
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
24 03 2024 15:46:25
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
23 03 2024 1:13:20
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
22 03 2024 11:39:56
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
21 03 2024 19:18:24
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
20 03 2024 22:42:45
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
19 03 2024 19:42:16
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...
18 03 2024 2:50:43
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
17 03 2024 10:50:57
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
16 03 2024 2:20:58
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
15 03 2024 16:43:53
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
14 03 2024 20:30:23
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
13 03 2024 1:21:31
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
12 03 2024 10:35:23
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...
11 03 2024 23:11:27
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
10 03 2024 18:21:38
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
09 03 2024 11:51:41
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
08 03 2024 11:29:19
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
07 03 2024 5:24:37
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
06 03 2024 3:29:36
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
05 03 2024 15:55:55
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
04 03 2024 5:35:22
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
03 03 2024 12:30:52
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
02 03 2024 15:42:17
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
01 03 2024 5:48:41
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
29 02 2024 9:18:46
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
28 02 2024 12:19:46
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
27 02 2024 4:42:18
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
26 02 2024 10:14:23
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
25 02 2024 17:52:59
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
24 02 2024 0:53:58
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
23 02 2024 4:55:19
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
22 02 2024 4:46:28
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
21 02 2024 19:56:54
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
20 02 2024 4:36:20
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...
19 02 2024 3:48:32
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
18 02 2024 22:23:20
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
17 02 2024 14:57:31
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
16 02 2024 23:53:37
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
15 02 2024 13:53:48
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
14 02 2024 20:35:27
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
13 02 2024 11:21:25
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
12 02 2024 5:12:28
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
11 02 2024 15:20:42
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
10 02 2024 2:48:43
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
09 02 2024 19:45:27
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
08 02 2024 5:42:49
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...
07 02 2024 1:10:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::