Совершить невозможное. 10-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Совершить невозможное. 10-й класс


    Совершить невозможное. 10-й класс

Цели:

  • Формировать у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность;
  • Знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны;
  • Показать, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества;
  • Формировать у учащихся чувство ненависти к войне как средству решения международных споров;
  • Показать значение победы над гитлеровской Германией как великой победы нашего народа;
  • Развивать и углубллять знания, умения и навыки учащихся, учение логически мыслить.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  • Зрительный ряд урока представлен слайдами.

Приложение 1

Ход урока

1. Вводное слово учителя

Учитель. Великая Отечественная война была, пожалуй, самой тяжелой из всех воин, в который пришлось сражаться нашим соотечественникам.

На фронте и в тылу они проявляли массовый героизм, который удивлял и продолжает удивлять многих. Особое уважение, любовь и признательность заслуживали те, кого образно называли “талалихинцами”, “гастелловцами”, “матросовцами”. В годы войны и послевоенное время все знали об их подвигах, чего нельзя сказать о современной молодежи. Теперь, спустя 65 лет после Победы, самое время вспомнить о полузабытых героях. Кто же они?

“Придет день, когда настоящее станет прошлым,
когда будут говорить о великом времени и о
безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы,
чтобы все знали, что не было безымянных героев, а
были люди, которые имели свое имя, свой облик,
свои надежды. Пусть же эти люди будет близкими вам,
как друзья, как родные, как вы сами”.
                                                                    Ю. Фучик.

Николай Гастелло

Где облака вершат полет,
Снаряды рвутся с диким воем,
Смотри внимательно, пилот,
На землю, вспаханную боем.
Пилоту недоступен страх,
В глаза он cмepти смотрит смело,
А, если надо, жизнь отдаст,
Как отдал капитан Гастелло!

...На рассвете летчики собрались у репродукторов. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Николая Гастелло. Сотни людей – на разных участках фронта – повторяли это имя.

Во главе своей эскадрильи капитан Гастелло храбро сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиации сдерживал их движение.

Черные пятна танковых скоплений, сгpyдившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак самолета Гастелло. Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход!

И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгpyдившимся цистернам противника, мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руги тверды. Умирающий самолет еще слушается рук умирающего пилота.

Машина Гастелло взрезается в “толпу” цистерн и машин – оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух.

Запомни имя героя – капитана Николая Францевича Гастелло.

Подвиг Гастелло и его экипажа повторили многие. Уже на второй день после тарана Николая Гастелло у польского города Грубещув воздух потряс мощный взрыв – это летчик Д.З. Тарасов (с экипажем три человека) направил свою горящую машину в фашистскую мотоколонну.

“Гастелловский подвиг” совершили четыре женщины. Это Любовь Ольховская, Лидия Егорова, Александра Полякова и Екатерина Зеленко, сбившая тараном фашистский самолет – разведчик, удостоенная звания Героя Советского Союза.

Но списку героев, который мы сегодня называем гастелловцами, положили начало ещё предвоенные годы.

В боях на Халкин Голе прославился военком 150 – го бомбардировщик на свой горящий бомбардировщик на склад боеприпасов. Именно он был инструктором и наставником у Николая Гастелло…

Огненные пилоты…Известно более 500 таких экипажей. После совершения подвига, подобного Н. Гастелло, чудом остались в живых 16 человек.

Виктор Талалихин

1941 год. Враг усиливал натиск стремясь прорваться к Москве.

Что же касается Виктора Талалихина, дальнейшая его судьба сложилась так… октябрьским утром 1941 года эскадрилья “ястребков” под его комaндованием вылетала на прикрытие наших войск в район подмосковной деревни Каменки, в 85 км от Москвы.

В небе завязался тяжелый бой. Пуля попала Виктору в голову, он был убит. Машина Талалихина упала на нейтральную зону между нашими и гитлеровскими войсками, в полутора-двух километрах северо-западнее Каменки.

На место гибели лётчика вылетели начальник штаба полка и несколько комaндиров. В чаще леса они нашли останки летчика и обломки самолета. Тело 23-летнего героя доставили в полк. Похоронили В. Талалихина в Москве.

Бой в Московском небе

Листовка-плакат о подвиге летчика комсомольца Виктора Талалихина (август 1941 года).

В ночь на 7 августа 1941 года наши звукоуловители засекли фашистский бомбардировщик, пытавшийся пробраться к Москве с высоты 4500 метров. Навстречу фашистскому пирату вылетел летчик Виктор Талалихин. На высоте четырех километров Талалихин настиг врага и зашел ему в хвост. Первая пулеметная очередь – и правый мотор противника начинает дымить.

Фашист делает крутой вираж и устремляется в бегство. К Москве он уже не прорвется. Но Талалихин не хочет упустить врага живым. Он расстреливает его, пока есть боеприпасы, затем таранит его.

“Ястребок” приблизился к “Хейнклелю-111” на 15–20 метров. Ясно виден черный крест на хвостовом оперении противника. Заговорил крупнокалиберный хвостовой пулемет фашистской машины. Талалихину обожгло руку.

Не обращая ни какого внимания на рану, пилот нажимает рычаг, и “ястребок” стремительно врезается в темно-зеленый корпус фашистской машины. Таран произошел в 23 часа 28 минут на высоте двух с половиной километров. От удара самолет Талалихина перевернулся на спину. Фашистский самолет загорелся. Пылающая масса понеслась мимо Талалихина. Снизу донесся глухой взрыв.

Под обломками “Хейнкеля-111” нашли трупы четырех летчиков и множество зажигательных бомб, которые они не успели сбросить.

Талалихин сел на спокойную поверхность озера в 55 километрах от Москвы, быстро выбрался на берег и вернулся в свою часть.

Советское Информбюро часто сообщало о таранных ударах.

Такой же подвиг совершил летчик– истребитель Алексей Катрич. Это было не далеко от Москвы. Расстреляв все боеприпасы, Катрич сблизился с бомбардировщиком. Удар был точным. Потеряв управление, вражеский самолет свалился на землю. Наш истребитель, протаранив врага, круто спикировал. Лопасти винта были повреждены, но Катрич не растерялся. Использую большой запас высоты, он мастерски направил “ястребок” на свой аэродром и благополучно соверши посадку .

Александр Печеневский патрулировал под нижней кромкой облаков, обнаружил на высоте 500 м группу “Хейнкель” и в составе 4-х самолетов их атаковал. “Ястребок” Печеневского устремился на головную машину. Однако та, маневрируя уходя за облака, продолжала упopно вести свою группу на станцию Великие Луки. До нее оставались считанные километры, через одну-две минуты фашисты могли сбросить бомбы. Печеневский непрерывно атаковал противника, но боеприпасы иссякли. Тогда он принял решение – уничтожить врага тараном, как сделал это его друг Талалихин. Сблизившись бомбардировщиком, Печеневский хотел винтом своего истребителя “отрубить” его хвостовую часть. Но фашист успел увернутся. Тогда Печеневский сделал вторую попытку. Он подлетел снизу под крыло, отрубил его винтом своего самолета. Протараненная машина резко накренилась и в 15 км. От вокзала Великие Луки свалилась на землю. Самолет же Печеневского от удара потерял управляемость. На малой высоте летчик сумел выпрыгнуть с парашютом.

Таран-оружие отважных, боевой прием, который ввели в пpaктику и использовали советские летчики. У него есть история – родоначальником таранного боя является знаменитый русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров. В воздушном бою 26 августа 1914 года он протаранил колесами своего самолета вражеский аэроплан “ Альбатрос ”. Героизм Нестерова остался непревзойденным на протяжении всей первой мМировой войны.

Матросов и матросовцы

Имя Героя Советского Союза Александра Матросов, как и название маленькой деревни Чернушки, за которую он погиб в бою как герой, во время войны было известно повсюду.

Многие считали, что в 1943 году Александр Матросов первым закрыл в бою своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым дал возможность своему подразделению возможность своему подразделению выполнить приказ. Но когда подняли документы архивов, то выяснилось, что уже в 1941 году подобный подвиг совершили 17 воинов, в 1942 году – 50, в 1943 году – 36. в 1944 – 6 человек.

Первым в списке героев стоит имя политрука танковой роты Александра Константиновича Панкратова. В конце лета 1941 года 125-й танковый полк вел тяжелый оборонительный бои в районе Новгорода. В Кирилловском монастыре, расположенном на одном из островов, фашисты устроили наблюдательный пункт, откуда корректировали огонь своих батарей. Необходимо было его уничтожить. 24 августа отряд лейтенанта Платонова высадился незамеченным на остров и начал штурм. В ответ противник открыл шквальный огонь, мешавший группе храбрецов во главе с А.Панкратовым проникнуть на территорию монастыря. Политрук вырвался вперед и бросил гранату. Пулемет на время замолчал, затем заработал снова. Тогда Панкратов, у которого не осталось патронов и гранат, бросился на вражеский пулемет и закрыл его гpyдью. Бойцы, вдохновленные подвигом политрука, смело поднялись в атаку и уничтожили наблюдательный пункт. Панкратову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В почетном списке мотросовцев есть и наши земляки. Однако не все знают, что у Матросов есть не только последователи, но и предшественники, среди которых – сибиряки с Алтая.

Это произошло на западном берегу Волхова, у стен древнего Новгорода, в январские дни 1942 года. С целью выявления огневых точек врага было решено провести разведку боем. Взвод ночью двинулся к вражеским позициям. Удалось незаметно проникнуть в тыл обороны противника. Бойцы действовали решительно: в амбразуру дзотов полетели гранаты, вражеские пулеметы замолкали один за другим. Комaндир взвода отдал приказ о выходе из боя. Но в это время неожиданно заговорили пулеметы трех других дзотов. Разведчики оказались в огневом кольце. Все решали секунды и тогда…сержант Иван Саввич Герасименко с Украины, красноармейцы Александр Семенович Красилов и Леонтий Арсеньевич Черемнов – наши земляки из с. Старая Таpaба Кытмановского района,– не сговариваясь, без комaнды, повинуясь одному велению сердца, закрыли вражеские амбразуры своими телами. Герои пог8ибли,но их подвиг решил исход боя.

…22 февраля во втором батальоне на кануне боя состоялось комсомольское собрание, на котором выступал Матросов. Призывая отметить наступающий день Красной Армии боевыми успехами, он сказал:

– Я буду драться с фашистами, пока руки держат оружие, пока бьется мое сердце. Я клянусь, что буду драться с фашистами как подобает комсомольцу, презирая cмepть, во имя нашей Родины!

Его сердце было полно ненависти к врагу, который принес нашему народу столько горя, полно боли от того ,что ему пришлось увидеть. В одном из писем своим воспитателем он писал:

“<…> вы и представить себе не можете, что натворили на русской земле эти гады… Я видел колодец, в который фашистами-извергами было сброшено 16 детей в возрасте до 12 лет. Я видел обгорелый каменный склад, где они заживо сожгли 265 женщин, стариков и детей…Отступая, гитлеровцы жгли все, что могло гореть, взрывали все, что поддавалось разрушению. Я читал в одной листовке приказ немецкого генерала, который разрешил своим солдатам уничтожать все, что является советским, не останавливаясь даже перед историческими памятниками. А на приказе отметка: “Одобрено Гитлером”. Вот если бы удалось мне добраться до Берлина и поймать Гитлера, я ему отомстил бы за все это”.

Утром 23 февраля начался бой. В 11 часов 15 минут Матросов совершил подвиг у деревни Чернушки, выполнив свою клятву. Агитатор политотдела бригады старший лейтенант Волков в тот день написал в донесении: “…Нахожусь во втором батальоне. Наступаем… В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов… совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Наступление продолжается”.

После боя товарищи с почестями похоронили героя у деревни Чернушки. Позднее его тело перенесли в город Великие Луки. На его могиле теперь стоит бронзовый памятник работы известного скульптора Е. В. Вучетича.

Мы поднимались и в атаку шли,
Рвались на встречу пламени и ветру,
Чтобы пройти хоть метр своей земли,
Но падали, не сделав и полметра.

И пятый раз с комaндою “вперед!”,
Блестя штыками, поднималась рота,
Но бил упopно вражий пулемет
Из амбразуры маленького дота.

И вдруг за дымным валом человек
Навстречу доту яростно метнулся,
И пулемет, придушенный навек,
Струей последней захлебнулся.

Морской прибой за ними грохотал.
Мы прошли к замолкнувшему доту,
А тот, безвестный, недвижим лежал,
Прикрывши телом дуло пулемета.

Никто из нас тогда еще не знал,
Кто он такой и из какого края,
Отдавший жизнь за маленький квартал,
Свою большую землю защищая.

В заключение – новые сведения о Матросове.

Теперь о биографии Матросова. Родом он был Башкирии, его настоящее имя – Шакирьян Мухамедьянов.

Шакирьян родился в 1924 маленькой деревушке Кунакбае. Когда умерла мать, ему было больше семи лет. Семья жила бедно, и после того, отец женился в третий раз, мальчик ушел из дома. Как предполагают, он попал в детприемник распределитель по линии НКВ, откуда его направили в Мелекеева Ульяновской области. Там он назвался Сашей Матросовым, потому что среди беспризорников существовал закон: если ты не русский, тебя будут сторониться.

В январе 1943г. весь курсантский состав училища был направлен рядовым на пополнение фронтовых частей. Матросов был зачислен в списки 91-й Тихоокеанской добровольческой морской бригады имени Сталена. В феврале при взятии деревни Чернушки он совершил свой подвиг.

Сусанины Великой Отечественной

…Известно, что поступки героев воодушевляют. Так, в годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный тому, которым в начале марта 1613г. Прославился костромской крестьянин Иван Сусанин.

Первым в этом ряду стоит имя Матвея Кузьмича Кузьмина. 26 августа 1941 года гитлеровцы на танках, автомашинах и мотоциклах ворвались в деревню Куpaкино, расположенную близ Великих Лук. В школе разместилась гитлеровская комендатура. В доме Матвея Кузьмича поселился комендант, выгнав хозяев дома в сарай. 14 февраля 1942 года фашисты потребовали, чтобы Матвей Кузьмич провел их отряд в тыл советских войск в деревню Першино. Кузьмин шепнул сыну Василию, чтобы тот пробрался к своим и предупредил, что утром у их позиций будет вражеский отряд.

…До Першино по прямой было меньше часа ходьбы. Но Матвей Кузьмич избрал другой путь: он круто повернул в сторону, на юго-запад, поэтому маршрут многократно удлинился. Вёл он их ночью и вывел на поляну, где в окопах немцев уже ждали солдаты.

Вскоре автоматчики увидели вражеский отряд. Приближавшиеся гитлеровцы были замечены и другими подразделениями. На них обрушился шквальный огонь.

Проваливаясь в снегу, Матвей Кузьмич сделал несколько шагов вперед – к нашим солдатам. Немцы поняли, что проводник умышленно привел их на эту поляну, – затрещали вражеские автоматы, широко раскинув руки, Кузьмин упал…

Свыше 50 солдат потеряли враги, около 20 сдались в плен.

На станции Московского метро “Измайловский парк” установил скульптуру Кузьмина 9мая 1965 года.

Матвею Кузьмичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Кратко о некоторых других подвигах “сусанивцев”…

В 1942 году фашистские каратели намеревались уничтожить партизанский госпиталь, расположенный в Липичанской пуще. О нем они узнали от предателя. Фашисты взяли в проводники Иосифа Юрьевича Филидовича, который повел врагов к лесным топям. Один за другим фашисты начали проваливаться в болотную трясину. Оставшиеся в живых каратели убили своего проводника.

Партизаны нашли его тело в лесной чаще, когда начал таять снег. Теперь в сквере поселка Дятлово воздвигнут памятник И.Ю. Филиловичу

В середине февраля 1943 года в Брестской области гитлеровцы начали наступление на партизан – в операции участвовали три фашистские дивизии, вооруженные танками, пушками, самолетами. Партизаны оказались в окружении. Фашисты схватили Ивана и Михаила Цубов – двух братьев, колхозников деревни Новина и приказали показать дорогу.

Михаил Самуилович отказался быть проводником, его расстреляли. Иван Цуба повел фашистов в противоположном направлении, к не замерзающим болтам, откуда гитлеровцы не смогли выбраться. Они начали пускать сигнальные paкеты, по которым партизаны определили их местонахождение. На следующий день гитлеровцев уничтожили.

Через три дня нашли истерзанный труп героя. Партизаны с почестями похоронили Ивана Цубу и его брата Михаила.

Неоценимый вклад в дело разгрома врага внесли юные патриоты временно оккупированных районов. Они сражались с оружием в руках, ходили в разведку и на выполнение боевых заданий, поддерживая связь между партизанскими отрядами и штабами Красной Армии.

8 октября 1941 года Настю Дроздову немцы уговорили показать им дорогу на хутор Быково – партизанскую базу. Тогда гитлеровцы избили её, а затем, поставив к дереву, инсценировали расстрел. Понимая безвыходность своего положения, дeвyшка решила вести вражеский отряд, но не в Быково, а в противоположном направлении, в непроходимые топи. Когда каратели поняли, что дeвyшка их обманула, они расстреляли её, а потом и её родителей.

Ученик 5-го класса Миша Куприн в мае 1942 года завел карателей в болота Брянской области, где они и погибли, предварительно с ним распрощавшись.

Школьник Черниговской области Коля Молчанов направил немецкий отряд в болота урочища Царева в сентябре 1943 года, сам же, воспользовавшись темнотой, скрылся в кустарнике. Вышедшие из болота немцы сдались в плен, остальные утонули в трясине.

Юный Ваня Фролов тоже стал “сусанинцем” – на Калужской земле. Увидев, как фашисты, стремясь узнать, где находится база партизан, избивали пионервожатого Александра Козлова, вызвался сам показать дорогу. Целый день водил он фашистов по снежному лесу, а потом сказал офицеру: “Я не знаю, где находятся партизаны. Отпустите меня”. Обозленные фашисты тут же повесили Ваню на сосне.

О настоящем человеке и его последователях.

В 1946г. широкую известность в нашей стране и за рубежом получила книга Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке” (через два года вышел одноименный фильм), в основе которой– реальный подвиг 27-летнего летчика, вынужденного посадить истребитель в прифронтовом лесу. 18дней он в одиночку боролся за жизнь, а позже безногим инвалидом снова встал в боевой строй.

Прототипом героя этих двух произведений стал Алексей Петрович Маресьев, комaндир звена истребительного авиационного полка.

В одном из воздушных боев 4 апреля 1942года в районе так называемого “Демяновского котла” (Новгородская область) самолет А.П.Маресьев был подбит. Совершив вынужденную посадку, раненый летчик ползком, голодный, добирался до линии фронта. Полуживого, его обнаружили мальчики из деревни. Отец Саши отвез Маресьева на подводе в свой дом. Это было 22 апреля 1942года.

Больше недели жители деревни ухаживали за раненым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. Наконец в первых числах мая вблизи деревни приземлился самолет, на котором А.П.Маресьева отправили в Москву, в госпиталь. Там ему ампутировали обе ноги.

Алексей Петрович тяжело переживал несчастье, но его не покидала мысль о том, чтобы снова вернуться в истребительную авиацию. Еще в госпитале он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы управлять самолетом с протезами на ногах.

Тренировки увенчались успехом: в начале 1943года Маресьев прошел медкомиссию и был направлен в авиационную часть.

20 июля 1943года старший лейтенант Маресьев сбил два фашистских бомбардировщика. В августе 1943года А.П.Маресьеву было присвоено звание Герой Советского Союза. За время войны совершил 86 боевых вылетов, лично сбил 11самолетом противника, из них 7 после тяжелого ранения.

После войны первые 4 года А.П.Маресьев работал начальником авиационной подготовки в московской спецшколе, затем успешно закончил аспирантуру при Академии общественных наук, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. В 1956году после создания Советского комитета ветеранов войны Маресьев становится его ответственным секретарем, а с апреля 1983года – заместителем председателя. В 1999году первый заместитель председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы А.П.Маресьев был удостоен общероссийской премии “Российский национальный Олимп”. Ему присужден почетный титул “Национальный герой”.

18мая 2001года полковник в отставке А.П.Маресьев ушел из жизни. За два дня до своего 85-летия и за 20 минут до начала торжественного вечера по случаю его юбилея в Центральном театре Российской армии.

Войну Захар Артемович Сорокин встретил летчиком– истребителем на одном из черноморских аэродромов. Но вскоре его откомaндировали на серев.

25 октября 1941 года несколько раз в течение суток поднимались в воздух по тревоге истребители. На этот раз они взлетели на встречу с четверкой легких бомбардировщиков Ме-110, которые держали курс на Мурманск. Сорокин атаковал ведущего вражеского звена. “Мессер– шмит” загорелся. Но из-за облаков вынырнул еще один.

Летчик был ранен в правое бедро, у него кончились патроны, тогда он пошел на таран. Машина затряслась, сорвалась в штопор. С большим трудом удалась её выровнять и посадить на замершее озеро в узком ущелье. Из подбитого вражеского самолета, проваливаясь в снегу, двигались двое фашистов. Началась перестрелка. Первого Сорокин сразил наповал. У второго кончились патроны, а у Захара дал осечку пистолет. Противники пошли в рукопашную… И тут Сорокин увидел рукоятку своего пистолета, валявшегося в снегу. Быстро перезарядив пистолет, он почти в упор выстрелил в фашиста.

Превозмогая боль, с рассеченным лицом, еле-еле ступая на раненую ногу, шел он через сопки по глубокому снегу, полз, катился. Боясь замерзнуть, не спал. Только на шестые сутки добрался до своих. Дополз и потерял сознание.

Потом был госпиталь и ампутация ступней обеих ног. В порядке исключения разрешили пройти медкомиссию…Сорокин снова летал, участвовал во многих боях, сбил еще 12 вражеских самолетов.

1938 года в непогожий февральский день на аэродроме, где дежурило звено старшего лейтенанта Белоусова, раздался сигнал боевой тревоги– чужой военный самолет пересек границу. Леонид Ге opгиевич первым поднялся на перехват нарушителя. Выполнив поставленную задачу, он взял на свой аэродром. Но когда погода резко ухудшилась, пришлось производить посадку в густом снегопаде, почти не различая земли.

Самолет потерпел аварию– вспыхнул бензин. Белоусов получил тяжелые ожоги лица, гpyди, рук и ног… Едва живого его привезли в госпиталь. Летчик перенес более 30 пластических операций.

Великую Отечественную войну капитан Белоусов встретил на Ханко комaндиром эскадрильи в своем родном истребительном полку. Защищая Ленинград на дальних подступах, летчики уничтожили 52 вражеских самолета. Три из них значилось на боевом счету Белоусова.

Но болезнь прогрессировала началась гангрена ног. Как врачи ни старались спасти ноги, пришлось ампутировать. Так летчик остался без ног, но летать хотел.

Весной 1944 года уже вернулся в свою часть. Белоусов совершил более 30 успешных боевых вылетов. 1957году получил звание Герой Советского Союза.

29августа 1942года, совершая уже четвертый боевой вылет на станцию Виев, Маликов Илья Антонович был сбит и тяжело ранен. Зенитный снаряд попал в мотор и кабину. Протянув через линию фронта, ему удалось посадить машину на своей территории. Боясь, что не долетит до своих, Маликов приказал экипажу покинуть самолет. Но штурман Бобылев и стрелок-радист Токарев отказались покинуть раненого комaндира. Когда он произвел вынужденную посадку, сразу потерял сознание. Бобылев и Токарев оказали первую помощь. Уже позже, в госпитале хирурги ампутировали только правую ногу, левую загипсовали. Комиссия через несколько месяцев объявила: “Не годен для авиации!”.

Но Илья Антонович стал упopно тренироваться ходить, вскоре начал бегать и в конце концов забросит свой костыль– помощник. После долгих и настойчивых просьб ему разрешили снова летать на боевой машине Пе-2. Он вернулся в свой штурмовой полк. На счету его – 196 боевых вылетов, из них более ста – уже с протезами! 15 мая 1946года И.А. Маликову было присвоено звание Герой Советского Союза.

Героизмом советских людей восхищались даже противник. Вот несколько примеров.

Немцев поражал героизм уже обреченных, казалось бы, советских солдат. Один из офицеров вермахта писал: “ Несколько на то, что мы продвигаемся на значительные расстояния… нет того чувства, что мы вступили в побежденную страну, которое мы испытывали во Франции. Вместо этого – сопротивление, постоянное сопротивление, каким бы безнадежным оно ни было. Отдельное орудие, группа людей с винтовками… человек, выскочивший из избы на обочине дороги с двумя гранатами в руках…”.

“ Поведение русских войск поразительно отличалось от поведения поляков и войск западных союзников в условиях поражения. Даже будучи окруженными, русские не отступали со своих рубежей”.

И действительно, хотя сотни тысяч солдат, оказавшись в безнадежном положении, оставшись без боеприпасов, попали в плен, многие окруженные части продолжали сражаться, прорываясь с боями на восток или, по крайней мере, приковывая к себе значительные силы вермахта.

По мере продвижения немцев сопротивление лишь усиливалось. Люди не думали о поражении и капитуляции – раньше или позже, но враг будет разбит, победа будет за нами!

Хаpaктерен вывод западного военного историка Р.Сета: “… Если вы честны, то не можете не восхищаться русскими и их военными руководителями за их мужество, стойкость и мастерство… Они повернули ход войны в свою пользу и пользу западных союзников”.

Премьер – министр Англии Уинстон Черчилль писал в те дни: “Мы рады, что русские армии оказывают такое сильное, смелое и мужественное сопротивление совершенно неспровоцированному и безжалостному вторжению фашистов. Храбрость и упорство советских солдат и народа вызывают всеобщее восхищение”.

В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла – рабочих, колхозников, интеллигенции.

А вот слова маршала Жукова Ге opгия Константиновича, обращенные к молодежи: “Я считаю, что молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли! Сколько матерей не дождались с войны детей! С комaндного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда cмepтоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только– только узнали вкус жизни. 19-20лет лучший возраст в обычной человеческой жизни. Всё впереди… А для них очень часто впереди был только немецкий блиндаж, извергавший пулеметный огонь.

На Висле, я помню, увидел плачущего солдата. Оказалось, солдат рассказывал о своем друге – только что погибшем молодом лейтенанте… Дорогой ценой досталась нам мирная тишина, возможность учиться, работать, ездить, куда хочется. Мы люди старшего поколения этого не забудем. Важно, чтобы и молодые людям: охотники до нашей земли по – прежнему есть и думаю, долго еще не переведутся. И поэтому в любой момент надо быть готовым к суровому часу.

Запомним слова, сказанные маршалом Г.К.Жуковым: “Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами”.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

22 04 2024 18:58:33

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

21 04 2024 18:12:51

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

20 04 2024 0:39:25

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

19 04 2024 14:35:28

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

18 04 2024 15:29:25

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

17 04 2024 6:30:51

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

16 04 2024 17:44:39

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

15 04 2024 23:30:37

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

14 04 2024 6:56:51

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

13 04 2024 23:59:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

12 04 2024 23:45:38

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

11 04 2024 6:13:29

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

10 04 2024 19:37:12

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

09 04 2024 5:35:58

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

08 04 2024 17:43:20

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

07 04 2024 22:22:48

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

06 04 2024 11:36:46

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

05 04 2024 0:26:32

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

04 04 2024 2:42:14

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

03 04 2024 3:15:38

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

02 04 2024 2:23:14

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

01 04 2024 7:33:10

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

31 03 2024 22:34:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

30 03 2024 22:26:15

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

29 03 2024 6:46:27

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

28 03 2024 14:34:47

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

27 03 2024 3:28:25

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

26 03 2024 18:12:56

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

25 03 2024 1:28:30

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

24 03 2024 12:13:44

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

23 03 2024 2:44:24

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

22 03 2024 12:22:49

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

21 03 2024 11:11:48

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

20 03 2024 6:22:57

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

19 03 2024 9:38:40

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

18 03 2024 23:22:37

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

17 03 2024 20:16:41

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

16 03 2024 17:22:44

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

15 03 2024 3:13:43

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

14 03 2024 7:51:13

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

13 03 2024 14:58:53

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

12 03 2024 22:45:11

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

11 03 2024 10:20:57

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

10 03 2024 11:58:58

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

09 03 2024 3:55:25

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

08 03 2024 4:52:16

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

07 03 2024 7:25:32

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

06 03 2024 2:45:12

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

05 03 2024 1:43:41

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

04 03 2024 4:27:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::